Математика и оборона страны
методическая разработка

Корнеева Ольга Владимировна

Внеклассное мероприятние, задания которого можно использовать на внеклассных мероприятиях и на уроках на военную тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat.vecher.odt29.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

               к математическому вечеру «Математика и оборона страны».

   Чем дальше отодвигается последний день войны, тем значимей выглядит победа нашего народа. Но тем и сильнее становится стремление идеологов других стран принизить роль нашего государства в завершении второй мировой войны. В условиях, когда на Западе не прекращается фальсификация истории войны, искажаются истинные причины поражения фашизма, остро встаёт вопрос о том, как лучше показать молодёжи историческую миссию советских людей, их массовый героизм, величайший вклад в общее дело всех народов — разгром фашизма. В настоящее время наша страна отмечает 65-ю годовщину Победы над фашистскими захватчиками. Среди всех мероприятий, проводимых учителями в праздновании этой знаменательной даты, наиболее значительным является математический вечер.

   Математический вечер рассчитан на учащихся 5-8 классов, которые составляют основную массу всех учащихся школы. У детей этого возраста возникает естественная потребность приобщиться к героическому прошлому своей Родины. Эту потребность постоянно питают книги и кинофильмы, музеи и выставки, посвящённые Великой Отечественной Войне. Знакомить с ними учеников, пробуждать их интерес к документальным и художественным свидетельствам грозной военной поры — долг каждого школьного наставника. Но как бы ни было велико значение такой формы патриотического воспитания молодёжи, она, разумеется, не исчерпает всех воэможностей этой важной работы. Даже самые яркие факты отечественной истории останутся для ребят лишь суммой книжных знаний, если они не будут прочувствованы сердцем, согреты личным отношением к тем бесчисленным примерам героизма советских людей, их беззаветной преданности Родине, которые дала нам Великая Отечественная. Поэтому правильно поступают те педагоги, которые побуждают своих воспитанников к активному поиску этих примеров на мероприятиях практического характера. На математических вечерах можно организовать выпуск специальных газет, викторины, конкурсы, тематические беседы. Задачи должны иметь военно-патриотическое содержание, показывать героизм людей в годы войны, роль руководителей в организации отпора врагу. Задачи также должны показывать героическую работу тружеников тыла, для чего лучше привлекать местный материал. При этом среди задач должны быть как трудные, так и лёгкие. Смысл включения лёгких задач заключается в представлении каждому участнику шансов на успех, в привлечении к конкурсу как можно большего числа учащихся, что очень важно при проведении мероприятий идеологической направленности.

   Основными целями проведения математического вечера являются:

  • создать у учащихся соответствующего интереса к историческим фактам;
  • напомнить учащимся о бедствиях, принесённым людям войны, о горе, причинённым народам фашизмом;
  • пополнить знания учащихся о патриотической борьбе советского и других народов;
  • расширить знания о жизни учителей-математиков в годы ВОВ;
  • развивать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление.

   Задачи математического вечера:

  • формировать умение решать задачи военно-патриотического содержания;
  • показать героизм людей в годы войны;
  • показать героическую работу тружеников тыла в годы войны;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

   В результате проведения мероприятия учащиеся должны:

  • решать задачи военно-патриотического характера;
  • уметь делать небольшие сообщения о преступлениях фашистов против народов, о борьбе народов с немецко-фашистскими захватчиками;
  • решать задачи на смекалку, сообразительность в условиях военного времени.

                                          Содержание занятия.

   Математический вечер, посвящённый празднованию «Дня Победы», целесообразно начать с устной газеты, выполняющей роль своеобразного камертона в создании у учащихся соответствующего настроения. Первую страницу устного журнала составит сообщение о работе математиков в военные годы, затем участие учителей в Великой Отечественной войне. Следующие страницы устной газеты — это: «Преступление фашистов против народов», «Борьба народов с немецко-фашистскими захватчиками». После устного журнала целесообразно провести конкурс по решению задач, который состоит из двух этапов: отборочные состязания и финал. На отборочном этапе ученики выполняют домашнее задание, результаты которого сдают при входе в зал. На втором этапе участники финала объясняют решение одной из домашних задач и решают одну новую задачу. Итоги конкурса определяются в зависимости от суммы баллов, полученных за лучшее объяснение решения домашней задачи и наиболее быстрое и правильное решение новой задачи. Это должно выглядеть следующим образом. По итогам объяснения домашнего задания участники финала получают баллы согласно занятым местам. Затем всем участникам предлагается задача, обычно допускающая устное решение. Первый, кто справился с ней, получает 1 балл. Остальным предлагается новая задача, которая несколько легче предшествующей и оценивается в 2 балла. Оставшимся финалистам предлагается третья задача, которая опять же легче предшествующих. По итогам её решения определяется третий приэёр конкурса. (Если на этом этапе не произвести отсев, то конкурс может значительно затянуться и потерять всю свою привлекательность). Победитель определяется по наименьшему числу баллов, набранных в сумме за выполнение двух заданий. Если победителей окажется несколько, то это не беда. Чтобы конкурс проходил в заинтересованной обстановке и его итоги не вызывали недоумений, полезно предварительно объяснить зрителям его условия. Следует подчеркнуть, что участникам даётся на решение задачи всего одна попытка. Всякое недостаточно обдуманное или ошибочное решение ведёт к выбыванию участника из дальнейшей борьбы. Следующий этап вечера-развлечения. На этом этапе проводится несложная викторина из 5-7 вопросов. Обязательно включаются задачи на смекалку, сообразительность. После подведения  итогов викторины — просмотр художественных номеров. Желательно организовать конкурс художественной самодеятельности.

    Материалы и оборудование:

  1. Сообщение о работе Н.Ф.Рубцова, посвятившего себя обучению будущих учителей;
  2. Доклады о работе механико-математического факультета МТУ в годы войны;
  3. Рассказ о тез, кто работал в тылу в годы ВОВ;
  4. Факты преступления фашистов против народов;
  5. Тексты задач для домашнего задания и для финала;
  6. Викторина;
  7. Конкурсы.

     Методы проведения:

Слово учителя, сообщения учащихся, устные решения задач, художественное оформление, документальные материалы, музыкальное оформление.

                                Ход занятия.

  1. Организационный момент, постановка цели.

   В 2010 году наша страна отмечает 65-летие Победы нашего народа над фашистской Германией. Эту знаменательную дату мы отметим проведением математического вечера «Математика и оборона страны», в результате которого выясним, что вы знаете о людях, защищавших свою Родину, как умеете решать задачи на военно-патриотическую тему. Оценивать выступления учащихся будут.....(представление жюри(.

  1. Устная газета.

  а) сообщение о работе математиков в военные годы;

  б) доклад об участии учителей в Великой Отечественной войне;

  в) факты о преступлениях фашистов против народов;

  г) сообщение о борьбе народов с немецко-фашистскими захватчиками;

  (каждое сообщение сопровождается рисунками, фотографиями).

  1. Конкурс «Решение задач».

  а) отборочное состязание.

   Организаторы конкурса отбирают финалистов из тех, кто дал наибольшее число правильных ответов из домашнего задания, сданных на отдельных листах с указанием фамилии, имени и ответов задач при входе в зал.

  б) финал.

   Участники финала объясняют решение одной из домашних задач (по жребию) и решают одну новую задачу. Задачи сопровождаются соответствующими рассказами о войне и иллюстрациями военной техники.

  в) итоги конкурса.

   Определяются в зависимости от суммы баллов, полученных за лучшее объяснение решения домашней задачи и наиболее быстрое и правильное решение новой задачи.

  1. Развлечение.

  а) викторина из 5-7 вопросов (включаются задачи на смекалку, сообразительность);

       б) побведение итогов викторины.

  1. Конкурс художественной самодеятельности.

  а) реприза с математической фабулой и главным действующим лицом Василием Тёркиным;

     б) конкурсы на военную тематику;

     в) подведение итогов конкурса.

  1. Подведение итогов вечера.

   Омечаются наиболее активные участники, призёры, награждение грамотами, подарками.

           Литература для подготовки к вечеру:

1. Война в тылу врага. Вып. 1-М:Политиздат.1974г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы "Математика и оборона страны"

В данном  материале показывается ,как можно использовать возможности предмета математика  для патриотического воспитания школьников...

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Путешествие в страну "Математика""

Разработка внеклассного мероприятия по математике для уящихся для 5-7 классов на татарском языке....

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»»

Данное мероприятие проводится в виде соревнования между классами или командами одного класса. Каждой команде выдаётся путеводитель, в котором указан маршрут. В указанных городах участников ожидают чле...

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов: «Математика и оборона страны»

Данное мероприятие показывает взаимосвязь математики с вооруженными силами. Содержит исторические данные о ВОВ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике, 8 класс «Урок Победы» «Математика и оборона нашей страны»

Материал подобран к 65 годовщине Дня Победы. Рассматривается практическое применение математики в военном деле....

Внеклассное мероприятие "Математика и оборона нашей страны"

Сценарий внеклассного мероприятия по математике«МАТЕМАТИКА И ОБОРОНА НАШЕЙ СТРАНЫ»Цель: воспитание у студентов  гражданского патриотизмаОборудование: презентация.Этапы мероприятияВсту...

Конспект урока ОБЗР для 10 класса по ФРП ООО "Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны"

Конспект урока ОБЗР для 10 класса  по ФРП ООО "Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны"...