Внеклассное мероприятие "Математика и оборона нашей страны"
методическая разработка (10 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия по математике
«МАТЕМАТИКА И ОБОРОНА НАШЕЙ СТРАНЫ»
Цель: воспитание у студентов гражданского патриотизма
Оборудование: презентация.
Этапы мероприятия
- Вступительное слово ведущего на вечере. Он знакомит присутствующих с программой вечера, дает слово докладчикам— студентам 1 курса.
- Доклад на тему «Математика и оборона нашей страны».Приведем краткое содержание этого доклада.
История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль в повышение оборонной мощи нашей страны теперь. А что можно сказать про математику? Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Великая Отечественная война. 23 июня 1941 г. состоялось очередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские ученые заявили, что отдают «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагами и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей социалистической Родины».
Математический институт Академии наук СССР разрабатывает штурманские таблицы. Уже в 1943 г. они находят широкое применение в боевой практике авиации длительного действия. Какая их ценность? Расчеты всех длительных полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А. Н. Колмогоров. По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Это еще не все. Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.
Возьмем задачу. Как лучше провести караван торговых судов по океану, в котором действуют вражеские подводные лодки? Задача не из легких! Если составить караваны из большого числа судов, то можно будет обойтись меньшим числом караванов, благодаря чему вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это одно. Но нельзя забывать другого. Увеличится убыток, если встреча большого каравана судов осуществится с подводными лодками противника. Вот тут и математика пришла на помощь. Она указала, какие должны быть размеры караванов судов и та частота их отправления, чтобы потери были наименьшими.
Математика помогала рассчитывать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолету противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность сбить его.
Во всем этом большая заслуга математической школы академика А. Н. Колмогорова.
Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности боя и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент АН СССР Н. Г. Четаев. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.
Война требовала от авиации больших скоростей самолетов. Но увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода — флаттера. Опять новая проблема, которую" немедленно надо решать. И тут на помощь приходит математика. За решение данной задачи берется группа ученых во главе с М. В. Келдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера. Сделано большое дело. Самолеты обеспечены надежной защитой от появления вибраций.
Благодаря немедленному использованию в производстве теоретических исследований виднейших наших ученых — академиков М. В. Келдыша, А. А. Дородницына и других — стали возможны большие темпы выпуска боевых самолетов.
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А. Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно-Морскими Силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.
В годы Великой Отечественной войны подготовка боевых операций, а их было много, была сопряжена с огромным количеством расчетов, которые требовали хороших знаний по математике. Все это было раньше. А как теперь?
На современном этапе в условиях возможной войны объем вычислительных работ
Как видно, оружие стало очень сложным, мощным и результативным. Поэтому неизмеримо возросла мера ответственности за его применение. Точность попадания ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических расчетов. Это усложнило деятельность каждого командира и в конечном счете всю задачу управления войсками. Отсюда, чтобы умело руководить войсками, командные кадры должны иметь хорошие знания по математике, уметь широко использовать вычислительные средства.
Теперь многие вопросы управления войсками, ракетным оружием решаются в исключительно сжатые сроки. В этом деле очень много помогают математические машины.
В разработке теории вычислительных машин очень много сделали советские ученые-математики. Большая работа ведется в этом направлении под руководством Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, академика В. М. Глушкова.
В современной российской армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники и хорошо знать математику.
- Чтение стихотворения «Баллада о математике» М. Борзаковского (см.: А. П. Подашов «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», стр. 113).
М. Борзаковский
Баллада о математике
Как воздух,
Математика нужна,
Одной отваги
Офицеру мало.
Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими
Ударами
Металла.
И воину
Припомнилось на миг,
Как школьником
Мечтал в часы учения
О подвиге,
О шквалах огневых,
О яростном
Порыве наступления
Но строг учитель был,
И каждый раз
Он обрывал мальчишку
Резковато:
"Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга
И углов квадрата!»
И воином
Любовь сбережена
К учителю,
Далекому, седому.
Как воздух.
Математика нужна,
Сегодня
Офицеру молодому!
- Викторина.
Первые две задачи викторины были помещены в стенгазете «Юный математик» под рубрикой «Подумай дома» за 10 дней до начала вечера. Здесь же было сделано примечание о том, что данные задачи входят в программу математического вечера, который состоится в такое-то время. Около каждой задачи указывалось количество очков за верное решение. Рекомендовалась необходимая литература для решения данных задач. Например, для первой задачи - книга «Занимательная геометрия» Я. И. Перельмана, П. Я. Дорфа и А. О. Румера «Измерения на местности».
Верность решения задач учениками проверялась членами жюри вместе с учителем математики за 2 - 3 дня до начала вечера, насчитывались очки. Решения задач ученики дают на отдельных листах бумаги с указанием своей фамилии, имени и класса.
В начале проведения викторины назывались те ученики, которые верно решили две задачи, и те ученики, которые правильно решили только одну задачу. После этого одному из первой группы учеников давалась возможность показать на доске решение данных задач всем участникам вечера. Остальная часть викторины, проходила обычно.
Если задача требует рисунка, то он обязательно должен быть сделан на большом листе бумаги.
V. Вручение призов самым активным участникам вечера.
Литература
- «Наука и жизнь», 1968, № 2; 1970, №5.
- А. И. Маркушевич. Замечательные кривые. М., Физматгиз 1951.
- А. А. Савелов. Плоские кривые. М., Физматгиз, I960.
- Б. В. Гнеденко. Языком математики. М., «Знание», 1962.
- Детская энциклопедия, изд. 2-е, т. 2, Мир небесных тел. Числа и фигуры.
М., «Просвещенно, 1964.
6. С. Т. Лугининов. А. Н. Крылов — выдающийся кораблестроитель, математик и педагог.
М., Учпедгиз, 1959.
7. Я. И. Перельман. Занимательная геометрия. М,. Физматгиз, 1959
8. А. П. Подашов. Вопросы внеклассной работы по математике в школе. М., Учпедгиз,
1962.
П. Я. Дорф, А. О. Румер. «Измерения на местности», М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие о 75-летии победы в Великой отечественной войне | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборо нной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль в повышение оборонной мощи нашей страны теперь. А что можно сказать про математику? Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Великая Отечественная война. 23 июня 1941 г. состоялось очередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские ученые заявили, что отдают «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагами и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей социалистической Родины».
Математический институт Академии наук СССР разрабатывает штурманские таблицы. Уже в 1943 г. они находят широкое применение в боевой практике авиации длительного действия. Какая их ценность? Расчеты всех длительных полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А. Н. Колмогоров.
По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Это еще не все. математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.
Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент АНСССР.Н. Г. Четаев. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете. Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности боя и устойчивости снарядов при полете.
Родился 23.11(6.12) 1902 в с. Карадули (ныне Татарстан). Окончил Казанский университет (1924), в 1929, после окончания аспирантуры, был послан на стажировку в Гёттинген. В 1930—1940 профессор Казанского университета, где создал школу специалистов по теории устойчивости движения. С 1940 работал в Институте механики АН СССР. Профессор МГУ с 1940 г. Установил общую теорему о неустойчивости движения (1934), обратил теорему Лагранжа об устойчивости равновесия (1938), предложил методы решения задач об устойчивости Историческая справка неустановившихся движений (1949), нашёл достаточные условия устойчивости вращательных движений снаряда. Ряд работ посвящен проблемам аналитической динамики. Распространил принцип Гаусса на случай нелинейных неголономных связей. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Москве 17 октября 1959. Похоронен на Немецком (Введенском) кладбище.
Война требовала от авиации больших скоростей самолетов. Но увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода – флаттера. Опять новая проблема, которую" немедленно надо решать. И тут на помощь приходит математика. За решение данной задачи берется группа ученых во главе с М. В. Келдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера. Сделано большое дело. Самолеты обеспечены надежной защитой от появления вибраций.
Историческая справка Мстислав Все́володович Келдыш (10 февраля 1911, Рига – 24 июня 1978, Москва) – советский учёный в области математики и механики, академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943), с 1953 член Президиума, в 1960–1961 вице-президент, в 1961–1974 президент, в 1974–1978 член Президиума АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971).
Мстислав Все́володович Келдыш родился в г. Риге в профессорской семье с традициями, заложенными его дедами: по линии матери – полным генералом от артиллерии Скворцовым А. Н. и по линии отца – М. Ф. Келдышем, закончившим духовную семинарию, но затем избравшим военную стезю и дослужившимся до генеральского чина. Своё дворянское происхождение М. В. Келдыш н икогда не скрывал (на вопрос анкеты о социальном происхождении отвечал: «из дворян»). Окончил МГУ (1931), затем работал в ЦАГИ, МГУ (профессор с 1937), Математическом институте им. В. А. Стеклова АН СССР (МИАН). Директор Института прикладной математики АН СССР (ИПМ РАН) (1953—1978). Основные труды в области математики, механики и аэрогазодинамики летательных аппаратов. Келдыш внёс выдающийся вклад в развитие вычислительной и машинной математики в СССР, в создание эффективных методов расчёта задач атомной и космической техники. Он выступил одним из инициаторов развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 50-х годов XX века разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем – полётов к Луне и планетам Солнечной системы.
Руководил научно-техническим советом по координации деятельности НИИ и КБ по созданию первого ИСЗ; внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды , Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена. В те времена его деятельность в области космонавтики была засекречена, в газетах Келдыш условно назывался «теоретик космонавтики», хотя на посту Президента АН он выступал совершенно открыто. Важное место в деятельности Келдыша занимало научное руководство работами осуществляемыми в сотрудничестве с другими странами по программе «Интеркосмос». Келдыш – председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР (1964–1978), член многих иностранных академий (в том числе Международной академии астронавтики), научных учреждений. Делегат 22–25-го съездов партии, на которых избирался членом ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 6–9-го созывов.
НАГРАДЫ И УВЕКОВЕЧИВАНИЯ ОРДЕНА СССР Орден Ленина (7), Орден Трудового Красного Знамени (3) МЕДАЛИ СССР Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1972) Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова АН СССР (1975). В Риге и Москве сооружены памятники учёному (в том числе в начале Аллеи космонавтов), создан кабинет-музей в ИПМ РАН. На зданиях этого института, МГУ и на доме, где жил Келдыш установлены мемориальные доски. В МГУ учреждена стипендия им. М. В. Келдыша. Его имя носят ИПМ РАН, площадь в Москве, улица в Риге, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», кратер на Луне, малая планета 2186 Keldysh. Урна с прахом Мстислава Всеволодовича Келдыша установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Награждён многими иностранными орденами. В 1978 АН СССР учредила золотую медаль им. М. В. Келдыша «3а выдающиеся научные работы в области прикладной математики и механики, а также теоретические исследования по освоению космического пространства».
Как видно, оружие стало очень сложным, мощным и результативным. Поэтому неизмеримо возросла мера ответственности за его применение. Точность попадания ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических расчетов. Это усложнило деятельность каждого командира и в конечном счете всю задачу управления войсками. Отсюда, чтобы умело руководить войсками, командные кадры должны иметь хорошие знания по математике, уметь широко использовать вычислительные средства.
В 1966 году на механико-математическом факультете Киевского государственного университета им. Т. Шевченко была создана кафедра теоретической кибернетики, которую возглавил В.М. Глушков Позднее, в 1969 году был создан факультет кибернетики, на который и была перенесена эта кафедра. Глушков за пультом первой ЭВМ ДНЕПР В 1967 году в Киеве под руководством академика В.М. Глушкова была организована кафедра МФТИ при институте кибернетики АН УССР, в будущем - нститут кибернетики им. В.М. Глушкова АН Украины. В 1996 году IEEE Computer Society удостоило В.М.Глушкова медали «Пионер компьютерной техники» ( Compter Pioneer )
Как воздух, Математика нужна, Одной отваги Офицеру мало. Расчеты! Залп! И цель поражена Могучими Ударами Металла. И воину Припомнилось на миг, Как школьником Мечтал в часы учения О подвиге, О шквалах огневых, О яростном порыве наступления Но строг учитель был, И каждый раз Он обрывал мальчишку Резковато: «Мечтать довольно! Повтори рассказ О свойствах круга И углов квадрата!» И воином Любовь сбережена К учителю, Далекому, седому. Как воздух. Математика нужна, Сегодня Офицеру молодому! Баллада о математике М. Борзаковский
1.Высота танка равна 2 м. Какое расстояние до танка, если он виден от противотанкового орудия под углом 0—08? 2. Выстрел вражеской батареи был услышан в трех наблюдательных пунктах: А,В, С (рис. 1), причем в В выстрел зафиксирован на t сек. раньше, чем его услышали в пункте А , а в С – на t 1 сек. раньше, чем в В . Определить размещение вражеской батареи.
3.Небольшой отряд солдат подошел к реке, на берегу которой была маленькая лодка и два мальчика. Как при помощи этой лодки и двух мальчиков отряд солдат переправился через реку, если в лодку может сесть один солдат или два мальчика? 4. Двенадцать солдат одновременно были доставлены в пункт назначения, в 20 км от их места расположения, при помощи маленького автомобиля, вмещающего 4 солдат и движущегося со скоростью 20 км в час. Скорость движения солдат 4 км в час. Шофер автомобиля хорошо знал математику и данное ему задание очень легко выполнил. Как?
5.Двум военным частям, расположенным на одном и том же берегу реки на разных расстояниях от нее, нужно срочно одним мостом переправиться на другой берег реки. Где следует построить временный мост, что бы он был на одинаковом расстоянии от военных частей? 6. Море имеет заминированные участки А, В и С (рис. 2). Чтобы отметить зоны, в которые опасно заходить кораблю, поставили два маяка М и N , расположенные на окружности, охватывающей опасный участок моря. Угол MDN должен быть известен лоцману, ведущему корабль. Как может лоцман, измеряя угол между направлениями на оба маяка, узнать, находится ли корабль вне зоны опасности или вошел в нее?
Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Победители XXX Олимпиады – герои нашей страны!"
Внеклассное информационно-развлекательное спортивное мероприятие, построенное в форме литературно - музыкальной композиции с использованием стихов Георгия Ривлина, Натальи Лубянк...
Внеклассное мероприятие "Конституция России – основной закон нашей страны"
Материал содержит разработку внеклассного мероприятия по Конституции страны и презентацию. Парламентский урок посвящен теме «Конституции Российской Федерации -19 лет!». Проведение урока призвано актуа...
Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.
Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: - вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике, 8 класс «Урок Победы» «Математика и оборона нашей страны»
Материал подобран к 65 годовщине Дня Победы. Рассматривается практическое применение математики в военном деле....
Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.
Внеклассное мероприятие по обществознанию...
Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Твой выбор нужен нашей стране"
Внеклассное мероприятие на тему «Твой выбор нужен нашей стране» разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша задача, учителей ОО, адаптировать данную категорию детей ...
Разработка внеклассного мероприятия "За нами будущее нашей страны"
Внеклассное мероприятие по избирательному праву для учащихся 7-11 классов...