"Ваш подвиг будет жить в веках"
план-конспект занятия (9 класс)

Бондаренко Алевтина Васильевна

разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка классного часа43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Выполнила : Бондаренко А.В.

"Ваш подвиг будет жить в веках"

Цели:

воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение к прошлому;

помочь подрастающему поколению стать достойными наследниками тех высоких гражданских традиций, которые создавались в пламени боев за Родину.

Плакаты:

1. Война – жесточе нет слова.  Война – святее нет слова.  В точке и на славе этих лет  И на устах иного.  Еще не может  быть и нет. Помните! Через века,  через года!  Помните! О тех, кто уже не придет никогда.  Помните!

2. Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня…                                        К.Симонов

3. Подвиг народа бессмертен.  Что гибель нам.  Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд  И ждем приказа нового,  И пусть Не думают, что мертвые не слышат,  Когда о них потомки говорят. (Б.Майоров.)

(Звучит фонограмма. Слышен  нарастающий гул самолетов)

 (Гул самолетов замолкает. Слышен голос диктора Ю.Левитана. Он говорит о начале Великой Отечественной войны. Затем звучит первый куплет песни «Священная война». На фоне второго куплета начинает говорить чтец).

Чтец:  

Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой  Нам выдал общую беду  На всех, на все четыре года.  Она такой вдавила след  И столько наземь положила,   Что в двадцать лет и в тридцать лет  Живым не верится, что живы.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 маю 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось ,все невозможное.

Чтец:  

Я представляю это до сих пор. Был сладок сон. Тиха была казарма. Алел восток. И на него в упор Смотрел фашист с открытого плацдарма. Смотрел в бинокль, высок, изящен, свеж, Красив своею статностью спортивной… Был берег, то не берег, а рубеж. Простор полей. Простор оперативный. Уже мосты – места для переправ. Для гусениц, колес бегущих, Мир черепиц, садов, соборных глав –  Все четко, близко замерло в бинокле. Мы спали. И дышалось так легко. И нам, юнцам,  ничто не подсказало,  Что за рекой, совсем не далеко – Уже войнаК  прыжку ждала сигнала.

Ведущий 2:

С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Чтец:

Поседели  вески ветеранов, Будто снегом покрылись они.

Не спешите нас списывать рано. Мы в строю. Мы – солдаты войны.

Где-то там, за невидимой далью, Наша юность осталась в бою.

Там – Победа. Там  – радость с печалью.  Жизни  павших за землю свою.

Вот и нынче, как в грозные годы, Не приемля домашний уют, Ветеранские взводы и роты

С молодежью в походы идут.  И горят ордена и медали,  Освещая победный свой путь,

Много трудных дорог прошагали,  Чтоб на мирную землю взглянуть.

Ветераны гордятся судьбою. Только как можно жить и любить.

Опаленную, юность войною  Не забыть! Не забыть! Не забыть!

(Звучит музыка песни «Священная война»).

Ведущий 2:  Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь  горнило   войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством.  Дорогой  ценой досталась нам Победа!

Ведущий 2:  1418 дней длилась война и наконец, сбылось! 30 апреля 1945 года в 22 часа 50 минут над гитлеровским  Рейхстагом взвилось красное знамя Победы.

С того рассвета в глубине России, Где женщины одни и тишина,  Когда бежали, в окна голосили,

Стучали в двери: «Кончилась война!» Вставало солнце над Берлином где-то,

Солдаты обнимались все в слезах,  Стреляли в небо, салютуя свету,  Деревьям, травам и лугам.

Ведущий 1: Удивительные люди – ветераны Великой Отечественной войны! Они проявляли удивительное мужество, двойную стойкость, вынесли на своих плечах войну и сейчас живут рядом с нами, отчаянно борясь с миром серой рутины, лжи и несправедливости, готовые снова на любые испытания, если это понадобится Родине.

Ведущий 2: Мы должны гордиться, что такие люди есть в нашей стране, в нашем городе, на нашей планете. Это счастье, что мы имеем возможность услышать хриплый голос седого ветерана рассказывающего нам о войне, собственными глазами увидеть стройную колону живых героев, открывающую Парад Победы. Вот только солдат Победы с каждым годом остается все меньше и меньше.

Ведущий 1: Благородное человечество будет помнить о стойкости, мужестве, о подвиге солдат. Они не только отстояли свободу и независимость своего Отечества, но и спасли от фашизма другие народы.

(Звучит мелодия песни «Журавли»)

Чтец: (на фоне мелодии)

Вы  думаете: павшие молчат? Конечно « Да», – вы скажите.   «Неверно!» Они кричат, пока еще стучат Сердца живых и осязают нервы. Они кричат: «Когда покой? Когда?».

Приходят в город ветры полевые. И со звездою говорит звезда, И памятники дышат, как живые,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником им  Была Земля  С пятью материками.

Ведущий 2: В День Победы мы приходим к могилам павших воинов, к обелискам и замираем в молчании. Трепетная минута молчания – как бы наша клятва павшим – хранить и нести сквозь годы благодарную память о них.

Ведущий 1: Долг  жизни -  не забывать о той страшной войне, о тех , кто спас Родину, советских людей от немецкого рабства. Мы  у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам.

Чтец: «Приходят к дедушке друзья» автор В.Степанов

Приходят к дедушке друзья,  Приходят в День Победы.  Люблю подолгу слушать я  Их песни и беседы. Я не прошу их повторять  Рассказов сокровенных.  Ведь повторять – опять терять Товарищей военных, Которых ищут до сих пор Награды боевые.  Один сержант, другой майор,

А больше рядовые.  Я знаю: Трудно каждый год Рассказывать сначала О том, как армия вперед

С надеждою шагала. О том, какая там пальба Как в сердце метят пули!

– Судьба – вздохнут они, – Судьба! А помнишь, как в июле?

Я  молча рядышком сижу, Но кажется порою, Что это я в прицел гляжу,  Что я готовлюсь к бою.

Что те, кто письма пишут мне, уже не ждут ответа. Что даже лето на войне – Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзья  Отпраздновать Победу, Все меньше их,  Но верю я:

Они придут, приедут…

Ведущий 2: Пришло мирное время, но шрамы той войны  остались в каждом городе, селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших героев. Но на могилах не увидеть табличек с именами, лишь количество захороненных людей. Они пали, их нет, но они живут в нас, и их мысли и чувства должны были обрести голос.

Ведущий 1: Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Ведущий 2: Ребята, помните, что рядом с нами есть люди, которые выстрадали для нас Победу. Так будем же достойны чести жить с ними рядом.

Вечер встречи с ветеранами ВОВ, посвящённый 65-летию Великой Победы, "Салют, Победа!"

Оборудование: рисунки и плакаты на военную тему; выставка книг, посвященных ВОВ; архивные материалы уголка боевой славы;, музыкальный центр с фоновыми записями; на доске надпись: “ Две странички календаря. Два дня планеты Земля. Два дня истории Человечества”.

Ведущий 1: У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ведущий 2: Прошло 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память.

Ведущий 1: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить...

Звучит вальс. Молодые люди танцуют и читают на фоне мелодии.

- Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

- Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.

- Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо, ведь дальше будет настоящая жизнь.

- Ой, ребята, как представлю, пройдёт несколько лет, мы все закончим учебные заведения.

Вырастем.

- Может, кто и замуж выскочит.

- Ага, или женится.

- Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.

- А я вот хочу лётчиком быть, испытателем.

- А я на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии?

- А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.

- А я мечтаю приносить людям добро.

- А я мечтаю о любви...

Слышатся звуки самолёта.

Звучит “ Священная война”, на фоне музыки читают:

- Я мечтал...

- Я мечтала…

- Мы мечтали...

Ведущий 2: 22июня... Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А, значит, и к 9 Мая 1945 года. Между двумя датами прочная нить.

Ведущий 1: Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. ( на экране проецируется хроника событий ВОВ).

22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась война.

Ведущий 2: Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод”...

Ведущий 1: Они хотели вернуться в тёплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу...

Ведущий 2: Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность “ за Россию, за народ и за всё на свете”.

Выходят шесть участников, переодетых в форму:1-ый – пехотинца,2-ой – летчика, 3-ий – моряка, 4-ый – рабочего, 5-ый – крестьянина, 6-ой – партизана.

Под мелодию “Если завтра война” выходят солдаты

Сцена: “Единение фронта и тыла”.

Пехотинец:

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою, Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая  Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Летчик:

Нас война отметила метиной особою, в жизни нет и Не было ничего трудней,  метиной особою, самой  Высшей пробою – тысяча четыреста восемнадцать дней.

Моряк:

Наградила нас она фронтовым содружеством, не было Содружества крепче и родней.

Под огнем, под пулями закалялось   Мужество тысяча четыреста восемнадцать дней.

Рабочий:

Сколько горя вынесло наше поколение, Каждый день теряли мы фронтовых друзей,

Каждый день, задумайтесь, день поминовения,  Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Крестьянин:

Как я это выдюжил, до сих пор не ведаю, Самому мне встретилась тысяча смертей,

Только майский светлый день увенчал Победою  Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Партизан:

Нами было сделано все во имя Родины,  И еще послужим мы Родине своей,

Все теперь под силу нам, если нами пройдены Тысяча четыреста восемнадцать дней.

На фоне траурной мелодии:

Ведущий 1: По сведениям статистики, из добровольцев 1922, 23 и 24 годов рождения в живых осталось 3 %. Всего лишь 3% мальчишек пришло домой.  Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники... И до самой смерти своей не верили в их гибель. Надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

Звучит “Бухенвальдский набат”.

Ведущий 2:  Неугасима память поколений   И память тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновение  И в скорби постоим и помолчим.

Объявляется Минута молчания

После Минуты молчания звучат песни военных лет. Участники дарят цветы ветеранам, присутствующим в зале.

Ведущий 1: 65 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. И сегодня на нашем вечере мы преклоняем колени перед теми, кто отстоял мир. И не можем не назвать имена тех, кому мы обязаны своей жизнью. И сегодня у нас в гостях ветераны ВОВ: /поочерёдно перечисляем присутствующих ветеранов /

К сожалению, по состоянию здоровья или по каким-то другим причинам сегодня с нами нет: /перечислить/.

Ведущий 2: В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за все, что мы имеем – жизнь и праздник в нашей жизни, – мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам, спасшим мир от коричневой чумы, а наш народ от порабощения!

Ведущий 1: Дорогие наши ветераны! От всей души поздравляем вас с праздником Победы. Желаем вам доброго здоровья, счастья, благополучия, радости, чистого неба и мира всему нашему огромному дому.

Творческий номер.

Ведущий 2: Вам, уважаемые ветераны, как и многим другим, выпала нелегкая доля, но вы с честью выполнили свой долг и были награждены.

Рассказ о присутствующем в зале ветеране.

- Дорогой, (имя ветерана) расскажите, пожалуйста, где и как вы узнали о начале войны? Что ощущали в этот момент? Где застала вас война? Ваши воспоминания о первых днях войны.

Рассказ ветерана. (на экране проецируется фотоматериал о ветеране).

В этот славный день мы поздравляем Вас с праздником и надеемся, что следующий День Победы Вы встретите вместе с нами.

Творческий номер.

Ведущий 1: Я продолжу этот недлинный список имен, а вы вслушайтесь. Каждое имя – это наша жизнь, наше счастье, наше благополучие.

Рассказ о присутствующем в зале ветеране.

- Уважаемый (имя ветерана), расскажите на каких фронтах вы воевали? В каком роде войск служили?

Рассказ ветерана (на экране проецируется фотоматериал о ветеране).

- Дорогой (имя ветерана), от всей души поздравляем Вас с праздником, желаем Вам всего доброго и дарим Вам песню.

Песня на военную тему.

Ведущий 2: Называя имена участников войны, мы словно перелистываем страницы огромной книги, в которой наша история и их судьба. Вслушайтесь в шорох этих страниц. Книга жизни это самая великая книга, а имена людей – это имена героев.

Рассказ о присутствующем в зале ветеране.

- Дорогой (имя ветерана), расскажите о наиболее запомнившихся эпизодах боевой жизни.

Рассказ ветерана (на экране проецируется фотоматериал о ветеране).

- Уважаемый (имя ветерана), поздравляя Вас сегодня праздником, мы дарим Вам этот номер.

Песня на военную тему.

Ведущий 1: Мы знаем о войне из книг и кино, а вы, дорогие наши солдаты, знаете о ней не понаслышке. Нам не понять всего ужаса войны, не испытать страха смерти, потому что это вы приняли на себя. Поэтому с особым благоговением мы произносим сегодня ваши имена.

Рассказ о присутствующем в зале ветеране

- Дорогой (имя ветерана), что помогало вам подавлять страх? Во что вы верили на войне?

Рассказ ветерана. (на экране проецируется фотоматериал о ветеране)

- Уважаемый (имя ветерана), наша благодарность Вам безгранична! Будьте здоровы и счастливы.

Стихотворение на военную тему.

Ведущий 2: Вам может показаться, что список имен очень длинный. Нет! Он стал слишком коротким, и тем дороже нам стали те, кто еще с нами.

Рассказ о присутствующем в зале ветеране.

Дорогой (имя ветерана), Кого из погибших однополчан вы помните и сейчас? Почему?

Рассказ ветерана..(на экране проецируется фотоматериал о ветеране).

Исполнение частушек на военную тему, сцена “На привале”.

Ведущий 2: Если мы взглянем в книгу биографий наших ветеранов, то первое, что бросится в глаза, - это география сражений: Северо-Кавказский фронт, Белорусский, Прибалтийский, Украинский. Северный... Война разбросала вас, дорогие наши ветераны, а мир соединил, и все вы живете в нашем селе, а праздник собирает всех вместе, и каждый из вас знает, что о вас помнят, что вас любят и ценят.

Ведущий 1: Они начали свою трудовую биографию в военные годы совсем молодыми; война опалила их детство и юность. Они 1926, 1923,1922 года рождения, а в 1941 году им было по 15,16,17 лет, вдумайтесь в эту цифру. Для них кончилось детство и началась взрослая трудовая жизнь. (Называются имена).

Стихотворение на военную тему.

Ведущий 2: Не только на мужские плечи, но и на хрупкие женские плечи легли тяжелые испытания. Кто-то трудился в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым, растил хлеб, работал в госпиталях, кто-то ушёл на фронт сражаться с врагом наравне с мужчинами. Среди наших гостей присутствуют две женщины, участницы ВОВ.

Рассказ о присутствующих женщинах – ветеранах.

Ведущий 1: - Дорогие (имена ветеранов), как вы узнали, что закончилась война? Как вы встретили Победу? Как сложилась ваша судьба после войны?

Рассказ ветеранов.(на экране проецируется фотоматериал) Дорогие женщины, примите земной полон от потомков за ваш самоотверженный труд и пожелания крепкого здоровья, долголетия.

Исполняется песня “Катюша” вместе с ветеранами.

Ведущий 2:Отстреляли залпы Победы, возвратились домой убеленные сединой солдаты, безусыми юнцами уходившие на фронт, и вечной памятью павшим, напоминанием нам будут стоять каменные изваяния - символы славы, несокрушимости, величия нашего солдата.

Ведущий 1: Прошло уже много лет со дня Победы. Наша страна давно залечила раны войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса. Из руин поднялись светлые города, уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время. И это благодаря вам, ветераны! С праздником вас ветераны войны, славные солдаты Отечества! С праздником вас, дорогие нашему сердцу люди! И пусть всегда с вами будет песня, написанная и мирное время в память о тех незабываемых днях.

Ведущий 2:  Пришла! Дохнула свежим ветром, По душам разлилась рекой, Развеяла разрухи пепел, Всех обняла своей рукой, Всем радость мира подарила, Всех окрылила, всех спасла!

Ты по земле своей ходила, Победа Золотого Дня!

Песня “День Победы” в исполнении всех участников мероприятия.

Ведущий 1:  Ради счастья и жизни на свете,  Ради воинов, павших тогда,  Да не будет войны на планете.  Никогда! Никогда! Никогда! Пусть солнце утопит всю землю в лучах. Пусть! Пусть мирные звёзды сияют над ней. Пусть!

Песня “ Пусть всегда будет солнце” в исполнении хора учащихся начальных классов.

Внеклассная работа. Литературно-музыкальная композиция "Об одном прошу — меня дождаться"

На сцене драпировка из ткани (салют) и из лент надпись “9 мая - день Победы”. На полу около стены (аван-сцена) вещмешки. Гимнастёрки сложены, винтовки, котелок, каска, пилотки, ремни, шинель (потом это надевают на себя участники). Стробоскоп. Экран для просмотра слайдов. Окна завешаны черными шторами, на которых иголочками приколоты треугольники - письма с фронта. Стол, зажженная свеча.

Ход праздника

Звучит мелодия “Утомлённое солнце”, танцуют пары. Девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Смех. Резко обрывается музыка, все пары застывают. Свет гаснет, мигает стробоскоп. Включается запись разрывов снарядов, гул самолётов, пулемётные очереди. Звучит первый куплет и припев песни “Священная война”. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают тёмные: платки, кофты, телогрейки. Они с грустью смотрят вслед уходящим солдатам. Звучит в записи голос Ю.Ливитана: “Говорит Москва! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня 1941г, в 4 часа утра,  без объявления войны регулярные части германской армии напили на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от балтийского до Чёрного моря…”. Девушки, юноши входят в военной форме.

На экране слайды: “Родина-мать зовёт!”, “Защитники Бреста”. Зажигается свет.

Девушка читает стихотворение:  Под окном у дома на краю села Горькая калина буйно расцвела.

Но сгустились тучи, началась война, Ушли на фронт мужчины, ровно полсела.

Девушки исполняют первый куплет песни “Ах, война, что ты сделала, подлая”

Ах, война, что ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до пары, На пороге едва помаячили И ушли за солдатом, солдат…

До свидания, мальчики! мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат. И себя не щадите, И всё-таки Постарайтесь вернуться назад.

Юноши исполняют 2-ой куплет

Ах, война, что ты, подлая сделала: Вместо свадеб - разлука и дым. Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим. Сапоги - ну куда от них денешься? Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,  Мы сведём, с ними счёты потом.  Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идёте войной наугад…  До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад.

Юноша поворачивается к девушке и читает:

Впереди ещё грозные марши. Я готов к испытаньям любым.

Стал я чуточку строже и старше, Но, как прежде, кажусь молодым.

Сердцем юным в боях не грубея С не остуженным жаром в груди,

Возвращусь возмужавшим к тебе я, Дорогая, любимая, жди.

Звучит запись песни “Тёмная ночь” сл. В.Агапова, муз. Н.Богословского.  Гаснет свет. Девушки снимают письма, начинают читать их на фоне затихающей музыки. Голос писавшего юноши подхватывает и продолжает письмо (в этот момент освещается прожектором только эти 2 человека), 3-4 письма.

Девушка  

Зимний вечер стелется порошей. Тишина в простуженной избе.  Мой далёкий, славный, хороший, У меня все думы о тебе. Тлеет в печке жаркий уголёк. Я гляжу. Глаза туманит грусть. И слова твоих сердечных строчек  Повторяю, милый, наизусть.  Верю, ты вернешься непременно  Воином, прославленным в борьбе, Знай, что я, любимый, неизменно  Жду тебя, мечтаю о тебе.

Юноша

Когда и в жилах стынет кровь, Я грелся памятью одной. Твоя незримая любовь  Всегда была со мной. В сырой тоске окопных дней, В палящем огненном аду Я клялся памятью моей, Что я назад приду. Хотя б на сломанных ногах, На четвереньках приползу . Я в окровавленных руках Свою любовь несу. Пусть сомневается другой, А я скажу в последний час, Что в мире силы нет такой, Чтоб разлучила нас!

“Нинушка! Уже две недели, как идёт война. Фашистская сволочь наделала много шума и хлопот. Успехами немцев можете не расстраиваться - это временное, и скоро, безусловно, наступит перелом и эти гады будут разбиты и отброшены. Юра Двужильный.1941”.

“Здравствуйте, дорогой мой сынок Иван и дорогие дочки Таня и Галя! С приветом к вам ваш папаша Ерошенко Василий Семёнович. Ещё привет дорогой жене Анастасии  Евграфовне. Всем по низкому поклону и желаю быть здоровыми и счастливыми. Мы бьём врага беспощадно и будем бить его до полного разгрома и уничтожения. Дорогой сынок, я узнал, что ты учишься на “отлично”, а Галя на “хорошо”. Вами очень я доволен и благодарю вас с Галей за ваши старания. Желаю всего наилучшего в вашей жизни, быть здоровыми и счастливыми. 15.05. 1942г.”

“Не печалься, родная, не журись. Береги детей, Любашу и Вову. Освободим землю от фашистской нечестии, и вернусь к вам. Заживём тогда мирно, и всё будет хорошо.... Ваш муж и отец Артём Григорьевич Грицай. Июнь 1944г.”.

Звучит мелодия песни “Если не было войны…”, Муз А. Минкова, Сл И. Шаферана. На сцену выходит девушка - почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены.

До чего ж была она красивой  И кристально чистой - их любовь! А вокруг вовсю гремели взрывы

И рекой лилась людская кровь. Разве ж мог он в стороне остаться! Уходя, сказал своей невесте:

“Об одном прошу - меня дождаться,  А потом всю жизнь мы будем вместе”.

Он при этом улыбался. Но война решила всё за них:   Неизвестно, где лежать остался

Неуспевший мужем стать жених.

Мужской голос за сценой поёт вопросы, а почтальонка отвечает.

Юноша:  Почтальонка, Почтальонка, Тяжела ль тебе сума?

Почтальонка:  Тяжела моя сума, Тяжела моя сума. Все газеты да газеты,

Дотащу ли их сама.

Юноша :  Почтальонка, Почтальонка,  Обошла ли все дома?

Почтальонка:  Обошла я все дома, Тяжела моя сума.

Юноша:   Почтальонка, Почтальонка.  Ты снимай свою суму.

Почтальонка:  Не могу снимать суму, Не могу снимать суму: Там на донце похоронки- Не могу читать, кому. Похоронка, Похоронка- Серый камень на груди, Серый камень на груди, Стопудовый, на груди. Говорила баба Настя: “В почтальонки не ходи”.

Почтальонка подала одной из девушек похоронку. Плачет. Подруги обнимают, пытаются утешать.

Девушка:  Он не писал с передовой,  Она - совсем подросток- Звалась соломенной вдовой, Потом - вдовою просто.

Юноша : Под скрип сапог, под стук колёс.  Война её водила, И было как-то не до слёз, Не до раздумий было.

Девушка: Лежит в шкатулке медальон, Убитого солдата. Давно в гражданке батальон, Где он служил когда-то.

Юноша: Но так устроено уже: Не сохнет лист весенний, Не верят вдовы в смерть мужей И ждут их возвращений.

Девушка: Не то чтоб в даль дорог глядят С надеждою на чудо, Что, мол, вернётся он назад, Что вот придёт домой солдат  Неведомо откуда.

Юноша:  А просто, бед приняв сполна,  Их взгляду нет границы, И в нём такая глубина, Что голова кружится.

Девушка: Как будто им глаза даны, Чтобы глазами теми  Всем не вернувшимся с войны

Глядеть на мир весенний.

Звучит голос:

Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград.  Давным - давно окончен бой…  Руками всех друзей Положен парень в шар земной,  Как будто в мавзолей…

Рокот самолётов, взрывов и воздушной тревоги. Девушка после налёта возвращается домой, снимает пальто. Под пальто белый халат. Гаснет свет. Луч прожектора высвечивает фигуру девушки, девушка пишет письмо и начинает читать его в слух.

“Мои милые. Я жива, здорова, пожалуйста, будьте спокойны. Я сейчас на фронте, мамочка, только вы не волнуйтесь, ничего страшного нет, и потом  - смерть бывает только один раз.  Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне. Со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет. Целую крепко.

Взрывы. Освещаются на табуретке медицинская сумка, пилотка. Пачка писем. Девушка сидит на стуле, затем встаёт, читает стих.

Только что пришла с передовой.  Мокрая, замёршая и злая,  А в землянке нет уж никого,  И, конечно, печка затухает. Так устала, руки не поднять. Не до дров, согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бью шрапнелью. Из землянки  выбегаю вновь,

А навстречу мне рвануло пламя. Мне навстречу те, кому помочь  Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом,  Мимоходом

«Молодец,  сестра»,- крикнут мне товарищи в награду.  Да еще сияющий комбат  Руку мне протянет после боя.

Юноша:

- Старшина, родная, как я рад , Что опять осталась ты живою.

Звучит песня “Снегири”. Луч прожектора освещает читающего, оставляя остальных в тени.

Солдатский долг  Нас озарил с тобой.  Гвардейский полк Уходит снова в бой.  Я чуть устал,  Но бодрость приберёг,  и ближе стал  Победы нашей срок…

Юноша:

Мы победим. Мои - слова, Моя над миром синева, Мои - деревья и кусты,Мои - сомненья и мечты

Девушка:

Пусть на дыбы встаёт земля,  Вопит, и злобствует, и гонит- Меня к своим ногам не склонит,  Как в бурю - мачту корабля.  Я буду жить, как я хочу:

Юноша :

 Свободной птицею взлечу,  Глазам открою высоту, В ногах травою прорасту,

Девушка:

В пустынях разольюсь водой,  В морях затрепещу звездой,  В горах дорогой пробегу.

Я человек, я всё - смогу!

Гаснет свет, все участники исполняют 1ый куплет песни “Журавли” сл. Р. Гамзатова, перевод Н. Гребнева, муз. Я. Френкеля. Во время исполнения песни юноши и девушки зажигают свечи, держат их на ладонях. Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны. На фоне чтения стихов производится показ слайдов: “Штурм рейхстага”, “Советское знамя над рейхстагом”, “Колонна пленных гитлеровцев у Бранденбургских ворот”, “Парад Победы на Красной площади в Москве 24.06.45г”, “могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены”.

Юноша:  Ещё невнятна тишина,   Ещё в патронниках патроны, И по привычке старшина  Бежит, пригнувшись, к батальону.

Юноша:  И тишиною потрясён,  Солдат, открывший миру двери, Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.

В темноте салют. Световые эффекты. Звучит мелодия “Венский вальс”. Танцуют пары, некоторым девушкам не хватает юношей. Несколько юношей садятся на край сцены, музыка стихает, они исполняют песню. “Серёжка с Малой Бронной”.

Юноша:  Давно умолк войны набат,  Цветут цветы в родном краю. Но будет вечно жить солдат,  Что смертью храбрых пал в бою.

Девушка:  Как долга у погибших взятого,  Нельзя забыть ни мёртвых, ни живых.   Рождённые победой сорок пятого, Им заплатите памятью о них.

Юноша:  И на земле в делах необозримых,  И в космосе, что вашей силы ждёт,  Огонь Освенцима и пепел Хиросимы  Пусть вечно в вашей памяти живёт.

Девушка: Пускай не слышали вы страшных стонов,   Но разве зря в могилы полегли  В войне погибших 20 миллионов   И сто, что народиться не смогли.

Юноша:  Они ушли из жизни молодыми, Сердцами к счастью проложив нам путь.

За них бокалы полные поднимем.  Пусть к жизни мы не можем их вернуть,   Товарищи, друзья - однополчане,  От имени оставшихся в живых   Почтим же память их минутою молчанья    И поклянемся мы, что не забудем их.

Объявляется минута молчания.

Девушка:  Мы не забудем тех, кто в обелисках  И в памяти друзей своих живёт,  Что не забудем их родных и близких,  Кто до сих пор с войны любимых ждёт,

Юноша:  Склоните голову перед любовью светлой,  Что повенчала мёртвых и живых:  Погибшие за Родину бессмертны,  Как Родина, что породила их.

Звучит песня “День Победы”.

...Пусть поколения знают и помнят" (Вечер к 9 мая, ко дню Победы)

Цели и задачи:

Ознакомить с героическими страницами истории России.

Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.

Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.

Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой отечественной войны.

Оформление:

Выставки фотодокументов, сочинений, рисунков; на сцене имитация Вечного огня, плакат с названием вечера, лавровый венок обвевает даты начала и окончания войны, георгиевская ленточка. У всех участников на груди приколот бант из георгиевской ленты. Цветы и экран для презентации. Различные видео- и звукозаписи.

Вступительное слово на фоне музыки.

1 ведущий:  Здравствуйте. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести вечер памяти, посвященный участникам второй Великой Отечественной войны, воинам, павшим в боях за нашу Родину.

2 ведущий:  Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941 – 1945 годов. Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых.

1 ведущий:  Это верно, мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но и помнить необходимо о том, кому мы обязаны счастьем жить на земле.

2 ведущий:   Именно тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну, наша сегодняшняя дань памяти.

Страница 1 “А может, не было войны…”

На сцену, читая стихи, выходят поочередно девочки и мальчики различного возраста. (В данном вечере принимали участие ученики 5 класса, затем 8 класса, 11 класса.)

1 девочка с куклой.

А может, не было войны…  И людям все это приснилось:  Опустошенная земля,  Расстрелы и концлагеря,   Хатынь и братские могилы?

2 мальчик с машиной.

А может, не было войны.  У деда моего с рожденья шрамы,  Никто от пули не погиб,  И не вставал над  миром гриб  И не боялась гетто мама?

3 девочка.

А может, не было войны,  И у станков не спали дети,  И бабы в гиблых деревнях   Не задыхались на полях,  Ложась плечом на стылый ветер?

4 мальчик.

А может, не было войны?  Не гнали фрицев по этапу,  И абажур из кожи - блеф,  А Муссолини – дутый лев    В Париже не было гестапо?

5 девочка.

А может, не было войны?  И “шмайсер” - детская игрушка,  Дневник, залитый кровью ран,  Был не написан Анной Франк,  Берлин не слышал грома пушек ?

6 мальчик.

А может, не было войны,  И мир ее себе придумал?  “Но почему же старики  Так плачут в мае от тоски?”-  Однажды ночью я подумал.

1 ведущий:  А может, не было войны,  И людям все это приснилось?

Нет, нам и людям ничего не приснилось. Это все было.

Показываются кадры военной хроники на фоне музыки Шостаковича “Нашествие”.

Страница 2 “Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!..”

На сцену выходят ребята в военной форме и читают стихи.

Чтец 1.

Солнечным ранним утром в июне,  В час, когда пробуждалась страна, Прозвучало впервые для юных  Это страшное слова “война”. Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,  Сквозь лишения, боль и беду.  Уходили из детства ребята  В сорок первом грозном году.

Чтец 2.

Вышел мальчик из дому  В летний день, в первый зной,  К миру необжитому   Повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке, На платформу шагнул,  К пыльным поручням руки,  Как слепой протянул.

Он с другими со всеми, Не окрепший еще, Под тяжелое время   Он подставил плечо.  Под приклад автомата,  Расщепленный в бою,  Под бревно для каната,  Под Отчизну свою.

Чтец 3.

Оно приходит неожиданно – несчастье,  В разгаре боя вдруг оборвалась,   Оставив штаб отрезанным от части,  С большим трудом налаженная связь.  Порвался провод и умолк, запутан,

А немцы рядом, немцы жмут как раз.

- Восстановить, не медля ни минуты!-

Сержанту отдан был приказ.

Он отыскал разрыв и поднял провод,   Соединил отдельных два конца.

Колючая, певучая, как овод,  Шмыгнула пуля возле храбреца.  “Не отступлюсь! Во что бы то ни стало,  Налажу связь!” - в ответ решил боец.  А немцы шли, блестя стальными лбами  Сквозь дикую метелицу стеной.  Тогда он стиснул два конца зубами  И принял бой, неравный, дерзкий бой.

Чтец 4.

Мы двое суток лежали в снегу. Никто не сказал: “Замерз, не могу”. Видели мы – и вскипала кровь – Немцы сидели у жарких костров.  Но, побеждая, надо уметь  Ждать, негодуя, ждать и терпеть.

Ракета всплывает и сумрак рвет.  Теперь не жди, товарищ! Вперед!

Чтец 5.

Поутру, по огненному знаку  Пять машин КВ ушло в атаку.  Стало черным небо голубое.  В полдень приползли из боя двое.  Клочьями с лица свисала кожа.  Влили водки им во рты ребята,  На руках снесли до медсанбата,  Молча у носилок постояли  И уши туда, где танки ждали.

Звучит песня из к/ф “Белорусский вокзал” “Здесь птицы не поют…” в исполнении ансамбля старшеклассников. На экране кадры из фильмов.

Чтец 6.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы  Никого б не жалели.  Мы пред нашим комбатом, как  Пред Господом Богом, чисты.  На живых порыжели от крови  И глины шинели.  На могилах у мертвых расцвели  Голубые цветы. Пусть живые запомнят и пусть  Поколения знают  Эту взятую с боем суровую  Правду солдат. И твои костыли, и смертельная рана сквозная,  И могилы над Волгой,Где тысячи юных лежат…

Ведущая:  Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы,  Наши мальчики головы подняли,  Повзрослели они до поры…

Звучит песня Б. Окуджавы “До свидания, мальчики « в исполнении учащихся под гитару.

Страница 3. “У войны не женское лицо?..”

Ведущие:  Грозные годы… Как они изменили судьбы, обагрили кровью и слезами, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод”…

Ведущие:  Они хотели вернуться в теплые дома, чтоб посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели… но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.

Ведущие:  Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность “за Россию, за народ и за все на свете”…

Ведущие:  И на таком крутом душевном переломе юноши и девушки обрели высшее мужество, которое привело к победе через четыре, казавшихся бесконечными года войны. За свои идеалы они боролись, они дрались, шли на смерть.

Ведущие:  Землю жгли смертельные метели. Небеса и те не знали сна…  В серые солдатские шинели  Наряжала девушек война.

На сцену вновь выходят чтецы.

1 чтец.

Четверть роты уже скосило…  Распростертая на снегу,  Плачет девочка от бессилья,  Задыхается: “Не могу”!  Тяжеленный попался малый,   Сил тащить его больше нет…  (Санитарочке той усталой

восемнадцать сровнялось лет).  Отлежишься. Обдуется ветром  Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром  Ты продолжишь свой крестный путь.  Между жизнью и смертью грани –   До чего же хрупки они…  Так приди же, солдат, в сознанье,  На сестренку хоть раз взгляни!  Если вас не найдут снаряды,  Не добьет диверсанта нож,  Ты получишь, сестра, награду –   Человека опять спасешь.  Он вернется из лазарета,  Снова ты обманула смерть.  И одно лишь сознанье это  Всю-то жизнь тебя будет греть.

2 чтец.

Сто раненых она спасла одна  И вынесла из огневого шквала,  Водою напоила их она  И раны их сама забинтовала.  Под ливнем раскаленного свинца  Она ползла, ползла без остановки  И, раненого подобрав бойца,  Не забывала о его винтовке.  Когда ж она ползла в сто первый раз,   Ее сразил осколок мины лютой… Склонился шелк знамен в печальный час,  И кровь ее пылала в них как будто.

Вот на носилках девушка лежит.  Играет ветер прядкой золотистой.  Как облачко, что солнце скрыть спешит,  Ресницы затенили взор лучистый.  Спокойная улыбка на ее  Губах, изогнуты спокойно брови.  Она как будто впала в забытье,  Беседу, оборвав на полуслове.  Сто жизней молодая жизнь зажгла  И вдруг сама погасла в час кровавый…  Но сто сердец на славные дела  Ее  посмертной вдохновятся славой.  Погасла, не успев расцвесть, весна. Но, как заря рождает день, сгорая, Врагу погибель принесла, она  Бессмертною осталась, умирая.

Ведущий.

Не только юноши ушли добровольцами на фронт, но и девушки. Многие из них получили мужскую военную профессию. О таких девчатах написал свою повесть Борис Васильев, которая известна под названием “А зори здесь тихие”.

Обыгрывается сценка из повести. На экране кадры из одноименного фильма.

Чтец 3.

Вы не плачьте, женщины военные,   Девушки сороковых годов.  Ваши слезы, слезы сокровенные,

Тяжелей сибирских зимних льдов…  Непосильны вам воспоминания…  Но, вернувшись в прошлое на час,  Вопреки всем ранам, всем страданиям  В прежних превращаетесь девчат…  Вы не плачьте… А запойте лучше вы,  Воскресите юность в песне той:  Выходите на берег с “Катюшею”…  На высокий берег на крутой.

Исполняется песня “Катюша”.

Чтец читает стихотворение “Русской женщине” М. Исаковского.

Страница 4 “Жизнь в тылу”.

Ведущие.

Фронт проходил всюду – в далеком тылу и на передовой. Воевали все – мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне.

Ведущие.

Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек, и защищавшей страну вместе с мужчинами.

Ведущие.

В годы войны они заменили мужчин в заводских цехах и на полях. Мы не вправе забывать о тех, кто работал для фронта, для Победы. Это был тот же фронт, только трудовой, тяжелый изнурительный, с безразмерным рабочим временем.

Ведущие.

А когда они падали от усталости, на их место вставали дети – подростки 12 – 14 лет.

Страница 5 “ Мы помним…”

Ведущие.

Война как всегда стала испытанием человеческого духа и плоти. Мы с вами никогда не слышали вой сирен, извещающих о воздушной тревоге. Человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон…

Ведущие.

Для нас Великая Отечественная война – история, но ее должен знать каждый, уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.

Ведущие.

Не забывают кровавые закаты, Когда в руинах был родимый край, И как на землю падали солдаты

Убитыми… Живой, не забывай!

Звучит “Реквием” Моцарта. На фоне музыки читают ведущие.

Ведущие.

Помните через века, через года, помните, О тех, кто уже не придет никогда, помните,

В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших, будьте достойны, вечно достойны!!!

Ведущие.

Покуда сердца стучатся, помните,  Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните.

Песню свою, отправляя в полет, помните  О тех, кто уже никогда не споет, помните…

Ведущие.  

Убейте войну, прокляните войну, люди земли,  Мечту пронесите через года и жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, помните…

Ведущие.

Объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

На экране и на сцене высвечивается пламя Вечного огня.

Страница 6 “Где же вы теперь, друзья – однополчане?”

Звучит мелодия песни “Где же вы теперь, друзья-однополчане”. На её фоне ведущий:

Сегодня мы рады приветствовать бывших фронтовиков, которые присутствуют на нашем вечере. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выполнили свой долг, стойко и самоотверженно защищали нашу родину.

Ведущие. Вы поставили окончательную строчку в той страшной войне. Вы победили! В мирное время трудились, восстанавливали хозяйство, строили новые города. Страна наградила Вас.

Носите ордена и в праздники и в будни  На строгих кителях и модных пиджаках,

Носите ордена, чтоб видели все люди вас,  Вынесших войну на собственных плечах.

Вручение цветов ветеранам под музыку “ День победы”.

(Возможно, если уже нет ветеранов, способных посетить мероприятие включить их обращение к молодежи, записанное учащимися предварительно).

Звучит песня в исполнении ученицы “Тучи в голубом”, а танцевальная группа исполняет под неё вальс.

Ведущие.

От героев былых времен  Не осталось порой имен. Те, что приняли смертный бой, Стали просто землей, травой. Только грозная доблесть их  Поселилась в сердцах живых. Это вечный огонь,  Нам завещанный одним, Мы в груди храним.

Ведущие.

Нет в России семьи такой, - Где б не памятен был свой герой, И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.  Этот взгляд словно высший суд  Для ребят, что сейчас растут.

 

Строки о  войне.

На фотографии в газете нечётко изображены  ещё почти  совсем что дети  – герои мировой войны. Они снимались перед боем, жить начинавшие едва, и было небо голубое-голубое, была зелёная трава.  Никто не помнит их фамилий, от них ни писем нет, ни книг. Здесь чей-то сын, и чей-то милый, и чей-то первый ученик. Они легли на поле боя, жить начинавшие едва, и было небо голубое – голубое, была зелёная трава.

Был он рыжим, как из рыжиков в рагу. Рыжий, словно апельсины на снегу. Мать шутила, мать весёлая была: «Я от солнышка сыночка родила». А другой был чёрный-чёрный у неё, чёрный, будто  обгоревшее смольё. Хохотала над вопросами она , говорила, будто ночь была черна.

В  41, в сорок памятном году прокричали репродукторы беду. Оба сына, оба двое – соль земли, поклонились маме в пояс и ушли. Довелось в бою почуять молодым рыжий бешеный огонь и чёрный дым, злую зелень застоявшихся полей, серый цвет прифронтовых госпиталей.

Оба сына, оба двое – два крыла воевали до победы,  мать ждала. Не корила, не кляла она судьбу – похоронка обошла её избу.

Оба сына,  оба двое – плоть и стать, золотистых орденов не сосчитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвигу народа - жить в веках.

Это литературно-музыкальная композиция посвященная дню Победы....

Их подвиг будет жить в веках.

Этот материал можно использовать на уроках истории в 7-8 классах коррекционной школы 8 вида и на классных часах в старших классах данной школы....

Их подвиг будет жить в веках

Коллаж посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года. Обложка к материалам об Отечественной войне 1812 года...

План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"

Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...

Подвигу народа жить в веках

В этой разработке речь идет о Великой Отечественной Войне....

"Их подвиг будет жить в веках"

Рассказ о ветеране Великой Отечественной войны Исайкине Никите Николаевиче...

Память будет жить в веках!

Эльза Иванова, жительница поселка Серебряный брод, является  узницей фашистских концлагерей.     В далеком 1937 году семья тогда еще маленькой девочки Эльзы, ей было два года...