Рабочая программа по внеурочной деятельности "Профессиональные пробы"
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Профессиональные пробы" предназначен для работы с обучающимися 8-х классов общеобразовательной школы, и призван помочь молодым людям выстроить алгоритм действий в соответствие с выбором профессии. Образовательная деятельность данной программы направлена на социализацию и профориентацию учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №28»
(МБОУ « СОШ № 28»)
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Зам. директор по УВР Директор МБОУ Васильева Н.Н. «СОШ № 28»
Хвощевская С.М.
_______________
Приказ № 429-од
от 01.09.2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Название программы: « Профессиональные пробы»
Класс: 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 8 «Г», 8 «Д»
Количество учебных часов в год: 34
Количество учебных часов в неделю: 5
Срок реализации: 1 год.
Разработчик программы:
Шилкина Раиса Михайловна
-педагог-психолог высшей категории
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального, основного, среднего общего образования; на основе требований к результатам освоения ООП ООО с учётом программ, включённых в её структуру.
При составлении рабочей программы использовались: Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28».
Курс «Профессиональные пробы» предназначен для работы с подростками, обучающимися в восьмых классах общеобразовательной школы, и призван помочь молодым людям выстроить алгоритм действий в соответствии с выбором профессии.
Образовательная деятельность данной программы направлена на социализацию и профориетацию учащихся.
Срок реализации – 1 год.
Программа предназначена для учащихся 8-х классов.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи и поддержки подросткам в личностном и профессиональном самоопределении.
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
Восьмиклассник научится:
- умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- принимать и сохранять поставленную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- осознавать основные принципы построения профессиональной карьеры и навыки поведения на рынке труда;
- осознавать качества необходимые для эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные для партнёра высказывания;
Результаты формирования личностных универсальных учебных действий:
- положительное отношение к труду;
- умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
- нацеленность учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
- планирование и осуществление разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, посещение рабочих мест и др.;
- решение разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;
- осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;
- эстетическое оценивание явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;
- поиск, систематизация и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема | Ход занятия. Используемые упражнения и техники |
Вводное занятие. | Цели и задачи программы. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. | |
Внутренний мир человека и возможности его познания. | Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности. Практическая работа. Анкета. | |
Многообразие мира профессий. | Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий». | |
Представление о себе и проблема выбора профессии. | Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). | |
Диагностические процедуры. | Методика «Кто я?». | |
«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»). | «Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. | |
Личный профессиональный план. | Практическая работа. Составление личного профессионального плана. | |
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). | Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. | |
Диагностические процедуры. | Карта интересов; опросник профессиональной готовности. | |
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Практическая работа. Методика самооценки индивидуальных особенностей. | |
Социальные проблемы труда. | Занятие с элементами тренинга | |
Рейтинг профессий. Самые-самые… | Определение наиболее популярных профессий. | |
Классификация профессий. | Основные признаки профессиональной деятельности. | |
Анализ профессий. | Практическая работа. Составление формул профессий. | |
Профпроба «Повар» | ||
Подготовительный этап(2 ч.) | ||
Профдеятельность повара | Основные направления проф деятельности повара в столовой общественного питания. Профессиональные качества повара. | |
Должностные обязанности повара. | Рассмотрение нормативно-правовых документов, регламентирующие работу поваров, технологических карт. | |
Практический этап(6ч.) | ||
Овощной цех | Работа в овощном цехе | |
Мясной цех | Работа в мясном цехе | |
Холодный и горячий цех | Выполнение различных операций в холодном и горячем цехе | |
Рефлексия. Итоги практики. | Анализ итогов практики. | |
Профпроба «Фотограф» | ||
Подготовительный этап(4 ч.) | ||
Качества профессионального фотографа | Какие качества должны быть присущи профессионалу фотографу | |
Сфера деятельности фотографов. | Содержание и направления, сфера деятельности фотографов. | |
Должностные обязанности фотографа. | Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу фотографов. Должностные обязанности. | |
Рефлексия. Итоги практики. | Анализ итогов практики. | |
Практический этап(3ч.) | ||
Профпроба деятельности фотографа | Апробирование видов профдеятельности фотографа | |
Выполнение практического задания | Практическое задание: Создать художественные фотографии по темам: «Портрет моего друга» и «Город мой – известный и незнакомый». | |
Рефлексия. Итоги практики. | Анализ итогов практики. | |
Профпроба «Учитель начальных классов» | ||
Подготовительный этап(2 ч.) | ||
Профессиональные качества учителя. | Профессиональные качества учителя. Принципы пед. деятельности учителя. | |
Должностные обязанности учителя. | Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу учителя. Должностные обязанности учителя. | |
Практический этап(4 ч.) | ||
Наблюдение и анализ урока. | Наблюдение урока в начальной школе. Анализ урока. | |
Составление конспекта урока. | Разбор основных частей конспекта урока. Составление конспекта урока. | |
Апробирование проведения урока. | Апробирование проведения урока. | |
Рефлексия. Итоги практики. | Анализ итогов практики. | |
Заключительное занятие. | Успех в жизни. Что значит быть успешным? | |
Всего: | 34 часа |
Основные формы работы:
- Беседы о профессиях.
- Тренинговые тематические занятия.
- Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений.
- Встречи с людьми востребованных профессий.
- Посещение тематических выставок – «Карьера и образование», «Знание и карьера».
- Конкурсы сочинений.
- Целевые экскурсии в пределах школы.
- Научно-исследовательская работа учащихся.
- Проведение обзора научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.
- Профориентационная декада (игры, конкурсы, выпуск газет и т.д.).
- Создание проектов, презентаций по тематике профориентаций.
- Родительские собрания.
Список литературы
1. Алиева М.А. [и др.] Тренинг развития жизненных целей / под ред. Е.Г. Трошихиной – СПб.: Речь, 2002. – 216 с.
2. Балакирева Э. В. [и др.] Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпиценной. – СПб: КАРО, 2005 – 96 с.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
4. Быков А. С., Карнаев И. В. Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома семейного типа: методическое пособие / под общ. ред. С. Н. Чистяковой. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2003. – 91 с.
5. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Менеджер, 1994. – 128 с.
6. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
7. Майдюков Ю.Л. Основы психофизиологии. – Кемерово, 1997. – 120 с.
8. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. - М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999. – 113 с.
9. Медведева Л.В. [и др.] Профориентационное дело учащегося / под ред. В.М. Ступникова. – Благовещенск, 1990. – 85 с.
10. Ориентация профильного обучения в средней школе / сост. И. В. Ширина – Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.
11. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям / автор - сост. Н. Р. Григорьева. - Волгоград, 2006. – 175 с.
12. Пряжников И.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
13. Пряжников Н. Проектируем жизнь: карточная профориентационная игра. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
14. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 131 с.
15. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения: методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 188 с.
16. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов // Школьный психолог – 1999. - № 14. – С. 9-11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.
Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проба пера"
Рабочая программа для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера» для 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера»для 5 класса...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проба пера»
общекультурного направления 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...