Музыкальная гостиная: авторская песня
методическая разработка

Левицкая Татьяна Валентиновна

Музыкальная гостиная заполняет вакуум эстетического воспитания и творческого общения. Здесь дети узнают новое для себя о музыке и композиторах, делятся своими знаниями и мастерством. Музыкальные гостиные не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру.

Авторская(бардовская) песня — песенный жанр возникший в середине XX века, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; идеалистическая направленность.

Бардовская песня, как явление отечественной культуры, с недавних пор вызывает значительный интерес у самых разных слоев населения нашей страны, включая ученых-культурологов, политиков, философов и т.д..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_pesnya.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования

Музыкальная гостиная: авторская песня

Направление: музыка

Возраст: 14-15 лет

МБОУ «Явенгская школа»

Учитель музыки

Левицкая Татьяна Валентиновна

Цель: Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона.


Задачи: 

1. Познакомить с истоками  зарождения  авторской песни и современными ее  исполнителями;   со значением слов   «бард», «скоморох»; учить детей  пониманию уже известного и нового музыкального материала, выразительно исполнять его;
2. Развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские навыки; творческое  воображение; способность к сопереживанию; опираясь на структуру  занятия, определять его музыкальную форму;

3. Пробудить интерес к музыкальному искусству  прошлого и настоящего; воспитывать чувство патриотизма; музыкальный вкус;

4. Отработка певческих и исполнительских навыков.

Планируемые результаты

предметные: 

Знать: - историю развития авторской песни;

-особенности и жанры авторской песни;

- имена авторов бардовской пени.

метапредметные : 

Формирование навыков сотрудничества, совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, навыка рефлексии

личностные

Формирование  художественного вкуса,  ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;

Знание культуры своего народа

- познавательные УУД: знать жанры и особенности авторской песни.

-регулятивныеУУД: самостоятельно объяснять муз. понятия.

-коммуникативные УУД: выполнение творческого задания.

Оборудование: ноутбук, доска, презентация, записи авторских песен

Тип занятия:  погружение в музыкальный материал

Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие (вокалотерапия), групповые, информационно-коммуникативные.

Форма: музыкальное путешествие

ХОД мероприятия 

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? (поднимите руки)

А где и когда мы можем услышать эту песню?

Звучит песня "Изгиб гитары жёлтой"( ответы детей)

  Слайд 1 Что делают туристы, когда отдыхают вечером у костра? (поют песни)

  Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Туристическая песня особенно хороша поздним вечером, когда сидишь у костра. Над головой светят необыкновенно яркие звезды, потрескивают сучья, пахнет дымом и лесным чаем, тихо звенит струнами гитара и звучит песня… Туристическая песня сопровождает каждый поход. Что может быть лучше на свете, чем песни у вечернего костра после трудного перехода, сплава или восхождения. В кругу людей, с которыми запросто можно пойти не только в разведку, но куда угодно вообще. Более того почти у каждого нашего человека с детства эти песни ассоциируются с романтикой  лагерей, туристических слетов или просто посиделок вечером во дворе.

Сегодня мы познакомимся с вами  с ещё  одной гранью нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека. Какую задачу мы поставим сегодня?

Слайд 2 Наша задача на этом уроке ответить на вопрос, что такое авторская песня, что она несет нашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека? 

Актуализация имеющегося опыта и знаний 

Вспомните и запишите в тетради все, что знаете об авторской песне (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты) - приём «Корзина идей» 

Обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Записать на доске все мнения, по ходу урока проверка.

Слайд 3 Сейчас мы перенесемся в древние кельтские племена.     Очень давно, в этих  племенах жили певцы и звали их «бардами».  Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии

Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было у нас  на Руси в это время?

 А на Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники. Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).

Слайд 4 Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.

Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в  XX век, во вторую половину  XX века. Именно в этот  период  происходит  зарождение современной авторской песни у нас, в России. Ее отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах.

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первый этап — романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг.Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью. С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким.

Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка — распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики. Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций , их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати и т. д.

Слайд 5 В истории авторской  песни есть одно печальное событие, которое как бы стало новой точкой отсчета в развитии жанра. В 1967 году студент пятого курса Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин ушел со своими друзьями в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. Именно здесь он открыл свой полюс мужества. Проходя маршрут, ребята заметили, как недалеко от них перевернулась моторная лодка с детьми. Валерка бросился в ледяную воду их спасать, но сам выплыть не смог. Его искали больше месяца – не нашли. Смерть Валеры потрясла весь институт. Он был душой компании, сам писал песни, пел песни других авторов. «Надо сохранить его песни и память о нем», - решили друзья. И тогда через год родился фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Этот фестиваль является главным экзаменом и для известных авторов-исполнителей, и для тех, кто только еще начинает свой творческий путь. Приезжают туда люди со всей России, привозя свои песни. В разные годы участниками Грушинского фестиваля были Б.Окуджава, В.Высоцкий, Ю.Визбор, С.Никитин, О.Митяев и другие замечательные барды. Сцена Грушинского фестиваля сделана в форме гитары. И не случайно. Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, и в туристическом походе у костра. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создает. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

Слайд 6 Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ею страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).

Слушание В.Высоцкий «О звездах»

Слайд 7 Видео Б.Окуджава «До свидания , мальчики»

Песни Афганской и чеченской  войн волнуюют сердца многих тысяч людей, прошедших огненными дорогами. Они навсегда останутся в душах тех, чьи судьбы данная война разъединила черным известием о гибели родных и близких. Творчество исполнителей "афганских" песен - это духовный памятник мужеству, доблести и отваге советского солдата, с честью выполнившего свой интернациональный долг!

Слайд 8  слушание «Ордена»

Слайд 9  слушание «Снайперша»

Слайд 10 Кто же они, барды? Среди них не было почти ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает  жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.

Слушание сообщений детей о бардах

Слайд 11 Ю́рий Ио́сифович Ви́збор — советский автор-исполнитель песен, киноактёр, журналист, прозаик, киносценарист и -документалист, драматург, поэт, художник; один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни; создатель жанра «песни-репортажа», автор более 300 песен. Один из наиболее ярких и самобытных бардов. Член Союза журналистов и Союза композиторов СССР.

Слайд 12 слушание Ю.Визбор «Перевал»

Слайд 13  Окуджава Булат Шалвович, русский советский поэт, писатель Известность приобрёл как исполнитель собственных песен, значительная часть которых посвящена впечатлениям военных лет.

Слушание Б.Окуджава «Молитва»

 Слайд 14 из-под пера Владимира Высоцкого вышло около 800 поэтических произведений. Гитару Владимир взял в руки не сразу.

Слайд 15 Исполнение «Песня о друге»

Слайд 16 Сергей Трофимов Российский автор-исполнитель песен, музыкант, певец, Заслуженный артист РФ. Выступает в стилях «русский шансон», «рок», «авторская песня». 

Слайд 17 слушание Трофим «Аты-баты»

Слайд 18 Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье  врачей. Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

Слайд 19 Олег Митяев Народный артист России, член Союза писателей, дважды Лауреат национальной премии «Овация», Лауреат премий Фонда русской поэзии.

Обобщение

 Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности. Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?  В чем ценность авторской песни?

  Вот и закончилось наше путешествие в мир бардовской песни.  Обратите внимание на карточки трех цветов, которые лежат у каждого на столе. Давайте проведем цветовую диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся встают в круг и поднимают карточки, которые соответствуют их мнению. Дети и учитель наглядно видят результат.

Слайд 20 исполнение «Изгиб гитары желтой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная "Встреча с песней"

Мероприятие проведено на совете руководителей общеобразовательных учреждений района на базе МКОУ «СОШ №12» в авпреле 2013 года...

Литературно - музыкальная гостиная "Песни, опалённые войной!"

Среди тех, кому не раз предрекали гибель, кого в кольце блокад душили, были и наши земляки. Около… 170 тысяч  солдат были призваны на войну из всех районов  нашей Республики. …104 человека...

Литературно-музыкальная гостиная "Наполним музыкой сердца!.." Жизнь и песни Ю.Визбора.

Материал может быть востребован для проведения декады филологических наук....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Песням тех военных лет - поверьте!»

Познакомить с героическими страницами русской поэзии; песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны и песнями, посвящёнными  войне....

Музыкальная гостиная. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»

Внеклассное мероприятие "Музыкальная гостиная . История создания новогодней песни "В лесу родилась ёлочка"...

Урок в литературно-музыкальной гостиной «Окрыленная песней душа...» (120 лет со дня рождения М.В. Исаковского)

Литературно-музыкальная гостиная была проведена в рамках метапредметной недели в школе, посвящена  жизни и творчеству поэта-песенника  М.В.Исаковского, жителя земли Смоленской....

Музыкальная гостиная" С песней до Победы"

Формирование чувства патриотизма, уважения к родному народу, стране....