Уроки психологии в начальной школе: Тропинка к своему Я. 1-2 классы
рабочая программа
Данная программма внеурочной деятельности направлена на то, чтобы помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВД Тропинка к своему Я. 1-2 классы (адаптированная программа О.В. Хухлаевой) | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
02.04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ю.А. Гагарина»
с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района РТ
Программа внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Состовитель: Дзелзаина Ю. Е.
педагог-психолог
2017 – 2018 учебный год
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные результаты | Метапредметные Результаты | Предметные результаты | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | -осознавать собственную полезность и ценность; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; |
Уметь | − анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; | - работать в группе, в коллективе. -получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем, сверcтниками - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления |
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- учиться наблюдать
- моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- учиться работать в паре и в группе
- выполнять различные роли
- слушать и понимать речь других ребят
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
1. учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников,
2. учиться прогнозировать последствия своих поступков,
3. определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя,
4. учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации,
5. строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
1. находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото),
2. делать выводы в результате совместной работы в группе,
3. учиться графически оформлять изучаемый материал,
4. моделировать различные жизненные и учебные ситуации,
5. усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
1. учиться позитивно, проявлять себя в общении,
2. учиться договариваться и приходить к общему решению,
3. учиться понимать эмоции и поступки других людей,
4. овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Первый класс
Раздел 1. Я – школьник (12 часов)
Я умею управлять собой. «Кто такой дрессировщик, и почему он умеет управлять животными?». «Умею остановиться». Я умею преодолевать трудности. Я умею слушать других. «Слушать и слышать». Я умею учиться у ошибки. Чему может научить ошибка? Я умею быть доброжелательным. Я – доброжелательный. Качества доброжелательного человека. Я умею быть ласковым. Ласковые слова и интонации. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого. «Кто умеет слышать мнение другого?». Я учусь решать конфликты. Я учусь решать конфликты. Я умею разрешать конфликты.
Раздел 2. Мои чувства (15 часов)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
Раздел 3. Мир качеств (6 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя?
Мешок хороших качеств. «Темные» и «светлые» качества. Салют качеств.
Второй класс.
Раздел 1 . Вспомним чувства (6 часов)
Мы рады встрече. Чувства воспоминания.
Понимаем чувства другого. Мы разные и испытываем разные чувства. Обида. Грусть. Радость. Интерес. Злость.
Раздел 2. Качества людей (18 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие и плохие качества людей. Какие качества самые важные, хорошие? Кто такой сердечный человек? Что значит «мягкое сердце»? кого называют «доброжелательным человеком»? я желаю добра ребятам в нашем классе. «Чистое сердце». Какие качества тебе нравятся в людях, а какие нет.
Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? Что значит «уникальный» человек? Какие качества мы называем «темные» и «светлые»?
Раздел 3. Какой Я – Кокой Ты (10 часов)
Какой я? Какой ты? Как научиться договариваться?
Какие могут возникнуть трудности у второклассника в школе, дома, на улице?
Школьные трудности.
Домашние трудности.
Раздел 3. Тематическое планирование
Первый класс
n/n | Наименование тем | Количество часов | Дата |
1 | Тема 1. Я – школьник | 12 | |
1 | Правила школьной жизни | 1 | |
2 | Я умею управлять собой | 1 | |
3 | Я умею преодолевать трудности | 1 | |
4 | Я умею слушать других | 1 | |
5 | Я умею учиться у ошибки | 1 | |
6 | Я умею быть доброжелательным | 1 | |
7 | Я – доброжелательный | 1 | |
8 | Я умею быть ласковым | 1 | |
9 | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | 1 | |
10 | Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого | 1 | |
11 | Я учусь решать конфликты | 1 | |
12 | Я умею разрешать конфликты | 1 | |
2 | Тема 2. Мои чувства | 15 | |
13 | Радость. Что такое мимика? | 1 | |
14 | Радость. Что такое жесты? | 1 | |
15 | Радость. Как ее доставить другому человеку? | 1 | |
16 | Радость можно передать прикосновением | 1 | |
17 | Грусть | 1 | |
18 | Страх | 1 | |
19 | Страх. Как его преодолеть? | 1 | |
20 | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | |
21 | Гнев и его польза | 1 | |
22 | Кувшин эмоций | 1 | |
23 | Обида | 1 | |
24 | Обиженная деревня | 1 | |
25 | Прощение растворяет обиды | 1 | |
26 | Гора Стыда | 1 | |
27 | Разные чувства | 1 | |
3 | Тема 3. Мир качеств | 6 | |
28 | Мешок хороших качеств | 1 | |
29 | «Темные» и «светлые» качества | 1 | |
30 | Умение видеть «светлые» качества | 1 | |
31 | У кого какие качества | 1 | |
32 | Салют качеств | 1 | |
33 | Самооценка своих качеств | 1 | |
Итого: | 33 |
Второй класс
Второй класс
n/n | Наименование тем | Количество часов | Дата |
1 | Тема 1. Вспомним чувства | 6 | |
1 | Мы рады встрече | 1 | |
2 | Понимаем чувства другого | 1 | |
3 | Мы испытываем разные чувства | 2 | |
4 | Позитивные и негативные чувства | 1 | |
5 | Опросник эмоций | 1 | |
2 | Тема 2. Качества людей | 18 | |
6 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 1 | |
7 | Хорошие качества людей | 1 | |
8 | Самое важное хорошее качество | 1 | |
9 | Кто такой сердечный человек? | 1 | |
10 | Кого называют «доброжелательным человеком»? | 1 | |
11 | Трудно ли быть доброжелательным человеком? | 1 | |
12 | Я желаю добра ребятам в классе | 1 | |
13 | Чистое сердце | 1 | |
14 | Какие качества нам нравятся друг в друге? | 1 | |
15 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 1 | |
16 | Каждый человек уникален | 1 | |
17 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 1 | |
18 | Что такое конфликт? | 1 | |
19 | Для чего нужен конфликт? | 1 | |
20 | Учимся разрешать конфликты | 1 | |
21 | Стратегии разрешения конфликтов | 1 | |
22 | Что такое сотрудничество? | 1 | |
23 | Тест «Конфликтность» | 1 | |
3 | Тема 3. Какой Я – Какой Ты | 10 | |
24 | Какой Я? | 1 | |
25 | Какой ты? | 1 | |
26 | Какой ты? Учимся договариваться | 1 | |
27 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 1 | |
28 | Школьные трудности | 2 | |
29 | Домашние трудности | 2 | |
30 | Тренинговое занятие «Маски» | 1 | |
31 | Итоговое | 1 | |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Начальная школа в Великобритании и России» в 5 классе.
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для учителей английского языка. Разработка представляет собой консп...
Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности
В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...
Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»
Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 5 классе...
Поурочное планирование внеурочной деятельности по психологии в начальной школе
Поурочное планирование внеурочной деятельности по психологии в начальной школе призвано расширить у учащихся понятия «школа», «школьник»; способствовать осознанию того, что уче...
Рабочая программа по психологии для внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" 5-8 классы
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка ...
Развивающие занятие по психологии в начальной школе
Цель: дать определение мышлению, как одному из психических процессов.Задачи:- познакомить учащихся с мыслительными операциями;- развивать умение работать в малой группе;- помочь учащимся усвоить ...