Поурочное планирование внеурочной деятельности по психологии в начальной школе
методическая разработка на тему

Куклина Елена Петровна

Поурочное планирование внеурочной деятельности по психологии в начальной школе призвано расширить у учащихся понятия «школа», «школьник»; способствовать осознанию того, что ученики, учителя–представители школьного коллектива, который имеет свои правила, традиции; формировать понимание единства школьной жизни и необходимости активного участия в ней. Дает возможность адаптироваться на начальной стадии жизни школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1. Тема: « Я – школьник»         

 

Цель урока: расширить у учащихся понятия «школа», «школьник»; способствовать осознанию того, что ученики, учителя–представители школьного коллектива, который имеет свои правила, традиции; формировать понимание единства школьной жизни и необходимости активного участия в ней.

Методы: беседа, объяснение, практическая работа.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», материалы для выполнения разминки и творческой работы.

 Круг радости Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает им приветствовать друг друга такой фразой: «Здравствуйте, дорогие одноклассники! Я школьник и поэтому…» (Дети каждый по-своему завершают фразу).

– Конечно же, школа – это, в первую очередь, знания о жизни, знания о мире, в котором мы живем. Школа – это веселый и дружный круг одноклассников, общение с любимыми учителями и школьными друзьями, смех, шутки и разные милые забавы детства.

В школе проходит значительная часть вашей детской жизни и постепенного взросления. От каждого из вас зависит, какой будет ваша жизнь в этих школьных стенах.

Все вы, мои дорогие ученики, и мы – ваши учителя – частички такого организма, который называется школой.

 Учитель читает детям стихотворение.

Н. Забила. «Мы должны учиться»

Зима, а в небе голубом во всю сияет солнце –

лучи восхода прямо в дом вошли через оконце.

И в школу вновь бегом бегу от самого порога.

Мелькают стёжки: их в снегу протоптано так много…

Звенит звонок, зовёт ребят к работе – к нашей, детской.

А ведь звонки с утра звенят по всей земле, поверьте!

Везде в Отечестве своём, от края и до края,

мы крепнем, учимся, растём, о будущем мечтая.

Готовит школа нас к труду. Каким займусь я делом?

Наверно, в лётчики пойду, пилотом буду смелым.

А может, лучше я к станку в цеху огромном стану.

А разве плохо моряк уходить по океану?

Немало дел у нас в стране, и всё – так интересно!

Кем буду?.. Это даже мне пока что неизвестно.

В мечтах – любое по плечу: я стал бы комбайнёром,

да садоводом быть хочу, строителем, шахтёром...

Я и в дозор хочу, на пост –

там, где у нас граница,

но в космос путь, до самых звёзд,

мне тоже часто снится.

И труд врача – мечта моя. Эх, стать учёным, что ли?

Тогда найду лекарство я от всякой-всякой боли.

Ура! Болезней нет, как нет, мой дед – сильней штангиста,

и все живут по двести лет, а горцы – даже триста...

Ну, а пока я ученик: должны учиться дети.

Спешу прочесть по - больше книг, узнать про всё на свете.

Простор широк, в нём сто дорог, мы подрастаем, дружим –

и все, когда настанет срок, стране родной послужим.

Какой важной деятельностью заняты ученики в школе?

– Как вы считаете, влияют ли мысли, дела, успехи одного учащегося  на результаты всего класса, школы, страны? Почему? Как?

– Как вы думаете, каким должен быть ученик, чтобы, «когда настанет срок, стране родной послужить»?

Почему надо принимать участие в общественной жизни коллектива?

Ответы детей.

 

Разминка «Я – тетрадь»

Детям раздаются карточки с названиями учебных принадлежностей и других предметов, связанных со школой. Это могут быть слова: «школьная доска», «кусок мела», «школьный звонок», «учебник», «тетрадь» и т.д. Каждый составляет монолог от лица своего предмета, например: «Я – тетрадь. Я люблю, когда...» Можно организовать и диалог между несколькими предметами.

УРОК № 2.  ТЕМА: « Я  -  ШКОЛЬНИК, Я  И ШКОЛА».

ЦЕЛЬ:  расширить у учащихся понятия « школа», « школьник»

Способствовать осознанию того, что  ученики, учителя – представители школьного коллектива, который имеет свои правила, традиции, формирование единства школьной жизни и необходимости активного участия в ней.

Творческая работа «Школа, в которой я хочу учиться»

А сейчас, ребята, предлагаю вам стать изобретателями. Общая тема наших мечтаний и дерзаний: «Школа, которую мы построим».Давайте разделимся на 4 группы – по временам года: зима, весна, лето, осень. Теперь распределим группы таким образом: кто-то будет изобретать и конструировать будущую школу в роли архитекторов и строителей, кто-то – в роли учителей, учеников и родителей. Задача каждой группы – разработать свое видение современной школы и наглядно его представить в виде рисунка, схемы, таблицы, свода правил (каждая группа получает определенное задание по своему направлению). На разработку проекта отводится 20 минут. Затем каждая группа в течение 2-3 минут рассказывает о своих идеях и еще 2-3- минуты будет отвечать на вопросы слушателей, то есть защищать свой проект.

Когда дети распределятся по группам, учитель дает каждой из них творческое задание с перечнем вопросов на листках. Всем группам предлагаются подручные материалы: ватман, фломастеры, краски, карандаши, ножницы, клей, журналы с картинками и т.п., которые разложены на столах.

1 группа – «архитекторы и строители» – на листах ватманах изображает модель школы и учебного класса, которые больше всего подходят для современных детей. «Архитекторы и строители» формулируют три правила, которые должны быть традициями для всей школы.

2 группа – «учителя» – на доске (ватмане) изображают, о каких учениках они мечтают. «Учителя» составляют обобщенный портрет современного ученика и формулируют 3 правила для учащихся.

3 группа – «учащиеся» – мечтают о самой лучшей школе с точки зрения детей. Они составляют перечень необходимых в школе учебных предметов; отвечают на вопросы о том, какой продолжительности должен быть урок, сколько должно быть уроков в день; какие надо давать учащимся домашние задания; следует ли ставить оценки и приглашать родителей в школу, если ученики нерадивы и т.п. «Учащиеся» составляют обобщенный портрет современного учителя и формулируют три правила школьной жизни для учителей.

4 группа – «родители» – поясняют, для чего дети должны учиться, почему необходимо учить не только «любимые» предметы, но и все другие. «Родители» могут рассказать, каких учителей они хотели бы видеть в школе для своих детей, какой должна быть атмосфера в школе, нужна ли единая школьная форма и т.п. «Родители» формулируют три правила сотрудничества для учителей, учеников и родителей.

После 20 минутной работы в группах проходит презентация проектов.

– Молодцы, ребята, сегодня вы смогли почувствовать, как ответственна школьная жизнь, и, оказывается, совсем непросто создать модель школы. В успехе школы есть вклад многих людей – и архитекторов, и строителей, и учеников, и учителей, и родителей.

– Каждый человек в своей жизни был или является учеником и поэтому имеет отношение к школе, ее прошлому, настоящему или будущему. Недаром школа для нас – «второй дом».

А теперь выполните в тетради задание 1.

Круг «От сердца к сердцу.

– Встанем в круг «От сердца к сердцу». Ребята! закончите, пожалуйста, фразу: «Я желаю своей школе… или своим одноклассникам…» или «Я могу сделать для своей школы…, а для своих одноклассников…»

Домашнее задание

– Нарисуйте в тетради эскиз школьной формы, какой вы себе ее представляете (задание 2).

– Прочитайте в хрестоматии рассказы Саши Козырева «История школьного стула» и В. Драгунского «Главные реки».

 ШКОЛЬНАЯ ДОСКА                              

УЧЕБНИК

                                                   

                                         ШАРИКОВАЯ РУЧКА

КУСОК   МЕЛА                                  

                                                ПЕНАЛ                      

                                                 

                                             перемена

     

ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК

КРАСКИ

                                         КАРАНДАШИ

Урок № 13 (1). Тема: «Я – друг добра, Я – недруг зла».

Цели урока:

- систематизация и обобщение приобретенных учащимися третьего класса нравственно-духовных понятий и ценностей на уроках «Самопознание» в течение учебного года;

- создание детям благоприятных педагогических условий для осуществления коллективной практической деятельности;

- предоставление им возможности выразить свои мнения о том, как жить в мире добра и согласия (через моделирование коллажа).

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и тетрадью, практическая работа, мгновенная рефлексия.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», цветные карандаши, мелки, краски, клей, ножницы, листы бумаги, старые журналы, ножницы, клей, салфетки, музыкальное сопровождение для творческой деятельности.

 

Ход урока

1. Круг радости

 Добрый день, ребята! Я вновь очень рада вас видеть. Сегодня у нас заключительный урок «Самопознание».

 В течение целого учебного года мы работали с учебником «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира» и тетрадью «Моя помощница».

 В течение целого учебного года мы постоянно соприкасались с духовным миром «Страны Самопознания», постигали ее ценности. Благодаря урокам «Самопознание» мы шаг за шагом постепенно осваивали радужное богатство своей души, Матушки-Природы и всего окружающего нас мира, имя которому Вселенная.

 Давайте встанем в наш «круг радости» для того, чтобы каждый ученик пожелал себе и своим друзьям что-нибудь особенное, необыкновенное и удивительное.

 Я хотела бы свое пожелание к вам, ребята, выразить замечательным стихотворением С.Я.Маршака, которое так и называется «Пожелание друзьям»:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

 

2. Поговорим

 Сегодня нам понадобятся все силы души, все знания, приобретенные на наших уроках «Самопознание» в течение целого учебного года. Наш завершающий урок посвящен достаточно сложной теме, требующей глубокого раздумья и размышления. Тема нашего урока: «Я – друг добра, Я – недруг зла».

 Подумайте и скажите, как вы понимаете слова: «Я – друг добра»,

 «Я – недруг зла»? (Ответы детей).

 Действительно, в извечной борьбе между добром и злом каждый день, каждую минуту человек делает свой самостоятельный выбор. Он стоит перед важной дилеммой, на какую сторону ему встать - добра или зла. И если ты друг добра, все твои мысли, чувства и дела должны быть подчинены только доброте.

3. Чтение произведения. О.Уайльд «Мальчик-звезда». Беседа

O Ребята! Наша «Азбука» предлагает нам прочесть на ее страничках очень хороший и поучительный рассказ, который называется «Мальчик-звезда». Давайте вместе прочитаем этот текст.

... Дитя-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, ел за одним с ними столом и играл с ними. И с каждым годом он становился все красивее и красивее... у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья. Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себя  любивым, гордым и жестоким...

... И вот как-то раз через селение проходила одна несчастная нищенка. Одежда ее была в лохмотьях, босые ноги, израненные об острые края дороги, все в крови... Изнемогая от усталости, она присела отдохнуть под каштаном.

Но тут ее увидел Мальчик-звезда и сказал своим товарищам:

– Гляньте! Под прекрасным деревом сидит отвратительная, грязная нищенка. Пойдем, прогоним ее, потому что она противна и безобразна.

   

  И с этими словами он подошел к ней поближе и начал швырять в нее камнями и насмехаться над ней. А она поглядела на него, и в глазах ее отразился ужас, и она не могла отвести от него взгляда. Но тут Лесоруб, который увидел, что делает Мальчик-звезда, подбежал к нему и стал бранить:

– Воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома. Что сделала тебе эта бедная женщина, почему ты гонишь ее отсюда?

Тогда Мальчик-звезда покраснел от злости, топнул ногой и сказал:

– А кто ты такой, чтобы спрашивать меня, почему я так поступаю? Я тебе не сын и не обязан тебя слушаться.

– Это верно, – отвечал Лесоруб, – однако я пожалел тебя, когда нашел в лесу...

– Этот ребенок – мой маленький сын, которого я потеряла в лесу... В поисках его я обошла весь мир, – сказала нищенка.

– Ты, должно быть, лишилась рассудка, – гневно вскрикнул Мальчик–звезда. – Я не твой сын, ведь ты нищенка. Ты уродлива и одета в лохмотья. Ну-ка, убирайся отсюда, чтобы я не видел больше твоего мерзкого лица.

– Увы, сын мой! – вскричала женщина. – Неужели ты не поцелуешь меня на прощание? Ведь я столько претерпела мук, чтобы найти тебя.

– Нет, – сказал Мальчик-звезда – Ты слишком омерзительна, и мне легче поцеловать гадюку или жабу, чем тебя.

...Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Мальчик-звезда, увидев, что она ушла, очень обрадовался и побежал играть со своими товарищами.

Но те, поглядев на него, начали смеяться над ним и сказали:

– Да ведь ты мерзок, как жаба, и отвратителен,как гадюка. Убирайся отсюда, мы не хотим, чтобы ты играл с нами. – И они выгнали его из сада. Так Мальчик-звезда потерял свою красоту.

Он бросился ничком на траву и заплакал:

– Я был жесток с моей матерью, и в наказание со мной случилось это несчастье. Поэтому я должен уйти отсюда и бродить по свету, пока не найду свою мать и не вымолю у нее прощения.

Долго пришлось искать Мальчику свою мать, много мук он перенес... Дважды он выручал нищего старика из беды. И вот он встретился с нищим в третий раз.

– Отдай мне монету из красного золота, или я умру!

И Мальчик-звезда пожалел его и отдал ему монету из красного золота, сказав:– Твоя нужда больше моей.

Однако сердце его сжалось от тоски, ибо он знал, какая страшная судьба его ожидает... Затем свершилось чудо. Мальчик-звезда посмотрел на свое отражение на щите, и что же он увидел? Его красота вернулась к нему, и лицо его стало таким же, каким было прежде, только в глазах своих он заметил что-то новое, чего раньше никогда в них не видел.

… И крик радости сорвался с его уст, и, бросившись к своей матери, которую он, наконец, нашел, он осыпал поцелуями раны на ее ногах и оросил их слезами.

И нищенка положила руку на его голову и сказала:

– Встань!

И он встал с колен и посмотрел на них (на мать и старика нищего). И что же! Перед ним были Король и Королева. И Королева сказала ему:

– Вот твой отец, которому ты помог в час нужды.

А Король сказал:

– Вот твоя мать, чьи ноги ты омыл своими слезами.

И они пали в его объятия, и осыпали его поцелуями и отвели во дворец.

 ?  О чем повествуется в этом произведении?

?  Какие чувства вы испытали при его чтении?

?  А что вы поняли из этого рассказа? (Ответы детей).

 Очень хорошо. Мне нравятся ваши рассуждения. Нам нужно стать тем «Я», которое выбирает дорогу добра, дорогу любви и дорогу света.

4. Предварительная беседа. Закрепление прочитанного.

   Вывод.

  УРОК № 14 (2) « Я – друг добра, Я – недруг  зла».

             ( продолжение)    

O Молодцы ребята! Сейчас мы с вами приступим к выполнению одной очень серьезной работы. В ней мы попробуем отразить свое видение проблемы борьбы добра и зла. Мы будем выполнять коллаж, в котором постараемся изобразить «добро» и «зло». Я очень хотела бы, чтобы ваше творчество было фантастическим и неповторимым.

 Прежде чем приступить к работе, я поделю вас на 8  микрогрупп, составляющих

«Радугу моего мира», «Моя семья», «Мое Я»,«Мои ценности», «Мои познания», «Мое здоровье», «Моя Родина» и «Моя Матушка-Природа».

Также учитель обязательно проверяет у учащихся, все ли необходимое для работы имеется в наличии. А именно, учителю для создания коллажа необходимо:

1.  Принести большой лист бумаги, журналы, газеты.

Ребята, вы не забывайте, все эти темы мы рассматриваем через призму «добра» и «зла».

2.  Принести ножницы, клей, краски, фломастеры, мелки, маркеры.

Детям для создания коллажа необходимо:

3. Вырезать из журналов, газет изображения, раскрывающие ту или иную тему.

4. Принести цветные карандаши, фломастеры.

Дети также могут использовать представленный в тетради «Моя помощница» дополнительный материал на четырех отрезных листах, из которого они могут вырезать и приклеивать картинки в общий коллаж.

5. Наше творчество «Я – друг добра, Я – недруг зла» (коллаж)

  А теперь мы наконец-то приступим к творению.

Порядок работы:

1.Дети просматривают старые журналы. Вырезают понравившиеся им иллюстрации. Желательно, чтобы работа проходила под спокойную музыку. При выполнении работы дети разговаривают, обмениваются мнениями.

2.Готовые вырезки располагаются и компонуются на листе.

3. Заготовки наклеиваются на бумагу.

Дети приступают к деятельности. Они работают каждый в своей микрогруппе, наклеивают на лист бумаги предварительно подготовленный материал. Аппликации по сюжету соединяются рисунками, линиями и т.д. (Звучит музыка).

Учитель заранее вывешивает полотно с нарисованной радугой. По окончанию творчества детей все их шедевры выставляются/ вывешиваются вот на эту радугу. Дети, по желанию, рассказывают и делятся своими чувствами, эмоциями, мыслями, которые рождались в процессе исполнения коллажа. Учителю рекомендуется оценить творчество каждого ребенка, проанализировать и прокомментировать его.

 Дети! Вы просто прекрасно справились с этим очень трудным заданием. Какая у вас получилась прекрасная, разноцветная, добрая радуга! Я думаю, под защитой этой радуги все будут жить со всеми в мире, доброте и согласии.

 Ребята! Сейчас я хочу вам прочитать чудесное стихотворение нашего  поэта К.Идрисова, которое называется «Мой край». Взглянем на свою любимую страну – Республику Казахстан глазами автора этого произведения.

 

Край родной – как письмо,

Что оставили предки,

И, вникая в неровные строчки следов,

То листаешь страницы минувших годов,

То грядущих свершений наносишь пометки.

Алатау, Алтай, Аркалык, Атырау-

Словно крылья, шумящие слева и справа.

Казахстан обращается к новой судьбе,

Чтоб рассветы рассветом встречать величаво.

Сад, поля окликает взволнованной песней,

Шахты тянутся к глуби.

Это гимн, это твёрдая поступь труда,

Подающего самые добрые вести.

Казахстан – это овцы, раздолье пшеницы,

Стройки, горы, сады и степные зарницы.

Подниматься всё выше знамёнам его,

И высоким наградам на них золотиться!

Край заоблачный пиков, джайлау широких,

Приближающий братством заветные строки.

Дома – к поднебесью.

Край батыров,

Героев порывистых край –

Лишь о нём мои думы, о нём мои строки.

Казахстан мой,

Прославленный щедрым размахом,

Все былые невзгоды развеявший прахом!

В этом чистом, степном и высоком краю.

Им горжусь я и тем, что родился казахом!

6. Творим в тетради

 А сейчас, ребята, ваша тетрадочка «Моя помощница» ждет вас на своих заключительных страничках. Прочитайте ее последнюю просьбу-задание. Подумайте и напишите в тетради, чему вы научились за этот год на уроках «Самопознание». (Дети творят в тетради. По желанию они обмениваются впечатлениями).

?  Чему вас научила «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира»?

?  Что больше всего вам запомнилось и понравилось на уроках «Самопознание»?

?  Расскажите, пригодились ли вам знания, полученные на занятиях по «Самопознание»? Как? (Ответы детей).

7. Домашнее задание

 В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте сказку «Олешек и солнце». Перескажите сказку своим родным, близким и знакомым.

8. Круг «От сердца к сердцу»

O Дорогие мои ученики! Я приглашаю вас в наш круг «От сердца к сердцу». Это заключительный круг заключительного урока «Самопознание». Я желаю вам, мои юные друзья, мудрости, мужества, честности, добра, мира и любви. Не забывайте разноцветные краски радуги своего внутреннего мира и мира, который вас окружает и любит.

O Пусть уроки «Азбуки Самопознания» проведут вас по дорогам Любви, Добра, Мира и Счастья в большой и красивый мир, который называется удивительным словом «Жизнь».

O Шагая уверенно, спокойно, с достоинством по этой жизни, не забывайте уроки «Самопознание» и духовные ценности.

O Потому что,

Человек бесчеловечный…

Даже и не верится.

Крокодил бескрокодильный

Пусть уж лучше встретится!

Он невинный, безобидный,

Крокодил бескрокодильный,

Но опасен бессердечный

Человек бесчеловечный!

O Дети! А теперь давайте друг другу скажем дружно, весело:

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственникам, другу.

Оно как истинное волшебство

Вернется к вам по кругу.

9. Потенциал. Притча

Как-то собрал один богатый бай всех жителей аула на день рождения своего сына. Старики сидели за богатым дастарханом. разговаривали, а молодежь, как и положено, соревновалась в силе и ловкости.

То в честь одного мальчика, то в честь другого раздавались приветственные возгласы. Только именинника не с чем было поздравлять.

Отцу стало обидно, что сын не мог ни в одном соревновании победить. Что и говорить, ленивым вырос мальчишка, только и умел одно хорошо делать – далеко плевать. Вот и предложил бай устроить соревнования, кто дальше плюнет. И приз пообещал победителю – годовалого верблюжонка.

Стали дети рядком и стали плеваться. Победил, конечно, сын бая. Приз достался ему.

Отец так обрадовался, что велел зарезать еще одного барана, самого жирного.

Ели люди да хвалили сына бая за умение плеваться.

А к вечеру подул с песков горячий ветер. И дул три дня и три ночи. От его горячего дыхания высохла трава, колодцы засыпало песком.

– Отчего случилась такая беда? – спросили люди старика, который проходил мимо.

– Земля – наша мать, ответил он, – на нее плевать нельзя. Нанесенную Земле обиду только слезами можно смыть.

Говорят, в том краю теперь пустыня. На голой выжженной земле ничего не растет, кроме верблюжьей колючки.

Ты спросишь, а что стало с жителями аула? Пришлось им покинуть свою родину, и носит их теперь по свету, как перекати-поле. Нигде на земле для этих людей нет места.

Урок  № 3. Тема: «ХАРАКТЕР». «Какой Я?»

Цель урока: формировать у учащихся представление о себе как о личности; развивать способности анализировать свои мысли, чувства, поступки и действия; воспитывать уважительное и заботливое отношение к самому себе.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, упражнение.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница».

Круг радости

Учитель и дети приветствуют друг друга. Затем учитель знакомит детей с упражнением на повышение самооценки:

– Если вы, возможно, думаете о себе не очень положительно, все равно найдите в себе то лучшее, что есть на самом деле, и стремитесь утверждать о себе только хорошее и положительное.

– Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»

Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните, что вам еще нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.

  Далее учитель предлагает детям разделиться на две группы по принципу: внешний – внутренний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего круга и по сигналу учителя начать говорить ему о своих положительных качествах и достижениях. Тот, кто его слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное партнером: «Ах, какой ты молодец! Раз! Ах, какой ты молодец! Два!» (и т.д.)

По сигналу учителя дети меняются местами так, чтобы внешний круг стал внутренним. Игра продолжается.

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

Учитель предлагает детям посидеть несколько мгновений в тишине и подумать о том, чего бы они хотели достичь в своей учебе, в своей жизни? Чему бы им хотелось научиться? Затем просит кого-либо из детей рассказать об этом без слов, с помощью мимики и жестов. Остальные же дети должны догадаться, о чем идет речь.

Дети выполняют упражнение.

Работа с хрестоматией

Учитель просит детей прочитать рассказ.

Л. Каминский. «Начинаю новую жизнь»

   Юра лежал на диване, смотрел в потолок и мысленно ругал себя: «Давно пора взяться за уроки, а я лежу себе, и хоть бы что! Абсолютно никакой силы воли! Так и жизнь пройдёт, а я ничего не успею сделать. Никаких открытий, никаких рекордов... Помню, где-то читал, что Моцарт уже в три года музыку сочинял. А я? Я даже бабушке письмо сочинить не могу! И в школе сплошные неприятности. Взять хотя бы последний месяц. Два раза проспал. По физкультуре — «пара»: забыл дома кеды. По литературе – трояк: не мог вспомнить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем... Нет, так дальше не пойдёт! Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня. Что у нас завтра? Пятница? Нет, лучше с новой недели! Пропускаю два дня и сразу — с понедельника! И никаких себе поблажек!» Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:

«План действий № 1:

1. Начать новую жизнь (с понедельника).

2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут.

3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой.

4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка.

5. Приходить в школу за 10 минут до прихода учителя.

6. Ответить бабушке на прошлогоднее письмо.

7. Выяснить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

   Юра отложил авторучку и внимательно изучил план. Хоть пунктов получилось маловато, он всё же остался доволен:

– Ну, что ж, доживём до понедельника!

В понедельник Юра опоздал в школу. Нет, он не проспал. Наоборот, встал на полчаса раньше, чтобы начать новую жизнь. По плану. Но легко сказать: «По плану»! А где он?

 На столе его не было, на диване тоже. Юра искал его под кроватью, на шкафу, перевернул всю комнату — никаких результатов: «План действий № 1» как сквозь землю провалился!

«Ничего, — успокоил себя Юра, — трудности только закаляют силу воли!»

Он решительно вырвал из тетради лист бумаги и написал:

«План действий № 2:

1. Найти «План действий № 1».

2. Начать новую жизнь (со следующего понедельника)».

Как вы думаете, что стало причиной невыполнения плана действий у героя?

– Какие качества характера нужно воспитать мальчику?

– Как вы думаете, от чего зависит осуществление поставленной цели?

Размышления детей.

Работа в тетради

– Выполните в тетради задание 1. Подумайте над ним.

Будьте внимательны! Используйте знак «+» для тех черт, которые соответствуют вашему мнению о себе, используйте знак «– » для того, чтобы отметить черты, не свойственные вам, и знак вопроса «?», если вы не уверены в ответе.

 – Какие черты характера вы хотели бы изменить в себе? Почему?

Ответы детей.

Работа с хрестоматией

Чтение с остановкой.

Притча «Три типа человека»

   Одному царю из соседнего государства прислали три совершенно одинаковых золотых фигурки. В сопроводительном письме говорилось, что каждая из них имеет свое значение и ценность.

   Царь представил фигурки своим придворным и потребовал определить, чем они отличаются друг от друга.

Придворные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но никаких внешних и внутренних отличий найдено не было. Люди, осмотревшие эти фигурки, только разводили руками, признавая свою беспомощность. Лишь мудрый визирь не сдавался. Обнаружив в ушах фигурок маленькие отверстия, он просунул в них тоненькую золотую проволочку и увидел следующее: у первой фигурки конец ее вышел из другого уха, у второй – изо рта, а у третьей – через отверстие в пупке.

Подумав немного, визирь сказал…

– Как вы думаете, что сказал визирь?

Версии детей.

   Подумав немного, визирь сказал: «Ваше величество, я думаю, что решение загадки найдено. Первая фигурка подобна человеку, у которого «в одно ухо влетает, а в другое вылетает». Вторая фигурка напоминает человека, который, едва дослушав новость, спешит рассказать ее другим, не утруждая себя ее осмыслением. Третья фигурка символизирует того, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через свое сердце. Она наиболее ценная из трех».

Как вы думаете, почему третий тип человека самый ценный из трех?

Размышления детей.

– Жизнь человека во многом зависит от согласия сердца и разума, чувств и интеллекта – именно это является основой гармоничной личности. Вы все, наверное, знаете людей умных, талантливых, но эгоистичных, или добрых, но слишком вспыльчивых, способных под влиянием эмоций на какой-нибудь необдуманный поступок. А человеческая жизнь подобна весам, на одной чаше которых находится он сам со своим отношением к миру, а на другой – мир со своим отношением к человеку. И чтобы прожить свою жизнь достойно, необходимо помнить слова, обращенные к детям Самуилом Яковлевичем Маршаком: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!»

 Домашнее задание

– В тетради выполните задание 2 и 3. В хрестоматии прочитайте рассказы В. Драгунского «Что я люблю» и «…Чего не люблю».

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает детям сделать собственные выводы по теме урока.

РАЗДЕЛ: «Что для меня важно»

Урок № 12.

Тема:  Что такое светская этика?

Цель урока: провести беседу о поступках людей, дать понятие об основных понятиях урока; обучить самостоятельной работе с источниками информации, способствовать воспитанию в уч-ся осознанного поведения; подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: культура, мораль, этика,

нравственность.

Ход урока:

   1. Организация деятельности учащихся.

   2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Примерные вопросы к учащимся:

-О чем беседовали с друзьями?

-Что нового узнал для себя?

-Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?

Рассказы учащихся об известных людях России. Обсуждение того, почему были выбраны именно эти биографии.

  3. Чтение стихотворения  С. Баруздина

                                О человеке и его делах

                                - Скажи, человек,

                                Как твои дела?

                                - Дела ничего у меня.

                                Я спал неплохо,

                                Да ночь мала,

                                И я прихватил полдня.

                                - Скажи, человек,

                                А что же успел

                                Сегодня ты совершить?

                                - Да много успел:

                                Хорошо поел

                                И чаю успел попить.

                                - Скажи, человек,

                                Ну, а как потом,

                                Было ли что-нибудь?

                                - А что потом?

                                Поиграл с котом

                                И вновь прилег отдохнуть.

                                - Скажи, человек,

                                А когда поспал,

                                Вышел ли ты за порог?

                                - Конечно, вышел,

                                Да очень устал,

                                Вернулся, не чуя ног.

                                - Скажи, человек,

                                А что за окном

                                Увидеть тебе довелось?

                                - Да что там увидишь,

                                Когда темно

                                И лютый стоит мороз.

                                - Скажи, человек,

                                А кроме кота,

                                Есть друзья у тебя?

                                - Да что ты!

                                С друзьями одна маета!

                                …. Больше не спрашивал я.

(Идет обсуждение)

         

  4.Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

  5. Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика.

  6. Учитель:  Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том,  как он  поступил  в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности  и этики.

Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.  

Этика  – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

   7. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура, моральный, этический.

   8. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

   9. Учитель: А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.          

- Посей поступок – пожнёшь привычку;

-Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

-Посей добродетель или порок -  пожнёшь характер;

-Посей характер – пожнёшь судьбу.

 (Идет обсуждение)

   10. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

-Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика?

-Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

(Закрепление основных понятий урока).Вывод.  

Самопознание

Ваш E-mail*:        

Название материала *:        

Выбирите категорию *:        

Файл-архив *:        

        

Добавить

Сборник методических разработок [21]        Календарно-тематические планы по Самопознанию [14]

Материал отнесен к разделу: » Самопознание » Поурочные планы 4 класс

0

Урок 28 Тема: « Я – школьник»

[ Скачать с сервера (10.8Kb) ]         

v Предыдущий материал | Следующий материал ^

Цель урока: расширить у учащихся понятия «школа», «школьник»; способствовать осознанию того, что ученики, учителя–представители школьного коллектива, который имеет свои правила, традиции; формировать понимание единства школьной жизни и необходимости активного участия в ней.

Методы: беседа, объяснение, практическая работа.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», материалы для выполнения разминки и творческой работы.

 

Круг радости

Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает им приветствовать друг друга такой фразой: «Здравствуйте, дорогие одноклассники! Я школьник и поэтому…» (Дети каждый по-своему завершают фразу).

 

– Конечно же, школа – это, в первую очередь, знания о жизни, знания о мире, в котором мы живем. Школа – это веселый и дружный круг одноклассников, общение с любимыми учителями и школьными друзьями, смех, шутки и разные милые забавы детства.

В школе проходит значительная часть вашей детской жизни и постепенного взросления. От каждого из вас зависит, какой будет ваша жизнь в этих школьных стенах.

Все вы, мои дорогие ученики, и мы – ваши учителя – частички такого организма, который называется школой.

 

Учитель читает детям стихотворение.

Н. Забила. «Мы должны учиться»

 

Зима, а в небе голубом

вовсю сияет солнце –

лучи восхода прямо в дом

вошли через оконце.

 

И в школу вновь бегом бегу

от самого порога.

Мелькают стёжки: их в снегу

протоптано так много…

 

Звенит звонок, зовёт ребят

к работе – к нашей, детской.

А ведь звонки с утра звенят

по всей земле, поверьте!

 

Везде в Отечестве своём,

от края и до края,

мы крепнем, учимся, растём,

о будущем мечтая.

 

Готовит школа нас к труду.

Каким займусь я делом?

Наверно, в лётчики пойду,

пилотом буду смелым.

 

А может, лучше я к станку

в цеху огромном стану?

А разве плохо моряку

ходить по океану?

 

Немало дел у нас в стране,

и всё – так интересно!

Кем буду?.. Это даже мне

пока что неизвестно.

 

В мечтах – любое по плечу:

я стал бы комбайнёром,

да садоводом быть хочу,

строителем, шахтёром...

 

Я и в дозор хочу, на пост –

там, где у нас граница,

но в космос путь, до самых звёзд,

мне тоже часто снится.

 

И труд врача – мечта моя.

Эх, стать учёным, что ли?

Тогда найду лекарство я

от всякой-всякой боли.

 

Ура! Болезней нет как нет,

мой дед – сильней штангиста,

и все живут по двести лет,

а горцы – даже триста...

 

Ну, а пока я ученик:

должны учиться дети.

Спешу прочесть побольше книг,

узнать про всё на свете.

 

Простор широк, в нём сто дорог,

мы подрастаем, дружим –

и все, когда настанет срок,

стране родной послужим.

 

– Какой важной деятельностью заняты ученики в школе?

– Как вы считаете, влияют ли мысли, дела, успехи одного учащегося  на результаты всего класса, школы, страны? Почему? Как?

– Как вы думаете, каким должен быть ученик, чтобы, «когда настанет срок, стране родной послужить»?

Почему надо принимать участие в общественной жизни коллектива?

Ответы детей.

 

Разминка «Я – тетрадь»

Детям раздаются карточки с названиями учебных принадлежностей и других предметов, связанных со школой. Это могут быть слова: «школьная доска», «кусок мела», «школьный звонок», «учебник», «тетрадь» и т.д. Каждый составляет монолог от лица своего предмета, например: «Я – тетрадь. Я люблю, когда...» Можно организовать и диалог между несколькими предметами.

 

Творческая работа «Школа, в которой я хочу учиться»

А сейчас, ребята, предлагаю вам стать изобретателями. Общая тема наших мечтаний и дерзаний: «Школа, которую мы построим».

Давайте разделимся на 4 группы – по временам года: зима, весна, лето, осень.

Теперь распределим группы таким образом: кто-то будет изобретать и конструировать будущую школу в роли архитекторов и строителей, кто-то – в роли учителей, учеников и родителей.

Задача каждой группы – разработать свое видение современной школы и наглядно его представить в виде рисунка, схемы, таблицы, свода правил (каждая группа получает определенное задание по своему направлению).

На разработку проекта отводится 20 минут. Затем каждая группа в течение 2-3 минут рассказывает о своих идеях и еще 2-3- минуты будет отвечать на вопросы слушателей, то есть защищать свой проект.

 

Когда дети распределятся по группам, учитель дает каждой из них творческое задание с перечнем вопросов на листках. Всем группам предлагаются подручные материалы: ватман, фломастеры, краски, карандаши, ножницы, клей, журналы с картинками и т.п., которые разложены на столах.

1 группа – «архитекторы и строители» – на листах ватмана изображает модель школы и учебного класса, которые больше всего подходят для современных детей. «Архитекторы и строители» формулируют три правила, которые должны быть традициями для всей школы.

2 группа – «учителя» – на доске (ватмане) изображают, о каких учениках они мечтают. «Учителя» составляют обобщенный портрет современного ученика и формулируют 3 правила для учащихся.

3 группа – «учащиеся» – мечтают о самой лучшей школе с точки зрения детей. Они составляют перечень необходимых в школе учебных предметов; отвечают на вопросы о том, какой продолжительности должен быть урок, сколько должно быть уроков в день; какие надо давать учащимся домашние задания; следует ли ставить оценки и приглашать родителей в школу, если ученики нерадивы и т.п. «Учащиеся» составляют обобщенный портрет современного учителя и формулируют три правила школьной жизни для учителей.

4 группа – «родители» – поясняют, для чего дети должны учиться, почему необходимо учить не только «любимые» предметы, но и все другие. «Родители» могут рассказать, каких учителей они хотели бы видеть в школе для своих детей, какой должна быть атмосфера в школе, нужна ли единая школьная форма и т.п. «Родители» формулируют три правила сотрудничества для учителей, учеников и родителей.

После 20 минутной работы в группах проходит презентация проектов.

 

– Молодцы, ребята, сегодня вы смогли почувствовать, как ответственна школьная жизнь, и, оказывается, совсем непросто создать модель школы. В успехе школы есть вклад многих людей – и архитекторов, и строителей, и учеников, и учителей, и родителей.

– Каждый человек в своей жизни был или является учеником и поэтому имеет отношение к школе, ее прошлому, настоящему или будущему. Недаром школа для нас – «второй дом».

А теперь выполните в тетради задание 1.

 

Круг «От сердца к сердцу.

– Встанем в круг «От сердца к сердцу». Ребята! закончите, пожалуйста, фразу: «Я желаю своей школе… или своим одноклассникам…» или «Я могу сделать для своей школы…, а для своих одноклассников…»

 

 

Домашнее задание

– Нарисуйте в тетради эскиз школьной формы, какой вы себе ее представляете (задание 2).

– Прочитайте в хрестоматии рассказы Саши Козырева «История школьного стула» и В. Драгунского «Главные реки».

 Что для меня важно знать

Урок 33 Тема: « Я – часть Природы»

[ Скачать с сервера (12.3Kb) ]         

v Предыдущий материал | Следующий материал ^

Цель урока: углублять знание о том, что человек – это часть природы; воспитывать  заботливое и бережное отношение к окружающей среде;  развивать умения ценить красоту природы, понимать её, заботиться о ней.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, практическая работа, работа с книгой.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», музыкальный материал.

 

Круг радости

Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает улыбнуться друг другу.

– Сколько улыбок радостных и приветливых я вижу на ваших лицах! Давайте дружно скажем:

 

Побеседуем

 – Ребята, подумайте  над словами  известного детского поэта  С.Маршака:

Человек, хоть будь он трижды  гением,

Остается мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства.

Вам даны от вашего рождения

Сила, стойкость, жизненность растений.

 

– Как вы думаете, почему поэт сравнивает человека с растением?

– Почему мы радуемся, улыбаемся распустившимся  ландышам, смеемся, увидев, как малыш шлепает по лужам?

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы видеть и понимать красоту окружающей природы?

– Может ли природа исцелить человека, поддержать его в трудный момент, вернуть ему силы? Как?

Ответы детей.

 

– Мы любим  природу и называем ее ласково «Матушкой». Потому что она нас кормит, поит, ласкает и лелеет. Не зря говорят: «Человек – дитя природы».

Как он должен к ней относиться?  Почему нужно охранять и беречь природу?

– Как вы ощущаете свою связь с природой?

Ответы детей.

 

Работа в тетради.

– Выполните задание 1.

 

Игра «Сорви яблоки»

Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками.  Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на меня. Я покажу, каким образом вы можете их срывать. Видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите его на траву. Теперь медленно выдохните. То же самое делаем другой рукой.

 

Работа в учебнике

В. Астафьев. «Капалуха»

Учитель читает текст с остановками. После каждой части задает вопросы. Вторую часть текста от слов «…..Зачем? Да так! А что будет с капалухой?» предложить детям прочитать самостоятельно и выразить свое отношение к птице.

 

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки, да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распушенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

–   Гнездо! Гнездо! – кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

– Да вот же, вот! – показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

– Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

 

– Как, по вашему мнению,  поступят мальчики?

Ответы детей.

 

–  Зачем?

– Да так!

– А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки, и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

– А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, – сказал подошедший учитель.

 

– Какие чувства у вас возникают к капалухе? Почему?

Ответы детей.

 

– Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё, каждую капельку... – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят, и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: – А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

 

– Что или кто в природе, по  вашему мнению, больше всего нуждается в защите и почему?

– В любое время года природа щедро преподносит нам дары – ягоды, грибы, чистые родники, пушистый снег, разноцветную радугу.  А что можете подарить природе вы, ваш класс?

Ответы детей.

 

Творческая работа

Работа в тетради задание 1.

Учитель делит детей на три группы. Каждая группа получает задание – разработать план сохранения растительного и животного мира.

– Подумайте, как и чем вы могли бы помочь животным, растениям и птицам, и напишите план помощи им.

1 группа – помогает деревьям и цветам;

2 группа – помогает водоемам;

3 группа – помогает животным, насекомым, птицам.

По окончании работы каждая группа представляет свои  планы. Дети других групп могут задавать вопросы команде, презентующей свой план. Например, «Как вы думаете, надолго ли хватит людям пресной воды на Земле?», «Как вы считаете, может быть, природе можно обойтись без ядовитых змей, птиц-кукушек?»

 

Коллективная работа «Гимн природе»

Давайте подарим нашей природе необычный, но очень важный подарок – добрые слова-пожелания.

Дети по очереди говорят пожелания.

Учитель записывает их на ватман, в центре которого изображена планета Земля в виде коллажа на темы природы (растений, животных, пейзажей и т.д.)

В конце урока все записи прочитываются под музыку. Получается своеобразный гимн природе.

 

Домашняя работа

– Представьте себе, что вы разговариваете с белкой, ромашкой, бабочкой, березой или любым другим растением или животным. Запишите свой разговор (задание 2).

Прочитайте в хрестоматии рассказы «Ручеек»А. Неелевой и «Мальчик и колокольчики ландышей» В. Сухомлинского.

 

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает детей в круг и предлагает обменяться мыслями об уроке, завершив фразой: «Я думаю, что природа наделила меня...». Например, «Я думаю, что Природа наделила меня умом, вниманием к людям, добротой»  и т.д.

– Завершим наш урок  мы следующими словами:

Берегите эту Землю,

Эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте  лишь зверей внутри себя!

Самопознание

Ваш E-mail*:        

Название материала *:        

Выбирите категорию *:        

Файл-архив *:        

        

Добавить

Поурочные планы 1 класс [18]        Поурочные планы 2 класс [15]

Поурочные планы 3 класс [34]        Поурочные планы 4 класс [33]

Поурочные планы 6 класс [31]        Документы [30]

Презентации [21]        Песни-слайды [53]

Игры и тренинги [58]        Диагностика и мониторинг [21]

поурочные планы предшкола [31]        Разработки по самопознанию на тему армии Казахстана [17]

«?зін - ?зі тану» п?ні бойынша саба? ?зірлемелері ?дістемелік жина? Сборник методических разработок [21]        Календарно-тематические планы по Самопознанию [14]

Материал отнесен к разделу: » Самопознание » Поурочные планы 4 класс

1

Урок 2 Тема: «Открываю себя»

Цель урока: познакомить учащихся с представлением о «самоценности»; пробудить осмысление и принятие себя «таким, какой я есть»; прививать детям желание и стремление исследовать самих себя: характер, способности и качества; развивать чувства самоуважения, уверенности и достоинства.

Методы: беседа,  объяснение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», музыкальный материал.

 

Круг радости

 

Работа в тетради

Учитель предлагает детям выполнить задание 1 и руководствоваться инструкцией:

1. В колонку «Мои лучшие черты» запишите черты или особенности своего характера, которые вам  нравятся и составляют вашу сильную сторону.

2. В колонку «Мои способности и таланты» запишите свои способности и таланты в учебе, общении, познании, игре, творчестве.

3. В колонку «Мои достижения» запишите свои достижения в семье, в школе, в учебе, в кругу друзей.

 

Игра «Кто это?»

Учитель знакомит детей с правилами игры.

– Для нашей игры нужно выбрать водящего. Играть мы будем так: водящий загадывает про себя кого-нибудь из присутствующих ребят. Задача остальных игроков – догадаться, кого он загадал, задавая наводящие вопросы. Например: «На какой цветок похож он?», «Добрый ли он?», «Любит ли помогать друзьям?» и т.д.

Главное в этой игре – нельзя использовать некорректные вопросы, которые могут обидеть друг друга, унизить достоинство и оскорбить чувства.

Игра проводится под веселую, подвижную музыку. После завершения игры учителю рекомендуется задать игрокам вопросы:

– Были ли вы удивлены тем, как представляют вас друзья?

– Расскажите, с чем вы согласны, а с чем – нет?

Ответы детей.

 

Работа с хрестоматией

Перед чтением учитель дает пояснение слов: «Декларация – это официальное или торжественное программное заявление». «Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства».

 

Н. Стебенева, Н. Королева. «Декларация моей самоценности»

«Декларация моей самоценности» – это своеобразный гимн человека самому себе.

?       «Я – это Я.

?       Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

?       Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это.

?        Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому.

?        Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.

?        Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

?        Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

?        Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе.

?        Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

?        Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает.

?        Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

?        Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

?        Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

?        Я – это Я, и Я – это замечательно!»

 

Учитель предлагает детям закончить предложения словами и фразами из текста, которые дети считают самыми важными для себя.

– Мне принадлежит…

– Я знаю…

– Я могу…

 

Игра «Ищем секрет»

Давайте пофантазируем и представим себе гениального ученого, который создал робота – вашего двойника. Сделал он это настолько виртуозно, что ваш двойник даже в мельчайших деталях схож с вами. Но в нем есть одна особенность – робот хмур, неулыбчив и неразговорчив. Поэтому вы не желаете, чтобы окружающие вас люди принимали двойника за вас.

А теперь подумайте, поразмышляйте и ответьте на вопросы:

– Что в вас есть такого, что невозможно продублировать?

– Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?

– Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет о себе вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы – это вы, а не ваша копия?

Дети размышляют.

Домашняя работа

– В тетради выполните задание 2.

В хрестоматии прочитайте сказку «Самое главное».

 

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель демонстрирует детям волшебный карандаш (ручку, платочек и др.). Тот, у кого он окажется, должен рассказать всем о своих достоинствах, которыми он больше всего гордится и которые ярко раскрывают его как личность.

Умеете ли вы правильно решать свои проблемы.

 

1. По вашему мнению, судьба …

      а) вас преследует -5

      б) к вам несправедлива – 2

        в)  к вам благосклонна – 1

   2. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях?

        а) нет, это бы вам не помогло – 3

        б) конечно, если есть подходящий собеседник – 1

        в) не всегда, иной раз вам самому тяжело думать о них – 2

  3. Насколько сильно вы переживаете страдания?

        а) всегда очень тяжело – 4

        б) это зависит от обстоятельств – 0

        в) вы стараетесь терпеть, не сомневаясь, что любой неприятности рано или                          поздно приходит  конец – 2

  4. Если вы вообще никогда не употребляете спиртное, то можете переходить к           следующему             вопросу. Если же употребляете, то для того, чтобы …

        а) «утолить» в нем свои проблемы и неприятности – 5

        б) хоть как-то рассеять все свои «головные» боли – 3

        в) просто это нравится – 1

  5. Что вы делаете, когда вас что-то глубоко ранит?

        а) сидите дома и «жалеете» самого себя – 4

        б) идете к хорошим друзьям – 2

        в) разрешаете себе радость, которую долго не могли позволить – 0

  6.  Как вы поступаете, если вас обижает близкий человек?

        а) «прячетесь в свою раковину» - 3

        б) требуете объяснений – 0

        в) рассказываете об этом каждому, кто только готов слушать – 1

  7. В минуту счастья вы …

        а) не думаете о возможном несчастье – 1

        б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет – 3

        в) не забываете о том, что в жизни есть и много неприятного – 5

  8.Что вы думаете о психиатрах и психотерапевтах?

        а) вы бы не хотели стать их пациентами – 4

        б) многим людям они могли бы помочь – 2

        в) человек и сам во многом может помочь себе -3

  9. О чем вы думаете после ссоры с супругой, супругом  или с любимым           человеком, когда            ваш гнев уже проходит?

        а) о том, что у вас было в прошлом – 1

        б) мечтаете о тайном мщении – 2

        в) думаете о том, сколько вы от нее (него) уже терпели - 3

 

 

Теперь подсчитайте набранные вами очки.

 

 

 

 

Результаты

 

 

От 7 до 15 очков

        Вы легко миритесь со своими неприятностями, даже бедами, поскольку умеете их верно оценить. Крайне важно и то, что вы не слишком любите себя жалеть (чувство, которое к самому себе питают, увы,  многие). Ваше душевное равновесие достойно восхищения.

 

От 16 до 26 очков

        Возможно, что вы подчас «проклинаете судьбу». И все же есть прекрасная «отдушина» - возможность и умение «выплеснуть» свои проблемы на других. После этого, вам сразу становится легче. (При этом, безусловно, важно, чтобы вас внимательно слушали и сопереживали вашим проблемам, неприятностям). И все же задумайтесь: не стоит ли вам почаще вспоминать о необходимости владеть собой, а не пользоваться постоянно лишь таким вот «способом» решения своих проблем.

 

От 27 до 36 очков

        Вы еще не научились правильно «расправляться» со своими проблемами и бедами. Быть может, потому они вас так и терзают. Вы предпочитаете замкнуться в себе, нередко любите жалеть себя. Но, может быть,  стоит использовать и иной способ? Попробуйте мобилизовать свою душевную энергию! В вас достаточно доброго, хорошего начала, которое поможет вам с успехом решить все ваши проблемы и выйти победителем из любых неприятных ситуаций. И главное – не впадать в панику! Не отчаивайтесь, погружаясь в пучину пессимизма! Так уж устроены люди, что далеко не всем дано умение играючи расправляться с любыми трудностями и столь же легко достигать пресловутого «жизненного успеха».

       

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по информатике в начальной школе

Программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики"  в начальной школе. ФГОС....

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....

Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе   1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание, цели и задачи образования, смещение акц...

Поурочное планирование внеурочной деятельности «Информатика», 5 класс, УМК Босова Л.Л. и др.

Поурочное планирование внеурочной деятельности «Информатика» разработано с учётом методических указаний УМК. Внеурочная деятельность имеет более свободный формат занятий. Записываются дети по желанию,...

Программа внеурочной деятельности по ритмике в начальной школе (1-4 класс)

      Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения в современных условиях - является воспитание гармонично развитой личности. В связи с этим важным условием в реализ...