Викторина для среднего звена "Я Гражданин!"
классный час

Прокофьева Елена Витальевна

В викторине представлены вопросы, позволяющие обучающимся рассуждать, дискусировать, высказывать своё мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_ya_grazhdanin.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая коррекционно-развивающая викторина:

«Я гражданин!»

(старшие классы)

   

Тип: Комбинированное занятие.

Цель: повышать правовую культуру обучающихся, активную жизненную позицию Гражданина своей страны, расширять кругозор детей.

Задачи:

1. Профилактировать проявления отклоняющегося поведения;

2. Сформировать понятийную базу по правовому блоку, законодательным аспектам РФ в части ответственности несовершеннолетних.

Материально – техническое и информационное обеспечение занятия:

- Выставка рисунков: «Наши права, обязанности»;

- фонограммы песен;

- мультимедийное оборудование;

- карандаши или маркеры, листы бумаги;

- карточки с правами, обязанностями;

- зонт.

Ход викторины:

Ребята входят в зал под фонограмму песни «               ».

(СЛАЙД №1)

  1. Организационный момент:

Вступительное слово педагога:

- Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам посмотреть ролик и подумать, чему будет посвящена наша викторина.

(СЛАЙД №2)

- Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». И сегодня мы проведём викторину о правах и обязанностях детей и подростков.

- Для начала разделимся на команды. А оценивать ваши ответы, выступления будут жюри:

- воспитатель _____________________________________________________________

- член Совета воспитанников ________________________________________________

- организатор – Коновалова Е.В.

2. Основная часть:

      1. Этап «Блиц – турнир».

1. Страна, где человек родился и вырос.  Ответ: Родина, Отечество.

2. Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

3. Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

4. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

5. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

6. Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

  1. Этап «Отгадай анаграмму».

- На данном этапе каждая команда получает рассыпанные буквы, из которых вы должны будете составить сочетание слов, которые в разной мере связаны с правами человека и объяснить значение этих сочетаний.

(участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – составить анаграмму и объяснить значение полученного слова).

Команда №1.

Закон и порядок

Команда №2.

Право и обязанность

Команда №3.

Гражданин и страна

  1. Этап «Разбери ситуацию».

Мы с вами знаем, что порядок состоит из правил. Вы знаете свои права, но не всегда выполняете свои обязанности, которые вы должны знать и выполнять.

Случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте проверим знание наших обязанностей на конкретных примерах.

Вниманию обучающихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. 

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос. Какую обязанность не соблюла ученица?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность обучающихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью.

Ситуация 2. 

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, используют нецензурную брань, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. 

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Что вы думаете об этой ситуации?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. 

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции.

Вопрос. Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказание последует – постановка на внутришкольный учёт или учёт КДН.

Ситуация 5. 

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос. Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Этап «Знаешь ли ты государственные праздники».

- Соотнесите название государственных праздников с их датами:

(СЛАЙД №17)

Новый год

1 января

Праздник Весны и Труда

1 мая

День защитника Отечества

23 февраля

Рождество Христово

7 января

День Победы

9 мая

День народного единства

4 ноября 

День независимости России

12 июня

Международный женский день

8 марта

  1. Этап «Конкурс плакатов: «Гражданин без вредных привычек».

- Ваша задача нарисовать и защитить свой плакат.

4.        Заключительная часть:

Слово педагога.

- Чему была посвящена наша викторина?

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(ответы детей)

Каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Будьте законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

- Перед вами зонт, кто мне скажет для чего он служит?

(примерные ответы детей – укрытие от дождя)

- Перед вами на столе лежат карточки с правами и обязанностями подростков. Права – вы должны будете разместить на зонтике, чтобы они вас защищали. А обязанности – вы должны разместить под зонтиком, ведь мы должны их ежедневно выполнять и жить по правилам.

- Сейчас члены жюри озвучат результаты викторины. Слово предоставляется

_________________________________________________________________________

- Большое спасибо всем участникам, зрителям и гостям за работу!

Методический материал:

  1. Троцкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Интернет-ресурс сайт: Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/.


Приложение

З

а

к

о

н

и

п

о

р

я

д

о

к

П

р

а

в

а

и

о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

с

т

р

а

н

а

Г

р

а

ж

д

а

н

и

н

и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Своя игра" по правилам дорожного движения для воспитанников среднего звена

Викторина «Своя игра»по правилам дорожного движения для воспитанников среднего звена ДДТ. Цель игры: предупреждение дорожно-транспортного травматизма; повторение правил дорожного движен...

Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено

основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс....

отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»

«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев ...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьног...

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена требованиям ФГОС среднего общего образования, среднего профессионального образования

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена  требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общ...