Рабочая программа по внеурочной деятельности « Быт, обычаи, обряды, праздники казаков» 6 кл
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Быт, обычаи, обряды, праздники казаков» 6 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Быт, обычаи, обряды, праздники казаков» 6 кл | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________/Гаськова Л.И. ________________/М.Г.Вильмова
«____»_______________2018 Приказ №___ от ____.____.2018____
М.П.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
« Быт, обычаи, обряды, праздники казаков»
(название предмета)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №____ от ___.___.2018
класс ___6б
количество часов в год ___34___
____________________________________________________________
ФИО учителя __Е.С. Мурзиненко
Рабочая программа обсуждена на МО учителей ____________________________________
________________________________________________ «_____»________________2018
Руководитель МО _____Самолетова О.И. _____________________/______________________
2018____ - 2019____ учебный год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности предназначена для казачье-кадетского 6б класса МБОУ «Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»
Цель: Создание представления о фольклоре и традиционной культуре казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи:
1) создание условий для сохранения и развития самобытной казачьей культуры;
2) формировать у школьников представления о социальной структуре и основных видах деятельности казачества;
3) знакомство обучающихся с составом и структурой фольклора;
4) формирование у обучающихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, возрождение духовных, исторических и военно- патриотических традиций донского казачества;
5) воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;
6) формирование у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины;
7) развитие творческих способностей детей;
Новизна - данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только духовному развитию ребенка, но и освоению культурного наследия русского народа.
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность программы определена тем, что с одной стороны она направлена на создание условий для сохранения самобытной казачьей культуры на территории Дона. С другой стороны программа обеспечивает ученикам патриотическое воспитание и активную гражданскую позицию.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что воспитательный процесс направлен: на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности; формирование правильного отношения к окружающему миру, природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.
Концепция программы: максимально учесть текущее состояние проблемы и создать условия, способствующие формированию патриотического, культурного воспитания ученика. Это обеспечит конкурентоспособность выпускников, их адаптацию в общественной среде, активную жизненную позицию.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании школьников и подростков нашего общества, роста децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания школьников, молодежи, поколений, которым предстоит принять ответственность за судьбу России.
Вот почему так остро стоит вопрос о патриотическом воспитании нашей молодежи. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».
Исторические и геополитические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к Отечеству и военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания школьников обучающихся казачьих кадетских классов является воспитание учащихся на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры.
Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система военно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением показывает, что основными направлениями его военно-патриотического воспитания являются:
· воспитание в семье;
· воспитание внешкольными формами обучения на основе культуры и заповедей казачества.
Одним из важных направлений развития казачьей культуры является изучение и популяризация культурных казачьих традиций. Главную роль в реализации данного направления играет система основного и дополнительного образования, где в рамках ряда учебных предметов, спецкурсов, факультативов и кружков изучаются вопросы развития казачьей культуры. Мероприятия способствуют созданию условий для развития творческой инициативы казачьей молодёжи, выявлению и поддержки одаренных детей в казачьей среде, воспитанию у детей и подростков любви к родному краю, его культуре, традициям и обычаям, раскрытию и реализации творческих способностей молодёжи, созданию условий для популяризации казачьей культуры в обществе.
Основанием для разработки и внедрения данной программы способствовали следующие факторы:
- во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
- во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания школьников на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества. Изучение казачьей культуры и фольклора – это патриотическое воспитанием подрастающего поколения. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Культура казачества, фольклор».
В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
- Человек - воспитание гуманности.
- Семья - первый коллектив ребенка.
- Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
- Знания - поиск истины.
- Культура - воспитание духовности.
- Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
- Земля-создание целостного образа мира.
- Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно - эстетическое, и трудовое воспитание.
Основные принципы содержания программы:
1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя;
2. Ориентации всего процесса на потребности; ребенка, семьи, общества
3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы
4. Личностного подхода в воспитании.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
- развивитие способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
- воспитание стремления к любви, добру, толерантности;
- приобщение детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
- формирование знаний в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;
Основные разделы программы:
- быт;
- обычаи;
- обряды;
- праздники.
Место курса в учебном плане
Программа « Быт, обычаи, обряды, праздники казаков» учебно- познавательного направления рассчитана на 33 часа 1 раз в неделю, продолжительностью занятий 35 минут.
Тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Введение. Быт | 1 |
Родное гнездо | 1 | |
Семья казака | 2 | |
Детство и юность | 2 | |
Обычаи Казачья трапеза(пища и утварь) | 2 | |
Одежда казаков и казачек | 2 | |
Увеселения и забавы казаков | 2 | |
Казачья песня | 3 | |
Проводы и встреча казаков со службы | 2 | |
Свадебный обряд | 2 | |
Праздники | 2 | |
Святочные дни | 2 | |
Масленица | 3 | |
Пасха | 3 | |
Троица | 3 | |
Итоговое занятие | 1 |
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты и индикаторы для оценки их достижения Пропаганда культуры сибирских казаков, в округе и разных регионах нашей страны, через фольклор, театрализованные постановки. Создание современного идеала - высоконравственного, творческого, ответственного и активного гражданина России , готового к службе стране на военном и гражданском поприщах, хранителя казачьей культуры и продолжателя традиций.
Учебно-методический комплект:.
1. ТаболинаТ.В. Проблемы современного казачества: 1980 – 1990 гг.Автореф. дисс. доктора исторических наук. – М., 1999. 9 с.
2.Таболина Т.В. Основные направления изучения казачества. / «http://pubs. carnegie. ru./images/line. gif.
3 .Виноградов Г. С. Страна детей. СПб., 1998. 7. Герд А. С. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия СПб., 2005.
4. Елисеев Ф. И. первые шаги молодого хорунжего. М. ,2005.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, магнитная доска.
Экранно-звуковые пособия:
-Презентации по темам программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...