"Шаги в историю Сталининградской битвы"
методическая разработка

"Шаги в историю Сталининградской битвы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagi_v_istoriyu_stalingradskoy_bitvy.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ   Мошкинская   школа

                 

                  Шаги в историю

            Сталинградской битвы

                        (внеклассное  мероприятие для  8-9 классов)

                                           

                       

                                                                         Выполнила: Пальцева Маргарита Александровна,

                                                                                               учитель истории и обществознания.

Шаги в историю Сталинградской битвы.

Цель: патриотическое воспитание учащихся.

Задачи:

  1. Привлечение учащихся к изучению истории Сталинградской битвы.
  2. Выявление знатоков героических исторических событий.
  3. Реализация в практике внеклассной работы активных методов и форм просвещения и воспитания.
  4. Воспитание у детей гражданственности, уважительного отношения к истории города Волгограда (Сталинграда), любви и уважения к родной стране, ее истории и национальным традициям.

Продолжительность: 1 час.

Тип: познавательная игра.

Форма: соревнование команд.

Материалы и оборудование:  проектор, компьютер. Карточки с заданиями,  карта «Сталинградская битва»,  аппликации - флажки, стрелки.  Портреты  героев Сталинградской битвы,  презентация: «Улицы рассказывают»,  фото: Медаль «За оборону Сталинграда»,  мелодия песни «Медаль за оборону Сталинграда», компакт-диск «От Кремля до Рейхстага», стенд «Ветераны Великой Отечественной войны – наши земляки».

Место проведения: кабинет истории.

Участники: команды 8-9 классов – по 2-3 представителя,  жюри – директор, ЗВР, родитель,  Председатель Совета старшеклассников. Ведущий – учитель истории, болельщики - обучающиеся 5-9 классов.

Подготовка к мероприятию: за 2 недели дети 8-9 классов получают список литературы, которую должны прочитать к мероприятию (сроки проведения 1-2 февраля), так как школа сельская и количество обучающихся в 2 классах – 10 человек, формируются 2 команды в составе 5 человек в каждой, выбирается капитан и название команд.

                                             Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово.

Сталинградская битва более чем 70 лет приковывает к себе внимание широких кругов отечественной и мировой общественности, людей науки и искусства, гражданских и военных, студентов, старшеклассников – и прежде всего истинных патриотов своей Родины. Великий подвиг защитников Сталинграда продолжает изучаться, раскрываются новые его грани.

2 февраля 2018 года, исполняется 75 лет со дня окончания битвы под Сталинградом (современный Волгоград). Битва является одним из важнейших событий второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.  

Сталинградская битва – самое кровопролитное сражение в истории человечества, по приблизительным подсчетам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Сейчас мы начинаем игру-соревнование: «Шаги в историю Сталинградской битвы». Две команды отправятся в путешествие, где будут поочередно проходить через 5 этапов. Для этого представляю вам  команды и членов жюри.

  1. «Шаги в историю Сталинградской битвы».

Первый этап: Страницы истории Сталинградской битвы.

  1. Начало Сталинградской битвы относится к _________        
  2. Сталинградская битва делится на два периода  

а) ____________________________

б) ____________________________, завершившийся «____» _______________

19____г. ликвидацией огромной группировки врага.

  1. Оборонительные сражения на подступах к Сталинграду начались со столкновения нашей 62-й армии под командованием ________________________ и войск 6-й немецкой армии на реке __________.
  2. В разгар оборонительных боев И. В. Сталиным был подписан приказ № 227, который призывал: _____________________.
  3. ____ августа 19____г. немецкое командование предприняло ожесточенную бомбардировку города, в которой участвовало _____ немецких самолетов, в результате чего были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.
  4. ___ августа 19 ___ г. Сталинград был объявлен на осадном положении.
  5. Операция наступления советских войск под Сталинградом называлась _____________________________.
  6. В кольцо окружения попали _____ вражеские дивизии общей численностью в ______ тыс. солдат и офицеров _____ армии под командованием ____________.
  7. Указом Президента Верховного Совета СССР 22 декабря 19 ____г. учреждена медаль «________________________________».
  8.  Завершающая операция по уничтожению окруженной группировки противника «_______________________________» началась «____» _____________ 19____г.
  9. Битва за Сталинград длилась _______ дней и ночей.

Второй этап: Улицы рассказывают  (при правильном ответе на вопрос, показывается презентация с соответствующей улицей города Волгограда).

  1. Главная площадь города, на которой расположен знаменитый Дом Павлова. Его защитники оборонялись 58 дней и ночей. (Площадь имени В. И. Ленина, раньше имени 9 Января).
  2. Улица названа в честь воинов бригады, первой, пленившей штаб 6-й немецкой армии Паулюса, расположившегося в подвале Центрального универмага. Улица расположена в Центральном районе (Аллея Героев).
  3. Улица названа в честь командующего 62-й Армии, оборонявшей Сталинград. (Улица В. И. Чуйкова).
  4. На этой улице находится памятник героям-комсомольцам, она расположена в Центральном районе. (Комсомольская).
  5. На этой площади находится Вечный огонь, Пост № 1. (Площадь Павших Борцов).
  6. Одна из основных улиц Тракторозаводского района, идущая от площади Дзержинского и далее по Второй Продольной, названа в честь тракторозаводцев, добровольно принявших участие в обороне района (Улица Тракторостроителей).
  7. Всякий, кто пройдет по Второй Продольной магистрали от перекрестка с улицей Тарифной Тракторозаводского района до перекрестка с улицей Прокатной Краснооктябрьского, прочтет текст на мраморной доске:  «Улица названа в честь маршала Советского Союза, Героя Советского Союза, почетного гражданина города-героя Волгограда, командующего Сталинградским фронтом. (Еременко).        
  8. В заканальной части Красноармейского района есть улица, которая носит имя Героя Советского Союза, совершившего бессмертный подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота. Это произошло -  13 января 1943 года, когда 15-я Гвардейская стрелковая дивизия вела ожесточенные бои у стен Сталинграда. (М. Паникаха).  
  9. Об этой дивизии, в честь которой бывшая Солнечная улица Центрального района была переименована, маршал Советского Союза В. И. Чуйков писал: «С 14 сентября по 25 сентября… дивизия приняла на себя групповой удар немцев. Десять дней она дралась с невиданным упорством. Прямо скажу, если бы не дивизия Родимцева, то город  оказался бы полностью в руках противника…». (Им. 7-й Гвардейской дивизии).
  10.  Эта улица в Советском районе названа в честь юного (ему было всего 16 лет) героя Сталинградской битвы, разведчика, благодаря донесениям которого было уничтожено немало живой силы и техники врага. На Дар-горе фашисты схватили юного партизана и повесили на глазах у матери. Последними словами героя были: «Все равно наши придут и перебьют вас, как бешеных собак»! Улица, где он жил, школа, где он учился, сквер, где похоронен, названы его именем. (Улица Саши Филиппова).

Третий этап: Герои великой битвы (при правильном ответе,  показывается портрет героя, по возможности дети дополняют рассказ о нем).

  1. Снайпер из дивизии Батюка,  защищавший Мамаев курган, уничтоживший более 300 гитлеровцев, 23 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. (Василий Зайцев).
  2. Сержант из 13-й гвардейской дивизии, возглавивший оборону четырехэтажного дома на площади 9 Января  (ныне площадь им. В. И. Ленина), имевшего важное стратегическое значение в нашей обороне. Бойцы под его командованием удерживали дом 58 дней и ночей.  (Павлов)
  3. В ходе одного из боев в районе завода «Красный Октябрь» моряк 1-й роты 193-й стрелковой дивизии совершил героический подвиг. Поднятая им в руке бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Весь охваченный пламенем, он бросился на головную немецкую машину, разбив о ее броню вторую бутылку,  и сам лег на броню вражеского танка. (Михаил Паникаха).
  4. Командующий 37-й Гвардейской стрелковой дивизией, которая нанесла огромные потери противнику и почти полностью погибла, с легендарным мужеством до конца защищая Тракторный завод. Это был поистине железный комдив, как называли его бойцы и командиры. Командующий был четыре раза ранен, но продолжал воевать. Он пал смертью храбрых 21 июля 1944 года, когда советские войска выходили на западную границу Белоруссии. Посмертно ему  присвоено звание Героя Советского Союза. (Желудев).
  5. Она взяла последнюю, четвертую  высоту на земле, в междуречье Дона и Волги, у хутора Паньшино. Подвиг этой девушки описан в книге Е. Ильиной «Четвертая высота». В последнем бою, который произошел 24 ноября 1942года, она лично уничтожила 15 фашистов и сама пала смертью героя. (Гуля  Королева).

Четвертый этап:  История Сталинградской битвы на карте (для каждой команды вывешивается карта, где с помощью аппликации выполняются задания).

  1. Обозначьте аппликацией место окончательной ликвидации окруженных немецко-фашистских войск с 10 января по 2 февраля 1943 года.
  2. Обозначьте флажками места расположения Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов.
  3. Покажите соответствующей аппликацией направление удара немецко-фашистских войск группы армий «Гот», пытавшихся прорваться к окруженной группировке.
  4. Покажите соответствующими аппликациями-стрелками направления ударов советских войск в декабре 1942 года.
  5. Обозначьте линии фронта:
  1. К 19 ноября 1942 года;
  2. К 31 декабря 1942 года.

Пятый этап:  История Сталинградской битвы в литературе.

  1. «Мы едем на Мамаев курган. Он плоский и некрасивый… Какие-то водонапорные башни, сухая трава, редкий, колючий кустарник.

Но вид отсюда действительно замечательный. Большой город прижался к самой реке. Каменное нагромождение новых домов, возвышающееся над деревянными постройками, облепившими его со всех сторон… Заводы, дымные, грохочут кранами, паровозными гудками. «Красный Октябрь», «Баррикады» и совсем далеко на горизонте корпуса Тракторного…

И за всем этим – Волга – спокойная, гладкая, такая широкая и мирная».

Задание:

Назовите произведение, автора и героя, который описывает город? (Некрасов «В окопах Сталинграда», герои: Кенжинцов и Люся).

  1. «Ночью наши разведчики приволокли в мешке «языка». На допросе он сообщил, что фашистское командование серьезно обеспокоено действиями наших снайперов. Из Берлина доставлен на самолете руководитель школы немецких снайперов, кажется, майор Конингс, который получил задание убить прежде всего, как выразился пленный, «главного зайца».

Вопрос:

Кто этот «главный заяц»? Как называется книга воспоминаний, принадлежавшая его перу? («Записки снайпера», «главный заяц» - Василий Зайцев).

  1. Показ фильма «Сталинград» (15 минут)
  2. Подведение итогов игры.  (Пока  жюри подсчитывает  результаты,  болельщикам предлагается ответить на вопросы  викторины: «Город-герой Волгоград»).

Вопросы викторины:

  1. Назовите высоту Мамаева кургана в дни войны (102 метра).
  2. Какова высота Мамаева кургана сегодня? (116 метров).
  3. Сколько знамен в пантеоне Славы на Мамаевом кургане? (34).
  4. Назовите автора мемориального памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» (Мамаев курган), (Скульптор – Вучетич Е. В., архитектор – Белопольский Я. Б).
  5. Назовите имя первого почетного гражданина города-героя Волгограда? (Маршал Советского Союза С. М. Буденный)
  6. В честь какого соединения  названа улица 7-я Гвардейская? ( В честь 38-й мотострелковой бригады полковника Бурмакова).
  7. Сколько армий и какие держали оборону в черте города Сталинграда? (57, 62, 64, 66-я).
  8. Кто из маршалов Советского Союза захоронен вне Кремлевской стены? (В. И. Чуйков на Мамаевом кургане).
  9. Назовите наиболее известную военную продукцию, которую выпускал в годы войны город Сталинград? (Танки Т-34, аэросани, стволы к орудиям и сопла к реактивным снарядам, бутылки с зажигательной смесью).
  10. Назовите первый дом и первую улицу, восстановленные в городе.  (Дом Павлова, улица Мира).

Подведение итогов.  Награждение участников и победителей игры.  Команда-победительница награждается призом – поездкой (это традиция в нашей школе) в исторический музей. Команда участников награждается книгами (привлекаются средства спонсоров школы).

  1. Заключение.

Прошло более 70-лет со дня окончания Сталинградской битвы. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало, и надеюсь, никогда не узнает ужасов войны. Но подвиги, совершенные воинами, навсегда останутся в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.

Земной поклон, солдат, от жизни,

От всех, кого ты заслонил.

Ты спас свободу, честь Отчизны,

В потомках память заслужил!

Музыкальный подарок всем -  песня «Медаль за оборону Сталинграда». Исполняют участники школьного кружка «Вокал»  (на экране  появляется  Медаль «За оборону Сталинграда»)  и описание награды.  Ведущий кратко поясняет,  кому и за что вручалась данная медаль, также называет награжденных данной наградой ветеранов – земляков, опираясь на стенд «Ветераны Великой Отечественной войны – наши земляки».  (К сожалению,  в Мошкинской  сельской администрации никого не осталось в живых).

                                                  Использованная литература

  1. Белибихина, Н А. История. 5-11 классы: внеклассные мероприятия.- Волгоград: Учитель, 2007.  
  2. А. А. Данилов. История России 20-начало 21 века. 9 класс, / А. А. Данилов, Л Г. Косулина, М. Ю. Брандт – Москва. Просвещение, 2013.
  3. Зайцев, В. Г. За Волгой земли для нас не было: Записки снайпера. -  М: Современник, 1981.
  4. Ильина, Е. Я. Четвертая высота.-  АСТ: Астрель, 2006.
  5. Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда. – М: Русская книга, 1995.
  6. Самсонов, А. М. Сталинградская битва. - 3-е изд., доп. – М.: Наука, 1983.
  7. Советская военная энциклопедия: в 8 т. – М.: Воениздат, 1976.
  8. Сталинград, 1942-1943. Сборник. – М.: Библиотека, 1995.
  9. Формы патриотических дел, посвященных 60-летию Победы в Сталинградской битве / сост. М. А. Горбатова, - Волгоград, 2003.
  10. Чуянов,  А. С. Сталинградский дневник. – Волгоград, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Куликовская битва"

Цель урока: Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от  золотоордынского ига. Привит...

Презентация по истории "Сталинградская битва"

Презентация по истории "Сталинградская битва"Справочный материал "Партизанское движение"...

Урок истории Московская битва 9 класс

Данный урок позволяет учащимся познакомиться с мужеством и героизмом участников битвы за Москву....

Урок истории "Сталинградская битва".

Цель урока: определение причин победы советских войск в Сталинградской битве.Задачи урока:Образовательные: познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, выяснить знач...

Статья. История.Куликовская битва.

Цель: познакомить с историей Куликовской битвы.Задачи: 1) сформировать представления о личности Дмитрия Донского, с историческим событием.2)Развивать речь, память, внимание, умение работать с кар...

Разработка урока по истории "Сталинградская битва" (11 кл)

Тема: Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны     Разработал : учитель истории I категории Арженовскова Татьяна Ивановна   Урок по истории в 1...

Шаги в историю

историческая газета...