Урок истории "Сталинградская битва".
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Цель урока: определение причин победы советских войск в Сталинградской битве.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом; развитие коммуникативных умений.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_stalingradskoy_bitve.docx | 43.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сталинградская битва.
Цель урока: определение причин победы советских войск в Сталинградской битве.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом; развитие коммуникативных умений.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.
Оборудование:
Общее: мультимедийный проектор и ПК, презентация, настенная карта «Сталинградская битва»,
На партах у рабочих групп: ПК, на котором загружены и воспроизведены, но свернуты: модуль «Коренной перелом Великой Отечественной войны» (http://fcior.edu.ru/card/21429/korennoy-perelom-velikoy-otechestvennoy-voyny.html), модуль «Сталинградская битва» (http://fcior.edu.ru/card/26942/stalingradskaya-bitva.html); текст приказа № 227 и вопросы к нему, инструкция № 1 и № 2, заготовки заданий «Блиц-опрос», «Приведи в соответствие», «Хронологическая цепочка», «Значение Сталинградской битвы», тексты исторических документов (писем, воспоминаний и т.д.)
Предварительная подготовка: подготовка учащимися презентации «Наши односельчане в Сталинградской битве»; класс разделен на три рабочие группы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята. Я приглашаю вас на очередной урок по истории России (слайд 1).
Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъем советского народа, вызванный победой под Москвой. На советско-германском фронте установилось относительное затишье. Итак, давайте восстановим исторические события начала ВОВ.
II. Актуализация знаний.
а) Блиц – опрос
У рабочих групп на столе и на экране даны утверждения (слайд 2).
Учитель: Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «-» если не согласны.
утверждение | ответ |
II мировая война началась 22 июня 1941г. | – |
с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов | + |
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР | + |
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций | + |
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” | + |
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. | – |
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов | + |
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция | – |
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. | – |
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. | + |
Учитель: Проверьте свои ответы с доской (слайд 3).
Учитель: Сколько неверных ответов вы дали?
б) Задание «Озвучь карту»
Учитель: Каждая группа «озвучивает карту» на своем направлении. Номер направления соответствует номеру вашей группы. Просмотрите задание (слайд 4), 1 минута на обсуждение.
(На экране карта, на которой появляются условные обозначения, группа рассматривает только свое направление, соответствующее номеру группы и готовит краткий ответ)
Выслушивание ответов.
Примерный ответ:
Группа № 1. (слайд 5) Группа армий «Север» вела наступление через Прибалтику на Ленинград. В начале сентября замкнулось кольцо окружения вокруг Ленинграда. Не сумев взять город штурмом, немецкие войска приступили к его блокаде.
Группа № 2. (слайд 6) Группа армий «Центр» через Минск и Смоленск на Москву. Крупное окружение удалось немцам в районе Минска. Крупное сражение состоялось в районе Смоленска. Яростное сопротивление Красной Армии заставило немцев отложить наступление на Москву. Но с конца сентября вновь началась битва за Москву. Противники планировали разгромить здесь оставшиеся силы Красной Армии и закончить компанию в России до наступления зимы. Однако немцам не удалось захватить Москву и они были отброшены назад.
Группа № 3. (слайд 7) Группа армий «Юг» на Киев и далее на Кавказ. Упорные бои шли за Киев. Но воспользовавшись ошибками советского командования, гитлеровцы окружили киевскую группировку, захватив после этого практически всю Украину. К концу осени был занят и Крым за исключением Севастополя.
III. Сообщение темы, постановка целей.
Учитель: Итак, мы с вами вспомнили обстановку на фронте в начале ВОВ (слайд 8). В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова У.Черчилля: «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…».
Выскажите свои предположения, почему о Сталинграде так сказал У.Черчиль?
Примерный ответ: Скорее всего, после поражения под Москвой и неудачных попыток сломить Ленинград, Гитлер решил все свои силы бросить на юг, а именно на Сталинград. Судя по высказыванию, Сталинградцам пришлось очень тяжело в боях за свой город.
Учитель: Как вы думаете, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Запишите тему нашего урока в тетрадь (слайд 9). В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: Каковы причины победы советских войск в Сталинградской битве? (на экране).
IV. Изложение нового материала.
а) Работа с термином.
Учитель: К 1942 году фашисты захватили значительную часть территории СССР (показ по настенной карте). Но в конце 1942 – начале 1943 годов произошли события, которые исторически называют коренным переломом (слайд 10).
Ребята, как вы думаете, что такое коренной перелом в войне?
Примерный ответ: Должна поменяться ситуация на фронте, т.е. инициатива должна перейти на другую сторону. От защиты переходят в наступление или наоборот.
Учитель: Запишите в тетрадь данный термин и его определение (слайд 11).
Коренной перелом в войне – переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой.
б) Знакомство с ходом военных действий под Сталинградом.
1. Вводная беседа
Учитель: В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. В конце июня 1942 года противник начал наступление на Волгу и Северный Кавказ (показ по настенной карте). Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань. Однако дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на Сталинград.
Как вы думаете, почему именно Сталинград привлекал гитлеровцев?
Примерный ответ: Сталинград – это крупнейший промышленный центр нашей страны, где было много заводов, в том числе производящий тяжелые танки. Сталинград – это крупнейший транспортный узел, именно через него почти вся кавказская нефть направлялась в центр страны. Город носил имя Сталина, поэтому немцы хотели стереть его с лица земли. Захват Сталинграда врагом ослабил бы Советскую Армию и страну в целом (слайд 12).
2. Работа с документом (приказ № 227)
Учитель: К середине июля передовые части 6-й немецкой армии вышли в излучину Дона (сопровождается показом на настенной карте). Советские войска при обороне рубежа рек Чир и Цимла решили отступать на новые позиции. 23 июля часть советских сил оказалась в окружении, было решено прорываться и отступать за Дон. Из окружения вырвалась, но в это время с левого фланга советским войскам угрожала 4-я танковая армия немцев. Было принято решение: отступать в Сталинград. Именно в этот период издается приказ № 227 (слайд № 13), который вошел в историю под названием «Ни шагу назад!» Вы дома познакомились с текстом данного приказа. Работаем в группах. У каждой группы на столах лежат вопросы по данному приказу, также есть и приказ (приложение № 1), подготовьте ответы на вопросы.
Вопросы для группы № 1.
1. Сформулируйте главную идею Приказа № 227.
2. Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?
Вопросы для группы № 2.
1. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?
2. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?
Вопросы для группы № 3.
1. Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?
2. Как вы думаете, вред или пользу мог принести данный приказ?
Выслушивание ответов.
3.Работа с документом (выдержки из фронтовых записей).
Учитель: Давайте познакомимся с выдержками из фронтовых записей и определим, какое настроение вызвал приказ № 227 на фронте (слайд 14).
Группа № 1.
«…большинство бойцов и командиров приняли приказ с большим воодушевлением… Приказ поднял боевой дух личного состава частей, укрепил веру в победу…»
Из докладной записки особого отдела Сталинградского фронта от 14 августа 1942 г.
Группа № 2.
«…мы восприняли приказ как управу на паникеров и шкурников, маловеров и тех, для кого собственная жизнь дороже судьбы своего народа, своих родных и близких, пославших их на фронт…»
из воспоминаний генерала армии, героя СС П.Н.Лащенко
Группа № 3.
«Это был суровый приказ. Он появился, когда отступление докатилось до Волги. И был он сильным отрезвляющим средством – «Ни шагу назад!». Приказ остановил людей. Появилась уверенность в соседях справа и слева – не отступят».
из воспоминаний Мансура Гизатуловича Абдулина – фронтовика-добровольца
Учитель: Прошу высказать свои мнения.
Примерные ответы:
Группа № 1.
Данный приказ поднял боевой дух в армии, солдаты поверили в нашу победу.
Группа № 2.
К данному моменту люди стали сомневаться в благополучный исход войны и в рядах армии возникали панические настроения, поэтому командующая часть армии приняла приказ как способ наведения порядка в рядах Красной Армии.
Группа № 3.
Остановить паническое отступление Красной Армии, вселиь уверенность друг в друга.
4. Задание «Приведи в соответствие.
Учитель: Сталинградское сражение разделяется на два периода (слайд 15): оборонительный (17 июля – 18 ноября 1942 года) и наступательный (19 ноября 1942 года – 3 февраля 1943года). Запишите в тетрадь.
Некоторые данные оборонительного периода я вам уже сообщила, а сейчас работаем в группах. Вам нужно ознакомиться с дополнительным материалом об оборонительном периоде и привести в соответствие данные записи (слайд 16).
1. 28 июля | а) части вермахта измотаны уличными боями |
2. 12 июля | б) начались бои в городе |
3. 17 июля | в) начало Сталинградской битвы |
4. 3 сентября | г) Немцы вышли к Волге севернее Сталинграда |
5. 13 сентября | д) приказ № 227 «Ни шагу назад!» |
6. начало октября | е) оборона Сталинграда |
7. начало ноября | ж) бои за стратегические объекты города (Мамаев курган, тракторный завод, артиллерийский завод «Баррикады», зернохранилище) |
8. 62-я армия | з) Юго-Западный фронт преобразован в Сталинградский |
Приступаем к работе, выполняя инструкцию № 1, которая лежит у вас на столах (приложение № 2).
(Учащиеся работают с модулем «Коренной перелом Великой Отечественной войны» (http://fcior.edu.ru/card/21429/korennoy-perelom-velikoy-otechestvennoy-voyny.html); данный модуль уже загружен на компьютер и открыт, но свернут. Ребята, идя по шагам инструкции, выполняют задание.)
Проверка задания, на экране появляются соответствия (слайд 17). Выполненное задание записывается в тетрадь.
5. Работа с документом (извлечения из дневников немецких солдат).
Учитель: Советские войска в тяжелейших боях измотали крупную группировку немецких войск (слайд 18). Познакомьтесь с извлечениями из дневников немецких солдат и ответьте на вопрос, который вы видите на экране: «О каких качествах советского солдата можно говорить, изучив данные документы?»
Группа № 1.
Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы».
Группа № 2.
Извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:
“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!
8 сентября: …безрассудное упрямство.
11 сентября: …фанатики.
13 сентября:…дикие звери!
16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.
27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…
28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.
Группа № 3.
Из письма советских солдат И.В.Сталину: «Мы пишем Вам в разгар великого сражения, под гром несмолкаемой канонады, вой самолетов… пишем, чтобы сказать Вам и через Вас всему советскому народу, что дух наш бодр, как никогда, воля тверда, руки наши не устали разить врага…»
Выслушиваются ответы.
Учитель: Чтобы победить в войне, советский солдат должен был обладать такими качествами как (слайд 19): целеустремленность, выносливость, желание победить, стойкость, патриотизм.
Физминутка и зарядка для глаз (слайд 20)
6. Задание «Хронологическая цепочка».
Учитель: А сейчас обратимся ко второму периоду Сталинградской битвы (слайд 21). Ознакомьтесь с материалом, представленном на компьютере и составьте хронологическую цепочку событий, происходивших во время контрнаступления. Используйте инструкцию № 2 по выполнению задания (приложение № 3) и заготовки для составления хронологической цепочки.
Группа № 1.
Группа № 2.
Группа № 3
(Учащиеся работают с модулем «Коренной перелом Великой Отечественной войны» (http://fcior.edu.ru/card/21429/korennoy-perelom-velikoy-otechestvennoy-voyny.html).
Проверка задания. По мере выступления групп, заполняется хронологическая цепочка на экране и записывается в тетрадь.
Группа № 1 – слайд 22
Группа № 2 – слайд 23
Группа № 3 – слайд 24
7. Изучение материала региональной направленности.
Учитель: 2 февраля 1943 года в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась (слайд 25).
Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов-патриотов. В этой битве принимали участие и наши земляки. Давайте посмотрим презентацию, которую приготовили ваши одноклассницы (слайды 26-32).
Защита подготовленной презентации «Наши односельчане в Сталинградской битве» (приложение № 4)
8. Систематизация знаний.
Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам задание, которое поможет систематизировать полученные сегодня на уроке знания и ответить на проблемный вопрос урока.
(Учащиеся работают с модулем «Сталинградская битва» (http://fcior.edu.ru/card/26942/stalingradskaya-bitva.html); данный модуль уже загружен на компьютер и открыт, но свернут).
Учитель: Какое задание вы не смогли выполнить?
Ответ: задание № 6, т.к. не знаем людей, участвовавших в боевых действиях в лицо.
Учитель: Чтобы ближе узнать людей, которые отличились в битве за Сталинград, вам будет дано задание на дом.
Учитель: (слайд 33) Сталинградская битва охватила территорию около 100 тыс. кв.км, в ней участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех своих сил (слайд 34). В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур.
в) Составление кластера «Значение Сталинградской битвы»
Учитель: Так завершилось одно из крупнейших сражений Второй Мировой Войны. А сейчас давайте подведем итоги. Составьте кластер «Значение Сталинградской битвы», используя заготовку на экране (слайд 35).
Выслушиваются ответы ребят, корректируются и выводятся на экран (слайд 36).
Кластер переносится в тетрадь.
V. Итог урока.
Учитель: Действительно, разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии (слайд 37) на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа. Ребята, давайте вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока (слад 38): Каковы причины победы советских войск в Сталинградской битве?
Примерные ответы:
Большую роль сыграл приказ № 227, поднявший боевой дух советской армии.
Своевременное осознание советским командованием своих ошибок.
Военное искусство и талант советских военачальников.
Мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла.
Воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.
Учитель: В форме синквейна выразите основную тему урока (слайд 39).
1 строка – существительное (тема)
2 строка - два прилагательных (какой?)
3 строка - три глагола (что делал?)
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).
Выслушиваются варианты, корректируются. Примерный вариант синквейна (слайд 40):
Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.
VI . Рефлексия.
Учитель: Ребята я вам предлагаю высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы на экране (слайд 41):
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- я почувствовал, что…
- урок дал мне для жизни…
Выставление отметок.
VII. Дача д/з
Учитель: В ходе Сталинградской битвы, как и в любой другой, было совершенно немало подвигов (слайд 42). О них мы сегодня с вами ничего не сказали. Я предлагаю вам на следующий урок следующее задание (слайд 43):
Домашнее задание:
§32(пункт 2), рабочая тетрадь страница 20 задание 2, 3.
Доп.задание: сообщение «Подвиги Сталинградской битвы»
Учитель: На этом урок окончен. Благодарю всех за работу (слайд 44).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Приказ народного комиссара обороны СССР № 227
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа.
Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором.
Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.
Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства не безграничны. Территория Советского Союза - это не пустыня, а люди - рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги.
После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше - значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог. Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад!
Таким теперь должен быть наш главный призыв
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас - это значит обеспечить за нами победу.
Можем ли мы выдержать удар, а потом отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.
Чего же у нас не хватает? Не хватает порядка и дисциплины в ротах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять свою Родину.
Нельзя дальше терпеть командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу. Паникеры и трусы должны истребляться на месте.
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины.
Выполнить этот приказ - значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага.
После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи.
Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи.
Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой.
И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель - покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение.
Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу? Я думаю, что следует.
Верховное Главнокомандование Красной Армии ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;
в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) формировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду
б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный комиссар обороны
И. Сталин
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Инструкция № 1
- Откройте страницу 2 «Оборона Сталинграда». Изучите материал.
- Откройте ссылку «Сталинграду». Изучите материал.
- Закройте ссылку.
- Откройте ссылку «Овладели большей частью Сталинграда». Изучите материал.
- Откройте ссылку «ожесточенно сопротивлялись».
- Закройте все ссылки.
- Перейдите к содержанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Инструкция № 2
- Откройте страницу № «Контрнаступление под Сталинградом». Изучите материал.
Группа № 1. Откройте ссылку «Операция «Уран». Изучите материал. Заполните звено хронологической цепочки.
Группа № 2. Откройте ссылку «Операция «Уран». Изучите материал. Заполните звено хронологической цепочки.
Группа № 3. Откройте ссылку «Ликвидация окруженной группировки». Изучите материал. Заполните звено хронологической цепочки.
- Закройте ссылки.
- Перейдите к содержанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Защита презентации «Наши односельчане в Сталинградской битве»
Слайд 1(26). Заголовок «Наши односельчане в Сталинградской битве».
Слайд 2(27). Богоутдинов Николай Иванович
Родился в 1923 году. На фронте с апреля 1942 года по апрель 1944 года. Сержант, начальник радиостанции малой мощности отдельной моторизированной разведывательной роты 111 Александрийской стрелковой дивизии. Участник боев на Сталинградском, Курсом направлениях, освобождал г. Белгород. Под Сталинградом дважды был ранен. Первое ранение 19 ноября 1942 года, второе – 18 декабря 1943 года. За ликвидацию немецкого наступления в июле 1943 года и за освобождение города Белгорода в августе 1943 года Николай Иванович имеет благодарности Верховного Главнокомандования. Кавалер ордена Славы III степени. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями: «За отвагу», «За победу над Германией», «За доблестный труд в годы ВОВ», юбилейными.
После войны работал бригадиром животноводов совхоза им. Ленина, директором молочного завода совхоза им. Ленина, председателем колхоза «Красный Октябрь», заведующим общим отделом райисполкома Яшкинского района.
Слайд № 3(28). Лапехин Алексей Иванович
Старшина воздушно-десантных войск. Участник Сталинградской битвы.
Слайд 4(29). Бондарчук Николай Степанович
Родился 9 мая 1922 года. Воевал с 1941 по 1942 год. Участник Сталинградской битвы. Служил в 142 стрелковой дивизии. Ранен при защите обороне Сталинграда. Первая медаль – 15 мая 1946 года «За участие в Сталинградской битве».
Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейные
Слайд 5 (30). Соболев Иван Филиппович
Участник Сталинградской битвы и боев на Орловско-Курском направлении.
Слайд 6 (31). Таланов Николай Павлович
Родился 23 мая 1923 года в деревне Сосновка Топкинского района Кемеровской области. Ему было 18 лет, когда в конце 1941 года ему пришла повестка из военкомата. На фронт попал в марте 1942 года после прохождения военной подготовки в Анжеро-Судженске и Барнауле. Защитник Сталинграда. Воевал в должности командира пулеметного расчета. Ранен. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейными.
Из воспоминаний Николая Павловича: «В марте 1942 года отправили нас на фронт, под Сталинград. Нужно было прибыть нам на место назначения, в район реки Дон. Путь наш лежал через город Камышин. Я – командир пулеметного расчета. Вместе со мной в расчете три человека. Немецкие самолеты не давали идти днем, все время кружили над нами, поэтому шли ночью, а днем отлеживались в балках. Однажды до балки дойти не успели, накрыли нас огнем немецкие летчики. Погибло при том налете 12 человек. Это было первое мое боевое крещение.
Прибыли мы на берег Дона, успели окопаться. Шесть дней шли тяжелейшие оборонительные бои. Шесть дней не давали мы переправиться через реку, но не выдержали, отступили. Уж очень сила была большая: танки, артиллерия, самолеты. С боями отошли мы к Сталинграду. В одном из боев меня ранило первый раз, в ногу. Три месяца я пролежал в Камышинском госпитале.
После выздоровления вернулся на фронт, а в моем расчете уже двое новеньких. И снова тяжелые оборонительные бои. Довелось мне участвовать в обороне знаменитого тракторного завода, близ Мамаева Кургана. Лето. Жара, а мы окоп покинуть не можем ни днем, ни ночью. Немцы покоя не дают: самолеты, артиллерия. Очень тяжело было, постоянно приходилось отстреливаться. Много душ погубил – грешен.
28 августа 1942 года меня ранило снова, теперь в руку, да еще кожух пулемета пробило, кипятком сильно обожгло. Снова отправили меня в госпиталь. Сначала лежал в Саратове, а затем в Томске, в госпитале №1505. Раны оказались тяжелыми, и после 4 месяцев лечения дали мне 2 группу инвалидности и комиссовали домой…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Сталинградская битва"
Презентация к уроку "Сталинградская битва"...
Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"
Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....
Урок мужества. Битва за Москву.
Методическая разработка урока мужества....
Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»
Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...
Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.
Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...
Урок "Курская битва"
Интегрированный урок с участием 10-11 классов....
Урок "Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"
На уроке рассматривается события и ход Сталинградской битвы как начала коренного перелома в Великой Отечественной войне. Выделяются причины и итоги войны.В ходе урока применяются устный и письменный о...