Программа "Подготовка к семейной жизни"
рабочая программа (10 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка будущих родителей к семейной жизни» направлена на психологическую поддержку процессов полоролевой и семейной социализации старшеклассников к взрослой жизни.
В процессе реализации программы у старшеклассников планируется развивать социальные и коммуникативные компетенции, которые позволят успешно адаптироваться в условиях современной жизни и обеспечат благополучную семейную жизнь в будущем.
Программа реализуется с группами старшеклассников в возрасте от 15 лет. Обучение строится с учетом «зоны ближайшего развития» старшеклассников, реальных проблем и запросов, что делает программу актуальной. Реализация целей и задач программы позволяет наработать в психологической сфере структуру, обеспечивающую выстраивание гармоничных взаимоотношений с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка старшеклассников к семейной жизни | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Подготовка будущих родителей к семейной жизни»
Возраст обучающихся: от 15 лет
Срок освоения программы: 1 год
Автор - составитель: Кутуева Г.Р.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории, руководитель семейного клуба «Доверие»
Первомайск
2018 год
Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка будущих родителей к семейной жизни» направлена на психологическую поддержку процессов полоролевой и семейной социализации старшеклассников к взрослой жизни.
В процессе реализации программы у старшеклассников планируется развивать социальные и коммуникативные компетенции, которые позволят успешно адаптироваться в условиях современной жизни и обеспечат благополучную семейную жизнь в будущем.
Программа реализуется с группами старшеклассников в возрасте от 15 лет. Обучение строится с учетом «зоны ближайшего развития» старшеклассников, реальных проблем и запросов, что делает программу актуальной. Реализация целей и задач программы позволяет наработать в психологической сфере структуру, обеспечивающую выстраивание гармоничных взаимоотношений с окружающими людьми.
Для реализации программы применяется следующие технологии:
технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология - дебаты, технология личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающая технология.
Для формирования и развития умений и навыков обучающихся применяются активные формы проведения занятий: беседа, игра, практическое занятие, тренинг, психологический практикум.
Промежуточная аттестация обучающихся предусматривает устный опрос и выполнение практической работы в конце разделов. Программа имеет социально-педагогическую направленность, включает разделы: «Юность – время перемен» и «Основы семьи и брака».
Актуальность: Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всем мире. Для любого человека, в том числе и подростка, характерно внутреннее стремление к счастью. Достижение этой цели во многом зависит от того, готов ли он создать счастливую семью. На пути к семейному счастью есть много сложностей. Молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представлений о правильном устроении семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака.
Даже если у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и гармоничную семью, но в современных условиях ему очень трудно их реализовать.
Данная программа направлена на помощь старшеклассникам с перечисленными выше трудностями на пути становления их личности и создания в будущем гармоничной семьи.
Цель программы: Создание условий для успешной социализации старшеклассников во взрослой жизни, формирование готовности к самостоятельной деятельности и развитие адекватных брачно-семейных представлений на основе традиционных ценностей.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширять знания об особенностях юношеского периода;
- формировать навыки активного слушания;
- развивать конструктивные приёмы решения конфликтов в семье;
- сформировать представление об основных причинах трудностей в период адаптации молодой семьи;
- ориентироваться в причинах нарушений детско-родительских отношений.
Развивающие:
- укреплять важность семейных ценностей;
- развивать ответственность по отношению к членам семьи;
- расширять представления о проблемах между разными поколениями;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми и взрослыми;
- иметь осознание о ценности здорового и безопасного образа жизни.
Воспитательные:
- формировать позитивные нормы поведения в семье;
- формировать понимание значимости семьи в жизни человека и общества;
- формировать представление о семейной экономике и планировании бюджета.
Для формирования и развития умений и навыков обучающихся применяются активные формы проведения занятий: беседа, игра, практическое занятие, тренинг, психологический практикум.
Оптимальная численность группы – 20 человек. Возможно проведение занятий в классах стандартной наполненности до 25 человек. Формирование группы проводится на добровольческой основе. Предпочтительней проводить занятия в разнополой группе. Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 15 до 18 лет. Период реализации программы: 1 год – 36 часов .
Образовательный процесс состоит из следующих разделов :
Раздел 1. «Юность – время перемен» -17 занятий.
Раздел 2. «Основы семьи и брака» - 19 занятий.
Режим занятий: Обучение в группах ( 1 раз в неделю по 45 минут )
Планируемые результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
- особенности и трудности юношеского возраста;
- основные принципы семейного благополучия;
- основы семейных традиций и ценностей;
- конструктивные приёмы решения конфликтов в семье;
- иметь представление о планировании семейного бюджета.
уметь:
- искать способы конструктивного межличностного взаимодействия;
- владеть способами решения конфликтов;
- стараться объективно оценивать жизненные проблемные ситуации.
Результаты развития:
- проявляет коммуникативную компетентность в общении с окружающими;
- понимает ценности здорового и безопасного образа жизни;
- владеет навыками эффективного взаимодействия с родителями и друг с другом.
Результаты воспитания:
- имеет представления о семейных ценностях и традициях своей семьи;
- владеет основными знаниями о проблемах молодой семьи на современном этапе;
- проявляет уважительное отношение к родителям и людям старшего возраста.
Итог реализации программы:
- владеть знаниями об основах конструктивных взаимоотношений между людьми и развивать их;
- понимание и желание личностного саморазвития;
- иметь представление о основных моментах для создания семьи и проблемах молодой семьи;
- определение роди семейных ценностей в своей жизни.
Приложение 1
- Учебный план
№ п/п | Название раздела, название темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Раздел 1. «Юность – время перемен» | 17 | 3 | 14 | Зачет |
2 | Раздел 2. «Основы семьи и брака» | 19 | 4 | 15 | Зачет |
ИТОГО: | 36 | 7 | 29 |
Рабочая программа
Учебно-тематический план |
№ | Название раздел//Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1 «Юность – время перемен» | 17 | 6 | 11 | ||
1.1 | Основные проблемы юношества | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль -письменный опрос |
1.2 | Навыки межличностного общения. | 9 | 3 | 6 | Текущий контроль -устный опрос |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Промежуточная аттестация-Зачёт | |
Раздел 2 «Основы семьи и брака» | 19 | 6 | 13 | ||
2.1 | Искусство быть супругами | 9 | 2 | 7 | Текущий контроль -устный опрос |
2.2 | Семейные конфликты. Пути решения | 8 | 3 | 5 | Текущий контроль -письменный опрос |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Промежуточная аттестация-Зачёт | |
Всего | 36 | 12 | 24 |
Содержание программы
Раздел 1. Юность – время перемен (17 ч.)
Тема 1.1. Основные проблемы юношества
Теория: Вводное занятие. Знакомство. Установление правил работы группы. Основные проблемы юношества. Этапы взросления. Кто такие юноши и девушки. Практика: Причины трудностей в юношеском возрасте. Сходства и различия юношей и девушек. Принятие себя. |
Тема 1.2. «Навыки межличностного общения»
Теория: Стереотипы и барьеры в общении. Навыки активного слушания. Принципы взаимопонимания. Трудности в общении мужчин и женщин.
Практика: Практическая отработка навыков активного слушания. Любовь и влюбленность. Разрушители любви. Первая любовь. Мир мужчин и мир женщин. Особенности психосоциального развития мужчин и женщин. Проблемы и риски. Любовь и ответственность.
Раздел 2. Основы семьи и брака (19ч)
Тема 2.1. «Искусство быть супругами»
Теория: Мир взрослых. Мужчина и женщина в семье. Планирование семьи.
Практика: Выбор спутника жизни. Причины вступления в брак. Будни и праздники в семье. Благополучие и стабильность семьи. Бюджет семьи. Психологический климат в семье. Моя будущая семья
Тема 2.2. «Семейные конфликты. Пути решения» Теория: Классификация и причины конфликтов. Причины трудностей в период адаптации молодых супругов. Семейные роли, их распределение. Отношение поколений в семье.
Практика: Способы поведения в конфликтных ситуациях. Формирование навыков конструктивного поведения и общения в семье. Эффективные способы общения. Условия адаптации молодых супругов к совместной жизни. Организация семейного быта. Рождение ребенка и конфликты, возникающие в этот период. Проблема отцов и детей. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Способы достижения гармонии в семейных отношениях.
Формы аттестации
Текущий контроль: устный опрос, письменный опрос. Текущий контроль проводится в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация по разделу 1. «Юность – время перемен» проходит в форме зачета, комплексной проверки теоретических знай (устный опрос) и практических навыков (практической работы).
Промежуточная аттестация по разделу 2. «Основы семьи и брака» проводится в форме зачета, комплексной проверки теоретических знай (устный опрос) и практических навыков (защита практической работы).
Оценочные материалы
Комплект оценочных материалов
1 РАЗДЕЛ
Промежуточная аттестация.
Теоретические вопросы
- Сходства и различия юношей и девушек.
- Барьеры в общении
- Что нужно делать для взаимопонимания
Практическая работа: «Любовь и ответственность»
по плану
1.Какая из функций семьи самая важная, по вашему мнению?
2.Кто должен быть главой семьи: мужчина, женщина или тот, кто больше зарабатывает?
3. Какая модель семьи больше других подходит для вас и почему?
2 РАЗДЕЛ
Промежуточная аттестация.
Теоретические вопросы
- Основы семьи
- Причины вступления в брак
- Планирование семьи
Практическая работа «Гармония семейных отношений».
Практические рекомендации по созданию счастливой семьи
по плану :
1. Перечислите возможные причины супружеских конфликтов, конфликтов между родителями и детьми.
2. Согласны ли вы с утверждением А. Монтерлан «Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы всегда возвращаемся».
3. Считаете ли вы что поговорка «С милым рай в шалаше» устарела
4. Главные принципы гармонии семейных отношений на ваш взгляд.
Письменный опрос
Оценка эффективности занятий (анкета обратной связи)
Занятия по программе мне помогли (научили): лучше узнать ( оценивать от 0 до 10 баллов) |
1. Лучше узнать и понять себя |
2.Более эффективно взаимодействовать со сверстниками своего и противоположного пола |
3.Лучше узнать и понять своих сверстников (одноклассников) |
4.Получить представление о психологических особенностях представилей противоположного пола |
5.Лучше понять особенности взаимоотношений в семье |
6.Получить навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях |
7.Получить представление об этике интимных представлений |
8.Понять и принять ответственность за свои поступки |
9.Лучше понять принципы и закономерности семейного воспитания |
10.Занятия по программе подготовке к семейной жизни мне понравились. |
Письменный опрос
Возраст ______ Пол___________
- К чему вы стремитесь в своей жизни в первую очередь?
- (1-5 вариантов ответа)
1.Жить в достатке | 11.Иметь много свободного времени, проводить его в своё удовольствие |
2.Воспитать хороших детей | 12.Жить , как хочется, не обременяя себя излишними обязанностями |
3.Иметь хорошую семью | 13.Иметь хорошее образование |
4. Иметь высокооплачиваемую работу | 14. Стать богатым |
5.Жить честно, в согласии с самим собой | 15.Иметь свой бизнес |
6.Вести здоровый образ жизни | 16. Попасть в круг влиятельных людей, добиться власти |
7.Любить и быть любимым | 17. Иметь дорогие, модные вещи, престижную собственность |
8.Много путешествовать, посмотреть мир | 18.Добиться общественного признания и известности |
9.Сделать карьеру | 19.Затрудняюсь ответить |
10.Быть интеллектуально развитым, интересным человеком | 20.Другое |
- По каким мотивам, по вашему мнению , люди сейчас вступают в брак?
(1-2 варианта ответов)
1) По любви, чтобы быть вместе с любимым человеком
2) Для продолжения рода
3) В целях материального благополучия
4) По расчету ,чтобы найти партнера не только в семье, но и в карьере , бизнесе и др.
5) В соответствии с религиозными и национальными традициями , потому что так принято.
6) Чтобы иметь надежного сексуального партнера
7) Чтобы не быть одиноким, гарантировать стабильную старость
8) Из чувства долга
9)Затрудняюсь ответить
4 . В современных условиях многие женщины вынуждены совмещать семейные обязанности и работу. Какие из предложенных ниже суждений по этому поводу вам ближе?
- Вообще не иметь семью
- Иметь супруга, партнера, но не заводить семью
- Родив детей , постараться не бросить работу
- Родив детей, оставить работу и воспитывать детей до трехлетнего возраста, потом вернуться на работу
- Родив детей, оставить работу и воспитывать детей до поступления в школу, потом вернуться на работу
- Родив детей, оставить работу и посвятить себя семье
- Затрудняюсь ответить
5 .Какие проблемы в семье, по вашему мнению, чаще всего приводят к разводу? (Проанализируйте ответы по степени их значимости)
1) Измена
2) Алкоголизм
3)Отсутствие взаимопонимания
4) Физическое насилие
5) Материальные затруднения
6) Проблемы с детьми
6 . Для вас развод в семье – это…
1)выход из ситуации , необходимость,
2) крах семейных устоев , надежд,
3) заурядное, обычное явление,
4)ошибка, о которой потом пожалеешь.
7. Как будут распределяться обязанности между супругами в вашей семье?
1)поровну, с учетом помощи друг другу
2) Четкое распределение на женские и мужские обязанности
3) Не знаю, не задумывался над этим вопросом
8. Хотели бы вы , чтобы ваша будущая семья похожей на вашу родительскую семью?
1)Да
2)Нет
9 .Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?
1) Трудно сохранить надолго
2) Быстро завязяваются, ,быстро расстаемся
3)Имею длительные отношения
4) Не имею отношений
5) Другое______________________
10 .Как вы соотносите такие понятия, как «секс» и «любовь»
1)Любви без секса не бывает
2) Секс без любви не имеет смысла
3) Любовь-любовью, секс-сексом
4) Другое________________
11. Почему современная молодежь рано начинает половую жизнь?
1)Из любопытства ( желания познать что-то новое)
2)От безделья
3)Случайно
4)Чтобы быть как все
5)Чтобы казаться более взрослыми
6)Под воздействием алкоголя и т.д
7)Другое___________________
12. Считаете ли вы, что ранние интимные отношения могут причинить вред? Почему?
13. С какого возраста следует начинать половую жизнь?
1) 12-13 лет
2) 14-15 лет
3) 16-17 лет
4) 18 лет
5)Другое_______________
Критерии оценки
№ | Раздел программы | Форма контроля | Критерии оценки | Система оценки |
1. | Раздел 1. Юность – время перемен | Зачет: Теория: Устный опрос
| 1балл-не может самостоятельно высказать мнение по вопросам 3балла-с помощью педагога раскрывает поставленные вопросы 4-5 баллов Самостоятельно может высказать свою позицию по всем вопросам | 1 балл – низкий уровень освоения программы 3 балла – средний уровень освоения программы 4–5 баллов –высокий уровень освоения |
Практика: Практическая работа | 1балл-Не может самостоятельно высказать мнение. 3балла-с помощью педагога может описать свою позицию 4-5 баллов Самостоятельно может высказать свою позицию по всем вопросам | 1 балл – низкий уровень освоения программы; 3 балла – средний уровень освоения программы; 4–5 баллов –высокий уровень освоения | ||
2. | Раздел 2. Основы семьи и брака | Зачет: Теория: Устный опрос | 1балл-Не может самостоятельно высказать мнение по вопросам 3балла-с помощью педагога раскрывает поставленные вопросы 4-5 баллов Самостоятельно может высказать свою позицию по всем вопросам | 1 балл – низкий уровень освоения программы 3 балла – средний уровень освоения программы 4–5 баллов –высокий уровень освоения |
Практика: Практическая работа | 1балл-Не может самостоятельно высказать мнение. 3балла-с помощью педагога может описать свою позицию 4-5 баллов Самостоятельно может высказать свою позицию по всем вопросам | 1 балл – низкий уровень освоения программы; 3 балла – средний уровень освоения программы; 4–5 баллов –высокий уровень освоения |
Список литературы
Литература для педагога
- Андреева Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева.- СПб, 2014.
- Антонова Л.И. Психологические механизмы формирования готовности старших школьников к созданию семьи/ Л.И.Антонова, П.А. Цветкова//Современные гуманитарные исследования.-2016.-№1
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- СПб, 2017
- Буленкова Н.С. Семья- это любовь.-Воспитание школьников.-2008.-№1
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни.-М.2015.
- Игнатова О.В. 7Я Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для старшеклассников .-М.2013.
- Псхогимнастика в тренинге / под.ред.Н.Ю. Хрящевой .-СПб.2000
- Смирнова Е.Е. Ценностные ориентации подростков в свете формирования готовности к семейной жизни.Инновационные аспекты психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования.-СПб.-2011.
- Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения: конспект группового занятия для старшеклассников.-Школьный психолог.-2007.-№13
- Черникова Т.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств : классные часы и клубные занятия для старшеклассников.-М, 2006
- Юферева Т.И. Формирование психологического пола.-Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту.-М, 2013.
Литература для обучающихся
- Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1981.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2013.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 2015
- Юсупов И.М. Психология взаимоотношения. – Казань, 2015
Литература для родителей:
- Ковалев С.В. Психология современной семьи.– М.: Просвещение, 2010
- Юрчук В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. Минск, 2015
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 2015
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни - М.: Просвещение, 1991.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства -М., 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в...
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Кл. час "Уклад семейной жизни"
Цель классного часа воспитывать человека-семьянина. Как классный руководитель мною была поставлена задача, содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям (п...
Семейная жизнь. Семейные проблемы.
Презентация из серии по теме "Семья". Может использоваться для учащихся 9-11 классов. Предполагает дискуссию среди учащихся и возможность выразить собственное мнение по проблемам семейных отношений....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
- Мне нравится (1)