Классный час "Честь имею"
методическая разработка (8 класс)

Апалькова Раиса Михайловна

Классный час о чести и достоинстве солдата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chest_imeyu.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения «Честь имею»

Честь - это стремление быть

благородным, высшим существом

по внутренним достоинствам,

совершать поступки, достойные

славы, без всякого принуждения

извне и без всякого другого

вознаграждения, кроме одобрения

своей совести.

П.А. Румянцев

Цели: расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.

 Учитель: Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества.

- Каждый год 23 февраля мы отмечаем важный государственный праздник – День Защитника Отечества.

Ведущий:  Возник этот праздник очень давно 99лет назад в 1918 году как День рождения Красной Армии. Затем этот праздник назывался День Советской Армии. Сейчас этот праздник именуется Днем защитника Отечества.

Ведущий:  Этот праздник выражает наше уважение к защитникам Родины во все времена. 

 Ведущий:  23 февраля очень важный праздник для нашей страны - День Защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Предположения детей.)

Ведущий:   Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свою родину от захватчиков.

Учитель:

23 января  отмечали 76 годовщину освобождения Песчанокопского района от неменко – фашистских захватчиков.

27 января  отмечали 75 годовщину снятия блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей.

Ведущий:  Блокада Ленинграда стала одной из самых черных страниц русской истории, а потому освобождение города – важная дата для русского народа и международного сообщества, ведь в осажденном городе погибли представители многих наций.

Ведущий:  Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц.

Ведущий:  Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод!

Ведущий:  Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки.

Ведущий:  Все ленинградцы были истощены. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Ведущий:  А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы. Тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалобы слышны.
Ведущий:  Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Ведущий:  Вот женщина везет куда-то мужа
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик - это суп и ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Ведущий:  Товарищи мы в огневом кольце:
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На охтинское кладбище везет.
Ведущий:  Везет, качаясь, к вечеру добраться б :
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Ведущий:  Скрипят полозья в городе, скрипят:
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.

 Ведущий : Война... очень страшное слово. Оно страшно еще и тем, что бывает и в мирное время, когда молодым воинам приходится исполнять интернациональный долг, следуя приказу правительства своей страны и защищая интересы государства. К большому сожалению, тысячи молодых военнослужащих погибли в вооруженных конфликтах на территориях других стран, многим война сломала жизнь. Но они честно выполняли свой долг, доказав верность историческим традициям России. 

Учитель: 15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода Ограниченного контингента советских войск с территории Демократической Республики Афганистан.

Ведущий:  «Афганская война» – так все привыкли называть трагические события, растянувшиеся на 10 долгих лет. Постепенно мы все дальше и дальше отдаляемся от тех дней, которые открыли очередную героическую страницу в новейшей истории нашей страны, в очередной раз рассказав всему миру о мужестве, стойкости и отваге советского солдата. Вопреки очевидным фактам, многие западные СМИ, начиная еще с 90-х годов прошлого столетия, стараются пересмотреть саму историю войны в Афганистане, занижая успехи советских войск, искажая причины ввода ОКСВ, ход самих событий, а также общие итоги военного конфликта, называя вывод войск «проигрышем Советского Союза». Но это совсем не так. Проигравшие битву, никогда не уходят с честью и высоко поднятыми знаменами. Советский контингент покидал Афганистан с чувством выполненного долга.

Ведущий:  Как много русских мальчиков-солдат
В безмолвной вечности лежат отныне.
И с фотографий маленьких глядят
Глазами удивительно живыми.
Ведущий:  О, сколько же в России матерей
Облились горькими слезами.
Их боли не пройти, не отогреть
Под траурными чёрными платками.
Ведущий:  Вновь клинья обожжённых душ плывут
По небу вперемешку с облаками
Над милым домом снегом упадут
Или прольются тёплыми дождями.
Ведущий:  Стекут слезой по золоту имён,
По датам, оборвавшим жизнь в зените.
Печально-тихий колокольный звон
Как будто шепчет: «Мальчики, простите…»
 
Ведущий:  Человеческая память недолговечна, а неумолимое время стирает с земли следы той далёкой войны "за речкой". Войны, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи, стали калеками.

Ведущий:   Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».
Ведущий: - А в память обо всех российских парнях, погибших на афганской, чеченской войне и в других горячих точках объявляется минута молчания.

Ведущий Минута молчанья…
Ведущий: Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» -это «достойные уважения и гордости личные качества человека; его соответствующие принципы».

Ведущий:  По В. Далю, «честь» - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Ведущий:  Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира?

Означало это понятие, прежде всего, честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

Ведущий:  Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)

Ведущий:  Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.)

Ведущий:  Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как понимать это выражение?

Ведущий:  Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)

Ведущий:  Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести».

Ведущий:  Несколько примеров из истории.

Ведущий:   - 1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.

Ведущий:   - 1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11 -ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.

Ведущий:  - 1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».

Ведущий:   - 1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, навсегда прославил русский флот и русский национальный характер.

Ведущий:   - 1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 (и 1Ш.ших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен.

Ведущий:  Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.

Ведущий:  - 1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться - и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа -и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!

Видео презентация «Русский парень».

Выступление Купина С.А. «Служба в армии».

Видео презентация «С 23 февраля».

Учитель: Какие бы сложные времена не переживала Россия, как в прошлом, так и в настоящем, для солдата её интересы превыше всего. Герой Отечества— это вечный часовой, который никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет права покинуть свой пост. Девизом для каждого Героя Отечества должен стать завет великого полководца М. И. Кутузова: «Нет выше чести, как носить российский мундир!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Имею право знать!"

интернет урок - информирование об электронных ресурсах на антинаркотическую тематику...

Классный час «Имею право, но обязан»

Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТЦель: - воспитание правовой грамотности учащихся;            - учить учащихся определять...

Классный час "Имею право на права"

Классный час для учащихся 5-6 классов, посвященный Дню Конституции....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа «Имена истории»

Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕТОДИЧЕ...

Классный час «Имею право на права»

Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....

Классный час "Имею право на права"

На данном мероприятии обучающие с ОВЗ (3 класс)  знакомятся с основными правами, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка....

Классный час: «Имею право на права»

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Ко...