Классный час "Имею право на права"
классный час на тему

Лапшина Людмила Александровна

На данном мероприятии обучающие с ОВЗ (3 класс)  знакомятся с основными правами, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_imeyu_pravo_na_prava_3_klass.docx322.65 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                                                                             

 

                                                                                 

  Подготовила и провела:

         учитель начальных классов

                                                                  Лапшина Л. А.

                                                                                                                           

Классный час: «Имею право на права»

Цель:  Познакомить детей с их правами, закреплёнными в Конвенции о  

            правах ребёнка.        

Задачи:  

  1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни.
  2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  4. Воспитывать уважение к другим людям, способствовать формированию правовой культуры детей.
  5. Коррегировать речь, память, мышление детей, расширять их кругозор, обогащать словарный запас.

Оборудование: компьютер учителя, подключённый к нему проектор, экран,

                           презентация, книжная выставка, памятка «Мои права» (по

                           количеству детей), глобус, демонстрационный материал

                          «Права ребёнка» (12 картинок).

Ход классного часа:

I. Вступительная часть.

Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.                                                                           (Слайд 1)
 - Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наш сегодняшний классный час посвящён важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права».      (Слайд 2)

-  Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живём?

Дети: Земля.

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.                                                                                             (Слайд 3)

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нём разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России (показ), назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.                                                                               (Слайд 4)

Наше государство многонациональное, т. е. здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.                                                               (Слайд 5)

Учитель: Какие это правила?

Дети: Это законы.                                                                                     (Слайд 6)

Учитель:  В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов, которые представлены сегодня на нашей выставке.

II. Основная часть.

а) Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника.

- Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое «право»?

 (Ответы детей. Слайд 7)

- Где права, там и обязанности. Что значит – «обязанность»? (Ответы детей. Слайд 7)

- В каких документах описаны права и обязанности школьников?

 (Ответы детей. Слайды 8, 9)

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе. (Ответы детей. Слайд  10)

  • Право на учёбу,
  • право на отдых между уроками,
  • право на каникулы,
  • право на занятия в кружках и секциях.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

- Как вы думаете, права – отдельно, обязанности – отдельно? (Слайд 11)

- Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок.   Нарушить порядок – нарушить обязанности.

б) Знакомство с документами по правам ребёнка.

- Существуют документы, в которых прописаны наши права. Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав ребёнка». Слово «декларация» означает заявление. Декларация – это не закон, а рекомендации. На её основе каждое государство принимает закон о правах, который уже имеет обязательную силу для людей, живущих в этом государстве.    
(Слайд 12)

- Но дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали ещё один документ.

- Скажите, как называется документ, в котором записаны все права ребёнка? (Ответы детей. Слайд  13).

Слово «конвенция» – означает «договор», т.е. несколько стран договорились защищать права детей и разработали 54 статьи. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них и вы сами сможете оформить стенд «Права ребёнка».

- У нас сегодня встреча непростая.

  Мы с вами книгу эту полистаем,

  Едва страницу первую откроем

  Как о правах своих узнаем.

  Ведь о правах не зря идёт молва

  Хоть ты и мал, есть у тебя права.

в) Знакомство с правами ребёнка.

- Ребята, часто в нашей жизни мы слышим такую фразу: «Имею право на права».  А что же такое «права человека», «права ребёнка»?

(Ответы детей. Слайды 14, 15)

- С момента появления на свет ребёнок получает документ. Как называется этот документ? Это свидетельство о рождении.                                  (Слайд 16)

- В нём указана дата рождения, а также фамилия и личное имя. Потому что ребёнок имеет право на жизнь и имя при рождении.

(Дети читают стихи о правах и оформляют стенд «Права ребёнка».

Слайды 17 - 28)

1 ученик:

Вовочки и Леночки,

Андрюшки и Иришки –

Каждый день рождаются

Девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

(Каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие, имя и гражданство)

2 ученик:

Очень я хочу учиться,

Обещаю не лениться!

Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо!

Там всему научат вас,

Что необходимо!

(Каждый ребёнок имеет право на образование)

3 ученик:

Если жар, всё тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Доктора здоровье детям берегут,

А медсёстры деток взвесят и привьют.

(Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь)

4 ученик:

Положен отдых каждому

От всяческих хлопот,

От дела всякой важности,

Учёбы и забот.

(Каждый ребёнок имеет право на отдых)

5 ученик:

Пусть знают все на свете -

Мы солнечные дети.

В интернате мы живём,

Играем и рисуем,

Считаем и танцуем,

Смеёмся и поём.

(Каждый ребёнок имеет право на досуг)

6 ученик:

Я могу свой детский праздник,

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь –

Пищу вправе получать.

Ну-ка, детки, поспешите,

И обед не пропустите,

Постарались повара,

Очень вкусная еда!

 (Каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание)

7 ученик:

Знают все на свете

Взрослые и дети,

Что семья наш лучший друг

На большой планете.

Без семьи ребятам трудно очень жить.

Помните! Семьёю нужно дорожить!

(Каждый ребёнок имеет право на сохранение семейных связей)

8 ученик:

Очень трудно быть другим,

Непохожим, не таким,

Нос не вешай, иди вперёд,

Тебе помогут, успех придёт.

(Дети-инвалиды, дети-сироты имеют право на особую заботу об их физическом и психологическом состоянии)

9 ученик:

У взрослых – право на работу,

Трудиться чтоб они всегда могли.

А у детей есть право на заботу,

Чтоб взрослые во всём им помогли.

(Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых)

10 ученик:

Сколько бы ни было в мире детишек:

Чёрных и белых, девчонок, мальчишек…

Все их права и ценны, и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

(Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права)

11 ученик:

Я росточком не доволен

И пока не так силён.

Но не смей мне делать больно –

Есть у нас такой закон!

Дети – не куклы, любой Карабас

Будет серьёзно наказан у нас!

(Каждый ребёнок имеет право на защиту от физического и психологического насилия)

12 ученик:

К ребёнку нельзя относиться небрежно,

А только с любовью, заботой и нежно.

Ребёнка нельзя, как товар продавать

И от учёбы его отрывать.

Корысти ради ты детей не тронь!

Их защищает наш закон!

(Каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации)

III. Практическая часть.

а) Игра «Разрешается - запрещается»                                           (Слайд 29)

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас  я буду рассказывать вам о каком-то праве и показывать соответствующий знак, а вы, ребята, должны отвечать, если согласны -  разрешается, если не согласны - запрещается.

  • Посмотри на этот знак:
    Человек поднял флаг.
    Слушать мнение ребенка
    (разрешается).
  • Вот в углу стоит мальчонка,
    Плачет, надрывается.
    Бить, наказывать ребенка
    Строго
    (запрещается).
  • С мамой дети должны жить,
    Ей цветы всегда дарить –
    Это
    (разрешается).
  • Эта грань обозначает:
    Мать с ребенком разлучают.
    Это
    (запрещается).
  • Рисовать и петь учиться,
    Если заболел – лечиться,
    Это –
    (разрешается).
  •  Этот трудится ребенок,
    Мало у него силенок,
    Ноги подгибаются.
    В детстве тяжкая работа
    (запрещается).
  • Вместе дружно в мире жить,
    с разными детьми дружить –
    Это (
    разрешается).
  • Этот слабый горбит спину,
    Перед сильным преклоняется.
    Быть рабом у господина
    Строго
    (запрещается).
  • Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

б) Музыкальная минутка.                                                                     (Слайд 30)

       - Давайте споём новую песню на известный всем мотив самой школьной   песни (Звучит музыка на мелодию песни "Учат в школе").

  1. Как права ребятам знать,

               Интеллект свой повышать.

               Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

               И законы уважать,

               Малышей не обижать.

               Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

  1. На учёбу есть права,

          И на отдых есть права.

          Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

          На работу есть права,

          На заботу есть права.

          Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

  1. Свод законов есть большой

          Вместе мы его с тобой.

          Учим в школе, учим в школе, учим в школе.

          Чтоб сумел их применять,

          Смог себя ты защищать.

          Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

   

 в) Конкурс «Песня о правах»                                                 (Слайды 31 - 36 )

  ( Исполняется фрагмент детской песни, а дети  должны сказать, о каких правах в ней идёт речь.)

  1. «Песня Чебурашки» (музыка В. Шаинского,  слова Э. Успенского).

(Право на имя)

  1. «Первоклашка» (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).

(Право на образование)

  1.  «На прививку» (музыка А. Лазарева, слова С. Михалкова).

(Право на медицинскую помощь)

  1.  «Спят усталые игрушки» (музыка А. Островского, слова З. Петровой).

 (Право на отдых)

г) Викторина «Права сказочных героев»

(Просмотр видеофрагмента «Права детей в мультиках». Слайд 37)

- Вы, ребята, запомнили свои права? Давайте проверим, как вы их запомнили. Для этого проведем сказочную викторину: я буду описывать сказочного героя, права которого нарушались, а вы постарайтесь его угадать.                                              (Слайды 38, 39, 40)

  • Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.       

(Буратино)

  • Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру,

на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную

неприкосновенность и жизнь.                          (Братец Иванушка)

  • Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома.

(Зайка)

Права ребёнка надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.                                                                (Слайд 41)

IV. Заключительная часть.                                                  (Слайды 42, 43, 44)

(Просмотр видеоролика «Детям о правах»)

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

- А эти памятки «Мои права», вам в подарок о нашем мероприятии.

( раздаются памятки)

- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Классный час в 6 классе на тему: "Ваши права и права других людей"

Классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться сво...

Классный час "Имею право на права"

Классный час для учащихся 5-6 классов, посвященный Дню Конституции....

Разработка открытого классного часа "Мои права. Имею право"...

Классный час "Мои права. Имею право"... проведён в рамках районного конкурса "Самый классный классный - 2011". Отмечен, как лучшее воспитательное мероприятие....

Классный час «Имею право на права»

Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....

Промежуточный контроль по теме: «Право. Теория права. Система права». 10 класс.

Промежуточный контроль по теме: "Право. Теория права. Система права" 10 классКласс: 10 классГод: 2020 г....

Понятие права. Система права. Источники права

Понятие права. Система права. Источники права...