Классный час "Имею право на права"
классный час на тему
На данном мероприятии обучающие с ОВЗ (3 класс) знакомятся с основными правами, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_imeyu_pravo_na_prava_3_klass.docx | 322.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Лапшина Л. А.
Классный час: «Имею право на права»
Цель: Познакомить детей с их правами, закреплёнными в Конвенции о
правах ребёнка.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни.
- Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
- Воспитывать уважение к другим людям, способствовать формированию правовой культуры детей.
- Коррегировать речь, память, мышление детей, расширять их кругозор, обогащать словарный запас.
Оборудование: компьютер учителя, подключённый к нему проектор, экран,
презентация, книжная выставка, памятка «Мои права» (по
количеству детей), глобус, демонстрационный материал
«Права ребёнка» (12 картинок).
Ход классного часа:
I. Вступительная часть.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать. (Слайд 1)
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наш сегодняшний классный час посвящён важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.
Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». (Слайд 2)
- Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живём?
Дети: Земля.
Учитель: А что является моделью планеты Земля?
Дети: Глобус. (Слайд 3)
Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нём разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России (показ), назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми. (Слайд 4)
Наше государство многонациональное, т. е. здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. (Слайд 5)
Учитель: Какие это правила?
Дети: Это законы. (Слайд 6)
Учитель: В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов, которые представлены сегодня на нашей выставке.
II. Основная часть.
а) Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника.
- Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.
- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое «право»?
(Ответы детей. Слайд 7)
- Где права, там и обязанности. Что значит – «обязанность»? (Ответы детей. Слайд 7)
- В каких документах описаны права и обязанности школьников?
(Ответы детей. Слайды 8, 9)
- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе. (Ответы детей. Слайд 10)
- Право на учёбу,
- право на отдых между уроками,
- право на каникулы,
- право на занятия в кружках и секциях.
- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
- Как вы думаете, права – отдельно, обязанности – отдельно? (Слайд 11)
- Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.
б) Знакомство с документами по правам ребёнка.
- Существуют документы, в которых прописаны наши права. Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав ребёнка». Слово «декларация» означает заявление. Декларация – это не закон, а рекомендации. На её основе каждое государство принимает закон о правах, который уже имеет обязательную силу для людей, живущих в этом государстве.
(Слайд 12)
- Но дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали ещё один документ.
- Скажите, как называется документ, в котором записаны все права ребёнка? (Ответы детей. Слайд 13).
Слово «конвенция» – означает «договор», т.е. несколько стран договорились защищать права детей и разработали 54 статьи. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них и вы сами сможете оформить стенд «Права ребёнка».
- У нас сегодня встреча непростая.
Мы с вами книгу эту полистаем,
Едва страницу первую откроем
Как о правах своих узнаем.
Ведь о правах не зря идёт молва
Хоть ты и мал, есть у тебя права.
в) Знакомство с правами ребёнка.
- Ребята, часто в нашей жизни мы слышим такую фразу: «Имею право на права». А что же такое «права человека», «права ребёнка»?
(Ответы детей. Слайды 14, 15)
- С момента появления на свет ребёнок получает документ. Как называется этот документ? Это свидетельство о рождении. (Слайд 16)
- В нём указана дата рождения, а также фамилия и личное имя. Потому что ребёнок имеет право на жизнь и имя при рождении.
(Дети читают стихи о правах и оформляют стенд «Права ребёнка».
Слайды 17 - 28)
1 ученик:
Вовочки и Леночки,
Андрюшки и Иришки –
Каждый день рождаются
Девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
(Каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие, имя и гражданство)
2 ученик:
Очень я хочу учиться,
Обещаю не лениться!
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо!
Там всему научат вас,
Что необходимо!
(Каждый ребёнок имеет право на образование)
3 ученик:
Если жар, всё тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Доктора здоровье детям берегут,
А медсёстры деток взвесят и привьют.
(Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь)
4 ученик:
Положен отдых каждому
От всяческих хлопот,
От дела всякой важности,
Учёбы и забот.
(Каждый ребёнок имеет право на отдых)
5 ученик:
Пусть знают все на свете -
Мы солнечные дети.
В интернате мы живём,
Играем и рисуем,
Считаем и танцуем,
Смеёмся и поём.
(Каждый ребёнок имеет право на досуг)
6 ученик:
Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь –
Пищу вправе получать.
Ну-ка, детки, поспешите,
И обед не пропустите,
Постарались повара,
Очень вкусная еда!
(Каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание)
7 ученик:
Знают все на свете
Взрослые и дети,
Что семья наш лучший друг
На большой планете.
Без семьи ребятам трудно очень жить.
Помните! Семьёю нужно дорожить!
(Каждый ребёнок имеет право на сохранение семейных связей)
8 ученик:
Очень трудно быть другим,
Непохожим, не таким,
Нос не вешай, иди вперёд,
Тебе помогут, успех придёт.
(Дети-инвалиды, дети-сироты имеют право на особую заботу об их физическом и психологическом состоянии)
9 ученик:
У взрослых – право на работу,
Трудиться чтоб они всегда могли.
А у детей есть право на заботу,
Чтоб взрослые во всём им помогли.
(Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых)
10 ученик:
Сколько бы ни было в мире детишек:
Чёрных и белых, девчонок, мальчишек…
Все их права и ценны, и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.
(Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права)
11 ученик:
Я росточком не доволен
И пока не так силён.
Но не смей мне делать больно –
Есть у нас такой закон!
Дети – не куклы, любой Карабас
Будет серьёзно наказан у нас!
(Каждый ребёнок имеет право на защиту от физического и психологического насилия)
12 ученик:
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовью, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя, как товар продавать
И от учёбы его отрывать.
Корысти ради ты детей не тронь!
Их защищает наш закон!
(Каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации)
III. Практическая часть.
а) Игра «Разрешается - запрещается» (Слайд 29)
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас я буду рассказывать вам о каком-то праве и показывать соответствующий знак, а вы, ребята, должны отвечать, если согласны - разрешается, если не согласны - запрещается.
- Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается). - Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается). - С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается). - Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается). - Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается). - Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается). - Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается). - Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
б) Музыкальная минутка. (Слайд 30)
- Давайте споём новую песню на известный всем мотив самой школьной песни (Звучит музыка на мелодию песни "Учат в школе").
- Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И законы уважать,
Малышей не обижать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- На учёбу есть права,
И на отдых есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На работу есть права,
На заботу есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- Свод законов есть большой
Вместе мы его с тобой.
Учим в школе, учим в школе, учим в школе.
Чтоб сумел их применять,
Смог себя ты защищать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
в) Конкурс «Песня о правах» (Слайды 31 - 36 )
( Исполняется фрагмент детской песни, а дети должны сказать, о каких правах в ней идёт речь.)
- «Песня Чебурашки» (музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского).
(Право на имя)
- «Первоклашка» (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).
(Право на образование)
- «На прививку» (музыка А. Лазарева, слова С. Михалкова).
(Право на медицинскую помощь)
- «Спят усталые игрушки» (музыка А. Островского, слова З. Петровой).
(Право на отдых)
г) Викторина «Права сказочных героев»
(Просмотр видеофрагмента «Права детей в мультиках». Слайд 37)
- Вы, ребята, запомнили свои права? Давайте проверим, как вы их запомнили. Для этого проведем сказочную викторину: я буду описывать сказочного героя, права которого нарушались, а вы постарайтесь его угадать. (Слайды 38, 39, 40)
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.
(Буратино)
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру,
на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную
неприкосновенность и жизнь. (Братец Иванушка)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома.
(Зайка)
Права ребёнка надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить. (Слайд 41)
IV. Заключительная часть. (Слайды 42, 43, 44)
(Просмотр видеоролика «Детям о правах»)
Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
- А эти памятки «Мои права», вам в подарок о нашем мероприятии.
( раздаются памятки)
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Классный час в 6 классе на тему: "Ваши права и права других людей"
Классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться сво...
Классный час "Имею право на права"
Классный час для учащихся 5-6 классов, посвященный Дню Конституции....
Разработка открытого классного часа "Мои права. Имею право"...
Классный час "Мои права. Имею право"... проведён в рамках районного конкурса "Самый классный классный - 2011". Отмечен, как лучшее воспитательное мероприятие....
Классный час «Имею право на права»
Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
Промежуточный контроль по теме: «Право. Теория права. Система права». 10 класс.
Промежуточный контроль по теме: "Право. Теория права. Система права" 10 классКласс: 10 классГод: 2020 г....
Понятие права. Система права. Источники права
Понятие права. Система права. Источники права...