Классный час - «Что такое толерантность»
классный час (5 класс)
Классный час «Что такое толерантность?» ставит целью создание положительной мотивации для укоренения у учеников толерантного поведения. Эта проблема на данный момент очень актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час «Что такое толерантность?» | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
«Что такое толерантность»
5 класс
Жалсараева Марина Анатольевна
Учитель биологии,
МОУ «Баянгольская СОШ»
Баргузинского района
2011г.
«Что такое толерантность»
Обоснование
Сегодня остро стал вопрос о пренебрежении учениками и молодежью общечеловеческими ценностями, нарушении личных прав человека, нетолерантного отношения детей друг к другу которое проявляется в высокомерии, оскорблениях, игнорировании одних детей другими. В большинстве случаев идет речь о влиянии социального фактора. Классный час «Что такое толерантность?» ставит целью создание положительной мотивации для укоренения у учеников толерантного поведения. Эта проблема на данный момент очень актуальна. В беседе с учащимися было выявлено что они плохо представляют что такое национализм, национальные розни, поэтому при общении с детьми уделялось внимание на наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Цель классного часа: Формирование представления о толерантном отношении.
Задачи:
1.Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;
2.Углубить понимание его значения;
3.Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.
В процессе классного часа учащимся дается объяснение что такое толерантность, откуда произошло это слово, что оно обозначает на других языках и что объединяет эти определения. На занятии проводятся игра, разминка, умение фантазировать, предлагается прослушать рассказ и выявить что такое снисхождение, составить схему «Толерантный человек». В процессе упражнений «Камушек в ботинке» и «Жемчужина в раковине» учащиеся пробуют сделать первый шаг в воспитании толерантности. После прослушивания «Сказки о счастье» учащиеся делают вывод : Только сделав добро, человек сам становится добрее! Занятие заканчивается тем что 16 ноября является Международным днем толерантности. Наш класс – это тоже маленькая семья, и мы хотим чтобы в ней всегда царила доброта, взаимопонимание.
Активно используется красочная презентация «Что такое толерантность?», отрывки рассказа, сказка, дети свободны в общении.
Ход урока.
1. История понятия толерантность. (слайд)
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
2. Понятия “толерантность. (Слайд)
Обратимся к этимологии понятия “толерантность”.
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- А что же объединяет эти определения?
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
3. (Слайд) “Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране. Далее, в песне следует описание “большеглазых, озорных, черных , белых и цветных, рыжих и веселых”, которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и убеждений, довольно не плохо уживались в одной стране
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
4. Игра «Чем мы похожи?»
Дети стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.
Видите дети, мы все разные, но у нас есть что-то общее. Нам интересно дружить друг с другом, потому что мы не похожи, но имеем общие черты характера, внешности.
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.
5. Давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем…» (слайд)
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.
- Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Игра. (Разминка)
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!
6. О снисхождении и терпимости
Понимание других и снисхождение к ним рождает в человеке терпимость. Терпимый человек тот, кто умеет терпеливо, спокойно и без вражды относится к словам, мыслям и поступкам других людей. Терпимый человек старается понять другого, он считается с чужим мнением, он миролюбив и дружелюбен.
Зелёный медведь
Решила маленькая Люда помочь своему старшему брату Олегу рисовать лес. Села она рядом и стала озеро закрашивать. Но вскоре ей рисовать надоело, и он стала баловаться и вредничать. Сначала она нарисовала синюю траву и сказала, такая трава существует. Улыбнулся Олег и не стал спорить:
- Пусть будет синей, если тебе так хочется, и продолжил своё дерево рисовать. Потом нарисовала люда чёрное солнце и сказала, что это солнце ночное, когда оно спать ложится, а Олег опять промолчал. Тут Олег решил тоже пофантазировать, взял да и нарисовал на синей траве под чёрным солнцем маленького зелёного медведя и сказал, что этот медведь, когда валялся на земле, о траву выпачкался. Увидела Люда зелёного медведя и сразу стала сердиться и закрашивать его, говоря, что таких медведей не существует. Остановил Олег руку сестры и не дал ей своего медведя закрасить. Люда стала обзываться, а потом заплакала и побежала жаловаться маме.
Пришла мама, выслушала внимательно обоих, узнала, как было дело, и произнесла:
- Не плакать тебе надо и не обижаться, доченька, а лучше научиться у Олега терпимости.
/?/ - Правильно ли вёл себя Олег, что снисходительно и терпимо относился к вредности
сестрёнки?
- Какого качества не хватало Люде?
Давайте попробуем составить схему «Толерантный человек» /работа с классом/
Сегодня вы узнали о качествах человека как доброжелательность, дружелюбие, терпимость. Если человек обладает этими качествами, мы говорим – это толерантный человек.
8. Упражнение “КАМУШЕК В БОТИНКЕ”
(Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна)).
9. Упражнение “ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ”
(Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна)).
«Первый шаг в воспитании толерантности»
Вы попробовали назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.
10. «Сказочка о счастье». (читает учитель)
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
Вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Домой ей привезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы к учащимся:
- Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
- Как вы думаете, почему изменился король?
- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
- Чему нас учит эта сказка?
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.
Итог урока (слайд)
Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.
Обобщение. (слайд - фотография класса)
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”
- Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.
- Информационно-методический бюллетень КРОО «ИСТОК», вып. 1(3) «Толерантность», 2009-2010.
- Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
- Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
- Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
- Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
- Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
- Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
- Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Что такое толерантность?"
Данный материал представлен для учащихся 7-9 классов.Проводится в виде практического занятия " Взаимопонимание, на чем оно основано?"В заключении предложены правила толерантного поведения....
Классный час "Что такое толерантность?"
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей....
Классный час "Что такое толерантность"
Классный час предназначен для учащихся средней школы....
Классный час «Что такое толерантность?»
Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности...
Классный час "Что такое толерантность"
Умеем ли мы с терпеливо относится к друг другу? - вот основной вопрос классного часа...
Классный час "Что такое толерантность?"
Классный час "Что такое толерантность?"...
Презентация к классному часу "Что такое толерантность"
Презентация на тему "Что такое толерантность"...