математический кружок "Умники и умницы"
методическая разработка (7 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Бай-Хаак
Рассмотрена на заседании «Согласован» «Утверждаю»
Руководитель ШМО ЕМЦ Зам. директора по ВР Директор школы
Протокол № __1__ Оюн А.О._______ Оюн С.С._______
от_31_ _08___2018 г. от__ ___2018 г. от__ ____2018 г.
Рабочая программа математического
кружка «Умники и умницы»
____6-7____ классы
на 2018/2019 учебный год
Руководитель кружка: Лопсан Елена Валерьевна,
учитель математики и информатики
с. Бай-Хаак, 2018 г.
Пояснительная записка
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. Труд приобретает творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Возрастает число специальностей, требующих высокого уровня образования, связанных с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, техника, информатика, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления, логическое мышление. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Данная программа разработана в рамках дополнительного образования.
При разработке содержания и форм работы кружка, особое внимание уделяется творческим заданиям , где надо что-то смастерить, нарисовать, сотворить нечто эстетически значимое. Создание презентаций ,постановка мини-спектаклей, придумывание и разгадывание кроссвордов и головоломок особенно увлекает детей, способствует их всестороннему развитию.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет.
Основная идея и цель кружка – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней.
Цель программы:
формировать устойчивый интерес учащихся к математике;
содействовать развитию мыслительных способностей детей;
пополнять их интеллектуальный багаж .
Задачи:
- развивать логическое мышление ,математическую интуицию, сообразительность, память, настойчивость и целеустремленность в ходе решения нестандартных задач;
- расширять кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни;
- формировать творческие навыки ,эстетическую культуру, умение работать с компьютером в процессе выполнения различных заданий и подготовке внеклассных мероприятий;
-направить детскую фантазию в нужное русло.
Ожидаемые конечные результаты программы:
повышение уровня интеллектуального и творческого развития детей;
желание заниматься дальше.
Основное содержание программы
Программа включает в себя следующие разделы:
1. «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот раздел содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учеников к участию в олимпиадах по математике.
Формы: « мозговой штурм», эвристические беседы.
2. «Из истории математики».
В этом разделе учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся учёных-математиков , со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, презентации, экскурсии в прошлое.
3. «Занимательная математика».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, различные головоломки , разгадывание ребусов и кроссвордов и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, викторины ,состязания.
4. «Старинные задачи».
В четвёртом разделе учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить со старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в интернете), сообщения учащихся, презентации, мини-рефераты.
5. « Творчество в математике».
Содержание: постановка сценок и мини-спектаклей, изготовление наглядных пособий, составление кроссвордов и ребусов, выпуск математических газет, сочинение сказок и стихов про математику, оформление стендов.
Цель: развивать творческие способности учащихся.
Формы: игры, творческие мастерские, соревнования ,конкурсы
6. «Прикладная математика»
Содержание: расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах.
Формы: развивающие игры, лекции ,беседы.
Организация кружка
Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конкурсов, подготовок спектаклей, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, ребусов и т. д.
Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в неделю для 6-7 классов с сентября месяца по май. Всего 35 занятий .
Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий.
На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы.
Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.
Календарно- тематическое планирование
№ занятия | Тематика занятия | Дата проведения | Примечания |
1 | Вступительное занятие. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы | ||
2 | Математическая викторина | ||
3 | Решение нестандартных задач. | ||
4 | Решение нестандартных задач. | ||
5 | Решение нестандартных задач. | ||
6 | Решение нестандартных задач. | ||
7 | Решение нестандартных задач. | ||
8 | Решение нестандартных задач. | ||
9 | «Мини-олимпиада». | ||
10 | Из истории математики. «Творцы математики» | ||
11 | Из истории математики. «Корифей математики 19 века» П. Л. Чебышев. | ||
12 | Из истории математики. «Принцесса науки» С. В. Ковалевская | ||
13 | Из истории математики. Старые русские меры веса (массы) и объёма. | ||
14 | Из истории математики. Денежная система русского народа. | ||
15 | Защита презентаций | ||
16 | Занимательная математика. Задачи на перекладывание спичек. | ||
17 | Занимательная математика. Задачи на смекалку. | ||
18 | Занимательная математика. Задачи на смекалку. | ||
19 | Занимательная математика. Расшифровка ребусов. Разгадывание кроссвордов. | ||
20 | Занимательная математика. Расшифровка текстов. | ||
21 | «Конкурс кроссвордистов». | ||
22 | Старинные задачи. Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого». | ||
23 | Старинные задачи. Задачи С. А. Рачинского. | ||
24 | Старинные задачи. Индийские старинные задачи. | ||
25 | Старинные задачи. Греческие, китайские старинные задачи. | ||
26 | «Математическая викторина» | ||
27 | Творчество в математике. Изготовление наглядных пособий. | ||
28 | Творчество в математике. Составление ребусов и кроссвордов. | ||
29 | Творчество в математике. Придумывание и разучивание сценок и стихов про математику. | ||
30 | Творчество в математике Придумывание и разучивание сценок и стихов про математику. | ||
31 | «Театральные подмостки». | ||
32 | Прикладная математика. Приёмы быстрого счёта. | ||
33 | Прикладная математика. Математические фокусы. | ||
34 35 | Прикладная математика. Кулинарные рецепты. Расчёт семейного бюджета. «Деловая игра». Заключительное занятие. Подведение итогов работы. |
Источники информации
1. «Арифметика, 5 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, «Просвещение», 2008 год.
2. «Международные математические олимпиады», автор Е.А. Морозова ; Москва, «Наука»,1976 год.
3. «История математики в школе», автор Г.И. Глейзер;
Москва, «Просвещение», 1981 год.
4. «Задачи по математике для внеклассных занятий», автор И.Х. Сивашинский ; Москва, «Просвещение», 1968 год.
5. «Математические досуги», автор Г.И. Гарднер ; «Мир», 1972 год.
6. «Творцы математики», автор Э.Т. Белл; Москва, «Просвещение», 1979 год.
7. «Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.
8. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.
9.«Математический кружок. 6-7 классы», автор А.В. Спивак; Москва, «Посев», 2003 год.
10. «Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся», автор Н.В. Заболотнева; Волгоград, «Учитель», 2006 год.
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Бай-Хаак
Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО ЕМЦ Зам. директора по ВР Директор школы
Протокол № __1__ Оюн А.О._______ Оюн С.С._______
от_31_ _08___2018 г. от__ ___2018 г. от__ ____2018 г.
Список участников математического кружка «Умники и умницы»
на 2018/2019 учебный год
№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Класс |
1 | Куулар Анзат Шойдановна | 6а |
2 | Саая Отчугаш Орланович | 6а |
3 | Монгуш Аюш Омакович | 6а |
4 | Салчак Дарыймаа Эрнестовна | 6а |
5 | Оюн Ай-Демир Андриянович | 6б |
6 | Анзай Лиола Орлановна | 6б |
7 | Саая Лилия Сергеевна | 6в |
8 | Донгак Тамерлан Дмитриевич | 6в |
9 | Ондур Хандыжаа Анатольевна | 6в |
10 | Прокаева Анна Игорьевна | 6в |
11 | Монгуш Айдыс Чойганович | 7а |
12 | Монгуш Надежда Романовна | 7а |
13 | Монгуш Маадыр Айдашович | 7б |
14 | Ооржак Александр Артемович | 7б |
15 | Ербягин Данил Семенович | 7б |
16 | Куулар Эвелина Сергеевна | 7в |
Составитель и руководитель: Лопсан Елена Валерьевна,
учитель математики и информатики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физико-математическая игра "Умники и умницы", 8 класс
Игра проводится в рамках недели физики и математики. Включает в себя текст с правилами игры и заданиями, а также презентацию....
УМНИКИ И УМНИЦЫ. Интеллектуальная математическая игра (9-10 классы).
Интеллектуальная игра проводится поле уроков.Это неформальный срез знаний в ходе решения логических математических заданий. По мере игры происходит накопление фишек "Умняра". Состоит из:1. Разми...
Математическая игра "Умники и умницы"
Сценарная разработка математической игры "Умники и умницы" для учащихся 7-9 классов...
Математическая игра "Умники и Умницы"
Внимание! Внимание!В нашей программе Вы увидите Звездный час каждого участникаощутите Минуту славыузнаете о хитроумной задаче царицы Дидоныпоразмышляете над философской загадкой Вольтерапосетите ...
Внеклассное мероприятие Математический бой "Умники и умницы"
Учитель математики: Демьяненко Ирина АлександровнаМАОУ Карасульская СОШКласс: 5Внеклассное мероприятие: Математический бой «Умники и умницы».Цель:- способствовать повышению интереса к математике и рас...
Внеклассное математическое мероприятие "Умницы и умники"
Часть школьного мероприятия "Математический марафон", для среднего звена....
Математическая игра для учащихся 5-6 классов "Умники и умницы"
Внеурочная деятельность. Математическая игра для учащихся 5-6 классов "Умники и умницы"...