Математическая игра "Умники и умницы"
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Ситникова Елена Александровна

Сценарная разработка математической игры "Умники и умницы" для учащихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математический конкурс

«Умники и умницы»

Ситникова Е.А.,

МКОУ СОШ п.Фаленки

Фаленки, 2013

              Математический конкурс «Умники и умницы»

Цели и задачи:

  • Развивать и повышать интерес детей к математике, расширять кругозор учащихся;
  • Развивать внимание, смекалку и логическое мышление;
  • Воспитывать навыки самоконтроля, уверенность в своих силах.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Плакаты для конкурса «Ну-ка, сосчитай!»;
  • Карточки с пословицами;
  • Карточки с задачами для конкурса «Математическая рыбалка»;
  • Листы бумаги, ручки;
  • Удочки с магнитами – 2 шт.;
  • Для конкурса капитанов: книга, ножницы, нитки, метр, стакан с водой, термометр, весы;
  • Приз для команды-победительницы.

Участники: учащиеся 7-9 классов

Подготовка:

Ученики делятся на две команды.

Команды придумывают название, девиз, эмблему, форму, приветствие, выбирают капитана, готовят домашнее задание.

Остальные учащиеся – зрители (болельщики).

Жюри за каждый конкурс ставит оценки от 1 до 5 баллов.

Ведущий(1): Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на нашем конкурсе «Умники и умницы», посвящённом математике.

Ведущий(2): Математика! Мир без неё был бы не интересен. Без математики люди не совершили бы научные открытия ни на море, ни на суше, ни во вселенной.

В(1): О, математика земная,

Гордись, прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

В(2): В веках овеяна ты славой,

Светило всех земных светил.

Тебя царице величавой

Недаром Гаусс окрестил.

В(1): Строга, логична, величава,

Стройна в полёте, как стрела,

Твоя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрела.

В(2): Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук.

Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!

В(1): Давайте совершим путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов!

В(2): Встречайте внимательных и любознательных, весёлых и находчивых, математиков и просто любителей математических шарад и головоломок!

Представление команд.

Приветствие команд (Жюри оценивает по 5-балльной шкале название, девиз, эмблему, форму).

                                   

                                        КОНКУРСЫ:

  1. «Разминка»

Проводится с использованием ММП.

По 1 баллу – за каждый правильный ответ.

  1. Разгадай ребусы.

7 я; 40 а; 100 лб;  По  2  л.

  1. Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша.
    Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кого из них как зовут?

  1. Посадил дед вдоль одной тропинки три берёзы. Бабка между каждыми соседними берёзами посадила липы. А внучка между каждыми соседними деревьями посадила по кустику роз. Сколько кустиков роз посадила внучка?

 

  1. Проследи, как получается каждое следующее число и назови  в  каждый  ряд ещё по 1 числу

1)  0, 2, 4, 6, 8, ….  2)   1, 4, 7, 10, ….

1)  4, 8, 12, …             2)  1, 2, 3, 6, 12, ….

5. Найдите связь между числами (заполните свободные кружки)

  1. Заполните фигурами пустой квадрат

  1. Сколько на чертеже различных треугольников?

  1. На четырёх рисунках изображены цифры от 1 до 4 вместе со своими зеркальными изображениями.

Каким будет следующий рисунок?

  1. Расположить в порядке увеличения длины:

локоть, верста, аршин, дюйм, фут 

  1. Домашнее задание «Математика на службе человека».

Чтец 

Без счета не будет на улице света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа!

«Умники» - «Математика и туризм»,

«Умницы» - «Математика и спорт» показывают презентации через ММП.

Оценка – по 5-балльной шкале.

Чтец 

                                 УЧЕНЫЙ КОТ
                                         (басня)

                                  К. Анкундинов

      У кошки маленький котеночек подрос.

      — Как дальше быть? — возник вопрос.

      Ловить мышей — такая штука,

      Что тут нужна теперь наука.

      Решила мать, что впору

      Послать котенка в школу,

      И вот за партой в классе

      Сидит пушистый Вася...

      С усердием большим, как наказала мать,

      Принялся кот науку постигать.

      Он изучил до тонкости по темам

      Строение мышей (по графикам и схемам).

      Их чучела изготовлял из тряпок

      В кружке «умелых лапок».

      Решал, едва не плача,

      Он про бассейн задачу.

      (Сколь выльется сметаны,

         когда открыты краны.)

     

      И через десять лет, науками богат,

      Понес домой наш кот из школы аттестат...

      В то время у какой-то горки

      Мышонок вылезал из норки,

      Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,

      Исконного врага узнал он все же мигом.

      Но как его схватить?

      Нельзя же прыгнуть сразу!

      Тут надо применить

      Научных знаний базу...

      Вот неизвестного мышонка

      За икс он принял очень тонко.

      По теореме Пифагора

      Он путь нашел довольно скоро;

      Привел ответы, глядя в книгу,

      К логарифмическому виду;

      Вписал последнюю строку

      И приготовился к прыжку...

      Пока ученый кот над уравненьем бился,

      Мышонок-неуч в норке скрылся.

      Запомните, друзья, соль истины такой:

      Теория мертва без практики живой.

3.«Математическая рыбалка»

Каждый участник команды с помощью удочки вытягивает рыбу-задачу, отвечает на вопрос задачи, получает 1 балл.

Задачи:

  • Как можно уничтожить миллион при помощи нуля?

 (1000000 х 0 = 0)

  • В два часа дня в Кирове шёл дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через десять часов?

(нет, т.к. будет полночь)

  • По морю плыли 9 акул, они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)
  • Шестеро ребят на десерт ели рулет. Сколько раз пришлось его отрезать, чтобы каждый получил по куску? (5 раз)
  • Решите задание: если 12345 – сайра, то 12453 - ?  (сарай)
  • Найдите неизвестное число:  дерево + земля = 11

                                                       турист х спорт = ?   (6х5=30)

  • С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к её хвосту?  (собака должна стоять)
  • В каком числе столько же цифр, сколько и букв?  (сто)
  • Какое число без остатка делится на 9: 1998 или 1999? (1998)
  • Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят десять лимонов? (десять рублей)

Чтец 

                       ПАРАЛЛЕЛИ.

Идут две параллели.

Откуда и куда?

Быть может, что у цели

Не быть им никогда.

Но рядом плыть до гроба,

Куда судьба ведёт,

Решили друга оба
И твёрдо шли вперёд.

И вот года проходят,

Ряд долгих лет и зим.

Два странника всё бродят,

Им вечно быть двоим.

Близки и неразлучны,

И стали уставать

Быть рядом неотлучно,

Видать, да не достать.

Придут ли в бесконечность,

И будет ли дано.

Хоть погрузившись в вечность

Двум слиться им в одно?

4.Пантомима

Показать без слов пословицу:

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.

Одна команда показывает, другая должна угадать пословицу.

Конкурс оценивается по 5-балльной шкале, за правильную отгадку - ещё 1 балл.

Пока готовятся команды, конкурс для болельщиков «Цифровой         портрет»:

На этом портрете можно найти все цифры от 0 до 9, кроме одной. Какой цифры не хватает? (4)

       5.Эстафета «Ну-ка, сосчитай!»

1 команда:

25 х 4 = 100

100 х 0,2 = 20

- 20 + 35 = 15

15 х 60 = 900

900 = 30

2 команда:

3 х 4 х 5 = 60

60 х 0,5 = 30

- 30 + 70 = 40

40 х 90 = 3600

3600 = 60

Чтец

   Баллада о математике

М. Борзаковский

          Как воздух, Математика нужна!

          Одной отваги офицеру  мало.

          Расчеты! Залп! И цель поражена

          Могучими ударами металла.

          И воину припомнилось на миг,

          Как школьником мечтал в часы учения

          О подвиге, о шквалах огневых,

          О яростном порыве наступления.

          Но строг учитель был, и каждый раз

          Он обрывал мальчишку резковато:

          "Мечтать довольно! Повтори рассказ

          О свойствах круга и углов квадрата!»

          И воином любовь сбережена

          К учителю, далекому, седому.

          Как воздух математика нужна,

          Сегодня офицеру молодому!

  1. Конкурс капитанов «Глазомер»

Определить:

  • Сколько страниц в книге?
  • Сколько букв в имени и фамилии соперника?
  • Температуру воды в стакане.
  • Массу Казакова Артёма.
  •  Отрезать нить длиной 1 м.

Ведущий(1):

Вот и закончился наш конкурс. Спасибо всем игрокам и зрителям за интересную игру. А теперь жюри подведёт итог нашей игры и определит команду-победительницу.

Ведущий(2):

Числа целые и дробные

Изучает математика.

Потруднее биологии,

Но полегче, чем грамматика.

Ведущий (1):

Но хитрить нам с ней бессмысленно,

И ругать её беспочвенно.

Королева математика

Помогает в жизни очень нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математическая игра "Умники и умницы", 8 класс

Игра проводится в рамках недели физики и математики. Включает в себя текст с правилами игры и заданиями, а также презентацию....

УМНИКИ И УМНИЦЫ. Интеллектуальная математическая игра (9-10 классы).

Интеллектуальная игра проводится поле уроков.Это неформальный срез знаний в ходе решения логических математических заданий.  По мере игры происходит накопление фишек "Умняра". Состоит из:1. Разми...

Математическая игра "Умники и Умницы"

Внимание! Внимание!В нашей программе Вы увидите Звездный час каждого участникаощутите Минуту славыузнаете о хитроумной задаче царицы Дидоныпоразмышляете над философской загадкой Вольтерапосетите ...

Внеклассное мероприятие Математический бой "Умники и умницы"

Учитель математики: Демьяненко Ирина АлександровнаМАОУ Карасульская СОШКласс: 5Внеклассное мероприятие: Математический бой «Умники и умницы».Цель:- способствовать повышению интереса к математике и рас...

Внеклассное математическое мероприятие "Умницы и умники"

Часть школьного мероприятия "Математический марафон", для среднего звена....

Математическая игра для учащихся 5-6 классов "Умники и умницы"

Внеурочная деятельность. Математическая игра для учащихся 5-6 классов "Умники и умницы"...