Конспекты занятий по программе внеурочной деятельности "Клуб "Моя семья"
план-конспект занятия (5, 9 класс)

Буянова Алёна Михайловна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Семейный ценности»

Цель занятия: воспитание нравственного отношения к семейным ценностям, формирование позитивного образа семьи.

Задачи:

  1. Формировать нравственные основы личности, представления о добре, милосердии;
  2. Формировать  убеждение о важности семьи, о значимости каждого его члена;
  3. Развивать коммуникативные способности;
  4. Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям;
  5. Воспитывать чувство любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.

Ребята, сегодня мы будем говорить о доме, семье и семейных ценностях. Много пословиц сочинил русский народ о доме.

 • В гостях хорошо, а дома лучше.

   - Как вы понимаете эту пословицу? (человек всегда стремится в родные места, к привычному образу жизни, к домашнему уюту, созданному собственными руками)

 • И стены в доме помогают.

  - А эту? (у себя дома, в знакомой обстановке, легче справиться с трудностями, решить проблемы. Родные места придают больше уверенности в себе, бодрости.  Часто говорится в качестве ободрения тому, кому предстоит испытание)      


Родной дом- это исток, начало начал.

  - У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и теплота домашнего очага.


 - Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была 
доброта.


- А вам?


 - Уважение, понимание, уют, забота, любовь.

(Во время проговаривания детьми педагог на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)


 - Вот мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.

- Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей.

      - А есть ли у вас еще родственники? Кто это?
      - Тетя и ее семья, дядя и его семья.
      - Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка.

Издавна одной из традиции в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи. И мы с вами тоже научимся составлять своё родословное дерево.

     - Расскажите, какие традиции (привычки) существуют в вашей семье?  (ответы детей)

    - Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
    - Любовь, ласка, добро, уважение.
    - Это необходимо только вам?
    - Нет, любовь нужна всей семье.
    - Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. Это сердечко вы можете подарить членам своей семьи.

 «В сердце для каждого нашли уголок». (На доске запись)

    - Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
   - А может ли человек жить один и называть себя семьей? /версии детей/
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри !- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

 

Видите как здорово, когда есть семья. А можно ли наш приют назвать семьей?
     -  Мне бы хотелось, чтобы мы с вами стали семьёй.

     - Что я имею в  виду? – Чтобы мы были дружными, помогали друг другу, если у кого-то что-то не получается, заботились о младших, уважали друг друга, создавали в своих комнатах уют.

Как в любой семье у каждого есть свои обязанности, так и у нас– никто за вас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за вас, заботиться друг о друге. Каждый из вас может внести свой вклад, чтобы в нашей большой семье было тепло, уютно. А для этого давайте познакомимся с правилами, по которым  мы будем жить. 

Мы будем (хором)

1.Называть друг друга по именам.

2.Защищать наших друзей, если их обижают.

3.Помогать им в беде.

4.Помогать им в учебе.

      Мы не будем (хором)

1.Грубить друг другу.

2.Пускать в ход кулаки.

3.Говорить друзьям обидные слова.

Семейные ценности.

 - А что такое семейные ценности?

      Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

       - Что же может объединять семью?  (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

      - Послушайте притчу и запишите смысл притчи одним предложением.

 Чтение притч

  1.  «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

  1.  Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

  1.  Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

4. Тепло семейного очага

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

    - Ребята, в чем смысл этих притч?

  • Уважайте мнение всех членов семьи.
  • Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
  • Никогда не смейтесь над кем-то.
  • Уважайте родственников.
  • Почитайте родителей.

Посмотрите, у нас появились правила семейной жизни. Эти правила применимы также и к вашей школьной жизни, к жизни в приюте.

Рефлексия методом проектов

Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем  альбом  нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на столах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.

Проект «Моя семья»: верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.  

На столе перед детьми инструкция по составлению проекта «Моя семья»:

  1. Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.
  2. В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».
  3. В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.
  4. В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.
  5. В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей:

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Собираем проекты в одну папку.

Посмотрите, ребята, какая у нас большая семья. Хочется верить, что она добрая и дружная.

Для крепкой и дружной семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей, наличие общих целей и планов, поддержка друг друга, доверие, наличие семейных ритуалов и правил, общение и забота друг о друге.

Прочитаю для вас стих о семье.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Мне бы хотелось пожелать, чтобы и про вашу семью говорили только хорошие и добрые слова, чтобы каждый из вас в своей семье собственными руками создавал домашний уют, заботились друг о друге, говорили друг другу больше нежных и ласковых слов.  Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!

Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». В семье есть такая традиция: отмечать семейные праздники. Когда в семье праздник, то обычно звучат поздравления, песни, шутки, конкурсы. Наш первый конкурс называется «В мире животных».

Вопросы.

  1. Животное – пешеходный переход. (Зебра)
  2. Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь.)
  3. Животное – шахматная фигура. (Слон, конь)
  4. Животное – гриб. (Лисичка)
  5. Животное – бездельник. (Ленивец.)
  6. Животное – маршрутное такси. (Газель.)
  7. Животное – легковая машина. (Ягуар.)
  8. Животное – проявление нежности и любви. (Ласка.)
  9. Животное – река. (Тигр.)
  10. Животное – жилище. (Норка.)
  11. Животное – безбилетный пассажир. (Заяц.)
  12. Животное – застежка на замке-молнии. (Собачка.)
  13. Животное – символ одной из российских партий. (Медведь.)
  14. Животное – шипы для лазанья, прикрепляемые к обуви. (Кошки.)

 

Собрать пословицы:

1. Яблоко от яблони…                                   ...недалеко падает.

2. Яйцо курицу…                                           …не учит.

3. В гостях хорошо,…                                   …а дома лучше.

4. Где любовь и совет…                                …там горя нет.

5. Чтобы узнать человека, надо с ним…     …пуд соли съесть.



Предварительный просмотр:

Тема: Семейные традиции.

Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Задачи:

-раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха

-развивать навыки ответственного поведения в семье

-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Оборудование урока: распечатки текстов; листы формата А3 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, маленькие солнышки на каждого участника, музыкальное сопровождение урока: песня «Дорога добра».

Ход урока

Круг радости

Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Сегодня мы продолжим говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья.

Дома вам было задано домашнее задание – составить не большое сочинение – рассказ о своей семье и ее традициях.

(опрос домашнего задания)

Беседа

  1. Что для вас семья?
  2. Почему семья нужна человеку?
  3. Вы гордитесь своей семьей? Почему?

На доске написаны слова. Как вы понимаете эту запись?

«Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья»

Вывод: В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

В каждой семье существуют свои традиции. – Что это такое? Давайте разберемся вместе.

Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим.

Всем хорошо известны такие народные традиции, как Сабантой.

Сабантой – традиционный праздник мусульман, с национальными играми и угощениями.

Масленица - праздник сохранившийся с древних времен. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны.

Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?

Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.

Работа с учебником

Читаем стр.48-49 рассказ «О чем рассказали ребята». Узнаем, какие бывают семейные традиции.

- Какая традиция кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

Поразмышляем вместе

В каждой семье существуют разные традиции. Я вам дала не большие тексты, давайте, почитаем их и объясним о какой семейной традиции здесь говорится.

Текст 1 – гостеприимство

Текст 2 – отдых на природе

Текст 3 – генеральная уборка

Текст 4 – забота друг о друге

Разминка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задания и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью

Ребята, мы сегодня очень много говорим о семейных традициях. А, теперь давайте поговорим о праздниках и традициях нашего государства.

- Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?

- Почему нам нужно знать о праздниках, которые отмечаются с давних времен?

Вывод: Народные праздники и традиции – это часть истории культуры. Поэтому каждый образованный человек должен стремиться знать и праздники, и традиции своей земли, своей Родины.

Творческая работа

Составьте коллаж и угадайте «Что здесь за праздник?» и вам придется рассказать об этом празднике, что вы о нем знаете. (Наурыз; День Президента)

Ребята, мы сегодня говорили о Семье. Семья – это наш общий дом, а значит и традиции общие. Чем больше традиций. Тем интереснее жизнь в семье.

На солнышках, которые лежат, у вас на парте напишите свои пожелания своей семье.

Текст № 1

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!

Текст № 2

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Текст № 3

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Текст №4

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

1. Конкурс «Кто это?»

1) Брат жены.

2) Брат мужа.

3) Сестра мужа.

4) Мать жены.

5) Отец жены.

6) Мать мужа.

7) Отец мужа.

8) Дочь брата или сестры.

9) Брат отца или матери.

10) Сестра отца или матери.

2. Работа с пословицами.

Объяснить значение пословиц:

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берёт.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

-Какая из пословиц подходит для вашей семьи?



Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.

Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку».

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.


Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений  о старинных семейных обычаях. 
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.


Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой,  атрибуты русской избы, русские народные костюмы,  кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька,  хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы

Программное обеспечение:   «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой , Комаровой Т. С. Гербовой В. В.

 Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.

Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »

Ход занятия

 Воспитатель:

-Здравствуйте,  дети! Меня зовут Вера Михайловна. Я- воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми,  как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные   дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами .

А давайте   подружимся необычным способом.  Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

 Вместе за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

-Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я  приглашаю попутешествовать

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

И так в путь. Идут в зону «Русская изба»

Воспитатель:  Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

  Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили:

«Печь всему голова»

- Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел.

- Посмотрите сколько здесь всего  интересного, необычного

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает сундук

- Дети, что это?

Дети:

- сундук

Воспитатель:

- Для чего нужен сундук?

Дети:

- В него складывали одежду

. Воспитатель:

-А давайте посмотрим что в нём

(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на голову, а мальчики рубашки и кушаки)

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу. 

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

Дети(дети высказывают свои версии)

Воспитатель:

- В отцову рубашку.

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети(ответы детей)

Воспитатель:

- родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

-  красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька.  Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки(показывает детям).

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Егорку не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.

- На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».

 И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит(повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед?  А давайте сделаем куклу-Лихоманку.(показываю готовую куклу.

Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,

  • Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
  1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  3. Возьмите треугольный лоскут ткани - это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова.
  4. Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
  5. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель:

- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

(ставят своих куколок на припечек)

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие . Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)

- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

- Что обозначает слово оберег? (оберегает)

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было сложным?

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

 за пожелания и за слова добрые в   подарок на память о нашем путешествии я хочу подарить вам оберег куклу-Лихоманку, чтобы она вас оберегала.



Предварительный просмотр:

Занятие «Моя семья-моя крепость»

Цель: воспитание семейных ценностей у детей в условиях детского дома.

Задачи:

  1.  формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает;
  2.  воспитывать ответственное отношение к семье;
  3.  закреплять знания детей о родственных отношениях.

Ход беседы.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим о семье. Что такое семья?

(ответы детей)

Воспитатель: Семья – это мама, папа, дети. Это маленькая ячейка общества. А большая семья – это ещё и бабушки, дедушки, тёти, дяди, братья и сёстры. Эти люди всегда рядом –  в праздники и в будни, в болезни  и здравии.

Очаг воспитания – это семья. Семья – ключ от человеческого счастья. Семья – это наш родной дом.

У каждого из нас своя дорога,

Свои посевы и свое жнивье,

Но радостью, надеждой и тревогой

Мы непременно делимся с семьей.

Как зерна в колосе – и в этом нет секрета –

Мы связаны единою судьбой.

И рамкой для семейного портрета

Нам служат наше братство и любовь.

15 мая — Международный день семьи.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. То есть что бы ребёнок в семье рос здоровым. Занимался спортом, хорошо учился и был радостным.

Для чего мы появились на этот свет, для чего живём? (ответы детей)

Воспитатель: За свою короткую жизнь человек должен всё узнать, везде успеть, испытать все радости и горести жития, научиться преодолевать трудности и самое важное – оставить о себе светлую память. Один мудрец сказал: «Если хочешь, чтобы тебя вспоминали после смерти, оставь после себя достойных потомков или хорошую книгу». Оставь достойных потомков. Эти слова возлагают на человека двойную ответственность. Во-первых, воспитание себя для воспитания других. Во-вторых, воспитание глубоко нравственного поколения.

А что значит, глубоко нравственное поколение? (ответы детей)

Воспитатель: Духовно-нравственный  человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Ребята, а как вы понимаете утверждения  благополучная семья и неблагополучная семья? (ответы детей)

Воспитатель: Благополучная семья – это когда есть мама и папа.  И у обоих родителей нет вредных привычек.  Хорошие отношения между родителями в семье. Родители в такой семье постоянно работают, не имеют материальных проблем.  Когда в семье есть дети. Наличие в семье общения, взаимная поддержка.  Любовь, общение, принятие, понимание, уважение. Наличие духовного и эмоционального здоровья в семье.

Неблагополучная семья –   это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Где родители употребляют алкогольные напитки, не работают или имеют малооплачиваемую работу, или часто меняют места работы. Где нет игрушек, одежды и недостаточно еды. Где происходят скандалы, приходят незнакомые гости и т. д.

Воспитатель: Счастье семьи – это счастье всей страны, гласит народная мудрость. Каждому человеку для душевного тепла и покоя нужен верный друг и тепло домашнего очага. Что бы ни случилось, только поделившись с близкими людьми радостью или горем, человек может обрести душевное спокойствие. Оступившийся человек может вновь обрести крылья за спиной и быть готовым к новым испытаниям и подвигам, чувствуя за собой крепкий тыл.

Кто желает рассказать о своей семье? Кто родители,  есть ли бабушки и дедушки, тёти и дяди, братья и сёстры? Где вы родились и жили?  (ответы детей)

Воспитатель: Что бы ни случилось и не произошло, мы всегда должны знать и помнить о своей семье.

А теперь поговорим о том, что у вас по воле судьбы, появилась вторая семья. Большая и многолюдная  семья – это наш детский дом. В детском доме 5 групп, это значит 5 семей. В каждой семье по 5 воспитателей и по 7, а в некоторых группах и более детей. Все мы  очень разные и по характеру и по привычкам. Все   вместе мы живём и буднями и праздниками. Учимся, играем и трудимся. И главное для нас, воспитателей, что бы вы росли здоровыми, умными и трудолюбивыми детьми.  Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших воспитателей? С кем живёте в одной комнате? С кем дружите?  (ответы детей)

Воспитатель: Мы часто совершаем ошибки,  не задумываясь,  о том, что они оставляют след на сердцах наших близких, так давайте с вами не будем безразличными друг к другу. Ведь именно наша семья, наш дом олицетворяет свою родину, семью, то место, откуда человек начинает свое вхождение в мир, познает его и делает в нем первые шаги. От того, какие люди окажутся с ними рядом в этот период, как будет организованна его жизнь в семье, зависит его будущее и его место в этом мире.

А сейчас давайте поиграем.

И так  первое задание. Вам нужно решить задачу – посчитайте, сколько родственников в этой семье.

Задам сейчас задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому.

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка.

А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

Ответ: Шесть человек – дед и бабушка, отец и мать, сын и дочь.

Кто решил эту задачу, озвучьте ответ.

Следующее задание. Нам нужно ответить на несложные вопросы на тему родственных отношений.

Вопросы.

Сын моей матери. (Брат.)

Мой родитель. (Отец.)

Брат отца или матери. (Дядя.)

Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра.)

Та, что дала нам жизнь. (Мать.)

«Святая кровь» - мать мужа. (Свекровь.)

Сестра мамы или папы. (Тётя.)

Сын моего ребенка. (Внук.)

Мой наследник. (Сын.)

Сын моей сестры или брата. (Племянник.)

Отец мужа. (Свекор.)

Воспитатель: Сегодняшняя беседа называется «Моя семья – моя крепость».  Вот что говорит о своей семье Чижова Ева, которая учится во  2-м  классе.

«Моя семья меня всегда поддержит, поможет. А если я не могу сделать выбор, то они мне помогут. Моя семья – моя крепость, они меня всегда будут защищать под этой крепостью.

Если мы что-то делаем вместе, то стена становиться больше и крепче. Кирпичики в стене – это моя семья. Моя крепость – это папа, мама, я и сестра, а наш фундамент это бабушки и дедушки».

Воспитатель: Расскажите,  что означает для вас семья? (ответы детей)

Воспитатель:  Хочется закончить сегодняшнюю встречу следующими строками:

Семья – это то,

что мы делим на всех,

В нем понемножку: и слезы

и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья

печать.

Семья – это то, что с тобою

всегда.

Пусть мчаться секунды, недели,

года,

Но стены родные, отчий твой

дом –

Сердце навеки остается в нем!

А сейчас я предлагаю вам нарисовать вашу семью.

(дети рисуют, обсуждение рисунков, оформление стенда)



Предварительный просмотр:

Занятие «Обязанности в семье»

Тема: «Обязанности в семье»

Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи.

Задачи:

• определить круг обязанностей в семье;

• помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.

Оборудование: ватман, клей, магнитно-маркерная доска, раздаточный материал.

Вводная часть

Упражнение «Дерево чувств»

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженный; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.

(Воспитанники на крону дерева прикрепляют листочки).

Основная часть

Воспитатель: В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи. У каждого члена семьи есть свои прямые обязанности. Но главная обязанность каждого – радовать других успехами и добрыми делами, не огорчать плохими поступками.

Суть обязанностей членов семьи состоит в том, чтобы удовлетворять не только свои потребности, но и потребности другого – мужа/ жены, детей, престарелых родителей. Жена – хранительница очага, муж – добытчик, кормилец и защитник. Кто важнее? Разрушится неохраняемый очаг – куда принесёт добычу кормилец? Затупятся стрелы – погаснет невостребованный огонь в очаге.

А теперь послушайте притчу.

Притча «Распределение обязанностей»

"Я больше не могу! Мои обязанности - это горы, которые я уже не в состоянии сдвинуть с места. По утрам мне надо будить тебя, отдавать распоряжения по хозяйству, выбивать ковры, смотреть за детьми, ходить на базар за покупками, к вечеру готовить твой любимый плов да еще баловать тебя ночью". Так говорила жена своему мужу. Обгладывая куриную ножку, муж сказал только: "А что тут особенного. Все женщины делают то же, что и ты. Тебе не на что жаловаться. Пока я работаю, ты отсиживаешься дома". "Ах, -продолжала причитать жена, - если бы ты стал хоть немножко помогать мне". Движимый великодушием муж согласился, наконец, на такое предложение: жена будет отвечать за все, что происходит в доме, а он за все то, что вне дома. Распределив так свои обязанности, супруги долгое время жили в мире и согласии.

Однажды он сидел с друзьями в кофейне после удачно сделанной покупки и с удовольствием пил кофе. Вдруг туда ворвался сосед и в волнении крикнул: "Беги скорее, твой дом горит". Муж продолжал с наслаждением потягивать кофе и произнес с завидным хладнокровием: "Будь так добр, скажи моей жене: ведь в конце концов она отвечает за все, что происходит в доме, я же только за службу вне дома".

(Н. Пезешкиану)

Обсуждение притчи.

Воспитатель: Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить нормальное условие для жизни семьи. В каждой семье оно осуществляется по своему. Всё должно быть на своём месте, чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не тратя время на её поиски. Такой порядок достигается, прежде всего, при условии, что об этом заботится не кто-то один, а все члены семьи. Хорошо когда все проявляют инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела, помогают друг другу. Каждый должен уметь выполнять не только свои обязанности, чтобы заменить в случае необходимости заболевшего или занятого члена семьи.

Что такое обязанности?

Это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:

• индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);

• умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);

• польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)

Практическая работа “Распределение обязанностей в семье”.

Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

(Учащиеся распределили обязанности среди родителей и детей. Одна из групп распределила обязанности так: старшие дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, сходить в магазин, заниматься с младшими детьми; младшие дети – вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; мать – стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, чинить одежду; отец – прибить что-нибудь, готовить в выходные дни. Другая группа распределила обязанности следующим образом: дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; родители – сходить в магазин, заниматься с младшими детьми, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, чинить одежду, прибить что-нибудь. Только в одной группе в семью включили бабушку и дедушку, в их обязанности входило – мыть посуду, готовить обед, чинить одежду, заниматься с младшими детьми).

Каждая группа аргументирует свою работу.

Заключительная часть

Рефлексия настроения: “Дерево чувств”.

Вернемся к “Дереву чувств”, с помощью листочков сообщите: как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Учащиеся на кроне дерева перевешивают листочки).

Подведение итогов воспитанниками

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что на занятии запомнилось больше всего?

Подведение итога воспитателем

Воспитатель: сегодня на занятии мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу вам посоветовать: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми из замещающих семей "Планета эмоций"

Данный материал предназначается для педагогов-психологов, социальных педагогов, взаимодействующих с членами замещающих семей. Он может был использован специалистами для сплочения коллектива, для разви...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности: Лепка из соленого теста «Символ года 2015»

  Конспект занятия разработан по программе внеурочной деятельности студии "Мир фантазий" для детей 5 класса. Раздел программы: лепка из соленого теста.    Цель занятия:...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности спортивного кружка в рамках ФГОС.

Главной задачей спортивного кружка является привитие обучающихся к занятиям в спортивных секциях, пропоганда здорового образа жизни....

Конспект занятия по теме: « Наша дружная семья »

формировать представление о дружеских отношениях и взаимопонимании с окружающими....

Конспект занятия для родителей "Наша дружная семья"

Занятие направлено на гармонизацию детско-родительских отношений, актуализацию позитивного эмоционального опыта и  развитие способностей конструктивного взаимодействия между членами семьи....

Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.Есенин С. А. Пояснительная запискаПрограмма «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для работы во внеуроч...