Этическая беседа.Вежливость и доброта 4 класс
план-конспект
Цель: выработка общепринятых норм поведения, умение оценивать и анализировать свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskaya_beseda.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Этическая беседа. Вежливость и доброта. 4 класс
Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 117
Шморина Светлана Викторовна
Цель: выработка общепринятых норм поведения, умение оценивать и анализировать свои поступки.
Задачи: обучение элементарным основам этики поведения культуре речи, урегулирование психологического микроклимата внутри класса.
Ход мероприятия
Беседа на данную тему вполне уместна в масленичную неделю, после предварительного ознакомления детей с историей возникновения праздника. Но вначале целесообразно провести небольшой письменный опрос учащихся, можно анонимно. Это даст вам общую картину взаимоотношений в классе, поможет понять внутреннее состояние Ваших подопечных: что чувствуют, как оценивают свои действия и многое другое. В зависимости от полученных результатов можно построить и свою беседу, Уделив внимание тем вопросам, которые больше всех волнуют учащихся, будут им интересны.
Примерные вопросы:
1) Что такое «добро» в твоем понимании?
2) Добр ли ты?
3) Чем это подтверждается: словами, действиями, поступками?
4) Как ты оцениваешь свои взаимоотношения с близкими тебе людьми:
а) добрые, дружеские;
б) тебя не понимают;
в) тебе не хватает ласки и внимания;
г) безразлично;
д) бывают разные моменты.
5) Хотел бы ты изменить что-то в своих взаимоотношениях с окружающими:
а) да; б) нет.
6) Как ты оцениваешь свой характер? Доволен ли ты собой? Почему?
7) Есть ли у тебя друзья?
а) есть;
б) мало;
в) так часто меняются, что их трудно называть друзьями;
г) у меня нет друзей.
8) Занимают, волнуют ли тебя проблему друзей, окружающего тебя мира?
9) Если у тебя возникнет проблема, к кому ты обратишься за советом и помощью в первую очередь?
а) к родителям;
б) к друзьям;
в) попытаешься сам справиться;
г) не знаешь.
10) Как ты чувствуешь себя в своем классе?
а) мне хорошо и спокойно;
б) мне неуютно, тоскливо, скучно;
в) бывают разные моменты.
11) Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились в классе?
12) Считаешь ли ты себя вежливым человеком?
Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай: в последний день масленичной недели, в «прощеное воскресенье», прощать веем свои обиды и просить прощения у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, что этими действиями человек как бы сбрасывает с себя тяжелый груз обид, горестей, бед, очищая тем самым свою душу, наполняя ее добротой и любовью.
Очень часто наше настроение, да и самочувствие, напрямую зависит от того, как к нам относятся окружающие нас люди: родители, друзья, одноклассники. Зачастую грубое слово, обидная кличка или прозвище, бестактность, безразличие или непонимание больно ранят нас, что иногда ведет даже к ухудшению самочувствия. Поэтому очень важно следить за своей речью, не позволять себе грубых, обидных для других слов.
Учеными доказано, что слово само по себе имеет очень мощное энергетическое воздействие на человека и может влиять на его здоровье. Это зависит от того, с какими намерениями произнесено слово: с целью обидеть, унизить человека или сделать ему приятное, поддержать его успокоить и т.д. Недаром в русском языке много пословиц по этой тематике.
Пословицы:
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
От одного слова да навек ссора.
На чужой роток не накинешь платок.
Бритва скребет, а слово режет.
Ласковое слово – это вешний день.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Не стоит придумывать обидных кличек и дразнить, ведь может произойти и так, что вы сами станете объектом злых шуток и недоброжелательного отношения. Есть такое мудрое изречение: относись к окружающим тебя людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе самому.
Мир многообразен, нас очень много и мы все такие разные: у каждого свой характер, привычки, образ жизни, свое мышление и т.д. и т.п. Не всегда нам что-то нравится в окружающем нас мире и людях, что вполне нормально. Но мы также должны помнить, что, может быть, и мы чем-то не устраиваем окружающих и даже раздражаем их. В обществе существуют определенные нормы и правила поведения, которые каждый разумный человек, подчиняясь им, должен выполнять. Эти правила называются этикетом. Вот некоторые из правил этикета, наиболее важные, нацеленные на терпимость, деликатное и доброжелательное отношение друг к другу:
1) Уважать чужое мнение, прислушиваться к другой точке зрения;
2) Уважать и почитать старых и пожилых людей. Помните, что пройдет время, и вы станете такими же немощными и старыми. И как обидно и горько станет вам, если такой же мальчик или девочка не окажут вам должное, подобающее возрасту, почтение и уважение;
3) Не обижать, не унижать слабых и беззащитных;
4) Вежливо обращаться к окружающим тебя людям;
5) Уметь себя сдерживать: не быть грубым, раздражительным, агрессивным, вспыльчивым;
6) Считаться с настроением окружающих тебя людей и в зависимости от этого строить свое поведение;
7) Быть деликатным по отношению к другим: не хвастать своими добрыми делами поступками, не смеяться над чужой слабостью и ошибками, неприятностями. Нельзя подчеркивать свое превосходство над другими;
8) Уважать старших: здороваться, уступать место, не перебивать, не грубить и т.п.;
9) Не давать обидных прозвищ и кличек, унижающих достоинство человека;
10) Не позволять себе нецензурного выражения и резких, грубых движений, выпадов, следить за культурой речи.
Далее педагог рассматривает с ребятами жизненные различные ситуации, совместно моделируются и анализируются те или иные варианты поведения.
Например:
Ситуация 1.
Сереже понравилась девочка из его класса. Он всячески пытался завладеть ее вниманием: ножку поставит на перемене, за косичку дернет или что неприличное скажет в ее присутствии. Прав ли он? Не проще подойти и предложить понравившейся девочке дружбу? Почему мальчик не делает этого?
а) стесняется;
б) боится насмешек со стоны своих друзей и одноклассников. Подумал ли Сережа, в какое положение он ставит девочку? Согласиться ли она дружить с ним после вот таких действий?
Ситуация 2.
Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил малыша-первоклашку. Твои действия?
а) пронесешься мимо;
б) поднимешь малыша, извинишься;
в) постараешься не допустить подобной ситуации.
Ситуация 3.
Решили устроить дискотеку, пользуясь отсутствием родителей дома. Но, увлекшись, перестали контролировать свое поведение: включили на полную мощность музыку вашей любимой рок-группы, на что последовала немедленная реакция возмущенных вашим поведением соседей. Например, в дверь постучала соседка-старушка, которая, почувствовав недомогание, решила прилечь и вздремнуть. Несколько раздраженным тоном она просит вас прекратить это безобразие. Ваши действия?
а) нагрубить старушке;
б) извиниться и приглушить звук;
в) отомстить «вредной» старушке, увеличив звук до предела;
г) не допустить подобной ситуации.
Ситуация 4.
Тебя раздражает некто из твоего класса ну просто до невозможности! Твоя реакция:
а) будешь сдержанным по отношению к нему, не выдавая своих чувств;
б) дашь волю своим чувствам – при всех выскажешь все, что ты думаешь о нем;
в) придумаешь обидное прозвище или за глаза высмеешь его недостатки;
г) попытаешься наедине высказать раздражающему тебя человеку все, что ты о нем думаешь;
д) решишь привлечь друзей, одноклассников на свою сторону и вместе с ними попытаешься бойкотировать не понравившуюся тебе особу;
е) попытаешься найти причину своего раздражения, проанализировав и поняв, что «никогда, по-твоему, не будет», - просто успокоишься
Ситуация 5.
Зима. Гололед, очень скользко. Вы с друзьями возвращаетесь из школы. Впереди вас идет женщина с полными сумками. Вдруг она, поскользнувшись, падает. Из сумок выкатились апельсины, яблоки, а может быть картошка. Ваши действия?
а) вы дружно и весело смеетесь, считая ситуацию комической и нелепой;
б) окажете помощь пострадавшей: поможете подняться, соберете рассыпавшиеся фрукты и овощи, спросите о самочувствии и т.п.;
в) равнодушно пройдете мимо, сделав вид, что ничего не заметили;
г) подойдете и спросите – не нужна ли вам помощь?;
д) воспользуетесь ситуацией, чтобы поиграть в футбол с рассыпавшимися фруктами и овощами.
В конце беседы ребята должны прийти к выводу, что вежливость, доброта, доброжелательность, чуткое и внимательное отношение к окружающим должны стать нормой их жизни и поведения.
Уместно вспомнить пословицы и поговорки о доброте:
От добра добро не ищут.
Делать добро спеши.
Без добрых дел нет доброго имени.
Добрые дела красят человека.
Ссора до добра не доведет.
Необходимо выяснить:
Как ребята понимают данные пословицы и поговорки? Могут ли они вспомнить и привести примеры о доброте и чутком отношении из своей собственной жизни, из книг, рассказов родителей и т.п.? Данной тематике можно посветить различные мероприятия. Например, объявить следующую неделю «Неделей доброты и чуткости», провести «День вежливых ребят» и т.п.
Дополнительный материал.
Игры:
1. Разыграть ситуацию так, чтобы устранить повод для обиды.
2. Моделирование различных ситуаций.
Например: жадность, грубость, зависть и т.д. Какие вы знаете «добрые» слова? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте, доброго пути, всего доброго и т.п.)
3. В каких случаях произносят «добрые» слова? Почему эти слова народ прозвал «добрыми»?
4. Вспомните русские народные пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы о добром слове.
Например:
Доброе слово сказать – посошок в руку дать.
Ласковое слово и камень растопит.
То же слово, да не так бы молвить
Как вы понимаете смысл данных выражений? Объясните.
Из истории этикета
…Слово «этикет» означает воспитанность, умение вести себя в обществе, хорошие манеры. Произошло от слова «этикетки» - французского названия карточек, вручавшихся при дворе Людовика 14 гостям во время пышных приемов. Карточки знакомили гостей с основными правилами поведения, которые предписывалось неукоснительно соблюдать. Во времена Петра 1, стремившегося сделать из России развитое цивилизованное государство, предписывалось молодым «отрокам» изучать наравне с другими науками (арифметикой, азбукой и др.) правила о поведении « в людях», т.е. в общественных местах. К примеру, в рекомендациях, как вести себя за столом, есть такие строки: «…над яствами не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи…»
По прошествии столетий, естественно, многие советы в наши дни устарели и просто смешны. Но основной смысл этикета понятен и почитался во все времена – человек должен быть культурен и в поведении, и в обращении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по этической грамматике для 7 класса "Настоящий друг"
В данном материале представлен ход урока по этической грамматике в 7 классе. Тема дружбы, о настоящих друзьях...
Конспект занятия по этическому воспитанию в 7 классе на тему: "Час доброты"
Цель: - Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека; Задачи: формировать нравств...
Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....
Беседа "Вежливые слова"
1. Способствовать формированию представлении об истории возникновения правил поведения.2. Развивать внимательное отношение друг другу, умение применять в различных ситуациях вежливые слова и пос...
Беседа: "Вежливость как основа воспитанности"
Ознакомление с социальнвми нормами поведения во всех сферах жизни человека....
Воспитательная беседа"Вежливые слова"
Цели Расширять запас «вежливых слов». Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости. Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу....
Этическая беседа "Вежливая просьба"
Есть слова на светеНу, просто золотые,Я их перечислю,Послушайте какие:Здравствуйте, спасибо,Можно ли войти?Очень вы спешите?Могу вас подвезти.Будьте же здоровы,Вам могу помочь,Всем спокойной ночи,Если...