Духовные корни русской художественной литературы 19 – 20 вв.
материал

Плетнева Юлия Александровна
В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется высокой дисциплиной духа, требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, полноценную, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная конференция, проводимая в рамках

XIII Московских областных

Рождественских образовательных чтений

«Традиции и новации: культура, общество, личность»

среди обучающихся Павлово-Посадского муниципального района

«Духовные корни русской художественной литературы 19 – 20 вв.»

                                                                                  Булычёва Юлия, 8 класс

                                                                                    Рущенко Наталья, 9 класс

                                                                                   МСКОУ школа-интернат

Руководитель:

Плетнева Юлия Александровна,

учитель ОПК

                                                                                                                                 

г. Павловский Посад

2015 год

По признанию современников Ивана Сергеевича Шмелева, в эмиграции у русских людей на ночном столике, наряду с молитвословом и Евангелием, лежали томики «Лета Господня» и «Богомолья», как прежде лежали «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского.

Нужно было самому прожить особенную жизнь, которую можно обозначить как «скорбные чудеса». Шмелев потерял Родину, похоронил отца, большевики убили его сына-офицера в Крыму, отказавшегося уехать с белогвардейцами на чужбину, в эмиграции потерял жену. Нужно было смертельно заболеть, чтобы в неумелой молитве воззвать к преподобному Серафиму Саровскому и убедиться в его могучей помощи.

        Нужно было пережить бомбардировку Парижа, чтобы от разрыва соседнего дома в окно влетела и легла на письменный стол иконка Богоматери с Младенцем. Нужно было полжизни прожить в златоглавой Москве, с большим трудом бежать от большевиков во Францию, чтобы мечтать о жизни в монастыре и умереть в православной обители Покрова Пресвятой Богородицы под Парижем. Кончина его была легкой и светлой: раб Божий Иоанн умер в самый день приезда в монастырь. Каждое из этих переживаний- шаг к Богу. Каждая потеря учила читать книгу Божьего промысла над собственной судьбой.

        Для чего провел Господь столь узкой и скорбной тропой по жизни? Для чего сохранял? Не для того ли, что судьбы русской смуты и русского рассеяния еще не окончены и итоги не подведены?

         В эмиграции Иван Шмелев, с особой болью  переживает  утрату  Святой Руси, молится и исповедуется России, «верит, что когда-нибудь, как и  раньше на Троицын день, по Русской земле вновь пройдет Господь, благословит ее –  и она возродится к новой, лучшей жизни: «и будет лето  благоприятное»  –  лето Господне».

В период работы над «Богомольем» Шмелев писал: «В записях и в памяти есть много кусков, они как-нибудь свяжутся книгой. Может, это будет книга «Солнце живых». В прошлом у всех нас, в России, было много ЖИВОГО и подлинно светлого, что, быть может, навсегда утрачено. Но оно БЫЛО.» Своими книгами «Лето Господне» и «Богомолье» писатель хотел напомнить русским людям, в особенности не знавшим России русским детям за границей, о том, чем была наша Родина в ее сути- Святой Русью.

Писатель верил, что через какие бы испытания и скорби ни прошла  Россия в XXвеке, она сумеет сохранить свою Православную веру, свой «нетленный облик» - и врата ада не одолеют её. Из тайных уголков памяти приходят впечатления детства, и рождаются книги совершенно удивительные по духовному свету, драгоценным россыпям слов. Религиозные праздники, обряды, тысячи бытовых мелочей ушедшей жизни воскрешает Шмелев, славит старинную Русь. Только о самом родном и дорогом можно было так писать.

        Мир показан через восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, чье сознание так близко к народному. «Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это — мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы... и дымные облачка за ними, и эта моя река, и черные полыньи, в воронах, и лошадки, и заречная даль посадов...— были во мне всегда. И все я знаю. Там, за стенами, церковка под бугром — я знаю. И щели в стенах — знаю.

        Я глядел из-за стен... когда?.. И дым пожаров, и крики, и набат...все помню! Бунты, и топоры, и плахи, и молебны... — все мнится былью... — будто во сне забытом»... пишет  Иван Шмелев в  «Лете Господнем». Для него  это не сон, а живая реальность; жизнь русских людей — страдающих и молящих -ся, талантливых  и несчастных.

«Богомолье»- книга необычайно светлая, проникнутая мыслью о пасхальном преображении человека. Она недаром вся пестрит красками: среди цветов господствуют белый, золотой, но, главным образом, - розовый.

Поражает замечательно и с любовью выписанные детали русского патриархального быта, его строгий порядок, приуроченность каждой вещи, каждого переживания душевного- ко времени и к месту. Здесь всё стройно, благочестиво, радостно. Дом, двор, работа, церковные праздники, одежда, еда- все описано с необычайным теплом и любовью.

Но это лишь внешняя оболочка  шмелевского замысла о Святой Руси.

Главное- люди, описанные писателем. О них и о том, как изображает их Шмелёв, стоит сказать особо.        Талант Ивана Сергеевича Шмелева в отборе лиц и явлений. Писатель описывает только «родных» по духу, только «своих», «домашних». Его герои – это живые свечи, стоящие перед Богом. Отсюда необычайное даже для русской литературы тепло, исходящее от книги. А дом его- вся Святая Русь, в которой люди хотя и грешны, но стремятся к свету, к добру, к Богу.

Для маленького героя повествования- это люди одновременно и родные, и святые. В каждом- пусть и грешном- зернышко святости. Каждый дорог Богу, не покинут Им, а значит, дорог и автору. Это все праведники, у которых если и есть какие грехи, то Бог видимым образом- через старца ли Варнаву, через детскую ли молитву, через необычные ли обстоятельства- прощает их. В основе этого прощения- общецерковная молитва.

        В «Богомолье» как и в «Лете Господнем», главное чувство, разлитое на всём пространстве книги, - теплая, родственная, неиссякаемая любовь к этим «своим». Вот уж на что похожа судьба Мартына- плотника из главы «Царский золотой» на судьбу знаменитого Левши. Но Шмелев так любит своего Мартына, дарит ему старцево благословение, царский золотой и поистине блаженную кончину среди «своих», а не в холодной петербургской больнице, где человека никто не знает.

        Оттого, что Шмелев описывает только «своих», и притом глазами ребенка. ЕГО КНИГА НЕОБЫЧАЙНО ТЕПЛА И ОДОМАШЕННА.

Как ни далеко идти к преподобному Сергию в Троицкую Лавру, а долгий путь не производит впечатления «путешествия». Картины окружающего мира неспешно меняются, а душа человеческая как будто застыла перед иконой и лампадкой- в святом углу своей комнаты. Широкий круг лиц тоже как будто «сроднился» с мальчиком и стариком Горкиным и представляется едва ли не с одной большой семьей.

        И это все – этот просветленный верой и любовью строй жизни- не временное, но вечное. Это то, что строило и направляло всю прошлую многовековую жизнь Святой Руси, было её незыблемой основой, придавало ей своеобразие и живую подлинность.

        «Богомолье»- это не только свежий, живой рассказ о паломничестве в Сергиеву Лавру, сколько размышление о ежедневном, ежеминутном восхождении человека к Богу, о молитве к Богу и о всегдашнем хождении человека «под Богом» как к единственно нормальном образе человеческой жизни. Как это, должно быть, было дорого Ивану Сергеевичу вдали от России, среди чужих, где окружал холод непонимания, одиночества, отчаяния.

«Работа над «Богомольем» спасла меня от пропасти, удержала в жизни. О сем знала лишь ныне покойная моя жена,» - позднее писал он. «Что страх человеческий! Душу не расстреляешь», говорит он. И это становится ясно, когда окунешься в мир его детства, мир православных людей, не мыслящих себя без веры в Бога.

        «Богомолье»- книга веры и  света. Она помогала русским людям, заброшенным на чужбину, не только жить, но и переходить в вечность.

        Шмелев писал: « Мои «Богомолье» и «Лето Господне»- стали как бы отпускной молитвой.

Я знаю три случая: за несколько дней до кончины Бальмонт читал - в какой раз! – «Лето Господне». Его вдова говорила: «читал вслух, но как-то по-особенному, иначе, чем обычно»…2-е-Немирович-Данченко, Василий Иванович - умер, под 90 было, - в день смерти читал «Богомолье».

И 3-е- Митрополит Антоний, в последние дни перед кончиной, приказывал келейникам читать ему «Богомолье». Иные мне писали: эти книги мы держим у божницы. Иные так: говея, мы готовимся, читая ваши «Лето Господне» и «Богомолье». Это утешение мне большое.»

        Это утешение и нам всем. «Богомолье» будет читаться всегда – как необычайно талантливое, глубоко выстраданное свидетельство о Святой Руси, которая живет в человеческих душах – и будет жить до скончания века.

        Президент Российского фонда культуры Никита Михалков писал,  что  "имя Ивана  Шмелева  дорого  каждому  русскому  человеку.  Его  слово  не  давало россиянам забывать Россию церквей и малинового звона,  православия;  Россию, сохранившую вековые традиции нашей Родины".

        Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  в  своем  слове  об  Иване Шмелеве,  произнесенном  в  Донском  монастыре  при   перезахоронении   праха

писателя, говорил о нем как о  великом  русском  православном  писателе.  Он

отмечал: «Произведения  его  проникнуты  глубоко  церковным,  православным,

лично пережитым мироощущением… Шмелев  посвятил  все  свое  творчество,  все свои силы и  таланты  тому,  чтобы  "оповестить"  людей  о  истинности  веры

православной. Его сочинения для русских людей в эмиграции стали больше,  чем просто литературой, ими утоляли духовный голод». 

        Вот небольшая цитата из книги «Лето Господне»: «Что во мне так бьется, наплывает в глаза туманом? Это – мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы… Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А за рекой, над темными садами, солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах – милое мое Замоскворечье».

        Иван Шмелев страстно мечтал вернуться в Россию хотя бы посмертно, завещал перевезти прах его и его жены в Москву и захоронить рядом с могилой отца его в Донском монастыре.

          В 2000 году отмечалось 50-летие со дня кончины Ивана Сергеевича Шмелёва. Стараниями Российского фонда культуры прах великого писателя и его жены был перенесён в Москву и нашёл вечное упокоение в стенах Донского монастыря. В это же время открыт памятник писателю в Замоскворечье. В наши дни на Родину возвращаются его книги. Так возрождается его духовная жизнь на родной земле.

Используемая литература.

  1. Макаров Д.В. Идеальный образ России в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» / Д.В. Макаров // Литература в школе. 2008. № 4. С. 14-16.
  2. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/
  3. Ильин И.А.Православная Русь Статьи.Речи.Лекции.М.-1993
  4. Сорокина Ольга. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. — М., 1994.
  5. И. Шмелев Лето Господне. Детская литература, 2013
  6. И. Шмелев. Солнце живых.М.:ДАРЪ,2014
  7. И. Шмелев Пути небесные: «Паломник», 2005 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные ценности русской классической литературы

Вводный урок  к изучению классической литературы в старших классах.Можно использовать в 9-10классахНа современном этапе анализа (начиная с 90-х годов прошлого столетия до настоящего времени) в св...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

Духовные корни русской художественной литературы 19-20 веков

Разработка внеклассного мероприятия по литературе в рамках Рождественских чтений нацелена на духовно-нравственное воспитание школьников и позволит познакомить учащихся 5-7 классов с произведениям...

Научная статья: Борьба Москвы с Крымом в русской художественной литературе XIX века

Статья из журнала ПИШ №7 2018 А.Н. Новолодского  "Борьба Москвы с Крымом в русской художественной литературе XIX века" C.67-70...