Духовные корни русской художественной литературы 19-20 веков
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Першина Оксана Николаевна

Разработка внеклассного мероприятия по литературе в рамках Рождественских чтений нацелена на духовно-нравственное воспитание школьников и позволит познакомить учащихся 5-7 классов с произведениями известных русских писателей и поэтов, не входящими в программу по литературе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рождественские чтения

«Духовные корни русской художественной литературы 19-20 вв»

1-й ведущий.

Дорогие друзья, мы рады видеть вас в этом зале, в нашей литературной гостиной. А разговор у нас сегодня пойдет о рождестве Христовом и духовных корнях русской художественной литературы 19-20 века

2-й ведущий.
Рождество … Праздник, вернувшийся к нам не так давно. А, между прочим, до 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России.  Рождество Христово — именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос — Спаситель мира.

Звучит Аве Мария Шуберта

Ученик читает стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда»

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи,
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода,
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Ученица.
Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. Традиционно на Руси еще до принятия христианства на конец декабря приходились языческие праздники. И до сих пор на Рождество у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски.

Ученица.
Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и тюрьмы и раздавали милостыню.

Ученица.
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданье тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.

Звучат колокола

Ученик.
Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания.

Ученик.
Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания. В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары.

Ученик.
Большой знаток русского и малоросского фольклора Николай Васильевич Гоголь ввел сцену рождественского колядования в свою знаменитую сказочную повесть «Ночь перед Рождеством»

Смотрим эпизод с колядованием из фильм Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Ученица.
А еще на Рождество накануне праздника украшали в домах рождественскую ёлку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран относительно недавно – при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (лавра, омелы, можжевельника) была символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

Ученик.
И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки. Главное — чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

На фоне затихающего рожд.гимна «Ночь тиха…» начинают чтение

Ученица.
А. Блок. «Рождество»

Звонким колокол ударом

Будит зимний воздух.

Мы работали недаром,

Будет светел отдых.

 

Серебрится лёгкий иней

Около подъезда.

Серебристые на синей,

Ясной тверди звёзды.

 

Как прозрачен, белоснежен

Блеск узорных окон!

Как пушист и мягконежен

Золотой твой локон!

 

Как тонка ты в красной шубке,

С бантиком в косице!

Засмеёшься - вздрогнут губки,

Задрожат ресницы.

 

Веселишь ты всех прохожих

Молодых и старых,

Некрасивых и пригожих,

Толстых и поджарых.

 

Подивятся, улыбнутся,

Поплетутся дале,

Будто вовсе, как смеются

Дети, не видали.

 

И пойдёшь ты дальше с мамой

Покупать игрушки

И рассматривать за рамой

Звёзды и хлопушки...

 

Сёстры куклам будут рады,

Братья просят пушек,

А тебе совсем не надо

Никаких игрушек.

 

Ты сама нарядишь ёлку

В звёзды золотые

И привяжешь к ветке колкой

Яблоки большие!

 

Ты на ёлку бусы кинешь,

Золотые нити.

Ветки крепкие раздвинешь,

Крикнешь: «Посмотрите!»

 

Крикнешь ты, поднимешь ветку

Тонкими руками...

А уж там смеётся дедка

С белыми усами.

Ученик.
Тема Рождества встречается в произведениях многих писателей и поэтов, даже самых неожиданных…

Ученики инсценируют стихотворение Ф.М. Достоевского

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
– Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
И смутился ангел-крошка:
“Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?”
“Сам увидишь”, – Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, –
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: “Я елки стою!”
Кто корит за то его:
“Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!”
“Нет, я елочки достойна
И достойнее других!”
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… “Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!”
И на улице встречает
Ангел крошку, – он стоит,
Елку Божью озирает, –
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, –
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!”
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, –
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.

На фоне затихающего рожд.гимна «Тихая ночь»

Ученик.
В дореволюционной России в рождественскую ночь можно было  встретить не только колядующих девушек и молодых людей, но и детей. Дети шли отдельной процессией и несли игрушечный вертеп - пещеру, в которой родился Иисус Христос. Вертеп обычно делался из бумаги и прикреплялся  к длинной палке. Венчала его рождественская звезда.

Ученица.
Все персонажи библейских историй были представлены куклами, с которыми дети разыгрывали целые спектакли, переходя из дома в дом. Эти представления являлись отголосками средневековых  рождественских мистерий, давших начало всей календарной литературе в целом и рождественскому рассказу в частности.

Ученик.
Основоположником жанра рождественского современного рассказа по праву считается Чарльз Диккенс. У него есть целый цикл рождественской прозы. Рождественские повести задумывались Диккенсом как   своеобразные проповеди человечности, любви, добра, призыва изменить жестокий мир через собственное преображение.  

Ученица.
Классический рождественский рассказ имел определенные  жанровые особенности: живший обычной земной жизнью герой  волею обстоятельств  оказывался в сложной жизненной ситуации, сравнимой с адом. А потом случалось чудо, носившее или чисто мистический характер, или вполне земной, когда герой, перестраивая свою духовную жизнь, сам вырывался из ада. И пришедшее на смену отчаянию состояние счастья было сравнимо с Раем. Рождественский рассказ имел, как правило, счастливый конец.

Ученик.
Русские писатели тоже не обошли вниманием рождественскую тему. Есть замечательные рассказы у Лескова. И, конечно, Куприн. Его "Чудесный доктор" - просто классика жанра. Стоящую буквально на грани смерти семью спасает чудо. "Ангел" снисходит  в жалкую лачугу в лице знаменитого русского доктора Пирогова.

Ученица.
В рассказе "Тапер" на карте стоит не жизнь, а будущая карьера, но это та карьера, которая "пан или пропал", без которой и жизнь не нужна. Юный музыкант попадает в богатый дом в качестве тапера. В доме предрождественская суета. Куприн замечательно передает беззаботную атмосферу приближающегося праздника.. Никто и не чувствует, что в этот момент, по сути дела, решается человеческая судьба - откажут мальчику, и нищета засосет, погубит, юный талант, не сможет расцвести без поддержки, помогут - и блеск гения осветит жизнь людей, в том числе и хозяев дома, разглядывающих сейчас в прихожей странного гостя.

Ученик.
У Чехова много святочных шутливых рассказов, есть рассказы, связанные  непосредственно с рождественскими праздниками, те же "Мальчики" с незабываемым Володей и господином Чечевицыным.

Ученица.
Для рождественского рассказа характерен счастливый, радостный конец. Но часто  жизнь вносит свои печальные коррективы.   К ее посланиям, призывам талантливый писатель не может не прислушиваться. Поэтому все чаще в литературе  появляются  рассказы с грустным, а подчас просто трагическим концом.

Ученик.
Это, конечно, и  "Мальчик у Христа на елке"   Ф.М.Достоевского и завораживающий мистической безысходностью "Ангелочек" Л. Андреева.  Эти  непраздничные рассказы как рождественские колокольчики  будят наши сонные души, заставляя оглянуться вокруг.

Фонограмма «Шум города»

Ученицы читают рассказ Саши Черного Рождественский ангел

« — Подайте, Христа — ради, милостыньку! Милостыньку, Христа — ради!..

Никто не слышал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно-одетой женщины, одиноко стоявшей на углу большой и оживленной городской улицы.

— Подайте милостыньку!..

Прохожие торопливо шагали мимо нее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный говор…

На землю спускалась святая, великая ночь под Рождество Христово. Она сияла звездами, окутывала город таинственной мглой.

- Милостыньку… не себе, деткам моим прошу…

Голос женщины вдруг оборвался, и она тихо заплакала, Дрожа под своими лохмотьями, она вытирала слезы окоченевшими пальцами, но они снова лились по ее исхудалым щекам. Никому не было до нее дела…

Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки… Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них…

Сидят они, бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, иззябшие… и ждут ее… Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, только ее бедные детки голодны и несчастны.

Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы…

Потом слегла и потеряла последнюю работу…

Подошел праздник, ей негде взять куска хлеба…

О, детки, бедные детки! Ради них, она решилась, в первый раз в жизни, просить милостыню… Рука не поднималась, язык не поворачивался… Но мысль, что дети ее есть хотят, что они встретят праздник — голодные, несчастные, эта мысль мучила ее, как пытка. Она готова была на все. И за несколько часов ей удалось набрать несколько копеек… Несчастные дети! У других детей — елка, они — веселы, довольны в этот великий праздник, только ее -дети…

«Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, — Христа-ради!».

И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест… ко всенощной. Да, надо пойти, помолиться… Быть может, молитва облегчит ее душу… Она помолится усердно о них, о детях… Неверными шагами доплелась она до церкви…

Храм освещен, залит огнями… Всюду масса людей… веселые довольные лица. Притаившись в уголке, она упала на колени и замерла… Вся безграничная, материнская любовь, вся ее скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. «Господи, помоги! Помоги!» плачет она. И кому, как не Господу Покровителю и Защитнику слабых и несчастных, вылить ей все свое горе, всю душевную боль свою? Тихо молилась она в уголке, и слезы градом лились по бедному лицу.

Она не заметила, как кончилась всенощная, не видела, как к ней подошел кто-то…

— О чем вы плачете? — раздался за ней нежный голос, показавшийся ей небесной музыкой.

Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. На нее глядели с милым участием ясные детские глазки. Сзади девочки стояла старушка-няня.

— У вас есть горе? Да? Бедная вы, бедная! Эти слова, сказанные нежным, детским голосом, глубоко тронули ее.

- Горе! Детки у меня голодны, с утра не ели… Завтра праздник такой… великий…

— Не ели? Голодны? — На лице девочки выразился ужас.

— Няня, что же это! Дети не ели ничего! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это?

Маленькая детская ручка скользнула в муфту.

— Вот, возьмите, тут есть деньги… сколько, я не знаю… покормите детей… ради Бога… Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!

На глазах девочки навернулись крупные слезы.

— Что ж, Манечка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет ли им Господь!

— Ах, нянечка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?

— Муж умер — с полгода будет… Трое ребят на руках осталось. Работать не могла, хворала все время… Вот и пришлось с рукой по миру идти… Живем мы, недалеко… вот тут… в подвале, на углу, в большом каменном доме купца Осипова…

— Няня, почти рядом с нами, а я и не знала! .. Пойдем скорее, теперь я знаю, что надо делать!

Девочка быстро вышла из церкви, в сопровождении старухи.

Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить дорогих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.

Она бежала домой из всех сил.

Вот и темная конурка. Три детских фигурки бросились к ней на встречу.

— Маменька! Есть хочется! Принесла ли ты! Родная!

— Она обняла их всех троих и облила слезами.

— Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!

В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль… что же дальше? Что дальше будет?

— Ну, Господь не оставит! — Говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.

Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.

— Скажи мама, правда, что в рождественскую ночь с неба слетает рождественский ангел и приносит подарки бедным детям! Скажи, мама!

Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего ангела в великую, рождественскую ночь, и этот ангел приносит им подарки и гостинцы!

— И елку, мама?

— И елку, детки, хорошую, блестящую елку! В дверь подвала кто-то стукнул. Дети бросились отворить. Показался мужик, с маленькой зеленой елкой в руках. За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, несшей за ней разные свертки и пакеты.

Дети робко прижались к матери.

— Это ангел, мама, это ангел? — тихо шептали они, благоговейно смотря на хорошенькую нарядную девочку.

Елка давно стояла уже на полу. Старуха няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убирала елку свечами и гостинцами. Дети все еще не могли прийти в себя. Они любовались на «ангела». И молчали, не двигаясь с места.

— Вот вам, встречайте весело Рождество! — прозвучал детский голосок. С праздником!

Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя. «Рождественский ангел» прилетел, принес детям елку, гостинцы, радость и исчез, как лучезарное виденье…

Дома Маню ждала мама, горячо обняла ее и прижала к себе.

— Добрая моя девочка! — говорила она, целуя счастливое личико дочери. Ты отказалась сама от елки, от гостинцев и все отдала бедным детям! Золотое у тебя сердечко! Бог наградит тебя…

Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. Со своим милым личиком, золотистыми волосами, она в самом деле походила на «рождественского ангела».

По окончании рассказа – перезвон колоколов

1-й ведущий

Рождество – это время света, радости, добра…

Ученик.
А.С.Хомяков

В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

2-й ведущий

Мы благодарим всех, кто пришел сегодня в нашу литературную гостиную и вместе с нами прикоснулся к светлому чуду Рождества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДУХОВНЫЕ КОРНИ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19-20 ВЕКОВ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

Слайд 13

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ РАССКАЗЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные ценности русской классической литературы

Вводный урок  к изучению классической литературы в старших классах.Можно использовать в 9-10классахНа современном этапе анализа (начиная с 90-х годов прошлого столетия до настоящего времени) в св...

Научная статья: Борьба Москвы с Крымом в русской художественной литературе XIX века

Статья из журнала ПИШ №7 2018 А.Н. Новолодского  "Борьба Москвы с Крымом в русской художественной литературе XIX века" C.67-70...

Духовные корни русской художественной литературы 19 – 20 вв.

В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, спосо...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Итоговая контрольная работа по литературе XX - началу XXI веков. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути в художественной литературе

Итоговая контрольная работа для обучающихся 7 класса по литературе на повторение пройденного материала и выявление пробелов в знаниях....