Профориентационная работа с детьми ОВЗ
методическая разработка (5 класс)

Фасхутдинова Тамара Петровна

Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал свой выбор уже во взрослой жизни, его надо познакомить с разными  профессиями ( повар, кондитер, швея, овощевод, цветовод, продавец, медсестра,  водитель, сантехник, дворник, электрик, сварщик, строитель, мастер-обувщик, и т.д)  начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа «В мире профессий»143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34

городского округа «город Якутск»

Рабочая программа педагога

Фасхутдинова Тамара Петровна, воспитателя первой квалификационной категории

по внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире профессий»

2018-2019 учебный год

\

Якутск, 2018 г.

Программа «В мире профессий»

Цель: Сформировать у младших школьников ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, через  различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.

Задачи:  Расширение представлений о профессиях;  развитие познавательных способностей учащихся на основе создания  максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; формирование добросовестного, положительного отношения к труду , понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности; первоначальный интерес к каким-либо профессиям; сформировать у школьников нравственные  основы выбора профессии.

Проблематика: - Малодифференцированные представления о мире профессий;

 - Отсутствие выраженных интересов и склонностей к конкретному виду профессиональной деятельности;

-Раскрытие возможностей, способностей личности учащихся через различные виды деятельности.  

-Поддержание связей школы с социальными партнерами. Необходимо проводить как можно чаще экскурсии на предприятия, в колледжи, организовывать встречи с людьми разных профессий.

 -Организация летнего трудового лагеря при школе-интерната участие на школьных субботниках.

-Привлечение родителей к профориентационной работе, это очень важно, так как сотрудничество родителей с педагогами оказывает педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Актуальность: Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал свой выбор уже во взрослой жизни, его надо познакомить с разными  профессиями ( повар, кондитер, швея, овощевод, цветовод, продавец, медсестра,  водитель, сантехник, дворник, электрик, сварщик, строитель, мастер-обувщик, и т.д)  начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.     
       Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Профориентационная работа в начальной школе считается подготовительным этапом.

 Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

На изучение  данной программы отводится 34 часа в год

В неделю- 1 час

1 четверть- 8 ч.

2 четверть- 7ч.

3 четверть- 11 ч.

4 четверть- 8 ч.

Содержание программы:

1 четверть- направление «Обслуживание»

Специальности:  технический персонал Ш-И., дворник,  парикмахер, швея.

Парикмахер стрижет, красит, укладывает волосы. Маникюрша занимается уходом и дизайном ногтей. Швея шьет изделия с помощью машин или вручную. Если Вам нравится работать с людьми, улучшать их внешний облик. Вы коммуникабельны, тактичны, наблюдательны, усидчивы, обладаете творческим воображением, развитым эстетическим вкусом, тонкой чувствительностью пальцев, умеете быстро переключаться с одной операции на другую, то возможно это Ваше направление.

2 четверть- направление «Сельское хозяйство»

Специальности: мастер растениеводства (агроном, садовник), ветеринар, зоотехник,  и др.

Работает с растениями, животными, ухаживает, следит за сроками и графиками, определяет соответствие продукции требованиям.

Если вы любите животных, растения, умеете с ними обращаться, можете быстро переключать и распределять внимание, хорошо наблюдать и замечать происходящие изменения, ответственны, умеете следить за выполнением графика, то возможно это Ваше направление.

3 четверть- направление «Общественное питание и торговля»

Специальности: продавец- кассир, пекарь- кондитер, повар.

Работает на кондитерских фабриках, хлебозаводах, магазинах, кафе и др.

Приготавливает различные блюда, изделия по рецепту, проверяет количество и качество товара,  подсчитывает стоимость покупки, получает деньги, пробивает чек, выдает сдачу, оформляет витрины, консультирует покупателей об особенностях товара, составляет отчеты.

Если вам нравится готовить еду, у Вас это хорошо получается, любите общаться с людьми. Вы наблюдательны, четки и аккуратны, общительны, можете сохранять спокойствие в разных ситуациях, быстро считаете, у Вас тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, то возможно это Ваше направление.

4 четверть-  направление «Транспорт»

Специальности: автомеханик, водитель, помощник машиниста и др.

Проводит диагностику автомобиля, собирает и разбирает агрегаты и узлы транспортного средства, регулирует механизмы и системы, ремонтирует, управляет различными видами транспорта. Если Вам хотелось бы научиться водить транспортное средство, нравится находить неисправности в  механизмах. У Вас  хорошее зрение, слух, глазомер, быстрая реакция. Вы терпеливы, умеете сосредотачивать и распределять внимание, то возможно это Ваше направление.

Формы и виды деятельности по профориентации младших школьников:

  1. Рисуночные методики
  2. Мини- лекции о профессиях
  3. Просмотр и обсуждение видеосюжетов о профессия
  4. Сюжетно- ролевые игры, связанные с профессией
  5. Практическая деятельность на пришкольном участке и в классном кабинете
  6. Организация экскурсий на предприятия города
  7. Создание альбома и  уголка «Мир профессий»
  8. Беседа с приглашенными специалистами
  9. Конкурсы и защита проектов
  10. Ведение ученического портфолио по профориентации.

Учитель начальных классов на занятиях ведет работу в следующих направлениях:

  1. показывает учащимся роль труда в жизни человека;
  2. привлекает учащихся к выполнению социально значимых дел;
  3. проводит встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями);
  4. вовлекает учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская);
  5. знакомит учащихся с миром профессий;
  6. учит работе по формированию «Портфолио» («Портфеля достижений»).

Критерии оценивания

Критерии оценки предполагаемых результатов

Критерии оценки

Параметры

Индикаторы

Инструментарий (Методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника)

Развивающая среда

называет профессии,  проявляет интерес к определённым профессиям.

доля детей овладевших необходимыми знаниями, умениями и навыками

а) Методика «Мое любимое дело» (для 0-2 классов)

б) Методика «Кем быть?» (для 3-4 классов)

Наблюдение, тестирование, анализ результатов.

 

Познавательное развитие

-ориентироваться в профессиях

- знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

68безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

доля детей с ранним проявлением интересов и склонностей к труду и профессиям.

Трудовая, игровая, исследовательская деятельность (мини лекции, проектирование, общественно- полезный труд, коррекционная работа по повышению позитивного мышления и развития личности), анализ собственных достижений ( портфолио)

Наблюдение, тестирование, анализ результатов.

Развитие творческой

активности

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

доля детей с положительной динамикой творческих способностей

Наблюдение, тестирование, анализ результатов.

В результате данной работы учащиеся начальных классов должны:

знать и понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;
  • назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;

владеть способами познавательной деятельности:

  • сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений;
  • оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;
  • планировать свою деятельность и контролировать ее;
  • соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения  начальной школы  достичь следующих результатов:

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

- приобретают навыки работы на пришкольном участке ( посадка, полив, уход, пересадка растений,  рыхление, очищение сорняков, заготовка и консервирование овощей, оформление блюд);

-участие в школьных  осенних ярмарках;

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

Методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.

Методика «Мое любимое дело»

Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса.

Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

1. Твои любимые занятия.

2. Что ты любишь делать больше всего?

3. Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни подходящие тебе действия:

а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль;

б) вязать, вышивать, шить;

в) работать в огороде, поливать цветы;

г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;

д) работать с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.;

е) готовить еду;

ж) рисовать, выжигать, выпиливать.

з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ________________

Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету. Но здесь очень важно не переусердствовать: соблюдать чувство меры, учитывая возрастные особенности учащихся.

 

 

Методика «Кем быть?»

Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.

Ребятам предлагается:

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать

(для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и

быстрее понять содержание рисунка.

Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».

В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».

При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить:

- классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),

- классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),

- сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),

- влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).

Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» (тестирование).

Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).

Подобные дописываемые тезисы помогут выявить определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего.  Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?»

Ж – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.

При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты»

профессии.

 

Вывод:

Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора.

Направление «Обслуживание» (8ч.)

Направления

Тема

Дата

Ожидаемые результаты

Развивающая среда

1

Вводная беседа «В мире профессий обслуживающего персонала»

6/09

-называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

2

Профессии дворника, технички, вахтера,  кастелянши, повара, посудомойки.

13/09

-ориентироваться в профессиях направления «Обслуживающий персонал»;

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

3

Профессия «Швея, парикмахер»

20/09

Познавательное развитие

4

Профессия «Санитарка»

27/09

5

Профессия «Сапожник»

4/10

6

 «Занятия наших родителей».

11/10

Развитие творческой

активности

7

Конкурс чтецов и рисунков «У каждой профессии запах особый…»

18/10

8

Экскурсия в столовую школы- интерната.

25/10

Направление «Общественное питание и торговля» (8ч.)

Специальности: повар, пекарь- кондитер, продавец- кассир.

Направления

Тема

Дата

Ожидаемые результаты

Развивающая среда

1

Вводная беседа «Мир профессий торговли и общественного питания»

8/11

-называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

2

Сюжетно- ролевая игра «Пряничный домик»

15/11

-ориентироваться в профессиях направления «Общественное питание и торговля»;

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

3

Практическое занятие «Магазин»

22/11

Познавательное развитие

4

Профессия «Повар». Беседа

29/11

5

Профессия «Пекарь- кондитер»

6/12

6

Профессия «Продавец- кассир»

13/12

Развитие творческой

активности

7

Конкурс блюд «Веселые бутерброды»

20/12

8

Изготовление сладкого подарка (кондитерские изделия)

27/12

Направление «Транспорт»

Специальности: автомеханик, водитель, помощник машиниста и др.

Направления

Тема

Дата

Ожидаемые результаты

Развивающая среда

1

Вводная беседа «Мир профессий водителей»

10/01

-называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

2

Сюжетно- ролевая игра «Мы участники дорожного движения»

17/01

-ориентироваться в профессиях направления «Общественное питание и торговля»;

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ 68безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

3

«Пассажирский транспорт»

24/01

Познавательное развитие

4

«Спецтранспорт»

31/01

5

«Водный транспорт»

7/02

6

 «Воздушный транспорт»

14/02

Развитие творческой

активности

7

«Железнодорожный транспорт»

21/02

8

Литературные произведения о транспорте и водителях

28/02

9

 Дорожно- патрульная служба

7/03

10

Автомоделирование

14/03

11

Сюжетно- ролевая игра «Светофор»

21/03

Направление  «Сельское хозяйство»

Специальности: мастер растениеводства, овощевод- садовод, ветеринар, .

Работает с растениями, животными, ухаживает, следит за сроками и графиками, определяет соответствие продукции требованиям.

Если вы любите животных, растения, умеете с ними обращаться, можете быстро переключать и распределять внимание, хорошо наблюдать и замечать происходящие изменения, ответственны, умеете следить за выполнением графика, то возможно это Ваше направление.

Направления

Тема

Дата

Ожидаемые результаты

Развивающая среда

1.

Вводная беседа «Мир сельскохозяйственных профессий»

4/04

-называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

2.

Практическая работа в «Оранжерее Ш-И №34».

11/04

-ориентироваться в профессиях направления «Обслуживающий персонал»;

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.

Познавательное развитие

3.

Профессия «Мастер растениеводства». Беседа

18/04

4.

Профессия «Овощевод- садовод»

25/04

5.

Профессия «Садовод»

2/05

Развитие творческой

активности

6.

Профессия «Цветовод»

16/05

7.

Практическая работа по выращиванию рассады зелени, огруцов.

23/05

8.

Ландшафтный дизайн.

30/05

      Список используемой литературы

  • Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
  • Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. М.:Просвещение, 2006.
  • Козыренцева Л.С., Волкова Л.М. Профессия моих родителей. – Минск: Красико-Принт,2010.
  • Латыпов В.З. Развитие интереса и способностей детей в коллективной и индивидуальной работе. // Ст. Дополнительное образование и воспитание. 2008. No 7.
  • «Организация профориентационной работы в школе»: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 28
  • Журнал «Читаем, учимся, играем» №3 2012 год стр.50- 53 «О профессиях и не только» Людмила Ивановна Хлыстова г. Миасс, Челябинская область
  • Детская энциклопедия  «Я б  в рабочие пошёл …» профессии, которые всегда нужны и всегда в почёте. №5 2012 год.
  • Познавательный журнал для девочек и мальчиков



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»

Беседа:  Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"

Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...