Профориентационная работа с детьми ОВЗ
методическая разработка (5 класс)
Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал свой выбор уже во взрослой жизни, его надо познакомить с разными профессиями ( повар, кондитер, швея, овощевод, цветовод, продавец, медсестра, водитель, сантехник, дворник, электрик, сварщик, строитель, мастер-обувщик, и т.д) начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «В мире профессий» | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34
городского округа «город Якутск»
Рабочая программа педагога
Фасхутдинова Тамара Петровна, воспитателя первой квалификационной категории
по внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире профессий»
2018-2019 учебный год
\
Якутск, 2018 г.
Программа «В мире профессий»
Цель: Сформировать у младших школьников ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, через различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.
Задачи: Расширение представлений о профессиях; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; формирование добросовестного, положительного отношения к труду , понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности; первоначальный интерес к каким-либо профессиям; сформировать у школьников нравственные основы выбора профессии.
Проблематика: - Малодифференцированные представления о мире профессий;
- Отсутствие выраженных интересов и склонностей к конкретному виду профессиональной деятельности;
-Раскрытие возможностей, способностей личности учащихся через различные виды деятельности.
-Поддержание связей школы с социальными партнерами. Необходимо проводить как можно чаще экскурсии на предприятия, в колледжи, организовывать встречи с людьми разных профессий.
-Организация летнего трудового лагеря при школе-интерната участие на школьных субботниках.
-Привлечение родителей к профориентационной работе, это очень важно, так как сотрудничество родителей с педагогами оказывает педагогическую поддержку самоопределения школьников.
Актуальность: Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал свой выбор уже во взрослой жизни, его надо познакомить с разными профессиями ( повар, кондитер, швея, овощевод, цветовод, продавец, медсестра, водитель, сантехник, дворник, электрик, сварщик, строитель, мастер-обувщик, и т.д) начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.
Профориентационная работа в начальной школе считается подготовительным этапом.
Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.
На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
На изучение данной программы отводится 34 часа в год
В неделю- 1 час
1 четверть- 8 ч.
2 четверть- 7ч.
3 четверть- 11 ч.
4 четверть- 8 ч.
Содержание программы:
1 четверть- направление «Обслуживание»
Специальности: технический персонал Ш-И., дворник, парикмахер, швея.
Парикмахер стрижет, красит, укладывает волосы. Маникюрша занимается уходом и дизайном ногтей. Швея шьет изделия с помощью машин или вручную. Если Вам нравится работать с людьми, улучшать их внешний облик. Вы коммуникабельны, тактичны, наблюдательны, усидчивы, обладаете творческим воображением, развитым эстетическим вкусом, тонкой чувствительностью пальцев, умеете быстро переключаться с одной операции на другую, то возможно это Ваше направление.
2 четверть- направление «Сельское хозяйство»
Специальности: мастер растениеводства (агроном, садовник), ветеринар, зоотехник, и др.
Работает с растениями, животными, ухаживает, следит за сроками и графиками, определяет соответствие продукции требованиям.
Если вы любите животных, растения, умеете с ними обращаться, можете быстро переключать и распределять внимание, хорошо наблюдать и замечать происходящие изменения, ответственны, умеете следить за выполнением графика, то возможно это Ваше направление.
3 четверть- направление «Общественное питание и торговля»
Специальности: продавец- кассир, пекарь- кондитер, повар.
Работает на кондитерских фабриках, хлебозаводах, магазинах, кафе и др.
Приготавливает различные блюда, изделия по рецепту, проверяет количество и качество товара, подсчитывает стоимость покупки, получает деньги, пробивает чек, выдает сдачу, оформляет витрины, консультирует покупателей об особенностях товара, составляет отчеты.
Если вам нравится готовить еду, у Вас это хорошо получается, любите общаться с людьми. Вы наблюдательны, четки и аккуратны, общительны, можете сохранять спокойствие в разных ситуациях, быстро считаете, у Вас тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, то возможно это Ваше направление.
4 четверть- направление «Транспорт»
Специальности: автомеханик, водитель, помощник машиниста и др.
Проводит диагностику автомобиля, собирает и разбирает агрегаты и узлы транспортного средства, регулирует механизмы и системы, ремонтирует, управляет различными видами транспорта. Если Вам хотелось бы научиться водить транспортное средство, нравится находить неисправности в механизмах. У Вас хорошее зрение, слух, глазомер, быстрая реакция. Вы терпеливы, умеете сосредотачивать и распределять внимание, то возможно это Ваше направление.
Формы и виды деятельности по профориентации младших школьников:
- Рисуночные методики
- Мини- лекции о профессиях
- Просмотр и обсуждение видеосюжетов о профессия
- Сюжетно- ролевые игры, связанные с профессией
- Практическая деятельность на пришкольном участке и в классном кабинете
- Организация экскурсий на предприятия города
- Создание альбома и уголка «Мир профессий»
- Беседа с приглашенными специалистами
- Конкурсы и защита проектов
- Ведение ученического портфолио по профориентации.
Учитель начальных классов на занятиях ведет работу в следующих направлениях:
- показывает учащимся роль труда в жизни человека;
- привлекает учащихся к выполнению социально значимых дел;
- проводит встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями);
- вовлекает учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская);
- знакомит учащихся с миром профессий;
- учит работе по формированию «Портфолио» («Портфеля достижений»).
Критерии оценивания
Критерии оценки предполагаемых результатов | Критерии оценки | Параметры | Индикаторы | Инструментарий (Методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника) |
Развивающая среда | называет профессии, проявляет интерес к определённым профессиям. | доля детей овладевших необходимыми знаниями, умениями и навыками | а) Методика «Мое любимое дело» (для 0-2 классов) б) Методика «Кем быть?» (для 3-4 классов) Наблюдение, тестирование, анализ результатов.
| |
Познавательное развитие | -ориентироваться в профессиях - знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; 68безопасного поведения в быту. -будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу. | доля детей с ранним проявлением интересов и склонностей к труду и профессиям. | Трудовая, игровая, исследовательская деятельность (мини лекции, проектирование, общественно- полезный труд, коррекционная работа по повышению позитивного мышления и развития личности), анализ собственных достижений ( портфолио) Наблюдение, тестирование, анализ результатов. | |
Развитие творческой активности | - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; | доля детей с положительной динамикой творческих способностей | Наблюдение, тестирование, анализ результатов. |
В результате данной работы учащиеся начальных классов должны:
знать и понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;
- назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;
владеть способами познавательной деятельности:
- сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений;
- оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;
- планировать свою деятельность и контролировать ее;
- соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения начальной школы достичь следующих результатов:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор;
- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям.
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
- приобретают навыки работы на пришкольном участке ( посадка, полив, уход, пересадка растений, рыхление, очищение сорняков, заготовка и консервирование овощей, оформление блюд);
-участие в школьных осенних ярмарках;
-будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу.
Методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.
Методика «Мое любимое дело»
Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса.
Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:
1. Твои любимые занятия.
2. Что ты любишь делать больше всего?
3. Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни подходящие тебе действия:
а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль;
б) вязать, вышивать, шить;
в) работать в огороде, поливать цветы;
г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;
д) работать с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.;
е) готовить еду;
ж) рисовать, выжигать, выпиливать.
з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ________________
Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету. Но здесь очень важно не переусердствовать: соблюдать чувство меры, учитывая возрастные особенности учащихся.
Методика «Кем быть?»
Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.
Ребятам предлагается:
А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать
(для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и
быстрее понять содержание рисунка.
Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».
В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».
При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить:
- классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),
- классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),
- сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),
- влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).
Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.
Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» (тестирование).
Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).
Подобные дописываемые тезисы помогут выявить определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.
Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?»
Ж – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.
При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты»
профессии.
Вывод:
Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора.
Направление «Обслуживание» (8ч.)
Направления | № | Тема | Дата | Ожидаемые результаты |
Развивающая среда | 1 | Вводная беседа «В мире профессий обслуживающего персонала» | 6/09 | -называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор; - проявлять интересы и склонности к определённым профессиям. |
2 | Профессии дворника, технички, вахтера, кастелянши, повара, посудомойки. | 13/09 | -ориентироваться в профессиях направления «Обслуживающий персонал»; - ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - проявлять интересы и склонности к определённым профессиям. - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. -будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу. | |
3 | Профессия «Швея, парикмахер» | 20/09 | ||
Познавательное развитие | 4 | Профессия «Санитарка» | 27/09 | |
5 | Профессия «Сапожник» | 4/10 | ||
6 | «Занятия наших родителей». | 11/10 | ||
Развитие творческой активности | 7 | Конкурс чтецов и рисунков «У каждой профессии запах особый…» | 18/10 | |
8 | Экскурсия в столовую школы- интерната. | 25/10 |
Направление «Общественное питание и торговля» (8ч.)
Специальности: повар, пекарь- кондитер, продавец- кассир.
Направления | № | Тема | Дата | Ожидаемые результаты |
Развивающая среда | 1 | Вводная беседа «Мир профессий торговли и общественного питания» | 8/11 | -называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор; - проявлять интересы и склонности к определённым профессиям. |
2 | Сюжетно- ролевая игра «Пряничный домик» | 15/11 | -ориентироваться в профессиях направления «Общественное питание и торговля»; - ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - проявлять интересы и склонности к определённым профессиям. - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. -будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу. | |
3 | Практическое занятие «Магазин» | 22/11 | ||
Познавательное развитие | 4 | Профессия «Повар». Беседа | 29/11 | |
5 | Профессия «Пекарь- кондитер» | 6/12 | ||
6 | Профессия «Продавец- кассир» | 13/12 | ||
Развитие творческой активности | 7 | Конкурс блюд «Веселые бутерброды» | 20/12 | |
8 | Изготовление сладкого подарка (кондитерские изделия) | 27/12 |
Направление «Транспорт»
Специальности: автомеханик, водитель, помощник машиниста и др.
Направления | № | Тема | Дата | Ожидаемые результаты |
Развивающая среда | 1 | Вводная беседа «Мир профессий водителей» | 10/01 | -называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор; - проявлять интересы и склонности к определённым профессиям. |
2 | Сюжетно- ролевая игра «Мы участники дорожного движения» | 17/01 | -ориентироваться в профессиях направления «Общественное питание и торговля»; - ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - проявлять интересы и склонности к определённым профессиям. - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ 68безопасного поведения в быту. -будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу. | |
3 | «Пассажирский транспорт» | 24/01 | ||
Познавательное развитие | 4 | «Спецтранспорт» | 31/01 | |
5 | «Водный транспорт» | 7/02 | ||
6 | «Воздушный транспорт» | 14/02 | ||
Развитие творческой активности | 7 | «Железнодорожный транспорт» | 21/02 | |
8 | Литературные произведения о транспорте и водителях | 28/02 | ||
9 | Дорожно- патрульная служба | 7/03 | ||
10 | Автомоделирование | 14/03 | ||
11 | Сюжетно- ролевая игра «Светофор» | 21/03 |
Направление «Сельское хозяйство»
Специальности: мастер растениеводства, овощевод- садовод, ветеринар, .
Работает с растениями, животными, ухаживает, следит за сроками и графиками, определяет соответствие продукции требованиям.
Если вы любите животных, растения, умеете с ними обращаться, можете быстро переключать и распределять внимание, хорошо наблюдать и замечать происходящие изменения, ответственны, умеете следить за выполнением графика, то возможно это Ваше направление.
Направления | № | Тема | Дата | Ожидаемые результаты |
Развивающая среда | 1. | Вводная беседа «Мир сельскохозяйственных профессий» | 4/04 | -называет профессии разных сфер; расширять общий кругозор; - проявлять интересы и склонности к определённым профессиям. |
2. | Практическая работа в «Оранжерее Ш-И №34». | 11/04 | -ориентироваться в профессиях направления «Обслуживающий персонал»; - ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - проявлять интересы и склонности к определённым профессиям. - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. -будут воспитывать в себе: трудолюбие, целеустремлённость, уважение к людям трудовых специальностей, ответственное отношение к порученному делу. | |
Познавательное развитие | 3. | Профессия «Мастер растениеводства». Беседа | 18/04 | |
4. | Профессия «Овощевод- садовод» | 25/04 | ||
5. | Профессия «Садовод» | 2/05 | ||
Развитие творческой активности | 6. | Профессия «Цветовод» | 16/05 | |
7. | Практическая работа по выращиванию рассады зелени, огруцов. | 23/05 | ||
8. | Ландшафтный дизайн. | 30/05 |
Список используемой литературы
- Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
- Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. М.:Просвещение, 2006.
- Козыренцева Л.С., Волкова Л.М. Профессия моих родителей. – Минск: Красико-Принт,2010.
- Латыпов В.З. Развитие интереса и способностей детей в коллективной и индивидуальной работе. // Ст. Дополнительное образование и воспитание. 2008. No 7.
- «Организация профориентационной работы в школе»: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 28
- Журнал «Читаем, учимся, играем» №3 2012 год стр.50- 53 «О профессиях и не только» Людмила Ивановна Хлыстова г. Миасс, Челябинская область
- Детская энциклопедия «Я б в рабочие пошёл …» профессии, которые всегда нужны и всегда в почёте. №5 2012 год.
- Познавательный журнал для девочек и мальчиков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»
Беседа: Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"
Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...
Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной работы с детьми «группы риска» по подготовке...
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...
"Профориентационная работа с детьми с ОВЗ"
Отчет по самообразованию...
выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".
Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых их обуча...