Литературная гостиная «Память и боль афганской войны» (методическая разработка)
методическая разработка (11 класс)
Данное мероприятие включает в себя заседание литературной гостиной «Странички души» и круглого стола с родителями воина-афганца Е.Жилина, представителями военкомата города Киселёвска, воином-афганецем Дайдулиным В.Т., руководителем музея им. Е. Жилина, представителями училища № 47. Построено на основе воспоминаний воинов-интернационалистов, стихотворений и песен об «афганской» войне. Проведено в рамках муниципального семинара-практикума для заместителей директоров по воспитательной работе ОУ «Организация массовых форм внеурочной деятельности обучающихся» г. Киселёвска Кемеровской области. Так как подобные встречи происходят регулярно 1 раз в 2 месяца и посвящаются интересным или знаменательным событиям в истории страны, области, родного города, то родилась идея рассказать об этом.
Формой проведения мероприятия была выбрана литературная гостиная. Эта форма как нельзя лучше раскрыла содержания совместной работы преподавателей, мастеров п/о, представителей администрации училища, общественных организаций, работников музея и позволила представить перспективу развития таких отношений. Кроме того, атмосфера, созданная во время проведения гостиной, как нельзя лучше позволила донести до обучающихся атмосферу событий в Афганистане. Представленная форма мобильна для использования: оставляя структуру неизменной, учителя и педагоги любой направленности могут наполнить её своим содержанием.
Идеи каждого отдельного фрагмента мероприятия были разработаны вместе с детьми. «Сюрпризом» для ребят стал, организованный круглый стол после проведения основной части. У обучающихся появилась возможность задать свои вопросы, которые возникли во время подготовки к мероприятию, в «живую» пообщаться с родителями воина-афганца, прочувствовать всю серьёзность и трагичность событий той войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozberg_o.v._saveleva_o.v.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище № 8
Киселёвский городской округ
Методическая разработка
Литературная гостиная
«Память и боль афганской войны»
подготовили
Розберг Оксана Викторовна,
заместитель директора по УВР,
Савельева Ольга Владимировна,
методист
Киселевск, 2012
Пояснительная запискаПредставляемый материал:
- Текстовый документ «Сценарий литературной гостиной».
- Презентация в программе Microsoft Power Point.
В презентации использованы фотоматериалы из архива музея им. Е. Жилина г. Киселёвска.
Комментарии о возможностях использования и результативности данного материала:
Данное мероприятие включает в себя заседание литературной гостиной «Странички души» и круглого стола с родителями воина-афганца Е.Жилина, представителями военкомата города Киселёвска, воином-афганецем Дайдулиным В.Т., руководителем музея им. Е. Жилина, представителями училища № 47. Построено на основе воспоминаний воинов-интернационалистов, стихотворений и песен об «афганской» войне. Проведено в рамках муниципального семинара-практикума для заместителей директоров по воспитательной работе ОУ «Организация массовых форм внеурочной деятельности обучающихся» г. Киселёвска Кемеровской области. Так как подобные встречи происходят регулярно 1 раз в 2 месяца и посвящаются интересным или знаменательным событиям в истории страны, области, родного города, то родилась идея рассказать об этом.
Формой проведения мероприятия была выбрана литературная гостиная. Эта форма как нельзя лучше раскрыла содержания совместной работы преподавателей, мастеров п/о, представителей администрации училища, общественных организаций, работников музея и позволила представить перспективу развития таких отношений. Кроме того, атмосфера, созданная во время проведения гостиной, как нельзя лучше позволила донести до обучающихся атмосферу событий в Афганистане. Представленная форма мобильна для использования: оставляя структуру неизменной, учителя и педагоги любой направленности могут наполнить её своим содержанием.
Идеи каждого отдельного фрагмента мероприятия были разработаны вместе с детьми. «Сюрпризом» для ребят стал, организованный круглый стол после проведения основной части. У обучающихся появилась возможность задать свои вопросы, которые возникли во время подготовки к мероприятию, в «живую» пообщаться с родителями воина-афганца, прочувствовать всю серьёзность и трагичность событий той войны.
Для информационно-компьютерной поддержки использована презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point.
Ход мероприятия был заснят на видео. Видеозапись позволит визуализировать общее содержание литературной гостиной. Кроме того, данные видеоматериалы можно использовать методистам на занятиях «Школы молодого педагога» (цель - анализ мероприятия).
Кроме того, сильной стороной данной разработки является прилагаемые методические рекомендации, комментарии и пояснения к этапам работы.
Из отзывов коллег: «Мероприятие динамично, информационно насыщено. Рационально в применении методов и средств обучения. Содержание информации доступно для понимания».
По результатам рефлексии (52 педагога):
- «Материал литературной гостиной полезен. Буду использовать в своей деятельности» - 97,3% участников
- «Информация полезна. Нужно время для осмысления» - 2,7% участников (молодые педагоги)
Из отзывов обучающихся: «Классно!», «Здорово!», «Задело!», «Очень понравилось», «В некоторых местах дух захватывало, и накатывались слёзы» - 89% (74 чел.)
Методические рекомендации
по организации предварительной работы
- Побеседовать или провести предварительное анкетирование. Цель данной работы: выявить знания обучающихся по теме гостиной.
- Подготовить необходимую теоретическую информацию (ориентируясь на данные опроса или анализа анкет).
- Придумать и написать сценарный ход мероприятия.
- Разработать мультимедийную презентацию в программе Microsoft Power Point.
- Разработать и напечатать пригласительные для приглашённых участников мероприятия.
- Приготовить таблицу для рефлексии.
- Подобрать музыкальное сопровождение.
- Согласовать время мероприятия и возможность их участия с приглашёнными участниками.
- Оформить помещение, где будет проводиться мероприятие.
- Непосредственно перед мероприятием подготовить мультимедийное оборудование и аудиторию, конференц-зал.
Тема: «Память и боль афганской войны»
Задачи:
- совершенствовать знания обучающихся о войне в Афганистане, воинах-афганцах города Киселёвска;
- показать героизм солдат и офицеров в этой войне;
- воспитать чувство патриотизма и гражданственности.
Форма проведения: литературная гостиная
Участники: обучающиеся 1-3 курса (16-18 лет)
Время: 1 ч. 30 мин. (50 минут – литературная гостиная, 40 мин. – круглый стол)
Оборудование: мультимедийная и музыкальная аппаратура.
Музыкальное сопровождение:
- «Черный тюльпан» (сл. и муз. А. Розембаум);
- «Здесь птицы не поют…» (песня из к/ф «Белорусский вокзал», сл. и муз. Б. Акуджава).
Мультимедийное сопровождение: слайдовая презентация в программе Power Point
Ход:
Свет потушен.
На фоне музыки из к/ф «Белорусский вокзал» (сл. и муз. Б. Акуджава) выходят ведущие.
Ведущий 2. Добрый день, дорогие друзья. Приглашаем вас на очередную встречу литературной гостиной «Странички души». Сегодня тема нашей гостиной Слайд 1. (Тема литературной гостиной) «Память и боль афганской войны». И как всегда у нас много гостей, которым не безразлична эта тема. Но всему своё время!
Ведущий 1. Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела более 60 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война - афганская.
Слайд 2. (дата начала и окончания войны + карта)
Ведущий 2. Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная.
Афганистан – ты стих души моей
О верности Святой солдатской чести,
О памяти той круговерти дней,
Где всё смешалось: ложь и правда, вместе.
Слайд 3 (фото ввод советских войск в Афганистан)
Ведущий 1: Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества». Глупцы были мудрецами: своих сыновей они предпочитали в эту школу не отправлять.
Слайд 4 (фото ввод советских войск в Афганистан)
Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).
Слайд 5 (фото ввод советских войск в Афганистан)
Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
Слайд 6 (фото ввод советских войск в Афганистан)
Ведущий 2: 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит» и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…
Слайд 7 (фото ввод советских войск в Афганистан)
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…
Слайд 8 (фото воинов-афганцев)
Ведущий 1. Первыми из, лихославльских воинов-интернационалистов, кто вступил на афганскую землю, были: Александр Вардаев, Александр Петров, Михаил Петров, Василий Кутузов, Александр Савельев, а Юрий Николаевич Псковский находился в составе воинов–десантников, которые осуществляли поддержку спецгрупп КГБ СССР при проведении операции «Шторм - 333».
Слайд 9 (фото встреча воинов-афганцев)
Ведущий 2. Все го же в Афганской войне принимали участие 178 наших земляков. Для каждого солдата годы службы навсегда останутся в памяти. Кто-то вспоминает друзей, с которыми делил паёк, кто-то незнакомую, чужую природу, кто-то необычную средневековую культуру.
Ведущий 1. В разные годы через Афганистан прошло около 600 000 солдат и офицеров.
Я вспоминаю снежный перевал,
Где выше нас бывали только Боги,
Там редко автомат мой остывал,
И часто в кровь разбиты были ноги.
А память, как в замедленном кино,
Прокручивает фильм воспоминаний:
Друзей, которых нет уже давно,
Ко мне приводит в дом из дальних далей.
С этой войны домой не вернулось 14000. Слайд 10 (фото героев афганской войны г. Киселёвска) Среди них - пятеро киселевских парней. Их имена увековечены на граните мемориального комплекса, который расположен в центре города.
Слайд 11 (фото училища № 47 + фото Е. Жилина)
Именем одного из них – Евгения Жилина – названо профессиональное училище № 47. 31 января 1989, Киселевский городской Совет народных депутатов решил:
- Поддержать инициативу партийной, профсоюзной, комсомольской организаций ПТУ № 47 и присвоить училищу имя Евгения Жилина, выпускника, погибшего в Афганистане.
- Увековечить память Евгения Жилина мемориальной доской на здании училища.
Памяти этого мужественного парня посвятил свое стихотворение бывший мастер училища Скворцов В.П.
Памяти Е. Жилина
И вот оно дохнуло тишиной,
В поле, где громадою чужой
Остался танк с опущенным стволом …
Он страшен был. Но я забыл о нем.
Я вспомнил не его, не едкий дым,
Я вспомнил нашу траву перед ним,
Тоскливую, прозрачную почти.
Нежнее неба …
Мамочка прости!
А молния из темени густой
Лишь на мгновенье выхватить сумела
полыни кустик, словно дом родной
Лишь на мгновенье …
Но душа успела
Отвергнуть страх до полного предела.
Рванулся он, опережая тьму …
И замертво упав, припал к нему.
На родине березы шелестят,
Как Женя был бы им под стать,
Такой же, как они и стройный и простой …
Евгений в нашей памяти – живой!
Ведущий 2. С 1989 г. по инициативе училища № 47 проводится Всероссийский турнир памяти Евгения Жилина.
Слайд 12 (фотографии турнира)
Выступление руководителя физвоспитания училища № 47 (Приложение1.)
Слайд 13 (фотографии музея, проведение экскурсии для обучающихся)
Ведущий 1. Благодаря администрации и родителям Евгения, в училище создан музей, где экспонируются личные вещи воина-афганца. Посещение музея в первые дни учебы, стало доброй традицией для первокурсников всех училищ города.
Выступление руководителя музея им. Е. Жилина (Приложение 2.)
Слайд 14 (фото Афганистана)
Звучит песня об Афганистане в исполнении воина-афганца Дайдулина В.Т.
Ведущий 2. Сегодня у нас в гостях солдат прошедший через Афганскую войну, выпускник нашего училища: Дайдулин Вячеслав Тимофеевич
За Афган у Вячеслава Дайдулина не одна боевая награда. Медали за честь и мужество, за заслуги перед Отечеством, медаль Жукова. Есть и многие другие, юбилейные. Одна из последних и близких сердцу - медаль «70 лет Киселевску». А самая первая награда - орден Красной Звезды - была вручена в 85-м в Афганистане, после кровопролитного и тяжелого боя
Ведущий 1. Вячеслав попал в Афганистан в 84-м, в самый тяжелый и переломный год конфликта,
Вопрос: Вячеслав Тимофеевич, что помогало вам в тех нелегких условиях?
Слайд 15 (фото вывода советских войск из Афганистана)
Ведущий 2. 20 лет назад, 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут через контрольно-пропускной пункт «Кушка» последним пересек границу генерал-лейтенант Пищев, а «мост дружбы» через Аму-Дарью – генерал-лейтенант Громов. Незадолго до этого радостного для всей страны события - 7-го февраля - погиб сержант Ляхович. Ему было суждено стать последним солдатом, убитым в Афганистане. Своей смертью он, как бы, поставил точку в той войне.
Но на самом деле, война не закончилась и по сей день.
(Звучит песня А. Розембаума «Черный тюльпан».
На её фоне демонстрируются слайды 16-22)
Слайд 23 (Благодарим за участие! До новых встреч!»)
Ведущий 1. Наша литературная гостиная закрывает свои двери. Видим, что у ребят осталось много вопросов. Предлагаем их обсудить за круглым столом в конференц-зале. Участники круглого стола: родители Евгения Жилина, представители военкомата города Киселёвска, воин-афганец Дайдулин В.Т., руководитель музея им. Е. Жилина, представители училища № 47.
(Мероприятие продолжается в конференц-зале)
Круглый стол
По окончании встречи для обучающихся первых курсов было проведено заседание «Круглого стола», на котором родители Евгения, работники военкомата, представители администрации училища ответили на массу вопросов, интересующих ребят. Вопросы задавались самые различные, но большая их часть была адресована работникам военкомата Д.Р. Андрееву, А.В. Ведерникову. Галина Ивановна и Николай Игнатьевич Жилины поведали собравшимся много интересного из жизни Евгения, открыли много ее новых страниц.
Говорят участники «Круглого стола».
Владимир Яковлевич Глущенко, мастер производственного обучения, в группе которого занимался Евгений Жилин:
- Это был поистине способный, талантливый человек.
Уже через некоторое время я почувствовал, что рамки нашей программы ему тесны. Устройство и ремонты наших отечественных драглайнов и мехлопат, он знал в совершенстве и все норовил изучить экскаваторы зарубежного производства. И надо сказать, что это ему удавалось. Женя был общительный и общественный. Ни одно начинание в группе не проходило без его непосредственного участия: будь то профессиональный конкурс, спортивные соревнования или ударная работа на овоще базе. Он был всегда впереди, и с него брали пример… Нелепая смерть оборвала жизнь этого замечательного парня. Сколько своих мечтаний не удалось воплотить ему в жизнь …
Ирина Грачева, учащаяся группы ОФ – 98 – 1С:
- О том, что училище № 47 носит имя воина–афганца Евгения Жилина, знала еще в школе. А вот о его жизни и гибели узнала уже в училища. Считаю, что такие встречи очень полезны – ведь память сейчас нам, как никогда, нужна. Особенно она нужна нашим мальчишкам, будущим защитникам родных рубежей. И Евгений, отдавший свою жизнь, выполняя интернациональный долг, должен стать для них примером.
Всеволод Иванов, учащийся группы ЭЛС – 98 - 1С:
- Отмечать такие даты просто необходимо, чтобы навсегда оставалась память о тех, кто отдал свою жизнь, выполняя приказ. А его в армии необходимо выполнять – ведь ты принял присягу на верность Родине. Присягнул - выполняй! В армию пойду, и как отец и дед буду служить в ней честно и добросовестно. Буду проситься в воздушный десант или авиацию.
А в завершении всего состоялось традиционное чаепитие, на котором родителям Евгения были вручены цветы и памятные сувениры. В свою очередь, Галина Ивановна и Николай Игнатьевич преподнесли собравшимся огромный торт, на котором было написано: «Спасибо за память о Жене».
Впереди 22 марта, День памяти Евгения. По традиции делегация обучающихся училищ города побывает на могиле Жени, возложит венки. Цветы будут возложены и у мемориальной доски. Пройдет торжественная линейка.
Список использованных источников
- Википедия. Война в Афганистане (1979-1989гг.). [Электронный образовательный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Афганская_война_(1979—1989)
- Война в Афганистане. История вопроса. [Электронный образовательный ресурс] Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/dontknow/12880
- Зверева С.В. Классный час «Память Афгана – боль Афгана. Электронный образовательный ресурс] Режим доступа: http://zvereva.siteedit.ru/page20
- Песни и стихи первых составов ММГ-2. [Электронный образовательный ресурс] Режим доступа: http://mmg-shora.ucoz.ru/publ/6-1-0-79
- Солдаты афганской войны [Электронный образовательный ресурс] Режим доступа: http://afgan-war-soldiers.narod.ru/
- 15 февраля. Наши афганцы. Фотозарисовка. [Электронный образовательный ресурс] Режим доступа: http://fotofact.net/society/15-fevralya-nashi-afgantsy.html
Приложение 1.
Турнир по футболу на кубок имени Е.Жилина
Выступление руководителя физвоспитания училища № 47 Реттлинг Н.П.
Большую роль в подготовке молодежи играет спорт. Получилось так, что ведущее место в спортивной жизни училища занимает футбол. Это в большей степени заслуга директора училища – Игуменшева Владимира Борисовича, ведь он сам в прошлом хороший футболист.
Таким же страстным поклонником футбола был и предыдущий директор училища Крылов Владислав Дмитриевич.
Футбольная команда «Юность» ПТУ №47, победитель Всероссийского турнира «Кожаный мяч – 91», стала бронзовым призером Всесоюзного финала в Иваново.
А с 1989 г. по инициативе училища проводился Всероссийский турнир памяти Евгения Жилина. В феврале 1991 г. в турнире приняли участие команды из Иркутска, Томска, Вильнюса, Владикавказа, Абакана, Челябинска, Санкт-Петербурга. Победителями стали футболисты ПТУ №47.
В составе сборной Киселевска футболисты ПТУ-47 им. Е. Жилина принял участие во Всесоюзном финале на приз клуба «Кожаный мяч» - это достижения для ребята большое. Теперь команда была готова к участию в самых серьезных соревнованиях. В 1991 году команда «Юность» в составе: А.Воробьева, С. Шильникова, Е. Алехновича, А. Докукина, Л. Никитина, С. Паскаря, С. Кытманова, С. Марковского, Е. Пименова, Н. Скрипала и др. и в Иваново в ринге победителей российского «Кожаного мяча» -91.
Они поехали туда, по их выражению, делать «дубль», чтобы добавить к титулу сильнейших в республике звание лучших в Союзе. Ивановская газета писала, что ребята из Сибири были основательно обучены футбольной грамоте, что характер у ребят шахтерский, боевой, неуступчивый. Назвала «Юность» Крепким орешком. В Иваново футболисты заняли 3 место в финале Союза, участие в котором приняли 24 лучших команды страны. Ребята из «Юности» обыграли команды городов Грозного, Целинограда, Днепропетровска, Даугавпился, Бреста, Смоленска, заняв I место в подгруппе.
После таких блестящих побед как-то меньше стали играть в футбол, но 1999 г. по инициативе председателя общества участников локальных войн Павла Логинова, директора училища Игуменшева Владимира Борисовича, руководителя физвоспитания Реттлинг Натальи Петровны было возобновлено проведения турнира по футболу на приз имени Евгения Жилина.
Был приобретен переходящий кубок и состоялись первые игры. Турнир стал традиционным и проводится всегда в начале июня. Участие в турнире принимают команды КГТ, ПУ №47, ПУ№8, ПУ №27. Команды каждого учебного заведения представлены лучшими игроками.
Турнир открывается парадом участников, приветствием директора училища, родителей Евгения.
Команды каждого учебного заведения представлены лучшими игроками. Наша команда формируется из лучших игроков всех групп, выявленных в ходе спартакиады, ежегодно проводимой в училище.
Победителями турнира встречается переходящий Кубок имени Евгения Жилина.
Все участники турнира награждаются сувенирами и сладкими призами. Сладкие призы лично от себя вручают командам родители Евгения Жилина – Галина Ивановна и Николай Игнатьевич.
За свои команды болеют представители всех училищ, а почетными гостями являются наши выпускники – участники афганской войны: Логинов Павел, Березовский Роман, Феклин Александр и многие другие.
Особенность этого турнира – не только спортивная борьба на футбольном поле, но главное – это общение молодежи с ветеранами локальных войн, их рассказы, воспоминания, беседы.
Судейство осуществляется судьями, обслуживающими игры первенства Кемеровской области среди взрослых команд.
Турнир на Кубок имени Евгения Жилина проводится на центральном стадионе «Шахтер» красочно, с музыкальным оформлением.
Училище хочет расширить рамки футбольного турнира на Кубок Евгения Жилина и сделать его областным.
Приложение 2.
Музей им. Е.Жилина училища № 47
Выступление руководителя музея
Упала ночь, беззвездная, глухая,
Но так обманчива в Афгане тишина!
Не дописал письма солдат любимой маме,
Как снова бой, как снова шквал огня.
А сколько было их, таких сражений –
Известно лишь оставшимся в живых.
Ведь сотни в землю полегли, как наш Евгений,
И больше не увидели боев, друзей своих…
Уже и лет порядком миновало,
Но помниться бессмысленной войны абсурд:
Нет героических парней – осталась память,
И ты, пожалуйста, о них не позабудь!
Много стихотворных строк, различных публикаций посвящено училищу и Евгению Жилину. В честь 20–летия присвоения училищу имени Жилина в газете «Кисилевские вести» вышла статья «Мы этой памяти верны …» (2009 г.). Музей создан в сентябре 1989 г. Подготовлена целая экспозиция, посвященная Евгению. И как не жаль было расставаться родителям с его личными вещами, очень много подарены музею. За прошедшие годы силами работников библиотеки, преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся, с помощью родителей Евгения экспозиция музея значительно расширилась. Именно здесь и происходят все памятные встречи.
Стало традицией проводить в училище в день рождения и день гибели Жени проводить Дни памяти.
Начинается памятный день с традиционной торжественной линейки, на которой работница библиотеки Людмила Васильевна Михайлова проникновенно рассказывает о жизненном пути Евгения. На линейке выступают представитель военного комиссариата подполковник Дмитрий Робертович Андреев, Галина Ивановна Жилина – мама Жени. Звучит трогательная музыка, проникновенные стихи в исполнении обучающихся. В прошлом году собравшимся особенно запомнились стихи, прочитанные Ириной Грачевой, а песня об Афганистане, исполненная Артемом Глушковым, заставила умолкнуть даже самых непоседливых.
Встреча студентов ГОУ НПО ПУ№8 с ветераном Афганской войны Дайдулиным В.Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).
Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...
Мы родом не из детства - из войны. Методическая разработка внеклассного мероприятия
Документально-поэтическая музыкальная композиция с элементами театрализации для учащихся 8-11 классов...
Сценарий музыкально-литературной композиции «Праздничный концерт к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне». Методическая разработка.
Сценарий представляет собой стройную музыкально -литературную композицию, охватывающую основные события войны 1941-1945гг. и объединенную одной мыслью: от горя войны к радости Победы. Содержит в...
Литературная гостиная "Всегда любил он рисовать войну..." (По творчеству К.Симонова)
Данное мероприятие проводилось в связи с празднованием столетия со дня рождения Константина Михайловича Симонова. Рассчитано на учащихся 6-9 классов. Знакомит с основными вехами творчества поэта....
«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)
Методическая разработка содержит малоизвестный материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...
Тематическая неделя «75 лет победы в Великой Отечественной войне». Методическая разработка.
Тематическая неделя «75 лет победы в Великой Отечественной войне». Методическая разработка.Разработала учитель ГБОУ школа № 565 Кировского района г.Санкт-Петербурга Дюкарева В.А.Цель: ...
Конкурс чтецов «Поклонимся Великим тем годам», посвященный Победе в Великой Отечественной войне (методическая разработка)
Методическая разработка для педагогов...