Рабочая программа "Хочу все знать"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Абинский район, ст. Холмская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2018 года протокол №
Председатель _______ Трещева С.Б.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Хочу все знать»
Уровень образования (класс): основное общее образование 6 класс
Количество часов: 6 класс – 34 часа
Учитель: Иванова Полина Александровна
Программа разработана Ивановой Полиной Александровной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено тем, что именно от этой науки человечество ждёт решения многих важнейших проблем связанных с сохранением окружающей среды, питанием и здоровьем человека.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Важно познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.
Задачи программы внеурочной деятельности:
Образовательные
-Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
-Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
-Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Развивающие
-Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, а так же навыки работы с микроскопом.
-Развитие навыков общение и коммуникации.
-Развитие творческих способностей ребенка.
-Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
-Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
-Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
-Воспитывать интерес к миру живых существ.
-Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Хочу все знать» носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы «Хочу все знать» имеет отличительные особенности:
- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.
Место данного курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.
Рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Хочу все знать» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
- составление тезисов, конспектирование;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Ведущие методы:
- словесный (объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический (выполнение задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- презентации уроков;
- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
Содержание программы.
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы кружка.
Методы изучения живых организмов.
Увеличительные приборы (2 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Мир малых величин (3 ч.)
Клетка: строение, состав, свойства. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.
Удивительные растения(3ч.)
Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.
Мир животных(3 ч.)
Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.
Исследовательская работа (5 ч)
Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений. Оформление результатов исследовательской работы.
Природные ресурсы, их значение (1ч)
Природные ресурсы, их виды. Значение ресурсов.
Факторы среды (1ч)
Среда обитания; абиотические, биотические, антропогенные экологические факторы.
Экологические группы растений(2ч)
Биологические ритмы в природе. Фенология, фенологические наблюдения. Растительные компасы, барометры и часы в природе.
“Здоровая” окружающая среда - здоровый человек (3ч)
Приспособленность организма человека к смене климато - географических факторов.
Состояние окружающей среды и здоровье человека. Сам себе спасатель: умение определять лекарственные, съедобные, ядовитые растения, растения своего края. Медицинская доврачебная помощь.
Фенологические наблюдения(2ч)
Обработка данных календаря природы. Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения. Изучение экологической ситуации территории около школы.
Живая и неживая природа (1ч)
Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек.
Пищевые связи (1ч)
Что такое пищевые цепочки? Может ли человек вмешиваться в природу?
Конкуренция и соперничество(1ч)
Растения-жертвы. Животные-жертвы и их защита.
Как построить экосистему( 3ч)
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Подведение итогов (2ч.)
Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. Анализ работы.
Тематический план
№ п\п | Название темы | Количество часов | Даты теоретические | даты фактические |
Тема 1. Вводное занятие. | 1 | |||
1. | Цели и задачи, план работы кружка. Методы изучения живых организмов. | 1 | ||
Тема 2. Увеличительные приборы. | 2 | |||
2. | Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. | 1 | ||
3. | Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. | 1 | ||
Тема 3. Мир малых величин. | 3 | |||
4. | Клетка: строение, состав, свойства. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. | 1 | ||
5. | Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». | 1 | ||
6. | Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки. | 1 | ||
Тема 4. Удивительные растения. | 3 | |||
7. | Покрытосеменные растения. Плоды и семена. | 1 | ||
8. | Лекарственные растения. | 1 | ||
9. | Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. | 1 | ||
Тема 5. Мир животных | 3 | |||
10. | Кишечнополостные животные. | 1 | ||
11. | Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? | 1 | ||
12. | Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых. | 1 | ||
Тема 6. Исследовательская работа. | 5 | |||
13. | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) | 1 | ||
14. | Опыты с культурными растениями. | 1 | ||
15. | Размножение комнатных растений. | 1 | ||
16. | Оформление результатов исследовательской работы. | 1 | ||
17. | Защита результатов исследовательской работы. | 1 | ||
Тема 7. Природные ресурсы, их значение. | 1 | |||
18. | Природные ресурсы, их виды. Значение ресурсов. | 1 | ||
Тема 8. Факторы среды | 1 | |||
19. | Среда обитания; абиотические, биотические, антропогенные экологические факторы. | 1 | ||
Тема 9. Экологические группы растений | 2 | |||
20. | Биологические ритмы в природе. | 1 | ||
21. | Фенология, фенологические наблюдения. Растительные компасы, барометры и часы в природе. | 1 | ||
Тема 10. “Здоровая” окружающая среда - здоровый человек
| 3 | |||
22. | Приспособленность организма человека к смене климато - географических факторов. | 1 | ||
23. | Состояние окружающей среды и здоровье человека. | 1 | ||
24. | Сам себе спасатель. Медицинская доврачебная помощь. | 1 | ||
Тема 11. Фенологические наблюдения | 2 | |||
25. | Обработка данных календаря природы. Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения. | 1 | ||
26. | Изучение экологической ситуации территории около школы. | 1 | ||
Тема 12. Живая и неживая природа | 1 | |||
27. | Неживые компоненты. Живые компоненты природы. | 1 | ||
Тема 13. Пищевые связи | 1 | |||
28. | Что такое пищевые цепочки? Может ли человек вмешиваться в природу? | 1 | ||
Тема 14. Конкуренция и соперничество | 1 | |||
29. | Растения-жертвы. Животные-жертвы и их защита. | 1 | ||
Тема 15. Как построить экосистему | 3 | |||
30. | Что такое экологическая система? | 1 | ||
31. | Естественные и искусственные экосистемы. | 1 | ||
32. | Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека. | 1 | ||
Тема 16. Подведение итогов | 2 | |||
33. | Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. | 1 | ||
34. | Анализ работы. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1.Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 1971.
2.Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366с.
3.Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
4.Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
5.Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.
Согласовано Протокол заседания методического объединения учителей от ____ августа 2018 года № Руководитель МО____________ | Согласовано Заместитель директора по УВР __________________ Копченко С.В. _______ августа 2018 года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать и уметь" спортивно-оздоровительное направление
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе....
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности "Это интересно знать и уметь" 1 класс
Эта программа создана по ФГОС и разработана мной лично на основе учебника Горячева. Учителям информатики помимо средней школы. можно взять часы в начальной школе и дать представление о предмете информ...
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности "Это интересно знать и уметь" 1 класс
Эта программа создана по ФГОС и разработана мной лично на основе учебника Горячева. Учителям информатики помимо средней школы. можно взять часы в начальной школе и дать представление о предмете информ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ"
Срок реализации 3 года(возраст детей-12-15 лет)...
Урок – конкурс школьных знатоков 5 класса «Учиться, чтобы знать, знать, чтобы уметь»
Проверить себя на смекалку и сообразительность, а также знание школьных предметов....
Внеклассное мероприятие "Знать и охранять природу - значит знать и охранять Родину"
В данном материале представлено мероприятие, посвящённое году защиты окружающей среды. Мероприятие рекомендовано для проведения в среднем звене....
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...