Программа "Уроки здоровья"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Программа "Уроки здоровья" разработаны для обучающихся 7-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_zdorovya_dlya_7-9_klassov.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»
Программа
«Уроки здоровья»
(для 7-9 классов)
Составлено: Потаев П.С.
воспитателем I категории
пос. Нартас
В процессе обучения и воспитания в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьников с ОВЗ необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение школьников с ОВЗ бережному отношению к своему здоровью, начиная с 1 класса – актуальная задача современного образования. Предлагаемая программа «Уроки здоровья» нацелена на формирование у ребёнка с ОВЗ ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Программа « Уроки здоровья» должна стать «школой здорового образа жизни» учащихся с ОВЗ, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Программа «Уроки здоровья» рассчитана на учащихся 8,9 классов с ограниченными возможностями здоровья VIIII вида и предназначена для работы в системе специального ( коррекционного) начального образования.
Цели и задачи программы:
- Формирование у школьников с ОВЗ мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
- Развитие познавательной активности школьников с ОВЗ, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
- Воспитание у школьников с ОВЗ потребностей к здоровому образу жизни
При решении задач обучения, развития и воспитания, учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Участники программы:
В реализации программы участвуют обучающиеся 7, 8, 9 классов
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения, 1 час в неделю.
1 год обучения- 34 часа;
2 год обучения- 34 часа;
3 год обучения- 34 часа;
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы – 12 человек.
- Занятия в классе и в природе.
- Уроки – путешествия.
- Уроки – КВН.
- Праздники.
- Игры.
- Викторины.
- Экскурсии.
Методы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует педагог в своей работе. «Уроки здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся с ОВЗ, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др. Программа содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинги, валеологический самоанализ, оздоровительные минутки: упражнения для коррекции осанки, зрения, плоскостопия, дыхательные упражнения). Для активизации познавательной деятельности программой предусмотрено наполнить содержание занятий игровыми сюжетами.
Результативность работы по программе «Уроки здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Воспитатель должен найти нужный тон в общении с воспитанниками, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
В данной программе имеются 6 направлений:
- Человек и его здоровье.
- Познай себя.
- Рациональная организация жизнедеятельности.
- Гигиена.
- Иммунитет
- Безопасность жизнедеятельности.
Тематическое планирование «Уроков здоровья»
7 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего Часов |
I | Человек и его здоровье | 4 |
1 | Здоровье и болезнь. Взаимосвязь компонентов здоровья. Валеологический анализ и самоанализ | 1 |
2 | «Крепкий организм». Валеологический анализ и самоанализ | 1 |
3 | Я становлюсь старше. Валеологический самоанализ | 1 |
4 | Семья и мое здоровье | 1 |
II | Рациональная организация жизнедеятельности | 3 |
1 | Помогу себе сам. Практическое занятие: составление режима дня семиклассника | 1 |
2 | Хочу быть стройным и сильным. Практическое занятие: разучивание комплекса утренней гимнастики | 1 |
3 | В школу с радостью. Практическое занятие6 разучивание подвижных игр | 1 |
III | Основы гигиены | 5 |
1 | Изучаем кожу своего лица. Дары природы | 1 |
2 | Красивые волосы – показатель здоровья. Дары природы | 1 |
3 | Ухоженные руки и ноги. Дары природы | 1 |
4 | Белозубая улыбка на всю жизнь. Дары природы | 1 |
5 | Разговор о душе и теле | 1 |
IY | Иммунитет | 9 |
1 | Что такое иммунитет | 1 |
2 | Движение – это жизнь | 1 |
3 | Вкусно и полезно | 1 |
4 | Основные правила питания | 1 |
5 | Знакомство с различными системами питания | 1 |
6 | Витамины, их значение для здоровья человека | |
7 | Закаливание организма. Принципы закаливания | |
8 | Баня парит – баня правит | |
9 | Очищение организма. Некоторые методики очищения организма | |
Y | Безопасность жизнедеятельности | 10 |
1 | Инфекционные заболевания. Уход за больным человеком. Растения лекари | 1 |
2 | Желудочно-кишечные и глистные заболевания. Уход за больным человеком. Растения лекари | 1 |
3 | Пищевые отравления. Растения – друзья и растения – враги | 1 |
4 | Заболевания органов дыхания (воспаление легких, бронхит) Профилактика. Растения лекари | 1 |
5 | Курение и здоровье | 1 |
6 | Алкоголь и здоровье | 1 |
7 | Наркомания, токсикомания, СПИД | 1 |
8 | Предупреждение бытового травматизма. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
9 | Ожоги и обморожения. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
10 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы насекомых. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
11 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы змей Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | |
12 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы животных. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | |
YI | Урок – обобщение: «Человек – творец своего здоровья!» | 1 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование «Уроков здоровья»
8 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего Часов |
I | Человек и его здоровье | 4 |
1 | Валеология – путь к самопознанию и самосохранению | 2 |
II | Познай себя. Основы полового воспитания | 2 |
II | Рациональная организация жизнедеятельности | 3 |
1 | Помогу себе сам. Практическое занятие: составление режима дня восьмиклассника. | 1 |
2 | Хочу быть стройным и сильным. Практическое занятие: разучивание комплекса утренней гимнастики. | 1 |
3 | В школу с радостью. Практическое занятие. Разучивание подвижных игр | 1 |
III | Основы гигиены | 5 |
1 | Изучаем кожу своего лица. Дары природы | 1 |
2 | Красивые волосы – показатель здоровья. Дары природы | 1 |
3 | Ухоженные руки и ноги. Дары природы | 1 |
4 | Белозубая улыбка на всю жизнь. Дары природы | 1 |
5 | Разговор о душе и теле | 1 |
IY | Иммунитет | 9 |
1 | Что такое иммунитет | 1 |
2 | Движение – это жизнь | 1 |
3 | Вкусно и полезно | 1 |
4 | Основные правила питания | 1 |
5 | Знакомство с различными системами питания | 1 |
6 | Витамины, их значение для здоровья человека | |
7 | Закаливание организма. Принципы закаливания | |
8 | Баня парит – баня правит | |
9 | Очищение организма. Некоторые методики очищения организма | |
Y | Безопасность жизнедеятельности | 10 |
1 | Инфекционные заболевания. Уход за больным человеком. Растения лекари | 1 |
2 | Желудочно-кишечные и глистные заболевания. Уход за больным человеком. Растения лекари | 1 |
3 | Пищевые отравления. Растения – друзья и растения – враги | 1 |
4 | Заболевания органов дыхания (воспаление легких, бронхит) Профилактика. Растения лекари | 1 |
5 | Курение и здоровье | 1 |
6 | Алкоголь и здоровье | 1 |
7 | Наркомания, токсикомания, СПИД | 1 |
8 | Предупреждение бытового травматизма. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
9 | Ожоги и обморожения. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
10 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы насекомых. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
11 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы змей Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | |
12 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы животных. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | |
YI | Урок –обобщение: «Человек – творец своего здоровья!» | 1 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование «Уроков здоровья»
9 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего Часов |
I | Человек и его здоровье | 4 |
1 | Валеология – путь к самопознанию и самосохранению | 1 |
II | Познай себя. Основы полового воспитания | 8 |
1 | Как устроен человек. | 1 |
2 | Какие органы защищает опорно-двигательная система | 1 |
3 | Как осуществляется контроль над работой различных органов человеческого организма | 1 |
4 | Что такое гормоны. Где они образуются и как действуют | 1 |
5 | Периоды развития организма человека . | 1 |
6 | Чем отличается мальчик от мужчины и девочка от женщины. | 1 |
7 | Мужские и женские половые клетки | 1 |
8 | Наследственность. Для чего нужно знать свою родословную | 1 |
III | Основы гигиены и безопасности жизнедеятельности | 11 |
1 | Адаптация человека к окружающим условиям. Я южанин. Практическое занятие: составление индивидуального режима дня | 1 |
2 | . Как правильно питаться, чтобы быть здоровым и красивым | 1 |
3 | Какие факторы ухудшают здоровье человека | 1 |
4 | Как сделать свою фигуру красивой. Занятия физкультурой и спортом | |
5 | Что поможет быть здоровым и красивым. Уход за кожей и волосами. Дары природы | 1 |
6 | Белозубая улыбка. Уход за зубами. Дары природы | 1 |
7 | Об одноклеточных животных – врагах здоровья | 1 |
8 | О болезнях взрослых, которые могут передаваться и детям | 1 |
9 | СПИД – чума современности | 1 |
10 | О вредных привычках и их последствиях | |
11 | О звуках и их влиянии на здоровье человека | |
IY | Психология здоровья | 12 |
1 | Почему все люди разные | 1 |
2 | Что такое индивидуальные особенности | 1 |
3 | Характер – что это такое | 1 |
4 | Поговорим о застенчивости. Практическое занятие: разучивание комплекса упражнений для ограничения проявления застенчивости | 1 |
5 | Что такое эмоции. Учимся управлять ими | 1 |
6 | Поговорим о настроении. Практическое занятие: аутотренинг | |
7 | Как люди понимают друг друга | |
8 | Человек в мире людей | |
9 | Семейная биография | |
10 | Наши права и обязанности. | 10 |
11 | Как избежать возможной опасности | 1 |
2 | Красота внешняя и внутренняя | 1 |
Y | Пищевые отравления. Растения – друзья и растения – враги | 1 |
4 | Заболевания органов дыхания (воспаление легких, бронхит) Профилактика. Растения лекари | 1 |
5 | Курение и здоровье | 1 |
6 | Алкоголь и здоровье | 1 |
7 | Наркомания, токсикомания, СПИД | 1 |
8 | Предупреждение бытового травматизма. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
9 | Ожоги и обморожения. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
10 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы насекомых. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | 1 |
11 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы змей. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | |
12 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы животных. Оказание первой медицинской помощи. Растения лекари | |
YI | Урок – обобщение: «Культура здорового образа жизни» | 1 |
Всего: | 34 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7, 8 , 9 классов
Учащиеся должны знать:
Как устроен человек. Периоды развития организма человека. Особенности развития женского и мужского организмов. Правила хорошего тона. Основы психологии здоровья. Как составить программу самовоспитания в рамках здорового образа жизни. Как влияет окружающая среда на здоровье человека. Способы защиты от негативного воздействия некоторых физических явлений на здоровье человека. О наследственной предрасположенности к заболеваниям. Основные права и обязанности подростка.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать физические возможности своего организма. Оценивать себя в сравнении с другими. Осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности. Давать объяснение негативным последствиям вредных привычек. Регулировать свои эмоции. Справляться с конфликтами, связанными с особенностями подросткового возраста. Приспосабливаться к окружающей обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Анализировать свое поведение в конкретных ситуациях. Проводить элементарный аутотренинг для снятия чувства застенчивости и коррекции настроения.
Литература
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М. 1979
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПб. 1997
- Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина. 1991
- Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Михеева П.Г., Щеголев У.А., Слоломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека. – СПб.: Специальная Литература. 1998
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО. 2004
- Панкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье – социальная ценность. – М.: Мысль. 1989
- Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт. 1991
- Сидоров А.П., Секреты здоровья. – М.: Физкультура и спорт. 1990
- Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. – М.: ВО «Агропромиздат». 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...