Исследовательская работа: "Революция в России: последствия, реформы. Взгляд разных поколений"
творческая работа учащихся (8 класс) на тему

Дунаева Галина Владимировна

Работа выполнена к 100 летию революции 1917 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedotov.docx175.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа»

Заочная районная историческая конференция «Взгляд через поколение»

Номинация: Исследовательская работа «Революция в России: взгляд через столетие»

Революция в России: последствия, реформы. Взгляд разных поколений

Подготовил:

Федотов Вадим Владимирович, 8 класс,

учащийся МКОУ «Бороздиновская СОШ»

Руководитель:

Дунаева Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Бороздиновская СОШ»

Конт. Телефон: 89204446019

E-mail: dunaeva_galochka@mail.ru 

п. Бороздиновский - 2017

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………. …….. с. 3 – 4

Основная часть

Глава 1. Результаты социологического опроса………………..…с. 5- 10

Глава 2. Анализ причин расхождения мнений и обобщенная оценка событий 1917 года…………………………………………………………….с.  11 - 13

Заключение ………………………………………………..…. ….…с. 14- 16

Список литературы и ресурсов……………………………….…….с. 17

Приложения…………………………………………………………..с. 18-19

Введение.

  1917 год… Минул уже целый век... Но, события революционной России тех лет до сих пор будоражат умы и чувства поколений. На этой почве возникают споры и конфликты. Одни утверждают, что революция 1917 года открыла для России великое светлое будущее, принесла народам свободу, равенство и братство, дала возможность ощутить себя достойными гражданами Великой страны. Другие считают, что события 1917 года уничтожили Великую Российскую империю. Одни говорят, что это были великие события, другие уверяют, произошла катастрофа….

  Актуальность данной темы не вызвала у нас никаких сомнений. В последние десятилетия во всех средствах массовой информации звучат самые разные, зачастую диаметрально противоположные оценки событий Февральской и Октябрьской революций. Невозможно разобраться в их объективности или субъективности. Но, самое страшное, что острота этих споров вносит раскол в общество, а это вредно для любого народа и страны.

  Цель работы: не только показать отношение к революционным событиям столетней давности людей разных возрастных групп, но и отыскать ответы на вопрос: можно ли было избежать революции в России тогда, возможно ли повторение подобных событий сто лет спустя?

  Когда-то замечательный историк В. О. Ключевский сказал: «История учит даже тех, кто не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение». « История - это фонарь из прошлого, который светит нам в будущее». Вот мы и решили обратиться не только к ныне живущим, но и к истории, к ее аргументам и фактам, чтобы получить наиболее полную картину произошедших событий. Не зная прошлого, невозможно, с позиции 21 века дать им объективную оценку, ведь у всего происходящего есть причины и последствия.

  Поэтому методами исследования данной проблемы, я выбрал не только социологические опросы, интервью и анкетирование среди представителей разных поколений: наших сверстников, родителей, учителей, бабушек и дедушек, не только изучение документальных источников, заявлений известных политиков, но и их анализ.

  В качестве средств исследования были анкеты, диктофоны, сравнительные таблицы, компьютеры, с помощью которых я систематизировали полученные знания и облек их в виде презентации. Объектами исследования для нас стали документы и видеоматериалы Интернет-ресурса, также мемуары, статьи и работы участников событий 1917 года и мнения наших современников – людей очень известных и авторитетных в нашей стране и за рубежом.

Глава 1. Социологическое исследование по теме

  Для изучения данной проблемы было опрошено в течение полутора месяцев около 300 человек. Анкетируемые были представителями самых разных поколений. Это наши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители, старшие братья и сестры, учителя, друзья и знакомые, одноклассники, и учащиеся нашей школы до 8 класса, еще не изучавшие историю ХХ века. В цифрах это можно выразить следующим образом: (Рис.1)

В начале нашей анкеты мы задавали опрашиваемым вопрос:

Какие ассоциации у вас вызывает 1917 год?

Ответы были следующими: (Рис. 2)

  Примечательно, что представители одной и той же возрастной группы в своих ответах, оценках событий 1917 года давали неодинаковые, а порой, диаметрально противоположные ответы. Затруднения были у опрашиваемых ребят до 9 класса, которые еще не изучали историю ХХ века

  В то же время, нам показалось удивительным, что самое старшее поколение в большинстве своем называет революции 1917 года торжеством справедливости. Люди, пережившие годы голода, коллективизации, репрессии и войну, относятся к событиям 1917 года с большим уважением, чем среднее поколение.10 % ответивших про большевистский террор, не помнят о терроре с другой противоположной стороны. Скорее всего, этот факт – следствие времени и средств массовой информации, наложивших отпечаток на формирование мировоззрения и убеждения людей. Ведь ни для кого не секрет, что СМИ по сути - четвертая власть в стране. И, сколько бы ни говорили о свободе слова, во все времена существовал и существует политический заказ в работе СМИ. Так было и во времена империи, и во времена СССР, и в эпоху 90-х годов. Поэтому ответы очень разные, порой диаметрально противоположные. Так на вопрос: Как Вы считаете, 1917 год для Росси – благо или катастрофа? Мы получили следующие ответы: (рис. 3)

  Самым значимым событием 1917 года 68% опрошенных считают Октябрьскую революцию, 10% - свержение самодержавия, остальные 22% затрудняются дать ответ.

  В качестве причин давления на Николая Второго со стороны Прогрессивного блока по поводу отречения от престола 40% отвечавших называют слабость и бездействие монарха, бездарность его политики, 16% считают, что члены Прогрессивного блока, ставшего в последствии Временным Правительством просто стремились захватить всю полноту власти в свои руки. Остальные 44% затрудняются дать ответ.

  Ответы на вопрос о влиянии падения монархии на страну и ее народ также были далеко неоднозначными: 46% считают, что это спасло страну, 26% уверяют, что погубило, 18%- утверждают, что никак не повлияло, Российская империя переродилась в СССР, а сейчас в Российскую Федерацию. Она была, есть и будет великой. Остальные, либо затрудняются дать ответ, либо уверяют, что ответ не однозначен.

  Вопрос о том, «Какую роль сыграло Временное правительство в судьбе России?» вызвал затруднения у трети опрошенных. Они либо не имеют об этом представления, либо считают его роль незначительной. Положительно деятельность либералов оценили только 10%, и отрицательной и никакой назвали его политику 58% опрошенных. А вот впечатлениями и мнениями по поводу Октябрьских событий и их основных участников поделились практически все участники опроса. Им был задан следующий вопрос:

Большевики – герои или злодеи в истории России 1917?

Героями их считают 42%

Злодеями – 25%

  Остальные 43% считают, что большевики не герои и не злодеи, а люди, имевшие свои идеалы, считавшие, что защищают интересы большинства населения и боролись такими же методами, как и их противники в то суровое жестокое время по принципу «кто кого».

  Вопрос о роли личности в истории не последний в понимании людей. Многими нашими респондентами события 1917 года вызывают ассоциации противостояния Николая Второго и, почему-то, Ленина. Некоторые даже считают, что Ленин уничтожил самодержавие в России. Далеко не все опрошенные помнят, что Царя свергло либеральное Временное правительство, и арестован он был, тоже по его приказу, а большевики во главе с Лениным свергли это самое Временное правительство. К сожалению, наблюдается слабые знания хронологии событий, особенно у представителей поколения родившихся во второй половине 80-х и обучавшихся в школе в 90-е годы. Немногие вспомнили таких участников событий как князь Львов, лидер кадетов Милюков, социалист- глава Временного Керенский, генерал Корнилов, Троцкий и др. Поэтому, отвечая на вопросы нашей анкеты, респонденты оценили лишь деятельность императора Николая II и Ленина.

Отречение Николая от престола 16% оценили, как благородный поступок; 36% считают его предательством страны; еще 36% -называют отречение вынужденной мерой и 12% затрудняются с ответом.

  Оценка личности последнего русского царя в наши дни также далеко неоднозначна, несмотря на канонизацию всей семьи, поэтому мы получили следующие ответы на вопрос:

Справедливо ли Николая II окрестили «кровавым»?

Да – 39% (причинами называют события на Ходынском поле, Кровавое воскресенье» и две войны, в которые император втянул свой народ)

Нет – 32%

Затрудняюсь ответить –29%

Так же рознятся и оценки личности Ленина

Положительную оценку Владимиру Ульянову дают 23% респондентов;

Отрицательную – 16%;

Неоднозначной политической фигурой его называют - 61%.

Помимо мнения наших респондентов, мы решили исследовать мнения наших современников о событиях 1917 года, людей довольно хорошо известных, политиков и телеведущих. Это удивительно разные мнения, высказанные порой с оттенком ненависти и презрения, весьма некорректно, порой с намеренным искажением фактов, хронологии событий, либо, наоборот, с благоговением и безмерным уважением.

  Владимир ЖИРИНОВСКИЙ - весьма эпатажный политик в нашей стране, порой противоречит самому себе. Вот одна оценка им тех событий: Всемирное значение Октября 1917 года трудно переоценить. Во-первых, буржуазия всех стран так перепугалась, что ей устроят нечто подобное, что стала обеспечивать для рабочих нормальные социальные условия. Без нашего Октября не было бы столь высокого уровня жизни на Западе. Без нашего Октября не было бы и крушения мировой колониальной системы. Что же касается отрицательных сторон, столь выпячиваемых сегодня… Они были в значительной мере последствиями разрушения страны. А оно началось с февральской авантюры. Армию, например, разрушили НЕ большевики (об этом одинаково говорили такие разные люди, как Ленин и Корнилов). Временное правительство было неспособно править страной. И Октябрь привел к власти тех, кто был СПОСОБЕН делать это, – пусть с огромными негативными последствиями.

Вывод? Нельзя пускать к власти лжедемократов – они могут только довести страну до развала. А там уже нечего плакать, если к власти приходят не те, кого хотелось бы видеть…

  В. В. Познер: «Говорить об истории словами «если бы» бессмысленно: то, что состоялось, – состоялось. Рассуждать можно сколько угодно, но что было бы на самом деле, «если бы»... – мы никогда не узнаем.В одном я убежден: Революция октября 1917 года оказалась для России катастрофой». «Из-за Ленина Россия была отброшена на много-много-много десятилетий. Если б не было этой чертовой революции 17-го года, Россия была бы совсем другой страной. И мы с вами были бы другими людьми».

  Ирина Хакамада: «Даже 1917 год – это не народная революция. Это все перевороты, перевороты.  ….Николай II был царем. Россия была монархией. Все цари, - какого самого лучшего ни назовете, даже Александра II, - всегда найдете кровь - какую? - косвенную. Да? Потому что царь руководил империей, а империя вела войны, преследовала преступников и наказывала, может быть, даже иногда и безвинных. Вопрос о другом. Вопрос о том, что в 1917 году произошел переворот. Была уничтожена монаршая царская власть, и началась как бы диктатура большевиков. И дальше вся наша история с 1917 года, в отличие от истории до 1917 года и в отличие от всех историй других стран, это была история, вплоть до прихода Хрущева, уничтожения по-следовательного, массового изничтожения самых лучших людей в собственной стране».

  В. В. Путин: "Я исхожу из того, что нужно относиться к истории как к тому, что было. И этого не вычеркнуть. Если же вас интересует мое отношение к этому человеку и к тому учению, которое он представлял, то я бы сказал так: был период в моей жизни, когда я с интересом относился к учению марксизма-ленинизма, много читал. Находил это чтиво интересным и часто – логичным. Но по мере взросления, возмужания, для меня становилось все более и более очевидной истиной, что все это – не более, чем красивая и вредная сказка. Вредная, потому что осуществление или попытка проведения ее в жизнь в нашей стране, нанесла последней огромный ущерб" "Ленин выступил за то, чтобы государство, Советский Союз, образовался на основе полного равноправия, с правом выхода из Советского Союза. И вот это и есть мина замедленного действия под здание нашей государственности".

  А в Париже 10 лет назад открыли памятник Ленину, как раз за провозглашенное им право наций на самоопределение вплоть до образование самостоятельного государства, которой стало международной нормой права и разрушило колониальную империю. Да и распад СССР произошел в разрез с народным волеизъявлением народа на референдуме, где почти 80% хотели его сохранить, и Крым в Россию вернулся тоже по результатам референдума, на основе права народов на самоопределение.

  Наше исследование показало, что оценки событий 1917 года весьма противоречивы.

Глава 2. Анализ причин расхождения мнений и обобщенная оценка событий 1917 года

  Полученные результаты опросов, анкетирования, изучение выступлений известных политиков не были для нас неожиданностью по своему содержанию. При наличии такого информационного пространства, мы уже видели и слышали диаметрально противоположные мнения на различных каналах телевидения в сети Интернет, в газетах и журналах, в кинематографе и даже в учебниках по истории и литературе. Чему же удивляться, если даже в моей семье бабушки и дедушки со стороны мамы и со стороны папы дают этому событию диаметрально противоположную оценку.

  Некоторые члены моей семьи в ходе событий того времени потеряли имущество и, следовательно, были негативно настроены к новой власти. Они являются внуками кулаков и зажиточных крестьян, считают революцию событием, которое изменило их жизнь к худшему – советская власть лишила их честно заработанного имущества. И не смотря, на все положительные стороны революции они придерживаются монархической точки зрения. « Кто не работал – тот был бедным и несчастным, а кто работал – жил в достатке, и был злом в глазах коммунистов»

  А другие родственники, наоборот, стали жить на порядок лучше и даже занимали небольшие руководящие должности (например, председатель колхоза). Они в процессе революции получили желаемую свободу, стали жить лучше, до сих пор благодарны советской власти и хотели бы вернуть то время. Они считают, что царский режим к 1917-ому приносил только несчастье крестьянам и угнетал их. А Октябрьская революция дала им возможность почувствовать себя достойными людьми, советская власть их бесплатно учила, лечила, предоставляла жилье и поддерживала семьи.

  Споры на эту тему могут быть бесконечными и очень острыми, но они не должны разъединять и сталкивать между собой не только родственников, но и народы страны, по какую бы сторону баррикад в 1917 году не находились их предки. Не для этого мы изучаем историю, а для того, чтобы извлечь из прошлого уроки.

  Россия отнюдь не единственная страна, в которой произошла революция, а затем и Гражданская война. Революции происходили и в Нидерландах, и в Великобритании, и в Германии, и в Мексике, а Франция по количеству революций в своей истории – просто рекордсмен. Да и гражданские войны не миновали ни европейские государства, ни США, ни Латинскую Америку, ни Азию, ни Ближний Восток, а во многих регионах планеты они полыхают и сегодня.

  А ведь всё это присутствовало в России в 1917 году. За 17 лет ХХ столетия страна пережила Мировой кризис 1903 года, поражение в Русско-японской воне 1904-05 гг., больно ударивших по нашей экономике, революцию 1905-1907 гг. с ее многочисленными жертвами, бунтами, поджогами и карательными действиями со стороны власти. В ходе столыпинских реформ страна только начала поднимать свою экономику, как оказалась втянута в Первую мировую войну, потребовавшую мобилизацию всех ее сил. Мужчины гибнут на фронте, спасая союзников по Антанте. Лошадей и фураж забирают на нужды фронта, вводится продразвёрстка, перегруженные военными составами железные дороги приводят к перебоям поставок продовольствия в города, закрываются предприятия, и армия безработных и голодных выходит на улицы требовать прекратить войну, не являлась войной Отечественной, наладить поставки хлеба. В городах огромное скопление вооруженных людей, перемещающихся с фронта на фронт которая. Обостряются крестьянский и национальный вопрос. (Рис.4,5)

  А власть, вместо того, чтобы решать такие острые внутренние проблемы, занята честным исполнением союзнического долга.

  Проводя свои исследования общественного мнения, мы в анкете задавали еще один вопрос: Можно ли было избежать революции и падении монархии в 1917 году? Ответы так же разделились на противоположные: 25 % выразили свое затруднение с ответом, 45%считают, что нельзя было этого избежать, а 30% опрошенных нами, то есть, каждый третий, уверены, что можно, если бы эта власть занялась решением внутренних проблем немедленно, не откладывая их до окончания войны, которое, неизвестно когда, должно было наступить. Такой же точки зрения придерживаются и наши политики:

  Ирина Хакамада: «Я думаю, в России была бы буржуазная конституционная монархия, как в Великобритании. То есть мы бы сохранили цивилизованный, более адекватный и прозрачный институт монархии, у нас был бы развит институт парламентаризма, было бы соответствующее правительство большинства в парламенте»

  Алексей Навальный: «Николай II отрёкся от престола ровно потому, что не мог больше оставаться у власти. Уход императора в 1917 году – это естественный исторический процесс. Россия пыталась остаться монархией в начале ХХ века, но в то уже новое время и в изменившейся обстановке это было нереально. Власть пала в ужасных последствиях, в том числе и для самой царской семьи. В этом виноваты сам император и его окружение, которые пытались сохранить в России абсолютную монархию.

Заключение

  В истории нет событий, и нет правителей, и политических лидеров, которых можно было оценить однозначно. Ни Иван Грозный, ни Петр Великий, ни Екатерина II, ни Александр II и др. не были «белыми и пушистыми». Они были людьми своей эпохи, решали поставленные ею задачи теми методами, которые считали единственно правильными. То же самое можно сказать и про последнего императора России, и про последующих ее руководителей и про сегодняшних. История требует к себе внимания людей, ибо на ошибках прошлого нужно учиться и уметь извлекать из него то ценное, лучшее, которое пригодится в настоящем и будущем. Политики, прежде всего, люди со своими достоинствами и недостатками, слабостями и сильными сторонами, которым свойственно ошибаться, только цена за их ошибки куда дороже, чем за ошибки рядового человека.

  История не знает сослагательного наклонения. У каждого исторического события есть причины, предпосылки и последствия. Власть в любом государстве должна заботиться о благополучии своих граждан, решать насущные проблемы своего народа. Нерешенность вопроса о земле, о мире, проблем в экономике и в национальном вопросе породили недоверие у населения сначала к самодержавию, а затем и к Временному правительству. Эти проблемы подтолкнули нищий и голодный народ к протесту сначала мирному, а затем и вооруженному, и этот народ пошел за теми, кто выразил готовность дать ему мир, землю, равноправие и решить экономические проблемы сейчас, а не в неопределенном будущем.

  Своим респондентам мы задавали еще один вопрос:

Возможно ли повторение событий 1917 года сто лет спустя? Результаты:

Да –58,1%

Нет – 19,3%

Затрудняюсь ответить – 22,6%

  Как видно из данных цифр, подавляющее большинство тех, кто дал ответ на поставленный вопрос, увидели некоторое сходство ситуации сто лет спустя.

Какие же сходные черты обнаружили наши респонденты:

  1. Геополитический передел мира;
  2. Объединение Западных государств во главе с США против России;
  3. Стремление Запада втянуть Россию в войну на Ближнем Востоке.
  4. Оранжевые революции на постсоветском пространстве.
  5. Санкции против России для ослабления нашей экономики, в надежде, что экономический кризис подтолкнёт россиян к свержению законной власти.
  6. Коррупция высокопоставленных чиновников, произвол, их безнаказанность.
  7. Активизация прозападной либеральной оппозиции.

  Но все опрошенные, согласны с высоким внутренним и внешнеполитическим рейтингом главы государства и утверждают, что сейчас все зависит от действий Президента и Правительства, которые должны быть направлены на защиту национального интереса страны и достойного материального уровня жизни ее народов, на защиту их прав и свобод, на охрану правопорядка и безопасности.

  Никто из опрошенных не желал бы своему народу новой революции. Примеры событий в Украине, Сирии и др. государствах, недавно переживших подобные события, заставляют иначе переосмысливать свое отношение к общественным проблемам современной России, подталкивают к поиску мирных, законных путей постепенных преобразования и реформирования страны.

Таким образом, мы пришли к выводу:

  Революция происходит тогда, когда население доведено до отчаяния нищетой и своим бесправным положением, и терять ему уже больше нечего, потому что хуже уже просто не может быть. В стране, где народ живет в богатстве, в мире и благополучии, революции такого характера, как в 1917 году не происходят. Население такой страны, наоборот, будет всячески поддерживать власть, оберегать и защищать свое государство, которое, в свою очередь, обеспечивает населению достойный уровень жизни, безопасность и защищает национальные интересы.

Литература и ресурсы:

1. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 c.

2. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2013. - 496 c. Безбородов, А.Б.

3. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: Учебник / А.Б. Безбородов. - М.: Проспект, 2013. - 448 c.-

4. Газета «Социалистическая Россия» Издательский Дом «Новый взгляд» статья «Отношение к революции 1917 года»

5. Боханов, А.Н. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; Под ред. А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2013

6. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. В 2 кн. (XVIIв-1918г.) Сост. Кузнецов Д.В. (БГПУ; 2010, 1058с.) Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки (1918-2006 гг.) Сост. Кузьмин Ю.М. (ВятГТУ; 2007, 541с.)

Интернет источники:

1)http://www.newlookmedia.ru/?p=19413 

2. http://xn--80aa3aekaebe4a6lc.xn--p1ai/tems/cit58.html 

3. https://www.youtube.com/watch?v=tsGIRyDRiso 

4. https://thequestion.ru/questions/214656/chto-bylo-by-seichas-s-rossiei-esli-by-udalos-izbezhat-revolyucii-1917-goda 

Приложения

Рис. 1

Годы рождения анкетируемых

% от опрошенных

1 группа - 1929 - 1941 гг.

23%

2 группа - 1942 – 1962 гг.

19%

3 группа - 1963 – 1983 гг.

23%

4 группа - 1983- 2000 гг.

35%

Рис. 2. Вопрос: Какие ассоциации у вас вызывает 1917 год?

Революции одна за другой: митинги, протесты, лозунги, очереди за хлебом, беспорядки на улицах городов, перестрелки и т.д.

46%

Свержение монархии. Смена власти, смена эпох.

29%

Октябрьская революция (Штурм Зимнего дворца)

13%

Террор большевиков

10%

Затруднялись ответить

2%

Рис. 3. Ответы

Благо

32%

катастрофа

32%

Ни то, ни другое

20%

Затрудняются с ответом

16%

Рис. 4

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/26/k_5927e8db71b92/418712_1.png

Рис. 5. Причины революции

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/26/k_5927e8db71b92/418712_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Социальные последствия реформ Петра I"

Урок "Социальные последствия реформ Петра I" с приемом "работа в группах сменного состава" в 7, 10 классах...

Классный час по теме «Две войны, две победы: взгляд современного поколения»

ЦЕЛЬ: сравнение Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. с целью анализа патриотизма русского народа как ведущей силы для достижения победы в обеих войнах.ЗАДАЧИ:-пои...

"Игры детей разных поколений" исследовательская работа учащихся

Тема исследования- "Игры детей разных поколений"Цель-изучить подвижные игры трёх поколений...

Динамика физической подготовленности учеников разных поколений

    В данном проекте был выполнен сравнительный анализ спортивных результатов учащихся городищенской школы разных поколений по трём видам лёгкой атлетики (метание мяча, прыжок в длину...

Исследовательский проект "Диеты, и их последствия"

Мини-проект "Диеты, и их последствия"...

Проверочная работа по истории России "Обновленная Россия. Тяготы реформ". 8 кл.

Проверочная работа по теме "Обновленная Россия. Тяготы реформ.  ". 4 варианта. Работа может проводиться как проверка домашнего задания в начале урока или как закрепление....