Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО К УСПЕШНОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
методическая разработка на тему

Петрова Елена Вячеславовна

Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ  СПО К УСПЕШНОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_motivatsiya_obuchayushchihsya.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение   «Рославльский многопрофильный  колледж»  

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ  СПО        К УСПЕШНОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Е.В. Петрова, преподаватель математики

 

Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современного образования, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.

В современном мире изучение математики является важнейшей частью общего образования, так как это наука, имеющая большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Высоких результатов в освоении математики можно добиться, только имея желание изучать ее. Постоянно от студентов можно услышать слова: «Я ушел из школы, чтобы эту математику не учить», «Где она пригодится мне?», «А вам пригодились эти интегралы или синусы с косинусами?» и так далее… Наряду с гуманитарными группами, такого же мнения придерживаются и студенты технических групп. И очень часто уровень знаний, с которыми ребята приходят в колледж, не позволяет изучать им математику дальше.

Мотивация – основополагающий компонент учебной деятельности. Для студента внутренняя мотивация является ведущим показателем сформированности его внутреннего самосознания: человек получает удовлетворение от самой деятельности и от результата, стремится добиться более высоких успехов. Мотивация состоит из различных компонентов: смысл, мотив, цель, эмоции, сопровождающие учебный процесс. Мотив – это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней. Можно выделить две основные группы мотивов для изучения науки: познавательный и общественный (общественный долг и ответственность). Для формирования познавательного интереса можно воспользоваться следующими приемами: постановка целей вместе со студентами; установление связи теоретического материала с практическим применением; использование различных форм урока; организация творческой, поисковой деятельности и участие в студенческих конференциях; создание ситуации успеха для каждого студента (дифференцированное обучение). В формировании мотивов общественной направленности большую роль играет значение образованности в семье учащегося. Уважение к преподавателю, к его мнению так же позволяет учебному заведению мотивировать учащегося в данном направлении.

Многие считают, что требования к профессиональному образованию ограничиваются следующим фактом: человек знает и помнит некоторое количество необходимых им в будущей профессии фактов из области деятельности по полученной специальности и простые связи между ними. Тогда и возникает вопрос: зачем студенту 1-го курса гуманитарной группы математика? Такой же вопрос, как ни странно, возникает и у студентов технической группы. Материал, даваемый математикой, действительно может казаться ненужным в профессии, например, воспитателя детского сада. Если иметь в виду только этот аспект профессионального образования, то логичны и многочисленные вопросы студентов-первокурсников, с которыми сталкиваются почти все преподаватели математики: «А зачем нам все это надо? Где это нам потом будет нужно?». Данные вопросы не возникают на более старших курсах, особенно после прохождения производственной практики, так как полезные приложения математики практически во всех областях человеческой деятельности становятся совершенно очевидными. Становится понятно, что дальнейшее развитие гуманитарных наук без математического моделирования и точных количественных методов исследования, а также широкого использования современных вычислительных средств является невозможным. Очевидно поэтому дисциплина "Математика" изучается во всех учебных заведениях.

Успех в профессиональной деятельности обусловлен также высоким уровнем логического мышления, определенными навыками нестандартного мышления, умением быстро найти нужный материал в справочной литературе, умением быстро и качественно разобраться в незнакомом материале, критическим подходом ко всему «очевидному», высокой мотивацией в приобретении новых современных знаний в избранной области, высоким уровнем интеллекта. Не зря говорится, что «математика – гимнастика для ума». Именно она учит мыслить стройно, логично, нестандартно, творчески. Именно она развивает умение оперировать с абстрактными объектами и корректно использовать математические понятия и символы для выражения количественных и качественных отношений.

Человека нельзя рассматривать только как носителя чисто профессиональных знаний и навыков, он должен быть интересен прежде всего, как личность, быть интересным для окружающих. Именно общекультурный уровень человека формирует качество его ближайшего окружения, его комфортной жизненной среды. Естественнонаучная составляющая мировой культуры играет не меньшую роль в формировании полноценной многогранной личности, чем ее гуманитарная составляющая. Важнейшие научные достижения являются неотъемлемой частью общечеловеческого интеллектуального опыта. Изучая тему мотивации, я прочитала следующее высказывание, с которым трудно не согласиться: «Полагаем, что многие без особого сопротивления согласятся с тем, что человека, не знающего Пушкина, не слышавшего о Моцарте и незнакомого с работами Боттичелли, трудно называть культурным и образованным. Но может ли образованный человек в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова не иметь ни малейшего представления об идеях Лобачевского и основах теории вероятностей, о методах обработки информации и принятия решений?». 

Но все это понимаем мы, преподаватели. А как убедить в этом студента первого курса, который ушел из школы, чтобы избавиться от общеобразовательных дисциплин (как он думал)?

В нашем колледже на первом курсе изучается программа 10-11 класса по математике. На следующий год приходят другие учащиеся. Чтобы найти подход к каждому студенту в обучении, пользуясь методом проб и ошибок, времени нет. Поэтому необходимо с самого начала узнать приоритеты учащегося, его ожидания от учебы и цель получения образования.

Я нашла более подходящую для моей работы методику диагностики типа мотивации учащегося и провела исследование мотивации студентов первого курса групп гуманитарной направленности (ДО-дошкольное образование) и технической (ТО-техническое обслуживание) (в сравнении). В группе ДО обучаются студенты с высоким средним баллом аттестата, а в группе ТО – с более низким. Вот результаты моего исследования.

Общим является значимость в семье успешности обучения, познавательный интерес. В реальности это проявляется заинтересованностью родителей в обучении ребенка (они приходят в колледж, посещают родительские собрания, интересуются успехами своих детей). Значимость одобрения семьи выше, чем значимость одобрения педагогов и одногруппников. Поэтому иногда полезно родителям лично сообщить об успехах студента, чтобы вдохновить на работу. Студенты обеих групп больше боятся наказания со стороны колледжа (совета группы, отделения или отчисления), чем со стороны родителей. И часто родители сами просят поговорить с их детьми, когда те выходят из-под контроля. Самой высокой в обеих группах оказалась значимость обучения для собственного успешного будущего. Поэтому мы часто на уроках или просто при беседах, обсуждаем возможные будущие профессии студентов или возможность дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Нередко дети приходят к нам, даже не мечтая учиться в ВУЗе, а в итоге поступают и успешно обучаются. Мотив общения не очень высок. Возможно, это связано с тем, что в колледж студенты приходят из разных школ, из разных регионов, у всех своя, часто не очень приятная история ухода из учебного заведения. Они начинают устраивать свои правила, выяснять отношения, стараются быть независимыми от других. Это все происходит в первый год обучения. Мы на часах куратора проводим занятия по сплочению группы, так как внутренняя атмосфера оказывает большое влияние на успешность обучения. На втором курсе данный показатель, я думаю, должен быть более высоким. Внеурочная мотивация у обеих групп имеет самый низкий показатель. Но в каждой группе всегда находятся дети, которые с большим удовольствием участвуют во внеурочной деятельности, чем учатся. Воздействовать на них можно с помощью руководителей творческой деятельности. Значимость учебной деятельности как ведущей сферы самореализации имеет одинаковые показатели. Здесь индивидуальный подход особо важен. Одним студентам нравится, когда оценку за урок объявляют при всех, вызывают к доске, хвалят. А другие любят тихо работать, быть незаметными, им нравится решать что-то индивидуально, не то, что все решают. Не любят, когда их оценки комментируют одногруппники. Я стараюсь учитывать эти особенности. Влияние одногруппников, семьи и колледжа в плане мотивирования хорошей учебы в группе ДО – одинаково, а в ТО – существенно отличается в пользу семьи.

При исследовании мотивации в разных группах, я выяснила, что групповые задания в группе ТО давать не следует, а ДО с удовольствием будет работать в небольших группах. К помощи родителей целесообразней обращаться в группе ТО, а студентам ДО достаточно мнения и совета преподавателя. Также высокий балл среди типов мотивации в этих группах оказался у мотивации «осознание социальной необходимости». Это говорит о том, что студенты будут учиться, если четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться в будущем — для поступления в вуз, получения хорошей профессии, работы.

Нередко мотивация отсутствует у студентов вследствие отсутствия базовых знаний. Это выявляется при проведении входного контроля знаний. Если ребенок, согласно исследованию, имеет высокие показатели мотивации, а учится неудовлетворительно, то важно провести диагностику и устранить пробелы в школьной программе. Обычно в группах технической направленности половина студентов не умеет выполнять элементарные арифметические действия, решать уравнения, пользоваться формулами. Это мешает дальнейшему усвоению материала. Мотивация при отсутствии успеха снижается. Отношение к учебе становится негативным. Важно это определить как можно скорее. Индивидуальные задания помогут устранить пробелы знаний, и студенты смогут усваивать учебный материал. В моей практике бывает так, что пробелы устранить практически не в моих силах, тогда я подбираю задания, которые студенты в состоянии выполнить. Хвалю за успехи, ставлю оценки. И такие дети с удовольствием ходят на занятия, работают, их радуют личные успехи.

Тест

1) Я думаю, лидером в группе должен быть студент, который имеет хорошие результаты в учебе.

2) Родители хвалят меня за хорошие оценки.

3) Я люблю узнавать новое.

4) Мне нравится трудные задачи.

5) Я хочу, чтобы одногруппники считали меня хорошим учащимся.

6) Я делаю все, чтобы преподаватель похвалил меня, если я правильно решил задачу.

7) Я всегда разговариваю с родителями об успехах в учебе.

8) Я боюсь быть отчисленным из колледжа за плохую успеваемость.

9) Я скрываю плохие отметки от родителей, чтобы меня не наказали.

10) Я учусь прежде всего потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти интересную высокооплачиваемую работу.

11) Колледж для меня - место общения с друзьями.

12) Мне нравится участвовать в различных колледжских мероприятиях, и было бы здорово не тратить столько времени на учебу.

13) Сейчас учеба для меня —основная сфера, где я могу проявить себя.

14) Ребята в нашей группе не будут хорошо относиться к студенту, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.

15) Темой для разговоров в нашей семье часто становится мое образование.

16) Я люблю проводить самостоятельные исследования, делать открытия.

17) Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.

18) Мне нравится, когда одногруппники знают о моих хороших оценках.

19) Мне обидно, когда преподаватель не оценивает мою работу.

20) Я стараюсь на занятиях, если родители поощряют мои старания.

21) Я учусь прилежней, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на совете отделения, на собрании группы.

22) Я стремлюсь учиться усерднее, если знаю, что дома буду наказан за плохие оценки.

23) Я хочу стать культурным, образованным человеком.

24) Я люблю уроке, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одногруппниками учебный материал.

25) Можно сказать, что в колледже я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем учебными занятиями.

26) Мне нравится участвовать в различных мероприятиях и конференциях в колледже, потому что для меня это способ заявить о себе.

27) Ребята в нашей группе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.

28) Мои родители хотят, чтобы я был успешен в учебе.

29) Я люблю находить новые методы решения задач.

30) Я хотел бы быть лучшим студентом в группе.

31) Я хочу нравиться одногруппникам, поэтому стараюсь хорошо учиться.

32) Мне нравится, когда преподаватели в конце занятия называют студентов, чья работа на занятии была лучшей.

33) Мне очень важно, чтобы родители считали меня успешным студентом.

34) Я расстраиваюсь из-за плохих оценок, так как это значит, что преподаватели теперь считают меня слабым студентом.

35) Я очень переживаю, когда родители называют меня неспособным, неуспешным студентом.

36) Я часто думаю, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого нужны.

37) Мне всегда радостно, когда отменяют занятия и я могу просто пообщаться с одногруппниками.

38) Я хочу, чтобы в колледже остались одни перерывы.

39) Мне нравится на занятиях отстаивать свою точку зрения.

Номера 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

3

6

7

8

9

10

11

12

Ответы
студента

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28)

29)

30)

31)

32)

33)

34)

35)

36)

37)

38)

39)

Сумма 
баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы 
(средние 
значения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 — среднее между 4а и 7.

11 — среднее между 4в и 5б.

12 — среднее между 4б и 5а.

Обработка результатов

1а. — Престижность учебы в группе. Эта шкала показывает, насколько значимым в коллективе группы является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата — объективный показатель престижности этой характеристики в группе.

1б. — Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье студента является такая его характеристика, как учебная успешность.

2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

4а. Мотив социального одобрения (одногруппниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одногруппников.

4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.

. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.

5а. Боязнь наказания со стороны колледжа. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы для собственного успешного будущего.

7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

8. Внеучебная колледжская мотивация. Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в колледже (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно учебной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в колледж, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр.

10. Влияние одногруппников.

11. Влияние семьи.

12. Влияние колледжа.

Преподавателю отводится важная роль в формировании положительной мотивации у учащихся. Правильность выбора стратегии и тактики обучения на занятии способствует повышению эффективности обучения. Иначе реальной становится опасность, о которой предупреждал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Формирование ключевых компетенций учащихся по профессии повар при изучении кулинарии"

Данная работа является обобщением опыта работы преподавателя Кунаковой Л.В. по формированию ключевых компетенций учащихся обучающихся по профессии повар . В работе раскрыта роль и методика использован...

Методическая разработка «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике через систему заданий»

Тема «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике через систему заданий»Цель системы заданий - повысить качество математического образования учащихся 8-11 классов.Задачей систем...

Учебно-методическое пособие "Формирование мотивации обучающихся к изучению математики"

Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) ...

Методическая разработка «Формирование навыков смыслового чтения при изучении темы «Атмосферное давление»

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе. Отдельные задания могут быть предложены учащимся в виде самосто...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

В статье описаны способы мотивации у детей при изучении предмета математика....

Методическая разработка "Формирование мотивации на занятиях дополнительного образования"

В  данной работе рассмотрены  вопросы  мотивации  и разработаны рекомендации, направленные на развитие мотивации на занятиях системы дополнительного образования....