ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол»
рабочая программа на тему
Дополнительная общеразвивающая программа спортивной секции «Баскетбол»(физкультурно-оздоровительное направление) разработана на основе программы предложенной в учебном пособии: «Организация работы спортивных секций в школе»
Автор - составитель А.Н. Каинов, кандидат педагогических наук, Волгоград 2009г
Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью. Это обусловлено высокой динамичностью и эмоциональной насыщенностью этой игры, ее увлекательностью и тем высоким накалом спортивных страстей, который возникает во время игры. Все это особенно характерно для детского и юношеского возраста и поэтому с таким увлечением школьники все больше и больше приобщаются к занятиям баскетболом.
Поэтому данная программа была направлена большей своей частью на всестороннее физическое развитие учащихся и способность совершенствовать многие необходимые в жизни двигательные и морально-волевые качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
направление: физкультурно-оздоровительное | 224.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании на заседании ШМС директор школы-интерната
МО педагогов ДО протокол № ____ от _____ _________ И.В. Резвина протокол № ____ Председатель ШМС_______ приказ №____ от_____
Руководитель МО
_____________
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Баскетбол»
направление: физкультурно-оздоровительное
Возраст обучающихся:12 -17 лет
Год обучения:1, 2, 3 год обучения
Педагог: Бочаров Евгений Владимирович
учитель высшей квалификационной категории
Учебный год: 2018- 2019 г.
С. Сеяха
2018 год
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа спортивной секции «Баскетбол»(физкультурно-оздоровительное направление) разработана на основе программы предложенной в учебном пособии: «Организация работы спортивных секций в школе»
Автор - составитель А.Н. Каинов, кандидат педагогических наук, Волгоград 2009г
Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью. Это обусловлено высокой динамичностью и эмоциональной насыщенностью этой игры, ее увлекательностью и тем высоким накалом спортивных страстей, который возникает во время игры. Все это особенно характерно для детского и юношеского возраста и поэтому с таким увлечением школьники все больше и больше приобщаются к занятиям баскетболом.
Поэтому данная программа была направлена большей своей частью на всестороннее физическое развитие учащихся и способность совершенствовать многие необходимые в жизни двигательные и морально-волевые качества.
Модификация данной программы составляет около 30% и заключается в изменении тематического содержания уже существующей программы и перераспределении учебных часов.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
- подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
- отбор для сборной команды школы-интерната и участия в районных соревнованиях
Новизна
Актуальность данной программы состоит в углубленном изучении игры баскетбол, что тем или иным образом дает учащимся, успешно освоившим программу, принимать участие в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
При разработке даннойпрограммы были учтены два фактора: педагогическая практика и психолого-педагогические исследования в области баскетбола, которые показали зависимость эффективности обучения от реализации принципа наглядности, что подчеркивает важность использования наглядных учебных пособий в практике баскетбола.
Реализация принципа наглядности обучения в настоящее время тем более важна, что школьники, привычные к картинкам телевизора, компьютера значительно легче познают смысл и содержание рисованного упражнения, чем его текстовое описание.
(Приложение 1)
Условия реализации программы
Данная программа по баскетболу предназначена для спортивной секции, также она является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию.
Созданная программа адресована учащимся в возрасте от 12 дот 17 лет (6 -10 класс), рассчитана на 3 года обучения.
Для проведения занятий создаются учебные группы, число занимающихся новичков 16-18 человек 2 занятия в неделю по 2 часа, в группе 2-го года обучения 14-16 человек 2 занятия в неделю по 2 час, а в группе 3-го года обучения 12-14 человек 2 занятия в неделю по 2 час.
Для того чтобы создать спортивную секцию и привлечь к занятиям как можно больше желающих, целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия. При отборе учащихся следует учитывать следующие показатели: уровень физической подготовленности, способность к овладению техникой игры, способность к тактическому мышлению в игре, антропометрические данные, уровень овладения навыками игры в баскетбол.
Учебно-тренировочные занятия в секции проводятся в форме уроков по общепринятой схеме согласно расписанию, составленному с учетом занятости занимающихся учебной деятельностью, имеющейся материальной базы. Кроме того, занимающимся целесообразно давать задания для самостоятельного, более детального совершенствования отдельных приемов техники игры, повышения физической подготовленности, укрепления здоровья и закаливания организма.
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Способы определения результативности
- зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
- мониторинг личностного развития воспитанников (ежегодно) (Приложение 2);
- социометрические исследования (ежегодно) (Приложение 3);
- диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно);
- тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
- анкетирование.
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные.
Система диагностики – тестирование физических упражнений.
Нормативы технической подготовки. 1-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 10 | 9 | 20 | 18 |
4 | 8 | 7 | 23 | 16 |
3 | 7 | 5 | 25 | 12 |
Нормативы технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 12 | 11 | 17 | 24 |
4 | 10 | 9 | 19 | 22 |
3 | 9 | 7 | 21 | 16 |
Нормативы технической подготовки. 3-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 15 | 13 | 13 | 28 |
3 | 13 | 11 | 15 | 26 |
4 | 11 | 9 | 17 | 22 |
Штрафные броскивыполняются последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).
Броски с дистанциивыполняются последовательно от десяти равно удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углами 45° и 90° к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника.При выполнении обводки 3-секундной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Общефизическая подготовка
Нормативы технической подготовки. 1-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 1000 м |
5 | 190 | 6.2 | 4.9 | 4.10.0 |
4 | 180 | 6.5 | 5.2 | 4.20.0 |
3 | 170 | 6.7 | 5.4 | 4.30.0 |
Нормативы технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 1000 м |
5 | 220 | 5.7 | 4.5 | 3.50.0 |
4 | 210 | 6.0 | 4.7 | 4.00.0 |
3 | 200 | 6.2 | 5.0 | 4.20.0 |
Нормативы технической подготовки. 3-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 1000 м |
5 | 240 | 5.0 | 4.2 | 3.20.0 |
4 | 230 | 5.2 | 4.5 | 3.30.0 |
3 | 220 | 5.5 | 4.8 | 3.40.0 |
Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш - с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Проверка знаний правил судействаосуществляется путем привлечения учащихся к судейству внутришкольных соревнований в качестве судей в поле (3-й год обучения), судей на протоколе (2-й год обучения).
Участие в соревнования.Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.
По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения соревнований по баскетболу.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | практические | |||
1. | Основы знаний | 5 | 5 | |
2. | Техническая подготовка: -овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; -овладение техникой ведения мяча; - овладение техникой ловли и передачи мяча; -овладение техникой бросков мяча; -освоение индивидуальных защитных действий; -закрепление техники и развитие координационных способностей. | 65 | ||
3. | Тактическая подготовка | 45 | ||
4. | Общефизическая подготовка: -парные и групповые упражнения; -акробатические упражнения; -бег; -прыжки; -подвижные игры. | 20 | ||
5. | Соревнования | 5 | ||
Итого: | 140 |
2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | практические | |||
1 | Правила игры, жесты судей | 5 | 5 | |
2 | Техническая подготовка: -овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; -овладение техникой ведения мяча; - овладение техникой ловли и передачи мяча; -овладение техникой бросков мяча; -освоение индивидуальных защитных действий; -закрепление техники и развитие координационных способностей. | 65 | ||
3 | Тактическая подготовка | 45 | ||
4 | Общефизическая подготовка: - легкоатлетические упражнения; - подвижные игры; - специальная физическая подготовка; - упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств; - упражнения с отягощениями. | 20 | ||
5 | Соревнования | 5 | ||
Итого: | 140 |
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | ||||
Теоретические | практические | ||||||
1 | Правила игры, жесты судей. Участие в судействе соревнований | 5 | 5 | ||||
2 | Техническая подготовка: -овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; -совершенствование техники ведения мяча; - овладение техникой ловли и передачи мяча; -овладение техникой бросков мяча; -закрепление техники и развитие координационных способностей. | 65 | |||||
3 | Тактическая подготовка: - освоение индивидуальных и командных защитных действий. | 45 | |||||
4 | Общефизическая подготовка | 20 | |||||
5 | Соревнования | 5 | |||||
Итого: | 140 |
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методическое обеспечение программы
Раздел | Форма занятия | Приемы и методы учебно- воспитательного процесса | Форма подведения итогов |
Общефизическая подготовка | Тренировка. | Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный. | Контрольные тесты и упражнения. |
Специальная физическая подготовка | Тренировка. | Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный. | Контрольные тесты и упражнения. |
Техническая подготовка | Тренировка, показ видеоматериала, экскурсии. | Повторный, групповой, поточный, дифференцированный, игровой, соревновательный, работа с дидактическим и видеоматериалом, посещение соревнований. | Контрольные тесты и упражнения, соревнования, товарищеские встречи, зачеты. |
Тактическая подготовка | Лекция, беседа, тренировка, показ видеоматериала, экскурсии, участие в соревнованиях. | Групповой, повторный, игровой, соревновательный. Работа с дидактическим материалом, просмотр видеоматериала. Посещение и последующее обсуждение соревнований. |
|
Теоретическая подготовка | Лекция, беседа, семинар, посещение соревнований. | Рассказ, просмотр видеоматериала, наблюдение за судьей и игроками во время соревнований. | Опрос учащихся, работа с дидактическим материалом. |
Контроль умений и навыков | Соревнования (школьные, районные, областные), товарищеские встречи. | Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. | Результаты соревнований. |
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строятся таким образом, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются следующие формы и методы.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный,
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом,
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
При изучении сложных технических приемов игры наиболее эффективным является метод использования подводящих упражнений, элементов жонглирования.
Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия, связан с активной умственной работой. Поэтому, большое внимание должно уделяться обучению техническим приемам на скорости, в усложненных условиях, в условиях противодействия, тактическим взаимодействиям игроков.
Для развития творческих способностей воспитанников занятия необходимо строить так, чтобы воспитанники сами находили нужные решения, выводили бы элементарные правила и положения. (Например: придумать новое подводящее упражнение, подвижную игру, комплекс специальной разминки, написать статью и т.д.)
Для повышения оздоровительного эффекта от занятий, необходимо использовать в ходе каждого занятия дыхательные упражнения.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- совместные мероприятия с воспитанниками (вечера отдыха, спортивные, трудовые и т.д.).
Методические рекомендации по обучению и совершенствованию технических и тактических приемов игры в баскетбол.
(Приложение 5, 6, 7, 8)
Литература
Литература для учителя:
Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М. : Советский спорт, 2002.
Ковалько, В. И. Индивидуальная тренировка / В. И. Коваль-ко. -М. : Советский спорт, 1960.
Коузи, Б. Баскетбол. Концепции и анализ / Б. Коузи, Ф. Пауэр. -М. : ФиС, 1975.
Кузнецов, В. С. Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Литература для учащихсяродителей:
Литвинов, Е. Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев. - М. : Просвещение. 1999.
Мейксон, Г. Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г. Б. Мейксон, Л. Е. Любомирский, Л. Б. Кофман, В. И. Лях. -М. : Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
Программа модифицирована на основе программы: Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н. - Волгоград: Учитель, 2010г. и имеет физкультурно-спортивную направленность....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Баскетбол"
Рабочая программа по баскетболу для реализации в системе дополнительного образования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Оранжевый мяч" (баскетбол).
Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение Федеральных государственных образов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Баскетбол» является модифицированной. Программа составлена на осно...
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Баскетбол»
Краткое, обобщенное описание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Баскетбол»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» имеет спортивно-оздоровительную направленность.Программа направлена на формирование и развитие спортивных способнос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Баскетбол»...