Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
рабочая программа по физкультуре (6 класс) на тему

Программа модифицирована на основе программы: Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н. - Волгоград: Учитель, 2010г. и имеет физкультурно-спортивную направленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  городского округа город Бор Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №22

Принято:                                                                                       Утверждено:

на Педагогическом совете                                            Приказом №

(протокол №1 от 28.08.2014 г.)                                    от

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Баскетбол»

(Возраст детей  с 11 лет)

Срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Блинов Владимир Сергеевич

Учитель

г. Бор

2014 г.

Оглавление

Первый раздел. Пояснительная записка…………………………………………3

Второй раздел. Содержание программы………………………………………...5

Третий раздел. Календарный учебный график………………………………….7

Четвертый раздел. Учебный план………………………………………………..8

Пятый раздел. Рабочая программа……………………………………………….8

Шестой раздел. Оценочные материалы………………………………………...14

Седьмой раздел. Список литературы…………………………………………..15

        

Первый раздел

 Пояснительная записка  

        Программа модифицирована на основе программы: Организация работы спортивных секций в школе . Каинов А.Н..- Волгоград: Учитель, 2010г. и имеет физкультурно-спортивную направленность.

        Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы. В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.

        Программа последовательно  решает основные задачи физического воспитания:

  • укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности обучающихся;
  • воспитание у школьников высоких нравственных качеств, воспитание потребности к систематическим занятиям;
  • приобретение знаний в области гигиены и медицины;
  • развитие основных двигательных качеств.

         Процесс формирование  знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей обучающихся. Воспитывающий характер процесса обучения делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определённых физических качеств, но и воспитанию интеллектуальных, морально – волевых, эстетических качеств обучающихся. Процесс усвоения любого,  особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужные решения, выводили бы элементарные правила и положения.

          Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

              Отличительные особенности программы.        

         Своеобразие программы заключается в том, что она создана на основе игры в баскетбол. Технические приёмы, тактические действия и сама игра таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных  двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности.

            Возраст детей, участвующих в реализации данной программы с 11 лет.

         Формы и режим занятий.

         По форме организации деятельности детей – спортивная секция.

Основными формами в учебно-тренировочном процессе являются:

- групповые учебно-тренировочные занятия;

-групповые и индивидуальные теоретические занятия;

-участие в матчевых встречах;

-участие в соревнованиях;

-зачеты тестирования.

         Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводится в режиме учебно- тренировочных по 3 часу в неделю.

       Теорию проходят в процессе учебно – тренировочных занятий, также выделят т отдельные занятия по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

       Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

       Словесные методы: создают у обучающихся  предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

       Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения.

       Практические методы:

-метод упражнений

-игровой

-соревновательный

        Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

       Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

-в целом

- по частям.

       Игровой и соревновательный методы применяются после того,  как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.

       Программа рассчитана на  1 год (111 часов). Занятия три раза в неделю. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.

Наполняемость групп 15 человек.

Второй раздел

Содержание программы

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Теоретическом разделе представлен материал по истории развития баскетбола, правила игры по баскетболу.

 Большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.

Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.  Способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.

Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. Способствующие обучению техническим  и тактическим приёмам игры.

Цель:

-формирование физической культуры занимающихся.

- углублённое изучение спортивной игры баскетбол.

        Задачи:

- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;

- содействие правильному физическому развитию;

- овладение основными приёмами техники и тактики игры;

- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

       Нормативные сроки освоения программы:

Программа рассчитана на 1 года обучения.

Количество детей в группе – 15 чел.

Количество часов в год: 111 часов.

       Ожидаемые результаты и способы их проверки:

       Учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

       Организационно-методические условия.

Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:

  1. Щиты с кольцами
  2. Щиты тренировочные с кольцами
  3. Гимнастическая стенка
  4. Гимнастическая скамейка
  5. Гимнастические маты
  6. Скакалки
  7. Мячи набивные различной массы
  8. Гантели различной массы
  9. Мячи баскетбольные

Четвертый раздел

 Учебный план

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

теория

практика

формы контроля

1

Теоретические сведения

18

18

-

зачёт на знание теоретических вопросов;

2

Ведение мяча

33

-

33

 прохождение  тестов

3

Передача мяча

24

24

прохождение  тестов

4

Броски мяча

19

19

прохождение   тестов

5

Тактические приемы в баскетболе

16

16

прохождение  тестов

6

Итоговая аттестация

1

комплексная работа

ИТОГО

111

18

93

-

Пятый раздел

Рабочая программа

Теоретическая подготовка

1. Развитие баскетбола в России .
2. Физическая подготовка баскетболиста.
3. Техническая подготовка баскетболиста.
4. Тактическая подготовка баскетболиста.
5. Психологическая подготовка баскетболиста.
6. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
7. Правила судейства соревнований по баскетболу.
8. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Физическая подготовка

1. Общая физическая подготовка.

1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, футболами, гимнастическими палками, обручами, мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка.

2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Техническая подготовка

1. Упражнения без мяча.

1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

с разной скоростью;

в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча.

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча.

3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча.

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.Ъ
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.

Шестой раздел

Оценочные материалы

         Способы проверки результативности образовательного процесса:

- зачёт на знание теоретических вопросов;

- прохождение  специализированных тестов.

         Формы подведения итогов реализации программы. Основной формой подведения итогов реализации программы является прохождение  специализированных тестов. Во время отчёта каждый обучающийся демонстрирует свои физические качества.

         Учащиеся, успешно освоившие программу участвуют в окружных соревнованиях.

          Оценка результатов освоения материала определяется уровнем знаний, умений и навыков: высокий, средний, низкий уровень.

Тесты

результат

высокий

средний

низкий

М

Д

М

Д

М

Д

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м).  Отрезок 15 м. туда и обратно

10

11

10,5

11,5

11

12

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков).

5

5

4

4

3

3

5

5

4

4

3

3

6

6

5

5

4

4

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

5

5

4

4

3

3

6

6

5

5

4

4

7

7

6

6

5

5

8

8

7

7

6

6

5

Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

19

18

18

17

17

16

20

19

19

18

18

17

21

20

19

18

18

17

22

20

20

19

19

19

Седьмой раздел

Список используемой литературы

  1. В.Б. Мандриков, Р.А. Туркин, М.П. Мицулина, И.А. Ушакова, С.А. Голубин. Баскетбол на занятиях по физической культуре Учебное пособие.- Волгоград, 2012.
  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2010.
  3. Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2005).
  4. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательство центр «Академия», 2004.
  5. Баскетбол – навыки и упражнения: пер.с англ. / Джерри В. Краузе, Дон Мейер, Джерри Майер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  6. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009
  7. Организация работы спортивных секций в школе . Каинов А.Н..- Волгоград: Учитель, 2010г.
  8. Сайт: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/03/26/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-basketbol
  9. Сайт: http://festival.1september.ru/articles/610026/
  10. Сайт: http://obasketbole.ru/dvd-i-lit
  11. Сайт:http://www.bcmetallurg.ru/books/aya_gomelskii_upravlenie_komandoi/page/3
  12.  Сайт: http://fizkultura-na5.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Баскетбол"

Рабочая программа по баскетболу для реализации в системе дополнительного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Оранжевый мяч" (баскетбол).

Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение Федеральных государственных образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»

Пояснительная  записка     Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Баскетбол» является модифицированной. Программа  составлена на  осно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол»

Дополнительная общеразвивающая программа спортивной секции «Баскетбол»(физкультурно-оздоровительное  направление)  разработана на основе программы предложенной в учебном пособии:...

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Баскетбол»

Краткое, обобщенное описание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе «Баскетбол»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» имеет спортивно-оздоровительную направленность.Программа направлена на формирование и развитие спортивных способнос...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Баскетбол»...