Программа Я и МОЕ Отечество октябрь 2018
рабочая программа (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в с.Урицкое
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я и мое Отечество»
по духовно-нравственному направлению
8 класс
На 2018-2019 учебный год
Срок реализации – 1 год.
Программу составила: Кудинова Галина Николаевна
2018-2019 гг.
Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.
Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована
- социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;
- ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.
Программа внеурочной деятельности “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 8 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Задачи:
- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
- Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
- Создание условий для нравственного самовыражения личности.
- Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:
- патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, семья, нравственность, здоровье, творчество, труд, экология, наука, образование, интеллект, искусство, традиционные религии России.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися 8 класса.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:
- игровую, творческую, досуговую, коммуникативную, проектную, издательскую, социально-значимую,поисковую.
Формы проведения занятий
Игровая деятельность: | Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование. |
Творческая: | Конкурс, турнир, творческая мастерская. |
Досуговая: | Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник |
Коммуникативная: | Презентация, аукцион, беседа, устный журнал, Библиотечный урок |
Проектная: | Реализация коллективных и групповых проектов. |
Издательская: | Написание статей, фоторепортажи, издание спецвыпусков |
Социально-значимая: | Акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство и эстетизации окружающей среды, благотворительная деятельность. |
Поисковая: | Архивная работа, Музейный урок, экспедиция, экскурсия. |
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Принципы реализации внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности основана на следующих принципах:
принцип природосообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
принцип коллективности предполагает, что деятельность обучающихся, осуществляемая в детско-взрослых коллективах может создавать условия для позитивно направленного гражданского самосознания, самоопределения и самореализации;
принцип диалогичности предполагает, что духовно- ценностная ориентация обучающихся и их развитие осуществляется в процессе тесного взаимодействия педагога и обучающихся в в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями;
принцип системности предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
принцип проектов предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение»школьника в самостоятельное проектное действие;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, русской культуры и истории.
Формы контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, спо-собность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формиро-ваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществ-лять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики получат возможность :
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
- с активной жизненной и гражданской позицией;
- уважающий историческое прошлое нашего народа;
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинг
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Учебно- методический план
Название темы | Кол-во часов | Из них | |||||||||
теория | практика | ||||||||||
1 | Патриотизм и гражданственность | 9 | 4 | 5 | |||||||
2 | Социальная солидарность | 3 | 1 | 2 | |||||||
3 | Человечество, семья | 2 | 1 | 1 | |||||||
4 | Нравственность | 8 | 4 | 4 | |||||||
6 | Здоровье | 6 | 3 | 3 | |||||||
7 | Экология | 3 | 1 | 2 | |||||||
8 | Интеллект, искусство | 3 | 1 | 2 | |||||||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 15 | 19 |
Календарно- тематическое планирование
Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | ||
Мир на планете нужен взрослым и детям | 1 | |||
Мы помним тебя, Беслан | 1 | |||
ГТО – путь к успеху | 1 | |||
Русь святая, храни веру православную | 1 | |||
Составляющие здоровья | 1 | |||
Профессии добра и милосердия | 1 | |||
Святая мать добром спасет | 1 | |||
Спид опасное заболевание | ||||
Как великолепен человек, если это человек настоящий | 1 | |||
Героями не рождаются, героями становятся | 1 | |||
Устный журнал «Православие и здоровье» | 1 | |||
Человек отражается в своих поступках | 1 | |||
Я помню, я горжусь! | 1 | |||
Человеческие ценности» | 1 | |||
Как воспитывать правовую ответственность | 1 | |||
Полезный разговор о вредных привычках | 1 | |||
экологический турнир «Я эту землю, как и Родину, люблю» | 1 | |||
Спид – болезнь души | 1 | |||
Учимся предотвращать конфликты | 1 | |||
Экстремизм и терроризм» | 1 | |||
Я –ученик..Мой нравственный мир | 1 | |||
Чернобыль одного хватает слова» | 1 | |||
Весенняя неделя добра | 1 | |||
Весенняя неделя добра | 1 | |||
1 | ||||
Беседа – тренинг «Личностью не рождаются» | 1 | |||
«Береги честь смолоду» | 1 | |||
Брейн ринг «Природа Самарского края» | 1 | |||
Конкурс презентаций «Природа в опасности» | 1 | |||
По святым местам Сызрани | 1 | |||
Светлое Христово Воскресение | 1 | |||
Весенняя неделя добра | 1 | |||
День Победы | 1 | |||
Вахта Памяти | 1 | |||
День здоровья и спорта | 1 | |||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 |
Список литературных источников
Литература для учителя
- Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
- Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
- Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
- Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
- Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
- Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
- Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
Литература для обучающихся
- Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
- Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада МЕГА-ТАЛАНТ Октябрь 2018
Наградные документы...
Диагностическая работа для 9 класса (формат МЦКО, октябрь 2018)
В работе даны задания по орфографии, пунктуации, работе с текстом....
Сводная таблица правил чтения Октябрь 2018
Часто большие сложности у изучающих английский язык вызывают именно многисленные правила чтения в английском языке. Данные таблицы призваны помочь всем изучающим английский язык научиться правил...
День в истории 31 октября 2018 года!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15640750","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]День прилетевших синиц 31 октября! День в истории 31 Октя...
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ краевой диагностической работы по АЛГЕБРЕ 8 класс (24 октября 2018 г.)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ краевой диагностической работы по АЛГЕБРЕ 8 класс (24 октября 2018 г.)...
Вариант3 база (октябрь 2018) сайт "Решу ЕГЭ"
Материал содержит разбор заданий №10,14, 17-20....
Вариант 3 профиль (октябрь 2018) сайт "Решу ЕГЭ"
Материал содержит разбор заданийвторой части с развернутым ответом...