" Методика воспитательно -профилактической работы в школе" (доклад+ презентация)
презентация к уроку по теме

 Надежда Анатольевна Долматова

В помощь классному руководителю.Доклад для МО  кл. руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezent_na_mo.ppt144.61 КБ
Файл metodika_vospitatelno-profilakticheskoy_raboty.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика воспитательно-профилактической работы с классом. Направления деятельности: - Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей. - Воспитательная работа по профилактике правонарушений - Работа с проблемными семьями.

Слайд 2

Девиантное поведение — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Слайд 3

Задачи работы: создать благоприятные условия для нравственного, физического, эстетического развития личности ребёнка; удовлетворить потребности обучающихся в получении дополнительного образования; способствовать адаптации личности к жизни в обществе; формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и семье; обеспечить социально - правовую защиту, психолого – педагогическую реабилитацию, охрану законных прав детей и подростков; укрепить здоровье обучающихся; способствовать включению семьи в процесс воспитания через участие во внешкольной деятельности

Слайд 4

Основные исполнители воспитательно-профилактической работы: Администрация учебного заведения Классные руководители Учителя -предметники Психолог Школьный фельдшер.

Слайд 5

Кадровое обеспечение и функции. Администрация школы изучает особенности контингента учащихся школы, причины возникновения девиантного поведения, передовой опыт работы с такими учащимися и определяет пути совершенствования работы с ними и их семьями.

Слайд 6

Заместитель директора по ВР : Заместитель директора по воспитательной работе планирует воспитательную работу с детьми, требующими особого педагогического внимания, неблагополучными семьями, координирует и согласовывает план школы с планами работы классных руководителей.

Слайд 7

Классный руководитель . Классный руководитель обнаруживает и изучает интересы, способности, наклонности проблемных учащихся, привлекает их к внеклассной, внешкольной деятельности .

Слайд 8

Психолог: изучает личность учащегося и коллектива класса; анализирует адаптацию ребёнка в среде; выявляет дезадаптированных учащихся; изучает взаимоотношения детей с взрослыми, сверстниками; подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; выявляет интересы, склонности, способности школьников; осуществляет психологическую поддержку детей .

Слайд 9

Классный руководитель : создает воспитательную систему класса; организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников; является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и их семьями; дает информацию социально – психологической службе о детях с девиантным поведением и проблемных семьях.

Слайд 10

Учителя - предметники: должны повышать мотивацию через реализацию деятельностных форм и методов обучения; учитывают возрастные особенности учащихся; используют индивидуальный и дифференцированный подход в обучении; вовлекает во внеклассные мероприятия по предмету.

Слайд 11

Школьная медсестра: взаимодействует с поликлиникой; организует своевременную вакцинацию, профилактическую работу по предупреждению заболеваемости; организует медицинское обследование учащихся; проводит «Школу здоровья»; информирует классных руководителей и родителей о состоянии здоровья учащихся.

Слайд 12

Органы самоуправления. Органы ученического самоуправления привлекают к различным видам общественно- полезной деятельности, выполнению поручений, оказывают им шефскую помощь.

Слайд 13

Родительский комитет Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического обучения родителей, заслушивает на своих заседаниях школьников и их родителей.

Слайд 14

Типы неблагополучных семей . 1. Неполные семьи . 2. Семьи, где родители ведут аморальный образ жизни.(алкоголики, наркоманы) 3. Семьи, внешне благополучные, но систематически допускающие серьезные просчеты в воспитании детей. 4. Семьи, в которых материальные ценности доминируют над духовной жизнью. 5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью.

Слайд 15

Методы и приемы педагогического воздействия: проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения); «авансирование личности»; обходное движение; прощение; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.

Слайд 16

Приемы, способствующие формированию у воспитанников правильного поведения: Приемы, способствующие формированию у воспитанников правильного поведения: убеждение и личный пример; доверие; моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственное упражнение.

Слайд 17

Принципы работы с проблемными семьями : 1.Поддержка вместо упреков, осуждения. 2.Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи. 3.Плотный и постоянный контакт с семьёй в течение длительного времени. 4.Доверительные отношения между специалистами и членами семьи. 5. Отношения с семьёй строятся на основе сотрудничества.



Предварительный просмотр:

Доклад на МО классных руководителей на тему:  «Методика воспитательно-профилактической работы.»

[Введите подзаголовок документа]

         

ВЫПОЛНИЛА : ДОЛМАТОВА Н.А.

   19.12.2013


          Методика воспитательно-профилактической работы.

 Система работы школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание  должна сочетаться с системой национального воспитания и предусматривать целенаправленную, плановую, взаимосвязанную, управляемую деятельность составляющих ее частей - от директора до библиотеки и медперсонала.

Основное исполнительное звено в этой системе – учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги. Важно, чтобы в этой работе обеспечивалась преемственность с 1-го по 11-й классы, необходимо способствовать более глубокому изучению личности, а значит, и отбору наиболее эффективных средств воздействия.

Классные руководители должны выявлять и учитывать учащихся, требующих особое педагогическое внимание.

Девиа́нтное поведе́ние — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

         Девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

На каждого из них классный руководитель заводит специальный дневник наблюдений, в который записывает прежде всего социально-психологическую характеристику учеников. В ней отмечает причины возникновения девиантности, в чем она проявляется, выделяет положительные и отрицательные качества личности, особенности семейного воспитания, намечает средства воспитательного воздействия на ученика. Раз в полгода делает вывод о достигнутых результатах воспитательной работы и намечает план дальнейшей работы с каждым из таких учеников.

В задачи классного руководителя входит изучение интересов, способностей, склонностей таких учащихся и привлечения их к работе кружков, спортакций как в школе, так и во внешкольных учреждениях.

Работа с родительским комитетом класса, семьями таких учащихся, неблагополучными семьями должна быть направлена ​​на вооружение их педагогическими знаниями, оказание конкретной индивидуальной методической помощи.

В методической работе учителей следует уделять внимание и вопросам преодоления и предотвращения неуспеваемости школьников, в частности: как работать над пробелами учеников, как развивать их мышление, внимание, память, формировать у отстающих учеников навыки рациональной организации учебной работы, индивидуальный подход к слабоуспевающим в процессе учебно-воспитательной работы.

Работа школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание

1. Администрация школы изучает особенности контингента учащихся школы, причины возникновения девиантного поведения, передовой опыт работы с такими учащимися определяет пути совершенствования работы с ними и их семьями.

2. Заместитель директора по воспитательной работе планирует воспитательную работу с детьми, требующими особое педагогическое внимание, неблагополучными семьями, координирует и согласовывает план школы с планами работы классных руководителей.

3. Педагоги и классные руководители обнаруживают и изучают интересы, способности, наклонности трудновоспитуемых учащихся, привлекают их к внеклассной, внешкольной деятельности.

4. Психолог осуществляет психологическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении несовершеннолетних.

5. Учителя оказывают индивидуальную помощь в деятельности по сокращению пробелов в знаниях.

6. Педагог-организатор привлекает к работе в кружках, секциях, клубах, обществах по интересам в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.

7. Органы ученического самоуправления привлекают к различным видам общественно- полезной деятельности, выполнению поручений, оказывают им шефскую помощь.

8. Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического обучения родителей, заслушивает на своих заседаниях школьников и их родителей.

9. Библиотекарь планирует развитие читательских интересов школьников.

10. Медицинский персонал дает педагогам сведения о состоянии здоровья, предупреждает о нервно-психических отклонениях у несовершеннолетних.

В современных условиях осуществления воспитательного процесса педагог чаще всего сталкивается с термином «дети, требующие особое педагогическое внимание» в отношении к подросткам.

Дело здесь не в самом подростке, а в его психологических особенностях.

С одной стороны он хочет казаться взрослым, а с другой сохраняет детские черты. Не умеет самостоятельно действовать и принимать решения, предъявляет завышенные требования к родителям и учителям, проявляет повышенную критичность к окружающим и при этом не умеет владеть собой. Ребенку такого возраста присущ целый ряд противоречий. То есть это кризис подросткового возраста.

Суть поведения подростка - это морально-эмоциональная атмосфера, сложившаяся в семье.

Поэтому процесс перевоспитания, направленный на преодоление отрицательных качеств личности, которые формировались под влиянием неблагоприятных условий воспитания, необходимо начинать с семьи, с поиска возможностей по коррекции семейного воспитания, защиты ребенка от неблагоприятного воздействия неблагополучной семьи.

Исследования показывают, что учащиеся, требующие особого педагогического внимания, педагогически запущенные дети и неблагополучные семьи-понятия неразделимы и взаимосвязаны между собой.

Неблагополучные семьи - это семьи, которые в силу объективных или субъективных причин потеряли свои воспитательные возможности, вследствие чего у них возникают неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

Классный руководитель является первым, кто устанавливает контакт с семьей ученика и его компетентность должна стать лицом учебного заведения. Он должен найти такие подходы и такие слова в каждой отдельно взятой семье, чтобы восстановить и усилить ее положительный потенциал.

Для этого нужно знать причины образования неблагополучных семей. У каждой они свои, но есть и ряд общих черт.

Условно неблагополучные семьи можно классифицировать на пять типов.

Это позволит классному руководителю более индивидуально и точно предупреждать и корректировать проблемы семейного воспитания.

1. Неполные семьи - в них ребенка воспитывает один из родителей, преимущественно матери. Общение в семье скудное, часто возникают трудности бытового характера, психологический дискомфорт, поэтому нередко детям не хватает уравновешенности, доброжелательности, зато проявляют чрезмерную раздражительность, безразличие.

Для достижения контакта с семьей классный руководитель может использовать следующие советы:

- Установить контакт с матерью, заручиться доверием, если она относится настороженно, не спешить обижаться;

- Попытаться посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое отношение к ней;

- Заинтересоваться судьбой подростка, побудить к ответственности за его и ее, матери, будущее;

- Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественное желание матери устроить свою жизнь, вызвать у него потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мнениями, совместном решении повседневных жизненных проблем.

2. Семьи, где родители - алкоголики, наркоманы - ведут аморальный образ жизни.

В таких семьях у родителей отсутствуют культура общения, духовная связь с детьми, существует недостаток чувств.

Задача классного руководителя - терпеливо, без зазрения попытаться доказать родителям негативизм их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на чувства подростка - переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, которые ведут аморальный образ жизни.

Подростка необходимо привлекать к более широкому общению с окружающими его людьми, поддерживать морально, установить контроль.

3. Семьи, внешне благополучные, но систематически допускают серьезные просчеты в воспитании детей, из-за низкой педагогической культуры и необразованность. Недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя - сформировать у родителей необходимость в пополнении педагогических знаний путем проведения с ними консультаций, включение их в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно способствовать пробуждению потребности родителей к самообразованию. Попробуйте объяснить мысль, что все дети нуждаются в педагогически образованных родителях.

4. Семьи, в которых приоритетными являются материальные ценности, которые доминируют над духовной жизнью.

В таких семьях дети, как правило, вырастают эгоистами, достаточно практичными потребителями. Родители эти качества одобряют.

Задача классного руководителя - попытаться изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка.

В тактичной форме дать понять, что приоритет материального в жизни ведет к манипуляции сознанием ребенка, деформирует систему жизненных ценностей и во многих случаях является причиной неадекватного поведения (о чем свидетельствует статистика).

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают часто физически, за малейшую провинность. Как результат, дети растут жестокими и циничными.

Задача классного руководителя доказать родителям, что с собственное отношение нужно строить на принципах взаимоуважения, доверия, ответственности и равном партнерстве. Следует отказаться от позиции силы, предвзятого отношения. Только уважение, любовь и терпение являются главными средствами воспитания в семье.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения родителей в воспитательную работу класса. Их деятельное участие в педагогическом процессе помогает формировать навыки сотрудничества с детьми и в частности со своим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно-профилактическая работа в образовательных учреждениях

выступление на КДН иЗП Администрации Зырянского района Томской области...

"Методика воспитательно-профилактической работы в детском доме"

Ранняя профилактика необходима в работе со всеми возрастными группами, но особое внимание привлекают младшие подростки 10-12 лет. Ребенок еще не совершал преступление, но существуют "индикаторы", по к...

ФОКУС-ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

В работе представлены результаты фокус-группового интервью подростков 14-17 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации...

План воспитательно - профилактической работы школы

План воспитательно - профилактической работы школы разработан на текущий учебный год с целью создания благоприятных условий для детей с нарушением социальной адаптации, профилактики правонарушений под...

материал для проведения педсовета по теме « Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы».

В материале определены основные методы  раннего выявления детей группы риска, даны рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми....