Причины засорения лексики (круглый стол)
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен. В ходе беседы мы попробуем определить болезни языка, выявить причины употребления сквернословия и жаргонной лексики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_zasoreniya_leksiki.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Причины засорения лексики»
(Круглый стол)
(5-10 классы)
Цель:
- выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской речи; уяснить негативное воздействие сквернословия на человека; мотивировать необходимость борьбы за чистоту речи.
- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; воспитывать культуру речевого поведения во время дискуссии; стимулировать речевую активность; прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: выставка книг; стакан воды; мультимедийная презентация.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Посмотрите на экран. Почему слово можно назвать самым сильным оружием? Да, сегодня мы поговорим о том, что может сделать слово. Это тема нашего «Круглого стола». У нас сегодня гости: библиотекарь с. Костромское Шевченко О.П., библиотекарь нашего учреждения Гаспарова А.С. и учитель русского языка и литературы Сек Е.Н.
Эпиграфом к нему будут слова Д.С. Лихачева «Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит…».
«Язык человека - это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает». От гнилого сердца и гнилые слова. (Русская пословица).
- Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен. Давайте попробуем определить болезни языка.
Болезни языка:
• засилье жаргона;
• скудность, однообразие лексики;
• в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина;
• очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего;
• иногда встречается неоправданное употребление иностранных слов.
Таким образом, речь засоряется и огрубляется.
На ваш взгляд, каковы причины этих болезней?
А что мы говорим?
Вашему вниманию предлагается социологический опрос, проведенный обучающимися нашей школы.
(Выступление воспитанников)
Беседа:
∙ О чем рассказало нам это небольшое интервью?
∙ Какую проблему оно высвечивает?
∙ Эта проблема существует в нашей школе?
∙ Эта проблема существует только в нашей школе?
∙ Вы часто сталкиваетесь с этой проблемой?
∙ Надо ли, на ваш взгляд, бороться за чистоту языка?
– Итак, мы поняли, что надо бороться за чистоту языка. А кто наш враг? С кем необходимо бороться?
III. Работа по теме «Круглого стола»
В одной из древних рукописей есть такое сказание: был один человек, именитый по званию и добродетельный по жизни, звали его Стефаном. Он имел одну дурную привычку — браниться нечистым словом. Раз пришел он откуда-то домой усталый и расстроенный и с гневом крикнул своему рабу: "Эй ты, диавол, разуй меня!" — И вот, лишь только произнес он эти нехорошие слова, как сапоги сами собой стали с великой силой сниматься, так что затрещали не только голенища, но и самые кости Стефановы...
Стефан начал громко кричать, на его голос сбежались домашние, и тут-то стало всем понятно, что тот, чьим именем назвал Стефан своего раба, сам явился к его услугам и сорвал с него сапоги, сознал и Стефан свой грех и с ужасом взывал бесу: "Иди прочь от меня, злой слуга! не тебя я звал, а раба моего купленного!" Бес удалился, но и сапог уже не было, их потом нашли в непристойном месте... Сказание это очень поучительно. И в самом деле: как не быть около тебя бесу, когда ты поминутно его поминаешь? И как не удалиться от тебя святому Ангелу-хранителю, когда ты постоянно его оскорбляешь? Приятно ли ему, святому и чистому, слушать твои нечистые и богомерзкие речи? Поверь, несчастный сквернослов, что если бы Господь Милосердный еще не покрывал тебя особой Своей милостью, то бес давно уже похитил бы и саму душу твою, как свое достояние.
Сегодня вредная привычка сквернословить приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.
• Отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;
• бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и ведущая роль на уроке принадлежит учителю;
• в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству.
Зачем люди ругаются в наше время?
Первый наш враг – это сквернословие. А что это такое? Давайте посмотрим на морфемный состав слова.
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными словами, выражениями, бранью.
Учитель. Как вы думаете, всегда ли люди ругались?
∙ А когда они начали ругаться? (Гипотезы о возникновении брани.)
∙ А где ругались больше всего?
∙ Какие слова чаще всего употребляют сквернословы?
В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. Создается такое впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй россиянин. На нас хлынула лавина бранных слов... Как сказал великий русский просветитель академик Д. С. Лихачев, «общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего». Язык улицы - брань, матерные слова - теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».
Ругаться человек может под влиянием самых различных страстей. Но одна из главных причин — распущенность. Вокруг нас — огромное количество людей, которые постоянно употребляют сквернословие, но при этом в полном смысле этого слова ругаются нечасто. Они, используя эту лексику, просто говорят, т. е. общаются!
∙ Нецензурная брань в общественных местах влечет за собой штраф или административный арест на срок до 15 суток (статья 20.1 «Мелкое хулиганство» Административного кодекса РФ).
Теперь мат используется для:
1) повышения эмоциональности речи;
2) эмоциональной разрядки;
3) оскорбления, унижения адресата речи;
4) демонстрации агрессии;
5) демонстрации отсутствия страха;
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов:
7) демонстрации принадлежности к «своим» и др.
- Почему так страшно слышать и употреблять в речи бранные слова? Ведь слово – не нож и не пистолет, человек замертво не падает от таких слов? Последние исследования ученых-генетиков доказали, что слово – материально. Посмотрите, как оно действует, например, на воду. (Учитель показывает на стакан воды.)
Оказывается, человек на 70–90 % состоит из воды. Академик П. П. Гаряев сделал важное открытие и описал его в книге «Волновой генетический код». Оказывается, бранные слова вызывают в человеке мутации, аналогичные воздействию радиации при взрыве атомной бомбы, но протекающие в организме постепенно. В результате «корежатся и рвутся» хромосомы человека, и он медленно умирает. Выходит, злыми словами можно расшатать здоровье человека и даже убить его.
Но помните, что слово – меч обоюдоострый. Мы все связаны единым кругом. И все, что ты пожелал плохого другому человеку, обязательно вернется к тебе. Получается, что бранные слова наносят вред здоровью не только слушающего, но и говорящего. Более того, брань пагубно действует на все мироздание, на весь космос, на экологию. Вот что писал еще в начале XX века русский поэт Н. С. Гумилев.
Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города...
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
1919 г.
– И этот запах гнили, смрад, вонь витает в воздухе, которым мы дышим. Мы его выпускаем из себя, когда сквернословим, и отравляем им все окружающее: растения, животных, людей. Вы заметили, как много стало больных людей, особенно молодежи? Теперь вы поняли почему?
Что же нам делать? Ваши предложения. (Ответы учащихся.)
Второй наш враг – Слова-паразиты (лишние слова) – слова и словосочетания, не имеющие смысловой нагрузки (э, это, короче, чисто, ну, ну вот, как бы, в принципе, того, так сказать, в общем, это самое, типа и др.). Являются показателем низкой речевой культуры, так как делают речь многословной и бессодержательной.
Учитель. А почему нужно с ними бороться? Для того чтобы что-то сказать, человек тратит определенное количество энергии. Сколько ее уходит на слова-паразиты? Ученые, конечно, не подсчитывали, но было бы интересно узнать об этом. Может быть, если бы мы не говорили ничего лишнего, жизнь наша стала длиннее и уж точно красивее? Может быть, мы смогли бы построить дом или нарисовать картину, а вместо этого силы уходят впустую, в никуда! Подумайте об этом.
Третий враг – Сленг (англ. slang) – жаргонная речь лиц определенного круга. Молодежный сленг; профессиональный сленг.
Учитель: Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Общепринятых рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия.
- Не говорите плохих слов сами.
- Не копируйте других.
- Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.
- Помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».
IV. Рефлексия.
– Давайте подведем итоги.
∙ О чем мы сегодня говорили?
∙ Что нового узнали?
∙ Что вам понравилось?
∙ Что вас поразило больше всего?
∙ К каким выводам мы пришли?
– Наш круглый стол мне хочется закончить словами:
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите,
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
В. Я. Весник
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
Приложение
Выступления библиотекарей и учителей
Интересные факты и мысли
∙ За последние 20 лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз.
∙ Более 80 % новорожденных больны.
∙ Здоров лишь каждый десятый выпускник школы.
∙ Ежедневная смертность населения России составляет более 2500 человек в день.
∙ По показателям средней продолжительности жизни Россия стоит на 133-м месте в мире среди мужчин и на 100-м месте среди женщин.
∙ 54 % молодежи, родившейся в 80-е годы, не способны закончить среднюю школу.
∙ Нецензурная брань в общественных местах влечет за собой штраф или административный арест на срок до 15 суток (статья 20.1 «Мелкое хулиганство» Административного кодекса РФ).
Жаргон – от франц. argot- разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий
Преобладание в речи подростков жаргонизмов:
Свыше 50 % - в языке юношей
Свыше 33 %- в языке девушек
Часто используемые в школьной речи слова:
Стрёмно – плохо; Тормоз – глупый; Клёвый – хороший; Оторваться – веселиться; Предки – родители; Прикинь – представь; Наезжать – предъявлять претензии; Не базарь – не говори; Не гони – не обманывай; В смысле – как понять; Респект – уважение.
Некоторые факты социологических исследований, заставили призадуматься и критически отнестись к своей речи.
Приведу только один пример. Согласно исследованию, каждый третий респондент одной из московских школ в своих сочинениях использовал не более двухсот слов (словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов).
В словаре старшеклассников масса жаргонных словечек, иностранных заимствований. И это лексикон русских людей, владеющих русским языком, потомков великих писателей и поэтов: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,
С. А. Есенина, чей словарный запас превышал 17 – 20 тысяч слов.
Проблема засорения русской речи
Меняются времена, события и люди. Как следствие этого изменениям подвергается и русский язык. Тревожит вопрос: не являются ли эти изменения разрушительными для нашего языка как народного достояния и национальной самобытности?
Наряду с экологией окружающей среды существует и лингвистическая экология. Эта тема очень актуальна в последнее время, ведь лингвистическая экология призвана дать объективную оценку состоянию языка, предупредить о возникновении «трещин» и нарушений лексических норм, постепенно приживающихся в обществе.
Современные исследования лингвистов фиксируют неблагополучную экологию нашей языковой среды. По мнению ученых, это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности. Проблема современной школы состоит в том, что параллельно с общепринятыми словами подростками используется жаргонная и срамная лексика.
В современном русском языке молодежный жаргон называют сленгом. Жаргон – речь какой -либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных этой группе слов и выражений( часть искусственных или условных) Существует студенческий, молодежный, воровской жаргон и др. Это слова и выражения, похожие на омонимы, стилистически окрашенные: зубрить, шпора, капец, каюк, жесть и т. д. Появление этих слов- жаргонизмов связано с тем, что молодежь делает попытку ярче показать и себя, и свое отношение к предмету разговора в глазах окружающих друзей. Речь многих молодых людей « пестрит» словами и выражениями, подобными таким: клевый, классный, супер, кайф, балдеж, отпад, выпасть в осадок, атас, шухер и т. п.
Сегодня разговаривать вежливо и красиво- значит выставить себя посмешищем. Подростки таких сверстников считают «лохами», « лошарами», « тюфяками». Употребление модных, «устоявшихся» лексических форм стало уже нормой и правилом общения в обществе, особенно среди молодежи.
Настораживает то, что в речи молодых людей жаргон часто переходит в мат. По мнению многих, коллективный мат объединяет, позволяет установить тесный контакт. Мат- неприличная, оскорбительная брань, сквернословие. Он становится полноправным хозяином не только быта, но и искусства.
Мат- это язык пьяниц, подонков, преступников, хамов, сексуально озабоченных людей или просто неуверенных в себе. Умный, порядочный и воспитанный человек даже в порыве злости не будет ругаться матом, а найдет другие слова для выражения эмоций. Людям, которые не относятся к перечисленной категории, нет внутренней потребности и желания пользоваться матерной лексикой.
С раннего школьного возраста не нужно замалчивать проблему засорения русской речи. Напротив, надо рассказывать ученикам о происхождении брани, причинах ее живучести, о том, что это язык несостоявшихся людей. Учителя- филологи, должны это делать на уроках русского языка и литературы, культуры речи и даже на уроках иностранного языка, так как дети, как не странно, в первую очередь и очень хорошо запоминают звучание именно матерных слов на языках ближнего и дальнего зарубежья.
Подростки используют ненормативную жаргонную лексику, которая, в отличие от профессиональной, означает понятия, которые уже имеют место в общенародном языке. Жаргон являет собой разновидность разговорной речи. «Коверканья» слов, подобно «на педе»- возле пединститута, «кондюк»- кондиционер, «бурситет»- профтехучилище, « здрасьте»- вместо здравствуйте и т. п., искажают речь, «режут» слух. Истребить их, выправить речь окружающих нас молодых и даже взрослых людей, на мой взгляд, представляет собой проблему и задачу для филологов
Можно выделить следующие типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся:
• Обеднение лексического запаса слов, спад творческой мыслительной активности. Многим людям уже не хочется подбирать красивые слова для своей речи, использовать средства эмоциональной выразительности. Где эпитеты и огиперболы, литоты и сравнения? Их заменили современные « морфемы», подобные этим: « брюлики» вместо бриллиантов, « трубы» вместо телефонов.
• Жаргонизация речи, использование уголовной лексики. Русский язык сегодня криминализирован. Примеров этому множество: срубить бабок; фраер; лох; отморозок; беспредел; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка;
• Использование ненормативной лексики в бытовом общении, СМИ и т.д. Нельзя признать нормальным частое присутствие мата в художественной литературе, в кино, в театре. В телесериалах, в ток-шоу, даже в речи известных людей можно услышать подобные выражения. Такое расшатывание стилистических установок оказывает серьезное влияние на массовое сознание и приводит к восприятию мата как нормы. Возвращаясь к нашим аналогиям, можно сказать: загрязнение языка матерными выражениями – то же самое, что загрязнение чистой реки зловонными бытовыми отходами.
•Массовая безграмотность приносит свои поды. В молодежной среде возникло уже известное течение- футуризм. Только это отнюдь не Маяковские и …… , а наши подростки, возомнившие из себя « футуристов» и « нигилистов». Они заявляют о том, что имеют право изменять язык по своему усмотрению.
Тревожит не только скачок грамотности вниз, но и обнищание духовное. Ведь любовь к Родине имеет несколько составляющих: любовь к матери, к березке, к школе, к другу, к семье, к детям, к языку. Эту цепочку нельзя порвать. Разорвав ее в одном колечке, теряется целое.
Отмечается сокращение базы разговорного языка, особенно у молодого поколения. В результате многие выпускники средних школ не могут составить осмысленное высказывание. Они не используют в своей речи фразеологизмы, широко представленные в художественной литературе, и не понимают их значения.
Произошла замена интереснейших кубанских фразеологизмов на нецензурные выражения и красивых исконно- русских слов на английские. К сожалению, многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, модной и «ученой». Наверное , поэтому англицизмы начали заменять собой существующую русскую лексику. Например, эксклюзивный – исключительный; прайс - лист – прейскурант; имидж – образ. Вот примеры слов, имеющих синонимы в русском языке: презентация – представление; тинейджер – подросток; эксклюзивный – исключительный. Исследования, проведенные среди студентов машиностроительного техникума, показали, что англицизмы широко проникли в нашу жизнь: 54% опрошенных отметили, что в их повседневном общении достаточно часто встречаются заимствования из английского языка. Обнаружилась и такая негативная тенденция: 56,5% (две трети) студентов не знают лексического значения представленных англицизмов. А это значит, что в некоторых случаях студенты не понимают, о чём идёт речь, например, в средствах массовой информации, в объявлениях, в рекламе и т.д.
Это опросы лишний раз подтверждают выводы ученых-лингвистов о неблагополучной экологии современного русского языка. Есть повод задуматься, не правда ли? Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Если разрушается данная языковая среда, то затем разрушительные процессы начинаются и в обществе.
Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"
Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...
Круглый стол "Битва под Москвой"
Данное мероприятие направлено на изучение переломных исторических событий во времена Великой Отечественной Войны (битва под Москвой); воспитывает чувство любви к Родине, чувств...
Круглый стол для родителей. Тема; "Причины агрессивности детей. Экстренные вмешательства при агрессивных проявлениях"
Агрессивность, о которой пойдет речь, нельзя назвать здоровой. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, в...
Круглый стол для родителей Тема «Причины и последствия детской агрессии»
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро.Никколо МакиавеллиЧеловек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способно...
Круглый стол «Проблема детской агрессии и жестокости. Причины. Пути решения»
Цель: преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся, способствовать выработке общечеловеческих ценностей Задачи:умение ви...
Беседа на Круглом столе с приемными родителями "Насилие и жестокое обращение в семье: причины, последствия, помощь"
Специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех окружающих....