Круглый стол для родителей Тема «Причины и последствия детской агрессии»
материал (6, 7 класс) на тему

Рыбакова Вера Васильевна



Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит 
с собой как зло, так и добро.

Никколо Макиавелли


Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя аг­рессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли...

Эрих Фромм


Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_roditeley.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей 

Тема «Причины и последствия детской агрессии»



Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит 
с собой как зло, так и добро.

Никколо Макиавелли


Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли...

Эрих Фромм


Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на

поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы

 детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения анализ проблемы агрессивности; причины

детской агрессии; родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка;

пути преодоления детской агрессивности; роль семьи в проявлении детской

агрессивности; поощрение, наказание в семье; законы преодоления детской

 агрессии; экспресс-анкетирование родителей.

Участники: родители обучающихся, классный руководитель, педагог-психолог.

Подготовительная работа:

  • проведение классного часа «10 моих Я»;
  • анкетирование (см. приложение);
  • подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;
  • проведение исследования психологической службы по проблеме детской
  • агрессивности.



Ход собрания.

  1. Встречу начинает председатель Управляющего Совета.

Объявляет тему собрания.

Вступительное слово.
Уважаемые родители, участники круглого стола!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления

 нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления

 живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Сегодня мы

сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем

пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев

компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют

 не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию

проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением

детской агрессии?

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под

контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько

 развито в обществе сопротивление агрессии.

Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит.

А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы,

взрослые, можем помочь детям преодолёть ее.

Полезная информация. Презентация по теме :

 «Агрессивное поведение детей. Причины. Профилактика.


Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред

 предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может

проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека

 без физического вмешательства).

В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное

деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования

 людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и

неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее

 у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние

 напряженности, страха, подавленности и т.п.).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения

 определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей

(я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, т. е. у наших с вами

детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы

причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью.

 Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем

ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.

Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые

формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей

или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы.

Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе,

отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе,

чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как

 враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,

 культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях:

крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.

Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни

 в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она

 стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам

поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей

не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно

 говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им

 удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к

растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно

 или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение

 и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется

 безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью,

враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит

к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое?

 Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие

в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом,

жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая

ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

  1. Анализ исследований психологической службы


Выступление педагога-психолога.

Анализ анкетирования

Анализ анкет показывает, что чаще всего школьники анализируют качества

своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются

подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми,

но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться

проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка,

особенно перед чужими людьми, то ребенку уже нечего терять, порог

стыдливости и ответственности преодолен, следовательно, можно продолжать

повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей,

 то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению

друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и

 ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать

 это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает

уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей

является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению

 к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель

 никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его

ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать

методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся

 ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания.

Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и

доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители

проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно

не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам

 и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «легкие уроки» и

 родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что

 ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется

за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя

требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и

душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются

 посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она

просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование,

если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет

сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница

только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто,

а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования

к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку

 родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье

поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в

 воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между

родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит

к проявлению агрессивности со стороны ребенка.

Презентация выставки рисунков

Подведение итогов


             Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она

 оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить

взаимоотношения в своей семье по-новому.

Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые, надеюсь,

 помогут вам в воспитании вашего ребенка:

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

 напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они

предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность

 семьи.

Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности. 

Литература

  1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.
  2.  СПб.: Респекс, 1996.
  3. Дубровина И. В. Мы живем среди людей. - М,, 1989.
  4. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. — Донецк, 1998.
  5. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:
  6.  профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера,2006.


Приложение

Анкета для родителей 1

  1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
  2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?



Анкета для родителей 2

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить

те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать

их по степени выраженности в поведении ребенка:

  1. Доброта
  2. Сочувствие
  3. Покладистость
  4. Терпение
  5. Сопереживание
  6. Безразличие
  7. Упрямство
  8. Агрессивность
  9. Нетерпимость
  10. Эгоизм.
    Анкета для обучающихся

    Чаще всего я радуюсь, когда .

    Чаще всего я смеюсь, когда .

    Чаще всего у меня хорошее настроение, когда .

    Чаще всего я плачу, когда.

    Чаще всего я злюсь, когда .

    Чаще всего я обижаюсь, когда .

    Мне хорошо, когда меня .

    Мне плохо, когда меня .


     Анкета для обучающихся


Если тебя наказывают, то...


Если тебя поощряют, то...


Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают





Тест для обучающихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите

те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно

быть не более пяти. Я — добрый Я — злой Я — терпеливый Я — нетерпеливый

 Я — упрямый Я — безразличный Я — хороший друг Я — умный Я —

помощник Я – обидчивый.


Памятка для родителей 1

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его
  3.  душу несбыточных надежд.
  4. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  5. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  6. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  7. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду
  8. чему-либо.
  9. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  10. Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и
  11. слабостями.
  12. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости
  13.  от его учебных успехов.
  14. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!
  15. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была

реализована в полной мере


 Памятка для родителей 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом

и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей

 семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка,

будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте

 над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе,

еще не поздно!
                           Агрессивность ребенка проявляется, если:

  1. Ребенка бьют;
  2. Над ребенком издеваются;
  3. Над ребенком зло шутят;
  4. Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  5. Родители заведомо лгут;
  6. Родители пьют и устраивают дебоши;
  7. Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  8. Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  9. Родители не умеют любить одинаково своих детей;

    10. Родители ребенку не доверяют;

    11. Родители настраивают ребенка друг против друга;

    12. Родители не общаются со своим ребенком;

    13. Вход в дом закрыт для друзей ребенка;

    14. Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

    15. Родители живут своей жизнью, ребенок чувствует,

         что его не любят.
                 Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале

родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение,

 требовательность, честность, открытость, обязательность,

 доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора,

ответственность, терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Общешкольное родительское собрание на тему"Причины и последствия детской агрессии"

Причины и последствия детской агрессии.Задачи собрания:1.   Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.2.   Формировать у родит...

Протокол родительского собрания.Тема: «Причины и последствия детской агрессии.».

Протокол родительского собранияПротокол № 4  родительского собрания класса   4 «Б»                          ...

Круглый стол для родителей. Тема; "Причины агрессивности детей. Экстренные вмешательства при агрессивных проявлениях"

Агрессивность, о которой пойдет речь, нельзя назвать здоровой. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, в...

«Причины и последствия детской агрессии»

Возраст проявления агрессии  явно  помолодел. Агрессию проявляют  не  только  подростки  и  взрослые, как  принято  считать. Агрессию  проявляю...

Родительское собрание на тему: " Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание на тему: " Причины и последствия детской агрессии"...

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"...