Ток-шоу «Пусть говорят. Встреча с современными писателями».
классный час (11 класс) на тему
Пояснительная записка.
Данный сценарий внеурочного мероприятия по литературе представляет «ток – шоу», на котором «зрители» знакомятся с современными писателями.
Предварительно среди учащихся распределяются роли: ведущий, участники (писатели), зрители, которые самостоятельно готовят вопросы писателям. Также к мероприятию готовится школьный библиотекарь, хотя его роль может исполнить ученик.
Цели образовательного мероприятия:
- популяризация современной русой литературы;
- повышение мотивации обучающихся к изучению русской литературы, к чтению;
- создание краткосрочного творческого проекта – ток-шоу на литературную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Ток-шоу
«Пусть говорят. Встреча с современными писателями».
Подготовила и провела Е.Н.Кондрашова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова
2016 год.
Пояснительная записка.
Данный сценарий внеурочного мероприятия по литературе представляет «ток – шоу», на котором «зрители» знакомятся с современными писателями.
Предварительно среди учащихся распределяются роли: ведущий, участники (писатели), зрители, которые самостоятельно готовят вопросы писателям. Также к мероприятию готовится школьный библиотекарь, хотя его роль может исполнить ученик.
Цели образовательного мероприятия:
- популяризация современной русой литературы;
- повышение мотивации обучающихся к изучению русской литературы, к чтению;
- создание краткосрочного творческого проекта – ток-шоу на литературную тему.
Ведущий: - Здравствуйте, в эфире ток-шоу «Пусть говорят»!
- Современный литературный процесс характеризуется исчезновением былых канонированных тем. «Перестройка» открыла двери для огромного потока «задержанных» и молодых писателей, исповедующих разные эстетики – натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. Что волнует современного читателя? Какие литературные новинки пользуются особой популярностью? Тема нашего сегодняшнего ток-шоу - «Встреча с современными писателями и их творениями».
- Итак, в студии присутствует экспертная компетентная комиссия, которая поможет нам построить диалог с приглашёнными писателями. И мы приглашаем первого гостя.
Японист, литературовед, переводчик Георгий Шалвович Чхартишвили. По словам Булата Окуджавы, грузин московской выдержки, известный читателям под псевдонимом Борис Акунин.
Вед. - Борис, Ваше литературное творчество началось с того, что Вы перевели для издателя Игоря Захарова биографию ныне здравствующей Королевы Великобритании Елизаветы II. Через некоторое время Вы позвонили ему и робко сказали: «Я тут детектив написал…». С Вами был заключён договор на 12 романов, а 2000-й год стал годом Акунина.
Акунин - Всё было не так гладко. 1 апреля 1998 года из печати вышли два романа: «Азазель» и «Турецкий гамбит». Книга расходилась «со скрипом»: разляпистая зелёная обложка с довольно вульгарными картинками к себе не привлекала.
Вед. - Может быть, дело в неизвестном имени?
Акунин - По этому поводу могу сказать, что назывались самые разные имена, вплоть до Евгения Примакова и Владимира Жириновского. Псевдоним же мне понадобился потому, что Чхартишвили и Акунин – разные люди: один пишет эссе и статьи, Акунин – детективы. К тому же, товароведы в магазинах не могли выговорить мою фамилию.
Вед. - Вся эта история, скорее похожа на игру.
Акунин - А я вообще люблю играть: в карты, на компьютере. Сочинение детективных романов – дело ещё более удивительное, чем игра. Для меня это способ релаксации, расслабления.
Учитель - Какое же это расслабление, если приходится горы документов перелопачивать?
Акунин - Поверьте для меня это не работа. Действительно, прежде чем сесть за очередной роман о Фандорине, я сижу в архиве, читаю письма, формулярные списки, газеты тех лет, специальную литературу. Это моё любимое чтение.
Библиотекарь – Кстати, о псевдониме. Аку-нин по-японски означает «плохой человек», «негодяй». Сочетание Б. Акунин кому-то кажется лёгкой издёвкой над знаменитым русским революционером 19 века Михаилом Бакуниным. С другой стороны, с японского баку-нин, вариант маку-нин, переводится как человек, прячущийся за ширмой. Что Вы скажите по этому поводу?
Акунин - По-моему, об этом стоит спросить у читателей, как им кажется.
№ 1 - Я думаю, мало кто из современной молодёжи увлекается японским языком, но обе версии очень интересны.
Вед. - Детективные произведения Бориса Акунина делятся на 3 цикла
Вед. - Правда ли, что «Приключения Эраста Фандорина» и «Приключения магистра» связаны кровным родством?
Акунин - Живущий в Англии магистр-историк Николас Фандорин является дальним потомком статского советника в отставке Эраста Петровича Фандорина, магистр, в свою очередь, пытается докопаться до корней фандоринского рода.
Учитель - Какую задачу как писатель Вы ставите перед собой?
Акунин - Мне всегда хотелось написать детектив, который можно перечитывать. Это задача трудно выполнимая. Обычно, когда ты знаешь сюжет, знаешь, кто убийца, перечитывать не станешь. Но Шерлока Холмса ты перечитываешь. Вот и мне хотелось написать такой детектив, который можно прочитать второй раз и обнаружить в нём то, что не заметил с первого раза. Мне надо ставить перед собой только трудные задачи.
Учитель - Почему именно исторические детективные романы Вы пишите?
Акунин - Я не единственный, кто ищет атернативную Россию, создавая позитивный миф.
Библ. - Да, действительно: Никита Михалков нашёл её в «Сибирском цирюльнике», хотя главного героя отправляют на каторгу, а позже – на поселение только за то, что он проявил благородство.
Акунин - Но ваш, Никита Сергеевич строит идеологию на том, что хоть отдельные ступени лестницы могут оказаться гнилыми, сама лестница выстроена хорошо, а на верхней ступени расположился и вовсе идеальный Государь, вызывающий исключительно умиление и восторг. Очень полезная в нынешнем состоянии России идейка!
Из зала - Зато Никита Михалков откровенно служит Отечеству, служит не за страх и не за совесть, а из каких-то особых побуждений. И у него всё прямолинейно. А Вы – играете: Акунин в Чхартишвили, Чхартишвили – в Акунина. Где же Вы настоящий?
Акунин - Чтобы взрослые люди, для которых я пишу свои сказки, поверили в реальность этой игры, должна быть точность в деталях. Когда я ввожу исторические персонажи, я слегка изменяю их имена, чтобы было ясно – это уже не исторические персонажи, а мои. И Россия, которую я описываю в романах, не вполне реальная историческая Россия. Это, как теперь модно говорить, страна, похожа на Россию.
Вед. - В советскую эпоху сложилось представление, будто любой революционер – это герой, подвижник, мученик за лучшую долю для всего человечества. Вы продолжаете эту традицию?
Акунин - Нет я нарушаю эту традицию. И в дооктябрьскую пору либеральная интеллигенция придерживалась определённых табу. Например, нельзя было делать главным положительным героем сотрудника политического сыска, агента охранки, как выражались эти самые интеллигенты.
№ 2 - Но общество может кидаться в любые крайности. Сейчас, по-моему, положительный герой, защитник истинного порядка востребован читателем.
Акунин - Спрос рождает предложение. Сначала на рынок выбрасывается кустарщина: ремесленники-халтурщики работают быстрее и оперативнее серьёзных мастеров. Затем появляется качественный товар с изыском. Например, Эраст Петрович Фандорин.
№ 2 - Но что мы знаем о Фандорине?
Акунин - Мы знаем его внешность, он удачлив, дворянин, потомок голландского офицера, прекрасно ладит со своим начальником.
Из зала - Существует мнение, что в Ваших романах главное всё же не сыщик, а преступник.
Акунин - Не нужно принимать ироничную лесть за чистую монету. Рядом с любым изысканным на хитрость преступником – Фандорин ещё мудрее, хитрее, грамотнее.
Библ. - Читая Ваши произведения, иногда задумываешься о плагиате. Судите сами: «Сказки для идиотов» - кому принадлежит идея о бульварной газете, Вам или Шендеровичу? То в ход идёт ироничная стимуляция под волшебную сказку, только вместо Золушки в ней действует Борис Березовский, а добрая фея даёт ему советы.
Пелагея и епископ Митрофаний точно Ниро Вульф и Арчи Гудвин, Пелагея – мисс Марпл Агаты Кристи, рыжеволосая монахиня с талантом аналитика – Настя Каменская?
Акунин - Я отвечу кратко. Ещё Мольер говорил без стеснения: «Я беру своё добро там, где я его нахожу».
Вед. - Борис Акунин произвёл нечто на тему весьма избитого мифа об исторической злодейкости России, этом жандарме народа.
Акунин - Я, просто вышибаю клин клином, пытаюсь воспрепятствовать попытке выдать либерально-революционную направленность произведения за преемственные от русской литературы.
В отличие от графа Монте-Кристо, Сайруса-Смита и прочих достойных людей статский советник Фандорин – наш брат. Во всяком случае, соотечественник. А эта модель для детей и юношества важна чрезвычайно.
Вед. - Что же, одни не принимают Акунина всерьёз, другие судят его, что он не Никита Михалков. Но характерно, это те, кто сохранил в себе мужество самостоятельно мыслить, зная, что в путинской России это не слишком похвально.
Сам Акунин не несёт ответственности за них. Он – вне лагерей. Вне партий. Он – развлекает.
(фрагмент художественного фильма «Статский советник»).
Вед. - А сейчас мы приветствуем следующего героя. В свои 45 лет он – автор 27 романов и сборников повестей, а всего количество названий его произведений зашкаливают за полсотни. Встречаем: Сан Саныч, сибирский самородок, или Александр Бушков.
Вед. - Сан Саныч, Вы начинаем как фантаст, были близки к движению «фэндомов». Но ведь Вам принадлежат и циклы боевиков о Пиранье и Бешеной, цикл исторических детективов о жандармском офицере Алексее Бестужеве. В каком жанре Вы предпочитаете работать?
Бушков - Мне интересно многое. Например, моё самое яркое и скандальное произведение – не боевик и не «фэнтези». Это дерзкая историческая гипотеза «Россия, которой не было».
Вед. - Действие почти всех реалистических произведений происходит в Шанторском крае. Почему?
Бушков - Я считаю себя потомком белорусской шляхты, т.е. моё генеалогическое древо восходит к рыцарям Великого Княжества Литовского и Речи Постолитой. Кстати, я придерживаюсь католического вероисповедания.
Библ. - Сан Саныч, вы знаете свою родословную и гордитесь ею. А какой опыт, полученный Вами в юности, помогает Вам в писательской деятельности?
Бушков - Уже в 18 лет я испытывал инстинктивное отвращение к советскому гуманитарному образованию. Работал почтальоном – такая работа обеспечивала мне свободу передвижения. Всеми правдами и неправдами я пытался отвертеться от вступления в комсомол, но в 20 лет меня всё-таки отловили, пристыдили и вручили комсомольский билет. Я успел поработать и грузчиком, и страховым агентом, и рабочим в геофизической экспедиции. Сплошь и рядом приходилось сталкиваться с брезгливым покровительством индивидов, имевших либо галстук, либо диплом вуза, либо известных родителей. Все эти чувства описаны в моих произведениях.
№ 1 - У Вас очень скандальная репутация. Говорят, к примеру, о том, что свой первый гонорар Вы пропили, что лежали в психиатрической клинике, где лечились от алкоголизма.
Бушков - Я, действительно, проходил элементарный курс лечения, но заявляю, что давно не злоупотребляю спиртным. А что касается слухов, отношусь к ним спокойно. Тем более, что многие из них имеют основу. Я, например, был под следствием за тунеядство, как и Иосиф Бродский. Накануне суда по этому поводу подвергли психиатрической экспертизе и выдали такую справку, с которой можно было претендовать на титул «Мистер шизофрения». Я тогда проживал в Абакане, столице автономной Хакасии, где в 1986 году ещё не признавали новых веяний. Позже я переехал в Красноярск, где меня оставили в покое.
№ 2 - Правда ли, что Вы живёте даже не в Красноярске, а в глухомани, где единственный телефонный аппарат находится в сельсовете?
Бушков - Да, меня устраивает деревенский образ жизни и режим деревни.
Вед. - Вас называют русским националистом. Почему?
Бушков - Настоящий русский националист – в первую очередь человек просвещённый. Он патриот, ему обидно за державу, он очень хочет сделать для неё нечто полезное и оттого иногда позволяет втянуть себя в политику.
Вед. - Примыкаете ли Вы к какой-либо партии?
Бушков - Нет, ни к какой. В своё время голосовал за Ельцина и нисколько этого не стыжусь. Вручал свою книгу с тёплой подписью Зюганову, симпатизирую Лебедю. Он, кстати, тоже просвещенный русский националист.
Учитель - Можете ли Вы признать, что пафос Ваших книг в патриотизме?
Бушков - По моему глубокому убеждению, патриотизм состоит не в том, чтобы замалчивать наиболее неприглядные страницы собственной истории, а в том, чтобы на их примере учиться избегать повторения. Об этом я и пишу в книге «Россия, которой не было».
Вед. - Вам принадлежит серия книг про «Пиранью», про «Бешеную». А цикл про «Бешеного» - ваше творение?
Бушков - Нет, это одна из рецензий в Интернете мне его приписала. Видимо, господа рецензенты сами не знают, что пишут.
Вед. - Расскажите о Международном Фан-клубе любителей творчества Александра Бушкова.
Бушков - Он образовался после выхода романов о нечаянном Короле Свароге. У Фан-клуба есть собственный устав, есть председатель, собственная страница в Интернете. Члены клуба носят имена, заимствованные из романа.
Из зала - Девиз клуба «Увидеть Сан Саныча – и умереть!» Вам это не льстит? Не кажется перебором?
Бушков - Нисколько. Сегодня такой клуб кажется даже архаичным.
Вед. - В Вашем романе «Анастасия» есть много намёков на конкретные исторические события и на конкретных людей.
Бушков - Это не намёки. Имена говорят сами за себя.
№ 1 - Позвольте, я зачитаю один из эпизодов (читает стр.63). Что Вы хотели сказать этим откровением?
Бушков - Подобные вещи я уже комментировал, говоря о русском национализме! Великий Бре – Брежнев, а Гологоловый Хру – Хрущев. Художественный вымысел, конечно, присутствует, но в большенстве случаев я лишь констатирую факты.
Библ. - Правильно ли будет Вас называть не просто королём боевика, а королём провинциального боевика?
Бушков - Конечно, и ничего обидного в этом эпитете нет. Провинциальный боевик ещё изобретательнее и раскованнее столичных.
№ 2 - Откуда взялся сюжет для «Пираньи»?
Бушков - Положительно, в 20-ом столетии человечество немного одурело. А сегодня охотиться на людей забавы ради есть безусловное извращение…
Вед. - В «Охоте на пиранью» Вы позволяете себе грубую историческую ошибку, совершенно не простительную для знатоков царской России. Один из подручных Прохора одет в военную форму царского времени, на его погонах один просвет и ни одной звездочки.
Бушков - Если вы заметили, у меня была несколько другая цель: триллер плавно переходит в роман о выживании в нечеловеческих условиях.
Вед. - Как Вы отнеслись к тому, что в фильме, поставленном по Вашей книге, изменены многие факты?
Бушков - Спокойно. Фильм всегда отличается от книги.
Вед. - Миллионные тиражи книг Бушкова объясняются не только его умением лихо выстроить сюжет боевика и фантастического романа. За всем этим стоит созидательная философия. В его романах настоящие мужчины «совершающие подвиги», а ещё некая магия, способная приблизить победу Добра над Злом. Потому что где-то Добро всё же должно восторжествовать. Хотя бы там, где нас нет?
(фрагмент фильма «Охота на пиранью»)
Вед. - Те, кто принадлежит к, так сказать «Поколению П», наверное не застали этих журнальчиков, а люди постарше хорошо помнят плотненькие номера «Искателя» в бумажных обложках. Журнал был дефицитом, его книжки переходили из рук в руки. «Искатель» печатал приключения и фантастику. В 1990-ом, незадолго до того, как исчезнуть с рынка, он опубликовал «Принца Госплана» Виктора Пелевина. И мы приветствуем его в нашей студии. Классик 21-го века – Виктор Пелевин.
Вед. - Виктор, Вы согласны с таким определением современный классик? Вас это не смущает?
Пелевин - У меня нет желания быть частью этого мира. Знаменитость для меня – это нечто виртуальное. Единственное, что меня интересует, - это сделать что-то, что отвечает моему видению мира и что будут читать.
Вед. - Действительно, ли, что Вы придерживаетесь канонов Серебряного века?
Пелевин - Мой любимый поэт – Блок, и я очень люблю его прозу, которой, кстати, он оставил очень мало. Но это человек, с которым я чувствую наибольший резонанс. Всё, что делалось в России во время Серебряного века и после, до сих пор меня поражает.
Вед. - Лауреат нескольких престижных литературных премий, Вы многим видитесь пророком в своём отечестве, а «Поколение П» - пророческой книгой.
Пелевин - К таким заявлениям я отношусь с иронией. Нострадамус достиг совершенство в написании текстов, которые предсказывают всё, что угодно.
№ 1 - Четыре наиболее известных слуха о Вас:
- Пелевин – наркоман и торговец наркотиками.
- Пелевин – куратор коммерческих палаток в районе Северного Чертанова.
- Пелевин – профессиональный дезинсектор.
- Пелевина – вообще нет. Под этой фамилией трудится группа или женщина.
Что Вы на это скажите?
Пелевин - Мне удаётся мистифицировать читателя даже в том, что в наше время скрыть информацию обычно не удаётся. Я человек с высшим образованием, закончил аспирантуру, стал писателем.
Библ. - Многие Ваши поклонники утверждают, что пелевинская фраза прежде проста и точна.
Пелевин - Язык и стиль – это то, чего не должно быть заметно. На что это похоже? Вы смотрите в окно. Если окно прозрачное, вы ясно видите, что напротив – дом, окно, дерево. Это и есть хороший стиль, который не заметен. А когда стекло покрыто лаком, узором, то ничего не видно, а это то же самое, что смотреть на стену – это и есть плохой стиль.
Вед. - Вместе с Егазаровым вы создали эссе «ГКЧП как тетраграмматон». В чём Вы видите провал ГКЧП?
Пелевин - В неудачной комбинации букв! «В начале было слово» - гласит Библия. Подробнее вы можете познакомится с моим мнением в книге.
№ 2 - О Вас ходят очень много слухов: Пелевин – прекрасный каратист, другие говорят – отшельник, живущий в спальном районе Чертанова.
Пелевин - Для меня все районы спальные, я бы везде спал. У меня нет машины, я езжу на метро, живу в квартире с мамой и подругой Ниной, официально я не женат.
Вед. - Может быть, поэтому в Ваших романах отсутствует любовная интрига, за исключением романа «Чапаев и пустота».
Пелевин - Эстетика постмодернизма вполне допускает такие стилистические вкрапления: ведь они позволяют создать наиболее устойчивую среду существования каждого эпизода. Среду, в которой сущность приравнивается к форме и одной лишь формою является более ничем.
Учитель - Действительно ли, настоящий Пелевин начинается с романа «Омон Ра». Это жуткий сюрреалистический кошмар, замешенный на том, что для советского человека было самым святым: гордости за свою страну, которая идёт впереди планеты всей?
Пелевин - На самом деле, все эти достижения – грандиозный и чудовищный блеф. Никакой автоматики в кораблях Советского Союза нет, в каждой ступени ракеты, летящей на Луну, сидит смертник, который заменяет.
Пелевин - Нужно прочитать все произведения, чтобы узнать судьбу героя. Тогда остаётся только расшифровать аббревиатуру.
Вед. - «Омон Ра» – вещь автобиографическая?
Пелевин - Абсолютно да. Это книга о том, как ребёнок становиться взрослым.
Учитель - В чём заключается поучительность для молодёжи?
Пелевин - Главный герой постигает сущность мира. Он видит смерть товарищей, испытывает восторг перед героизмом и – не погибает. Он выражает готовым совершить подвиг рада человечества.
Вед. - Интернет опрос. Какое произведение Пелевина вы считаете лучшим? Дал такие результаты? Почему?
Пелевин - Я думаю, что «Поколение П» заслуживает большего. Возможно, не все ещё успели его прочитать.
№ 2 - В своих произведениях Вы используете нецензурную брань?
Пелевин - Я лишь поясняю значение некоторых слов, образовавшихся ещё до христианства. Они уместны в контексте, и их нужно воспринимать не как мат, а как составляющую текста.
Вед. - Алексей Толстой в своей «Истории Государства Российского» написал:
Ходить довольно склизко
По камешкам иным,
О том, что слишком глупо,
Мы лучше умолчим.
Пелевин не послушался и прошёл по этим камешкам. Однако не споткнулся. Хотя многим теперь хочется столкнуть его в водоворот. На всякий случай ознакомьтесь с предупреждением писателя:
Все мысли, которые могут прийти в голову при чтении данной книги является объектом авторского права. Их нелицензированное обдумывание запрещается
Спасибо всем гостям и присутствующим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може
Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе. Первое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Наро...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/06/picture-201623-1457276512.jpg)
Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).
Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208191-1361365497.jpg)
Торжественная церемония награждения победителей выставки декоративно прикладного и технического творчества. «Пусть говорят»
торжественная церемония награждения победителей выставки технического и декоративно - прикладного творчества...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150360-1353658795.jpg)
Вечер встречи выпускников - 2015 "Пусть говорят"
Весь сценарий вечера опирается на популярное ток - шоу "Пусть говорят". За основу взято оформление в стиле программы, музыкальная заставка. Все события, положенные на сценарий являются фактически...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-289945-1385216773.jpg)
Методическая разработка мероприятия по пропаганде ПДД «Пусть говорят, но правила надо соблюдать»
Мероприятие по пропаганде ПДД (выступление агитбригады, ролевая игра, станционная игра)...
Сценарий шоу "Пусть говорят: пиво-друг или враг"
Сценарий методической разработки...