Прекрасного бессмертия исток. Конкурс военно-патриотической песни.
материал на тему

Галина Игоревна Тихомирова

Цели мероприятия:

·         воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет, 

·         расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен,

·         воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны,

·         прививать чувство уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_pobedy.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Прекрасного бессмертия исток.

Конкурс военно-патриотической песни.

Подготовили и провели:

Цветкова Г.В.

Тихомирова Г.И.

Круглова А.Ю.

Прекрасного бессмертия исток.

Конкурс военно-патриотической песни.

Цели мероприятия:

  • воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет, 
  • расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен,
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны,
  • прививать чувство уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях в наше время.

Вед.1.    Песни военных лет…Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Эти песни прошагали  через всю войну в боевом солдатском строю от самых первых залпов и выстрелов, и до победного майского салюта.

Вед. 2.        От песни сердцу было тесно:

                   Она вела на смертный бой,

                   Чтобы громить врага под эту песню,

                   Защищая Родину собой.

Вед.1.      Казалось бы, какие еще песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем! А всё как раз было наоборот. Песни были нужны всем: солдатам они помогали в трудные минуты, с песней  на привале они отдыхали, с ними солдаты шли в бой и умирали. А в тех, кто ждал солдат домой, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся с фронта живыми и невредимыми.

Вед.2.         Кто сказал, что надо бросить

                    Песню на войне?

                    После боя сердце просит

                    Музыки вдвойне.

Вед. 1.      Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся.

Вед. 2.        Немало есть песен на свете, что звездного света полны.

                   Но памятней нету, чем эти, рожденные в годы войны.

                   Всегда вы легки на помине, и вас не забыл ни один.

                   Пронзаете сердце поныне Вы, песни военных годин.

  Вед.1.      Над бездной смертельной минуты, встает с отвагой в очах

                   Ещё в сапоги вы обуты, шинели на ваших плечах.

                   Над братской могилой березы и горькое пламя рябин.

                    Еще высекаете слезы вы, песни военных годин.

Вед.2.          Напевное судеб звучанье. И помнить живые должны

                     Погибших солдат завещанье, чтоб не было больше войны.

                     И если бы страны решили, что мир их единственный сын

                     В почетной отставке бы жили вы, песни военных годин.

Вед. 1.       Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

Вед.2.      Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.


Вед.1.         Истории возникновения песен различны. Сегодня мы вспомним о некоторых из них, а ребята нам в этом помогут. Каждый класс подготовил на конкурс военную песню, написанную в годы войны или послевоенные годы, а также песни современных авторов.

Вед.2.        Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения  и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «В землянке»

Вед.1.     Над лесами необъятными,

               Над полями перекатными,

               Над разрывами гранатными

               Песни-ласточки летят.

               Пахнут рощи горьким порохом,

               Шепчут травы тихим шорохом,

               И о том, что сердцу дорого

               Русским людям говорят.

Вед.2.        С песней «В землянке» мы приглашаем на сцену 4 «Б» класс

Вед.1.       Песни военных лет…Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной войны: героические и патриотические, лирические и трагические, веселые и грустные. Песня «Катюша» была  написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все лучшее в жизни, что пытался разрушить беспощадный фашист.

Вед.2.        С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках – и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было на Курской дуге.

Вед.1.       Песня о девушке Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.

Вед.2.         Все мы любим милую «Катюшу»,

                    Любим слушать как она поёт

                    Из врага выматывает душу,

                    А друзьям отваги придает…!

Вед.1.      С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных  лесах суровой военной зимой 1941 года, называя «катюшами» многоствольные реактивные минометы.

Вед. 2.      Композитором Матвеем Блантером и поэтом Михаилом Исаковским написано много прекрасных песен, но ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала для дружбы, как эта простодушная улыбчивая «Катюша».

Вед.1.      Сегодня всенародно любимую песню «Катюша» исполняет 1 класс.

Вед.2.        Жить без пищи можно сутки.

                   Можно больше, но порой

                   На войне одной минутки

                   Не прожить без прибаутки,

                   Шутки самой немудрой.

Вед.1.       Эти слова принадлежат герою поэмы Александра Твардовского Василию Теркину. Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к песне – шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню – шутку «Смуглянка» создали композитор А.Новиков и поэт Я.Шведов. В 1944 году песня была исполнена, имела большой успех и получила широкую известность. Ее подхватили и на фронте, и в тылу. «Смуглянка-молдованка» была воспринята как народная песня о тех, кто героически сражался за освобождение своей многострадальной  Родины от немецко-фашистских оккупантов.

Вед.2.  А мы приглашаем на сцену следующих участников, 2 класс, с песней «Смуглянка»

Вед.1.      Чем дальше уходит от нас военная пора, тем больше согревают и трогают нас за душу лирические песни. Стоит зазвучать нехитрому напеву, как сами собой возникают слова песни:     На позицию девушка провожала бойца

                           Темной ночью простилася на ступеньках крыльца

                           И пока за туманами видеть мог паренек

                           На окошке на девичьем все горел огонек.

Вед. 2.        «Огонек» - известная советская военная песня. Автор слов – Михаил Исаковский, автор музыки – неизвестен.  Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет.

Вед.1.     Секрет воздействия «Огонька» так объясняет поэт Евгений Долматовский: «Прошли годы, пишет он, - и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом глубже, в тылах России, - было введено затемнение. На улицах - ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.  В  песне поется о бойце, который уходил на позиции и, удаляясь, долго видел огонек в окне любимой. Поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл.

Вед.2.     Песню «Огонек» сегодня исполнит 7 «Б» класс

Вед. 1.    С первых дней появлявшиеся новые песни сразу «уходили на фронт». Песни распространялись очень быстро. Передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды. Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа.

Вед.2.           И слова тех честных песен звали

                     За Отчизну биться до конца

                      И от песен слезы застывали

                      Каплями смертельного свинца.

Вед.1.      Песня «Синий платочек».  Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. Широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения,  фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрел вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” — 9 апреля 1942 года. Их автор — литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. Особенно пришлась песня  по душе пулеметчикам. Все они так и считали, что песня эта про них написана, коль заключают ее слова: «Строчит пулеметчик за синий платочек…».

Вед.2. Эту  песню исполнит 9 «А» класс

Вед.1.      От песен сердцу было тесно,

                Она вела на смертный бой.

                Чтобы громить врага под эту песню.

                Защищая Родину собой.

Вед.2.     Песня «На безымянной высоте», на стихи Михаила Матусовского, музыку Вениамина Баснера. Эта песня – воспоминание о войне. Написана она была после войны, но в ее основу положено действительное событие. Безымянная высота находилась у поселка Рубеженка Калужской области, в полосе 139-й стрелковой дивизии.

Ее взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке фронта. В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение – сибиряки из Новосибирска. Они должны были пройти в тыл врага и захватить высоту без имени – Безымянную. Дальше события развивались трагически. Обнаруженные врагом восемнадцать ребят приняли бой против двухсот немцев. Увы, только двое остались живы: сержант Константин Власов, которого взяли в плен, но он бежал к партизанам, и рядовой Герасим Лапин, который был контужен и найден среди трупов – он очнулся, пришел в себя и ползком добрался к своим. После лечения служил в составе дивизии. Оба бойца дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним – землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни.  Ближе к дороге – музей. Идущие мимо машины притормаживают и дают продолжительные гудки в память о погибших.

Вед.1.         Песню «На безымянной высоте» для всех исполнит 5 «Б» класс.

Вед. 2.        «Последний бой, он трудный самый». Эти слова известной песни впервые прозвучали во время показа исторической хроники в пяти фильмах («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм») о событиях Великой Отечественной войны, где наряду с подлинными историческими лицами действовали вымышленные герои. Музыка и слова песни «Последний бой» были написаны композитором  Михаилом Ножкиным .

Вед.1.         Эту песню сегодня исполнит 7 «А» класс

Вед.2.         Песня «у Кремлёвской стены» Автор: Р. Томилин.

Вед.1.        С этой песней выступает 4 «А» класс.

Вед.2.         Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, песни, написанные в дни сражений, молодое поколение называет песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку.  Одной из таких современных песен, является произведение «О той весне», написанное руководителем ансамбля МультиКейс Еленой Плотниковой. Почему-то казалось, сегодня уже почти невозможно написать такую песню о той войне, что бы  вместе с ней внутри что-то перевернулось. Оказывается – еще можно.  Песня "О той весне" написана в самом начале 21 века, годы создания 2008-2009 гг.  Эта песня – словно взгляд из настоящего глазами современных детей – на героическое прошлое их прадедов, нелёгкий путь к Победе в Великой Отечественной войне. В песне – надежда и вера в свою страну, благодарность за Великий подвиг солдат.

Вед.1.       Сегодня с песней «О той весне» выступает 5 «А» класс.

Вед.2.       Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воинами и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, во имя Победы. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!

Вед. 1.      Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых. И у каждой своя.

Вед. 2.       Всем известно, что фронтовики – народ сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомую  мелодию и слова:

              Этот День Победы порохом пропах,

             Это праздник с сединою на висках,

             Это радость со слезами на глазах…

- никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.  Все, наверно, догадались, о какой песне идет речь. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы»

Вед.1.        Песню «День Победы» исполняет 9 «Б» класс.

Вед.2.        Прояснились пасмурные дали, 
                  На душе и радость и покой. 
                  Вы такой еще весны не знали, 
                  Никогда не видели такой. 
                  За нее почти четыре года 
                  провели в невиданных боях. 
                  Шли в огонь и ледяную воду 
                  в нелюдимых северных краях. 
                  Позади лишенья и невзгоды, 
                  Впереди счастливый мирный труд. 
                  Мужество солдата все народы 
                  в легендарных песнях воспоют. 
                  Пусть над нами голубеют дали, 
                  На душе и радость и покой. 
                  Мы не забудем, как Вы

                   в сраженьях жарких добывали 
                  Мир и счастье для страны родной. 

Вед. 1.     Каждое молодое сердце сегодня и всегда должны беречь память обо всех, кто отстоял державу в той страшной войне.

Люди мира, берегите мир!
Мир — это цветущие сады!
Мир — это утро, полное света и надежд!
Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой — солнце!
Мир — это Жизнь!


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Конкурса военно-патриотической песни «По военным дорогам», посвящённого Дню Победы

Сценарий конкурса «По военным дорогам» включает в себя песни, рожденные войнами. Рассказ пойдет о песнях, которые шли рядом с солдатами по грозным фронтовым дорогам. Шли в бой, на смерть и… - шагал...

Сценарий конкурса военно-патриотической песни "К подвигу героев песней прикоснись\'\'

laquo;Только тот подвиг красив, который совершается для Родины и народа». Нина ОниловаПосвящается всем защитникам Отечества....

Положение о проведении ежегодного школьного фестиваля-конкурса военно-патриотической песни «Песни военной славы».

Школьный фестиваль-конкурс «Песни военной славы» направлен на выявление и популяризацию лучших образцов песен о воинской славе; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине; расширение ...

Сценарий конкурса военно - патриотической песни "К подвигу героев песней прикоснись"

Этот сценарий пригодиться для проведения конкурса военных песен....

Сценарий конкурса военной патриотической песни « Кто сказал, что надо бросить песню на войне»

Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снов...

Сценарий конкурса военно-патриотической песни «Песня в военной шинели»

Сценарий смотра-конкурса военно-патриотической песни  "Песня в военной шинели" предлагается для проведения одного из мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества. В ходе месячника...