Интеллектуальная игра по литературе "Чтобы помнили все"
методическая разработка (8, 9 класс) по теме

Данный материал будет полезен для учителей русского языка и литературы при проведении внеклассных мероприятий. Материал предназначен для учащихся 8-9 классов. При подборе материала использованы отрывки из стихов и произведений советских писателей о Великой Отечественной войне, пословицы и загадки на военную тему. Цель проведения интеллектуальной игры- формирование нравственно-патриотических качеств личности школьников на примерах героических подвигов литературных героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по литературе для учащихся 8-9 классов, посвящённая 70-летию Великой Победы,- "Чтобы помнили все".

Автор: Скорикова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 8 г.Лабинска.

Цель: формирование нравственно-патриотических качеств личности школьников на примерах героических подвигов литературных героев.

Задачи:

- выявить наиболее способных учащихся в знании писателей и поэтов, написавших произведения и стихи на тему Великой Отечественной войны;

- воспитывать у детей уважение к людям, совершившим героические подвиги в годы Великой Отечественной войны (на примерах героических подвигов литературных героев);

- развивать познавательные способности детей, прививать интерес к историческому прошлому нашей страны через художественную литературу; формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: выставка книг на военную тему.

Ход мероприятия:

1.Вступительная часть.

Учитель:

Ребята! 2015 год ознаменован для нашей страны важными событиями. Кто знает какими?

(Президент России Владимир Путин объявил 2015 год Годом литературы. 9 мая 1915 года наша страна отмечает 70- летие Великой Победы.)

На церемонии вручения государственных премий в День России Владимир Путин сказал: «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции - это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ».

Каждый из нас согласится, что это действительно важный проект для нашего народа, нашей страны. Сохранить родную речь, культуру, историю и традиции нашего Отечества нам поможет гибкий, могучий русский язык!

В рамках этого события, а также в честь 70-летия Великой Победы мы проводим интеллектуальную игру по литературе.

Тема интеллектуальной игры по литературе посвящена Дню Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Сегодня мы вспомним известные произведения и стихи писателей и поэтов, в которых отражена тема Великой Отечественной войны.

Игра проводится между двумя командами. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Подведение итогов и награждение участников (медальонами)- в конце игры.

2. Конкурс «Пословицы о подвигах и славе»

Задание: кто больше из участников назовёт пословиц на военно-патриотическую тему.

Ответы:

Где нет борьбы, там нет и победы.

Для родной Отчизны не жаль и жизни.

Поднявший меч от меча и погибнет.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Славу свою добывай в бою.

Сражайся смело за родное дело.

За правое дело стой смело.

Смелость города берёт.

3.«Мозговой штурм»

Задание: по описанию предмета назвать слово.

-защитный шлем военнослужащих…(каска)

-плоская дорожная бутылка из металла, носимая на поясе либо на ремешке через плечо....(фляжка)

-головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки…(пилотка)

-форменное суконное пальто, двубортное или однобортное, обычно со складкой на спине и хлястиком на уровне талии…(шинель)

-военный форменный пиджак, с воротником стойкой либо отложным воротником, часто с накладными карманами…(китель)

-небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком…(кисет)

-огнестрельное оружие, предназначенное для поражения живой силы противника в ближнем бою и способное создавать большую плотность огня…(автомат)

4.Конкурс «Военные загадки» (Автор: Наталья Майданик)

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было ... (войны)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ...(корабле)

Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный ... (лётчик)

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ... (пехота)

Брат сказал: "Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь ... (пограничником)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою ...(страну)

5.Конкурс «Лучший чтец»

Задание: прочитать отрывок из произведения, назвать автора и название произведения (задание даётся каждой команде).

1 команда:

«Сколько пролежал он без движения, без сознания, Алексей вспомнить не мог. Какие-то неопределенные человеческие тени, контуры зданий, невероятные машины, стремительно мелькая, проносились перед ним, и от вихревого их движения во всем его теле ощущалась тупая, скребущая боль. Потом из хаоса вышло что-то большое, горячее, неопределенных форм и задышало на него жарким смрадом. Он попробовал отстраниться, но тело его точно влипло в снег. Томимый безотчетным ужасом, он сделал рывок - и вдруг ощутил морозный воздух, ворвавшийся ему в легкие, холод снега на щеке и острую боль уже не во всем теле, а в ногах.»

Ответ: Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке».

2 команда:

«Ему не верилось, что позади были три года нищеты, унижения, постоянного гнетущего страха, ужасной душевной подавленности и пустоты. Впервые за эти три года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться. В палатке было прекрасно. Хотя погода стояла скверная, пасмурная, но в палатку сквозь жёлтое полотно проникал ровный, весёлый свет, похожий на солнечный. Правда, благодаря присутствию великанов в палатке было тесновато, но зато как всё было аккуратно, разумно разложено и развешано.»

Ответ: Валентин Катаев «Сын полка».

6. Конкурс «Знаток» (на лучшее знание произведения).

Задание: прочитать отрывок из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», вспомнить продолжение. Написать ответ близко к тексту, затем прочитать ответ.

«Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: …»

Вопрос:

Какие слова сказал герой рассказа?

Ответ: "Благодарствую за угощение. Я готов, герркомендант, пойдемте, распишете меня".

7.Конкурс капитанов

Задание: Назвать автора строк из стихотворения на военную тему.

Кто подумал бы когда-то,

Что достанется бойцу

С заряженною гранатой

К своему ползти крыльцу?

Ответ: Александр Твардовский

Нас двадцать миллионов

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Ответ: Расул Гамзатов

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Ответ: Константин Симонов

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ответ: Юлия Друнина

Настанет новый, лучший век.

Исчезнут очевидцы.

Мученья маленьких калек

Не смогут позабыться.

Ответ: Борис Пастернак

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Ответ: Алексей Сурков

Война нас гнула и косила,

Пришёл конец и ей самой.

Четыре года мать без сына,

Бери шинель, пошли домой!

Ответ: Булат Окуджава

Почему все не так? Вроде все как всегда:

То же небо опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя

Ответ: Владимир Высоцкий

8.Конкурс "Найди книгу"

Задание: среди выставочных книг на военную тему найти книгу, в которой описываются данные события.(Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием).

Учитель читает отрывок:

"Однако после четырех часов марша по ледяной степи, среди пустынных до горизонта снегов, без хуторов, без коротких привалов, без обещанных кухонь, постепенно смолкли голоса и смех. Возбуждение прошло — люди двигались мокрые от пота, слезились, болели глаза от бесконечно жесткого сверкания солнечных сугробов. Изредка где-то слева и сзади стало погромыхивать отдаленным громом. Потом стихло, и непонятно было, почему не приближалась передовая, которая должна бы приблизиться, почему погромыхивало за спиной, — и невозможно было определить, где сейчас фронт, в каком направлении идет колонна. Шли, вслушиваясь, хватали с обочин пригоршнями черствый снег, жевали его, корябая губы, но снег не утолял жажды."

Ответ: Ю.Бондарев "Горячий снег"(3 глава)

9. Конкурс «Вопрос на засыпку»

1) Назовите имя писателя, написавшего сценарии к кинофильмам: "Офицеры" (1971), "Завтра была война" (1987) В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии СССР в области кинематографии за «А зори здесь тихие».

Ответ: Борис Васильев.

2) Как вы понимаете слова «Дорога жизни»

Ответ: Во время Великой Отечественной войны это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой -по льду. Она связывала блокадный Ленинград со страной (с 1941 по 1944 годы).

3) Кто написал стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе».

Ответ: Александр Блок

4) Из какого произведения эти слова: «Безумство храбрых - вот мудрость жизни!»

Ответ: «Песня о Соколе» (М.Горький).

10.Подведение итогов. Награждение медальонами.

Учитель:

-Интеллектуальная игра подошла к концу. Лучшие игроки получили медальоны за знания в области художественной литературы и поэзии.

Любите родной язык! Сохраняйте культуру своего народа.

А завершить мероприятие я хочу стихотворением Анны Ахматовой, написанным в годы Великой Отечественной войны (1942 г.), смысл которого остаётся актуальным и в наши дни…

А.Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Недаром помнит вся Россия"

Мы живем в Оренбургской области, это далеко от Москвы, Бородино. Но Оренбургский край связан с этим историческим событием – войной 1812 года. Оренбургские казаки принимали участие в войне, многие полу...

Интеллектуальная игра - викторина «И помнит мир спасённый…»

Интеллектуальная игра - викторина «И помнит мир спасённый…» Сценарий интересной игры, которая охватывает события, касающиеся периода Второй мирвой войны. Игра состоит из 5 раун...

Приложение к Методической разработке интеллектуальной игре «Мы гордо будем помнить…»

Приложение № 3 - Командная работа Блиц - турнир;Приложение № 4 - «Жизнь замечательных людей» Определение объекта по описанию;Приложение № 5 - Брейн – ринг...

Интеллектуальная игра "И помнит мир, спасенный наш..."

Интеллектуальная игра "И помнит мир, спасенный наш..." предназначена для учащихся 9-11 классов с целью формирования патриотического воспитания и расширения знаний учащихся о  Великой От...

Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»

Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...

Сценарий Интеллектуальной игры "Вы помните :когда возник Лицей"

Данная разработка способствует повышению интереса учащихся к представленным произведениям  автора, расширяет знании о жизни и творчестве поэта, активизирует поисковую деятельность,...