Ролевая игра «Кто есть кто»
классный час на тему

Гульфия Гайязевна Мухаметшина

Ролевая игра «Кто есть кто»

Анализ стратегий поведения в ситуации конфликта

Урок разработан Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» специально для «НВТиТ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название

Ролевая игра «Кто есть кто»

Анализ стратегий поведения в ситуации конфликта

Урок разработан Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» специально для «НВТиТ»

Смысл

Способности распознавать, понимать и регулировать свои эмоции, выстраивать поведение и взаимодействие с окружающими на основе понимания их состояний (эмоций, намерений, потребностей и т. д.) составляют основу эмоционального интеллекта и социально-эмоциональной компетентности в целом. Развитие эмоционального интеллекта способствует, в том числе, успешной социализации и самореализации, формированию адекватной самооценки и положительного восприятия окружающих, позволяет эффективно выстраивать отношения с ними, выбирать продуктивные стили взаимодействия в ситуациях конфликта.

Предлагаемая игра и последующая обратная связь позволяют участникам оценить собственные стратегии поведения в ситуации неопределённости, конфликта интересов; рассмотреть альтернативные модели поведения, которые могут способствовать достижению желаемых результатов. 

Ключевые смыслы, слоганы

«Ничто так не обманывает нас, как наше мнение» (Леонардо да Винчи)

«Сначала старайся понять, а потом ищи понимания» (Стивен Кови)

Возраст и количество участников

Учащиеся – 12+,

количество — 12–24 человека, желательно чётное количество игроков (при нечётном количестве в тройку стоит объединить одного учёного и двух кладоискателей).

Ресурсное обеспечение

  • просторное помещение с возможностью изолирования двух групп на момент знакомства с инструкцией;
  • карточки с инструкциями (Приложение 1 — 1 шт.; Приложение 2 — по количеству кладоискателей);
  • карточки с набором голосовых команд (Приложение 3) — по количеству игроков;
  • карточки двух цветов с номерами для деления на пары (Приложение 4) — по количеству игроков;
  • карточки-сокровища (Приложение 5) — 30 штук;
  • чистые листы А4, карандаши — по количеству учёных.

Время

90 минут

Подготовительная часть

Перед началом игры в помещении необходимо наклеить/разложить карточки-сокровища (Приложение 5), часть из них должна быть хорошо заметна, часть может быть спрятана.

Этап и время

Что делают участники?

Что делает организатор?

Ресурсное обеспечение

1. Распределение ролей. Инструктаж участников (10 минут)

Делятся на две группы по цвету карточек (Приложение 4).

Группа учёных слушает инструкцию согласно своей игровой роли, задаёт вопросы на понимание, рисует программу испытаний для робота, знакомится со списком голосовых команд (Приложение 3).

Группа кладоискателей читает инструкцию согласно своей игровой роли, задаёт вопросы на понимание, знакомится со списком слов (Приложение 3).

Две группы игроков объединяются между собой в пары — по одинаковым номерам на карточках (Приложение 4).

Организатор раздаёт карточки (Приложение 4) и делит участников на две группы по цвету карточек — учёные и кладоискатели. Знакомит игроков с правилами игры.

  • Знакомит группу учёных с первой частью инструкции (см. Приложение 1), после изготовления ими «программы испытаний роботов» выдаёт каждому игроку карточку с голосовыми командами (см. Приложение 3) и знакомит со второй частью инструкции. Если игроки задают вопросы на понимание, отвечает текстом инструкции. Перед началом игры уточняет, всем ли игрокам понятна их игровая цель и условия, при которых учёный становится победителем.
  • Одновременно предлагает команде кладоискателей самостоятельно прочитать инструкцию (см. Приложение 2). Выясняет, понятна ли игрокам-кладоискателям игровая цель и условия, которые необходимо выполнить, чтобы стать победителем. После этого раздаёт кладоискателям карточки со списком слов для общения с местным жителем (Приложение 3).

Важно: инструктаж команд перед началом игры необходимо проводить отдельно друг от друга, до конца игры название и содержание каждой роли должно оставаться тайной для другой команды.

После того как игроки обеих команд готовы к игре, предлагает им объединиться в пары по номерам на карточках (Приложение 4).

Приложение 4 — цветные карточки с номерами.

Приложение 1 — инструкция для учёных.

Приложение 3 — список слов.

Приложение 2 — инструкция для кладоискателей.

Приложение 3 — список слов.

Приложение 4 — цветные карточки с номерами.

2. Проведение ролевой игры (20 минут)

Начинают игру по команде ведущего.

Пары, выполнившие задание, сообщают об этом ведущему и ждут окончания игры.

Организатор объявляет, что игра началась.

Важно: во время игры ведущему стоит отмечать особенности поведения игроков, взаимодействие в паре, выбираемые стратегии поведения в ситуации конфликта интересов. Наблюдения помогут более эффективно выстроить обсуждение игры.

Через 20 минут сообщает игрокам, что время игры истекло, и приглашает занять места в кругу парами для обсуждения.

3. Обсуждение игры (20–30 минут — в зависимости от количества участников)

Участвуют в обсуждении, делятся своими эмоциями, отвечают на вопросы ведущего, анализируют своё поведение в игре и реальной жизни.

Организатор предлагает участникам по кругу коротко поделиться своими эмоциями во время игры и по её итогам, рассказать о возможных трудностях и дискомфорте.

Примечание: в качестве основной трудности чаще всего называют непонятное, странное поведение партнёра в паре, непонимание мотивов его поведения, предположения о разных целях в игре, проведение параллелей с общением в реальной жизни, когда каждый имеет свои цели и мотивы, которые не всегда понятны, открыты, и это может вызывать непонимание, конфликты и т. д.

Раскрывает интригу — знакомит игроков с ролями учёного и кладоискателя (инструкции может озвучить ведущий либо игроки расскажут их друг другу в паре).

Определяет игроков, успешно выполнивших свои игровые цели.

Предлагает участникам более подробно рассказать о своём поведении в игре и поведении партнёра; об особенностях взаимодействия в паре; о способах достижения игровой цели, сложности её удержания; о выбираемых моделях поведения в ситуациях неопределённости, конфликта интересов, доминирования и подавления; о развитости умений уверенной коммуникации (отказа; утверждения своих прав; отстаивания своей точки зрения).

Организует обсуждение стратегий поведения игроков; выясняет, насколько эти модели поведения свойственны им в реальной жизни, эффективны.

4. Знакомство со стратегиями поведения в конфликтной ситуации (20 минут)

Участники соотносят модели поведения в игре «Кто есть кто?» со стратегиями поведения в конфликтной ситуации, анализируют их эффективность, связь с эмоциями, потребностями, ожиданиями.

Ведущий рассказывает о пяти стратегиях взаимодействия в ситуации конфликта: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество (см. Приложение 6), фиксирует их на флипчарте. Организует обсуждение стратегий с точки зрения эффективности, эмоций, целей участников.

Совместно с участниками сопоставляет описанные стратегии с моделями поведения, продемонстрированными в игре; выясняет, насколько эти модели поведения свойственны им в реальной жизни, эффективны.

Рассказывает о шагах разрешения конфликтной ситуации (см. Приложение 6), фиксирует шаги на флипчарте. При желании участников обсуждает использование схемы на примере предложенных ими конфликтных ситуаций.

Приложение 6 — материалы для ведущего.

Флипчарт, маркеры.

5. Рефлексия занятия, подведение итогов (10 минут)

Участвуют в итоговой рефлексии.

Организует подведение итогов, рефлексию занятия — предлагает участникам поделиться своими эмоциями, мыслями. Обсуждает моменты, которые остались непонятными, вызывающими сомнения.

Планируемый результат: игра и последующая обратная связь позволят участникам расширить представление о себе, оценить собственные стратегии поведения в ситуации неопределённости, конфликта интересов; познакомиться с моделями поведения в конфликтных ситуациях, оценить их эффективность.

Приложения

Приложение 1. Инструкция для учёных

Приложение 2. Инструкция для кладоискателей

Приложение 3. Список слов

Приложение 4. Карточки с номерами

Приложение 5. Сокровища

Приложение 6. Материалы для ведущего. Стратегии поведения в ситуации конфликта

Список источников:

Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.-Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.



Предварительный просмотр:

 

Приложение 1

Вы — группа ученых, участвующая в тестировании новых роботов. Каждый из вас будет тестировать одного робота, ваша задача — добиться от него точного выполнения ваших команд. Но из-за несовершенства программного обеспечения в работе роботов иногда могут происходить сбои.

Сейчас вам необходимо подготовиться к тестированию — написать программу тестовых испытаний: ваша команда должна придумать замкнутый маршрут в этом помещении, по которому пройдет робот и в обозначенных шести точках маршрута выполнит 6 действий. Можно начинать вести робота по маршруту с любой из этих точек.

Примеры действий: перешагнуть, обойти, повернуться, переставить и т. д.

Игрокам раздается бумага и карандаши

— У вас есть 5 (10) минут для того, чтобы вместе придумать общую программу испытаний и скопировать ее для каждого ученого.

После того как программа готова

— Ваш робот понимает только 10 голосовых команд. Вот их список (Приложение 3). Показывать карту маршрута роботу запрещено. Если робот выполняет действие, не указанное в написанной вами программе, вам необходимо вернуть его на предыдущий пункт маршрута и продолжить тестовые испытания.

Игрокам раздаются карточки с голосовыми командами (Приложение 3).

После знакомства со списком голосовых команд

— Имейте в виду, что многие роботы верят, что они люди. Не разочаровывайте их.

— И помните: победителем станет только один из вас — тот, чей робот правильнее и быстрее всех выполнит программу.



Предварительный просмотр:

        

Приложение 2

Вы — охотник за сокровищами, прибывший в экзотическую страну в поисках утерянных артефактов, за обнаружение которых обещано крупное вознаграждение. Они привлекли сюда и других кладоискателей. По законам страны, в которую вы прибыли, вас должен сопровождать местный житель. Он очень хочет вам помочь, но не понимает вас, а вы, к сожалению, понимаете только 10 его слов. Вот они.

Игрокам раздаются карточки с голосовыми командами (Приложение 3).

Время вашего пребывания в стране ограничено, виза очень краткосрочна. Вы поймете, что время вышло, по сигналу ведущего. К этому моменту именно вы должны стать обладателем наибольшего количества артефактов.

Имейте в виду, что местным жителям не стоит верить. Среди них могут скрываться кладоискатели.

Приложение 2

Вы — охотник за сокровищами, прибывший в экзотическую страну в поисках утерянных артефактов, за обнаружение которых обещано крупное вознаграждение. Они привлекли сюда и других кладоискателей. По законам страны, в которую вы прибыли, вас должен сопровождать местный житель. Он очень хочет вам помочь, но не понимает вас, а вы, к сожалению, понимаете только 10 его слов. Вот они.

Игрокам раздаются карточки с голосовыми командами (Приложение 3).

Время вашего пребывания в стране ограничено, виза очень краткосрочна. Вы поймете, что время вышло, по сигналу ведущего. К этому моменту именно вы должны стать обладателем наибольшего количества артефактов.

Имейте в виду, что местным жителям не стоит верить. Среди них могут скрываться кладоискатели.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Список слов

  1. Вперед
  2. Назад
  3. Вправо
  4. Влево
  5. Стоп
  6. Повернись
  7. Наклонись
  8. Ползи
  9. Прыгни
  10.  Повтори
  1. Вперед
  2. Назад
  3. Вправо
  4. Влево
  5. Стоп
  6. Повернись
  7. Наклонись
  8. Ползи
  9. Прыгни
  10.  Повтори
  1. Вперед
  2. Назад
  3. Вправо
  4. Влево
  5. Стоп
  6. Повернись
  7. Наклонись
  8. Ползи
  9. Прыгни
  10.  Повтори

 

  1. Вперед
  2. Назад
  3. Вправо
  4. Влево
  5. Стоп
  6. Повернись
  7. Наклонись
  8. Ползи
  9. Прыгни
  10.  Повтори
  1. Вперед
  2. Назад
  3. Вправо
  4. Влево
  5. Стоп
  6. Повернись
  7. Наклонись
  8. Ползи
  9. Прыгни
  10.  Повтори
  1. Вперед
  2. Назад
  3. Вправо
  4. Влево
  5. Стоп
  6. Повернись
  7. Наклонись
  8. Ползи
  9. Прыгни
  10.  Повтори



Предварительный просмотр:

Приложение 4

1

2

1

2

3

4

3

4

5

6

5

6

7

8

7

8

9

10

9

10

11

12

11

12



Предварительный просмотр:

        

Приложение 5



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Материалы для ведущего

Стратегии поведения в ситуации конфликта

Различают пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

1. Уклонение (избегание) означает пассивное несотрудничество, нежелание пойти навстречу оппоненту и защищать собственные интересы. Люди, которые не любят столкновений и конфронтации, вызванного ими раздражения, сарказма, отторжения другим человеком, избирают уход от проблемы вместо поиска конструктивного решения. Многие предпочитают сохранить худой мир, который, как известно, лучше доброй ссоры. Обычно такие люди чувствительны и к своим, и к чужим переживаниям, не хотят наносить вред ни себе, ни другим. Выбор такой стратегии предполагает, что оппонент постоянно выигрывает в ситуациях взаимодействия. Подобная стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для человека и не стоит того, чтобы тратить на нее свои силы и нервы. При этом человек может испытывать такие чувства, как досада, неудовольствие, обида, затаенный гнев.

2. Приспособление (уступчивость, сглаживание) предполагает уступки оппоненту вплоть до полной капитуляции. Человек, придерживающийся этой стратегии, отличается склонностью смягчать конфликтное взаимодействие, сохранять гармонию существующих отношений, подавляя при этом свои интересы, мнения и чувства. Данная стратегия демонстрирует добрую волю приспосабливающейся стороны и может вести к сбережению эмоциональных ресурсов, снятию напряжения, сохранению отношений. При этом человек может подавлять свои негативные эмоции, делать вид, что все в порядке, что ничего не произошло, и ругать себя за свою податливость. С применением такой стратегии оппонент неизменно выигрывает.

3.  Конфронтация (соперничество, конкуренция) — это активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им. Некоторые люди воспринимают конфликт интересов как вызов, соревнование, в котором есть победитель и проигравший. Мотивом такого поведения может являться самосохранение, но в результате обычно разыгрывается сражение, которое может нанести ущерб взаимоотношениям. Если одна сторона выбирает эту стратегию, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. Обычно при этом человек переживает гнев, раздражение, проявляет агрессию, чаще вербальную и косвенную, но иногда и физическую.

4. Компромисс — стратегия, которая строится на взаимных уступках сторон. По мнению специалистов в области управления, такое поведение — оптимальный путь к ликвидации противоречий. Идеальный вариант — удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. Однако часто одна сторона делает больше уступок, чем другая (или ей это только кажется), что в будущем может привести к еще большему обострению отношений. К сожалению, компромисс часто оказывается временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью. Выбирая эту стратегию, человек ставит во главу угла сохранение дружеских, приятельских отношений.

5. Сотрудничество — оптимальное решение конфликта, если оно существует в конкретной ситуации, подразумевает, что все участники выходят из него победителями. К такому решению не всегда возможно прийти, но к нему необходимо стремиться. Взаимной выгоды можно достичь, определив потребности обеих сторон и стараясь удовлетворить их, поддерживая и уважая интересы и ценности друг друга. Только благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты. Данная стратегия позволяет разрешить конфликт, сохранить партнерские отношения во время и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы. Стоит помнить, что прийти к взаимовыгодному решению можно не всегда. Сотрудничество не обязательно будет наиболее подходящим выбором. Разные ситуации, с которыми сталкиваются в разное время разные люди, требуют различных реакций.

Для эффективного разрешения конфликтной ситуации будет полезным выполнить следующие шаги:

  • определить свои эмоции в данной ситуации и эмоции партнера по общению;
  • проанализировать причины возникновения этих эмоций у себя и у партнера по общению — определить желания, ожидания, потребности свои и оппонента в данной ситуации;
  • установить сходства и различия в позициях участников конфликта;
  • сотрудничать, совместно искать взаимовыгодное решение ситуации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертно-ролевая игра игра для учеников 8 класса: «Мы суть того, что мы едим» (проектный метод)

Здесь представлена моя разработка  урока-игры, а также презентация  по разработке.Цели и задачи: Обобщить и сформировать четкое представление о рациональном питанииРазвить умение анализирова...

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....

Ролевая игра «суд над компьютерными играми»

Ролевая игра «суд над компьютерными играми»...

Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"

повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....