"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"
статья на тему

Андреева Вера Вячеславовна

Статья о трёх формах духовно-нравственного воспитания в школе(урочная, внеурочная и внешкольная деятельность) с ориентацией на предмет "Литература".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_andreevoy_v.v.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание

в современной школе

Пробить сердце. Вот глубокое рассуждение: ибо что такое «пробить сердце»? —

Привить нравственность, жажду нравственности.
Ф. М. Достоевский

В основу школьного воспитания духовно-нравственной сферы обучающихся заложено развитие тех незыблемых нравственных ценностей, которые обеспечивают формирование высоконравственного молодого поколения.

Условно духовно-нравственные ценности  можно представить в виде трёх направлений: семейные ценности, пропагандирующие любовь и верность по отношению к своим близким, заботу о младших поколениях и опеку пожилых и немощных, уважение старшего поколения; культурные ценности, основанные на уважении к народным традициям, национальному менталитету, на признании заслуг отечественной литературы, музыки, живописи, осознании роли национального достояния в мировой культуре; патриотические ценности, ориентирующие подрастающее поколение на любовь к Родине, уважительное отношение к законам родной страны.

 Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является безусловным приоритетом обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей.

Невозможно построить современное государство, игнорируя духовно-нравственный потенциал народа, не обращая внимания на внутренний мир человека, состояние и качество его внутренней жизни. Конечно, существуют факторы современного состояния общества, которые противоречат процессу духовно-нравственного воспитания, однако современное образование предлагает системный подход в преодолении всего негативного, что мешает реализации воспитательных задач. Так или иначе, развитие общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции каждого человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

        Процесс духовно-нравственного воспитания довольно протяженный по времени, ведь основы его заложены в дошкольном периоде, «укоренение» первых нравственных понятий происходит в младшем школьном возрасте, осознание причинно-следственной связи наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, когда формируется личность. С раннего возраста человек сталкивается с проявлением отдельных чувств, в дальнейшем управляющих его нравственной позицией. К ним отнесём, например, совесть. Функционирование совести связано с внутренним различением понятий «добро» и «зло», «истина» и «ложь». С усвоения первых нравственных понятий идёт формирование духовности человека. Духовность можно определить как потребность к самосовершенствованию собственной личности через систему нравственных ценностей.

Воспитание «идеальной», правильной, гуманной личности в рамках образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях.

  1. На уроках гуманитарных предметов (литература, русский язык, история), обществоведения, основ религий.
  2. Во внеурочной деятельности (праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры и т.д., а также в деятельность кружков, секций, клубов).
  3. Во внешкольной деятельности (экологические, волонтёрские десанты, экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера; патриотические акции; спортивные соревнования).

Конечно, процесс воспитания духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия осуществляется и при создании благоприятного микроклимата внутри класса (дружеские отношения), при создании условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания, однако его основу в школьные годы воспитываемых составляют: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.

Богатые возможности по духовно-нравственному воспитанию, конечно, заложены в урочной деятельности. Учитель литературы в этом смысле обладает неограниченным спектром тем, методов, приёмов. Акцентируя внимание на определенном нравственном понятии (ценности), учитель имеет возможность не только ознакомить с интересной темой духовно-нравственной сферы, но и затронуть проблемную сторону вопросов поведения человека, его морально-психологического облика. Уроки литературы в этом случае в полном объеме реализуют поставленные цели воспитания. («Истинное» и «ложное» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», «Противоречивость образа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Проблема милосердия в рассказе А.П. Платонова «Юшка»», «Доброта и жестокость в рассказе А.И. Куприна «Кусака»», «Как остаться человеком?» (по рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)).

Внеурочная деятельность предлагает не менее яркие по содержанию и формам проведения мероприятия по духовно-нравственному воспитанию. Преследуя поставленные цели, учитель (классный руководитель) должен учитывать не «развлекательный» характер таких мероприятий, а воспитывающий. Рассмотрим таблицу примерных воспитательных мероприятий в среднем и старшем звене школы:

Форма воспитательного мероприятия

Духовно-нравственные ценности

  1. Праздник, посвящённый Дню матери.

Уважение, любовь к матери

  1. «Мой дом-планета Земля»

Понятие «родная земля», бережное отношение к природе и её ресурсам,

экологическое воспитание

  1. Дискуссия «Морально-этический кодекс современного молодого человека – универсальная формула»

Уважение достоинств человека, толерантность.

Понятия «добродетели» и «порока».

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников обращает внимание на то, что «..основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.».

 К таким «событиям» внеурочной деятельности можно отнести (экологические, волонтёрские десанты, различные экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера), патриотические акции; спортивные соревнования). Остановимся на некоторых из них.

Экскурсии как воспитательные мероприятия могут быть очень полезны. Основная цель педагога – составить такой маршрут экскурсии, который позволит осуществлять духовно-нравственное воспитание. Согласно точке зрения Е. Н. Барышникова, воспитательная экскурсия – это особый вид воспитательного мероприятия, форма учебной и воспитательной работы. Структурно экскурсии можно представить в трёх этапах: «Путешествие» (этап 1) - это дорога к определенному объекту, основной цели экскурсии; «Встреча» (этап 2) - основная часть экскурсии, направленная на изучение и освоение «объекта», общение, изучение информации; «Возвращение» (этап 3) - итоговый компонент экскурсии, связанный с успешным возвращением домой, осмыслением увиденного, осознанного.

Какие экскурсии могут формировать у школьников духовно-нравственные ценности? Это посещение мест боевой славы, захоронений воинов ( патриотическое воспитание, уважение к родному народу, родной истории, любовь к Родине). Экскурсии – посещение художественных галерей, музеев, направленные на развитие эстетических чувств (ценностное отношение к прекрасному). Экскурсии – «паломничества» по православным храмам, нацеленные на знакомство с православной культурой, знание истории своего края, города, на духовные беседы о таких нравственных ценностях, как «милосердие», «любовь к ближнему»; о таких  этико-философских понятиях, как «смысл жизни», «толерантность» ( воспитание этического сознания, духовные ценности «любовь», «милосердие», понятие добродетели). Краеведческие экскурсии – посещение памятных мест родного села, города, области. (уважение к исторической памяти, к родной истории, сознание долга перед памятью о предках).

Осуществлению духовно-нравственного воспитания помогает такая форма внешкольной деятельности, как волонтёрство (трудовой десант), который можно совмещать с различными видами экскурсий (краеведческие, экологические, посещение братских захоронений). Организация уборки замусоренной территории, окультуривание природной зоны (парк, берег реки, детской площадки), наведение порядка на местах воинских захоронений, высаживание аллей…Осознавая свой вклад в общее дело, помогая, ребята воспитывают в себе трудолюбие, формируют «здоровую» общественную (гражданскую) позицию в правильности своего поведения, осознают важность участия в добрых делах.

Необходимо отметить, что в проведении воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности роль учителя неоспорима. Важно понимать, что, организуя мероприятия внешкольного характера и ли внеурочную деятельность, учитель остаётся наставником и образцом поведения. Пример учителя, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося пример учителя имеет ещё и потому, что ученик всегда доверяет учителю (образцу поведения), способному «прививать» нравственность.

Система современного воспитательного процесса в школе имеет богатые возможности в духовно-нравственном воспитании школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...

"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Сегодня перед школой стоит много задач - главная, дать возможность ребенку  раскрыться во всем егосвоеобразии, во всей полноте его задатков и особенностей. Но современным детям, на сегодняшний де...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе и в частности МОУ "Днестровская СШ№1"

Во все времена люди ценили духовно-нравственную воспитанность .Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению , обнищанию человеческих душ . Моей целью работы в данном направл...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание в современной школе"

Презентация о духовно - нравственном воспитании в современной школе...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Учитель рассказывает о подготовке и проведении в МОУ гимназия №24 мероприятий, посвященных 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского...