Физическая викторина
презентация к уроку (7, 8 класс) на тему

Физическая викторина для учащихся 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fizicheskaya_viktorina.ppt217 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физическая викторина

Слайд 2

Вес воздуха Одним из свойств атмосферы Земли является давление воздуха. Для человека среднего размера это давление может превышать 12 тонн. Так почему же этот громадный вес просто не раздавит нас? Где магнит? Вам дали два металлических бруска, причем один из них магнит, а второй - нет. Как, не пользуясь больше ничем, определить, какой из брусков - магнит? Стрельба на пароходе (Из книги Я. Перельмана) Хороший стрелок стоит у одного борта парохода, а у противоположного помещена мишень. Пароход движется равномерно вперед. Стрелок прицелился точно в центр мишени. Попадет ли он в цель?

Слайд 3

Движение лодки Представьте себе, что к корме маленькой лодки, плавающей в тихой воде, привязана веревка. Может ли человек, находящийся в лодке, привести ее в движение, резко дергая свободный конец веревки? А теперь, считая, что действия происходят с космической лодкой, дрейфующей в межпланетном пространстве, ответьте: можно ли ее привести в движение таким же способом? Лёд тает Вода обладает особыми свойствами. При замерзании ее плотность уменьшается (в отличие от других замерзающих жидкостей), и поэтому лед не тонет, а плавает по поверхности воды. В природе слой льда помогает воде сохранять тепло и защищает реки и озёра от полного вымерзания. А теперь вернемся на кухню. Кубик льда плавает в стакане, до краев полном воды. Что произойдет с водой, когда лед растает, - выльется из стакана или, наоборот, уровень будет ниже?

Слайд 4

На Луне (Из книги Я. Перельмана) На Луне все вещи весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Вообразите, что на Луне существует озеро с пресной водой. На озеро спущен пароход, который в земных пресноводных озёрах имеет осадку 3 метра. Как глубоко будет сидеть наш пароход в воде лунного озера? Заодно решите и такую задачу: где не умеющий плавать человек может утонуть скорее - в земном озере или в нашем воображаемом лунном? Камень и емкости Представьте, что в тазу с водой плавает миска. Как поднять уровень воды в тазу на максимальный уровень - положить камень в воду или положить его в миску? Труба Через реку нужно было перевезти большую чугунную трубу. Когда груз был положен в лодку, она так осела, что гребец уже не мог в неё сесть. Однако гребец придумал способ, с помощью которого он, сидя в лодке, всё-таки перевез трубу на тот берег. Догадайтесь, как он это сделал?

Слайд 5

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВЕТЕР? Ветер (или вихрь) очень часто бывает сказочным героем. Вспомни "Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях" ("Ветер, Ветер, ты могуч...") или "Вихревы подарки". Может быть, ты сам вспомнишь какие-то сказки, где участвует ветер? Я думаю, ветер в сказки попал потому, что он кажется явлением несколько таинственным. Совершенно безветренные дни встречаются очень-очень редко, сам по себе ветер - обычное дело. А вот откуда он берётся? Непонятно! Наша планета Земля укутана толстым слоем воздуха. Его называют атмосферой. А Земля наша очень большая,и поэтому очень разная. На экваторе всегда стоит жара, воздух там очень сильно разогревается. А на Северном и Южном полюсах лёд не тает ни зимой, ни летом. Там воздух всегда остывает. Над океанами воздух пропитывается влагой, а над громадными пустынями он сильно высыхает. Там, где растут непроходимые джунгли (например, в Южной Америке на реке Амазонке) в воздух попадает много кислорода. А там, где много городов и дымящих заводов, воздух пачкается дымом, гарью и копотью.

Слайд 6

А воздух - это ведь газ, в нём молекулы летают свободно, в нём нет никаких стенок или границ. Наоборот, воздух стремится стать везде одинаковым. И это движение воздуха, его стремление перемешаться и стать везде одинаковым и есть ветер. Если бы солнце, земля и океаны оставили воздух в покое, то через некоторое время у него всюду стала бы одинаковая температура и влажность, а ветры бы затихли навсегда. Но воздуху стать одинаковым никак не получается. Слишком уж неодинаковая везде земля и вода, слишком по-разному везде греет солнце. Именно из-за солнца ветр а на нашей планете не могут утихнуть. Конечно, определить, куда будет дуть ветер и с какой силой, не так-то просто, на это влияет много причин. Мне хотелось рассказать только про самую главную причину всех ветров.

Слайд 7

ЧТО ТАКОЕ ЗВУК? Звук - это, конечно, то, что мы слышим. А что же мы слышим? Что такое попадает к нам в уши? Наверняка ты видел волны на воде. Волны бывают и от брошенного камешка, и от ветра, и от проходящего мимо корабля. Что такое эти волны? Да это просто бугры и впадины, которые бегут по воде. Волны на воде - это чудесные волны, таких мало, почти и совсем нет. Присмотрись к ним повнимательней при первой же возможности. Вообще в природе очень много явлений, похожих на волну, но таких, чтобы можно было своими глазами увидеть бегущие бугры и впадины, совсем мало. Оказывается, что звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим "бугров" и "впадин" в воздухе, потому что мы вообще воздух почти не видим. А "бугры" в воздухе - это места, где воздух погуще, а "впадины" - это места, где воздух пореже. Воздух - это же газ, он очень упругий. В местах, где он стал погуще, молекулы сталкиваются почаще и стремятся поэтому разлететься, стать пореже. А в места, где воздух стал пореже, набегают молекулы из соседних мест, и воздух там становится погуще. Эти чередования густого и редкого воздуха мы не видим, и это хорошо, а то нам трудно было бы различать предметы при сильном шуме. Зато мы можем их слышать.

Слайд 8

Ухо человека устроено очень сложно, я расскажу только про одну его часть, которая первой откликается на звук. Это барабанная перепонка – очень тоненькая натянутая плёночка. Эта плёночка под напором густого воздуха прогибается сильно, а от редкого воздуха прогибается слабо. Затем этот прогиб барабанной перепонки усиливается и превращается в специальные сигналы, которые несутся в мозг. Наверное, ты знаешь, что головной мозг - это то, чем мы думаем, помним, фантазируем. Он умеет очень многое, в том числе и понимать сигналы, приходящие от ушей. Он выделяет из них речь, пение птиц, шум ветра и прочие звуки нашего мира, которые на самом деле - только волнообразное чередование "густого" и "редкого" воздуха. Так же, как человек видит не все фотоны, он слышит не все звуки. Если в воздухе "бугры" и "впадины" сменяют друг друга чаще, чем 20 тысяч раз в секунду, то человек перестаёт такой звук слышать - барабанная перепонка просто не поспевает за такими быстрыми изменениями. Такие звуки называют ультразвуком. Но кое-кто эти звуки слышит хорошо. Летучие мыши с помощью ультразвука находят в полной темноте ночных мотыльков. Уши заменяют им глаза.

Слайд 9

И если "бугры" и "впадины" меняются слишком медленно - меньше, чем 20 раз в секунду, то человек тоже перестаёт их слышать. Эти "медленные" звуки называют инфразвуком. Инфразвуки используют, например, слоны. Главная слониха в стаде издаёт специальные инфразвуковые сигналы, чтобы никто не потерялся. В воде звуки хорошо распространяются, даже лучше и быстрее, чем в воздухе. Это такое же чередование более плотной и более "разреженной" воды. Так что волны в воде бывают не только такие, которые видно, но и такие, которые слышно. Киты и дельфины говорят друг с другом с помощью ультразвука. С тех пор, как учёные научились записывать их разговоры, они пытаются разгадать дельфиний язык. Пока это никому не удалось, но кто знает, что будет в будущем?

Слайд 10

КАК СКОЛЬЗЯТ КОНЬКИ? Умеешь ли ты кататься на коньках? Это гораздо труднее, чем кататься на лыжах. Лыжи - длинные и довольно широкие, а лезвия коньков – довольно короткие и очень узкие. Человек на коньках давит всем своим весом на совсем маленький кусочек льда, и поэтому это давление очень большое. Так что лыжи придуманы, чтобы уменьшить давление, а коньки сделаны так, чтобы как можно больше увеличить давление. А зачем? А чтобы легче скользить! В чем тут секрет? Секрет здесь - в свойствах воды и льда. Вода - самое обычное вещество на земле, а вот свойства у неё очень, очень необычные. Дело в том, что металлы и воздух расширяются при нагревании. Это значит, что при охлаждении они, наоборот, сжимаются. А вот вода ведёт себя не совсем так. Если её охлаждать, то она, действительно, будет сжиматься, пока температура выше 4 градусов тепла. А как только температура станет ниже 4 градусов, вода начинает расширяться, и при нуле градусов расширяется ещё сильнее и превращается в лёд. В жидкой воде молекулы расположены довольно близко, но безо всякого порядка.

Слайд 11

Чем сильнее охлаждение, тем медленнее движутся молекулы, и при достаточно сильном холоде молекулы начинают друг с другом сцепляться. Во льду молекулы воды образуют ажурные, кружевные постройки. Что это за ажурные постройки, ты, наверное, знаешь, если когда-либо рассматривал снежинки. Во льду молекулы воды расположены так, что между ними очень много пустого места, точно так же, как между лучами снежинки. Потому-то лёд легче воды и плавает поверх неё, потому-то из небольшого количества воды можно получить много льда. И при этом сила расширения у льда такая, что если замерзает вода в железной трубе, то разорвёт и трубу.

Слайд 12

А что же будет, если лёд начать сжимать? Если на него очень сильно надавить (даже при большом морозе), то может рухнуть ажурное строение льда, и молекулы воды сблизятся. А раз нет внутри ажурных построек, то это будет уже не лёд, а вода. Именно это и происходит, когда человек едет на коньках. От сильного давления лёд под коньком превращается в жидкую воду, которая работает как смазка для конька. По этой смазке он и скользит. Воды образуется, конечно, тонюсенький слой, и она мгновенно снова замерзает, как только конёк с неё съезжает. Но её вполне хватает для лёгкого и красивого скольжения. Видишь, как странно: кажется, что человек на коньках скользит по льду. А на самом-то деле он скользит по воде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическо-физическая викторина

В презентации приводися содержание внеклассного мероприятия "Поэтическо-физическая викторина"....

Физическая викторина 9 кл.

Прежде всего надо развивать у учащихся логическое мышление!...

Физическая викторина 9 кл

Прежде всего надо развивать логическое мышление!...

внеклассное мероприятие по физике "Физическая викторина"

внеклассное мероприятие по физике "Физическая викторина". проводила в 8 классе в неделю физики....

Физическая викторина 7-8 класс

Физическая викторина между 7-8 классамиможет быть использована  при проведения внеклассного мероприятия  по предмету ....

Внеклассное мероприятие "Физическая викторина"

Игра по физике для студентов 1,2 курсов....

Вопросы для физической викторины по теме "Агрегатные состояния вещества"

Эту викторину можно провести после прохождения темы "Агрегатные состояния вещества" совместно с учителем литературы. Получится очень удачная интеграция физики и литературы....