Разработка классного часа по теме :Деньги: добро или зло?
классный час (8 класс) на тему
Ситуационный классный час
Данное мероприятие входит в систему воспитательной работы классного руководителя в раздел: « Внеурочная работа. Нравственно-правовое воспитание» и соответствует возрастным особенностям учащихся и уровню их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa.docx | 23.18 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.18 МБ |
materialy_dlya_ustnyh_soobshcheniy.docx | 17.09 КБ |
kartochki_s_situatsiyami.docx | 12.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Деньги: добро или зло?
Общая дидактическая цель: Создать условия для формирования правильного отношения к деньгам как нравственной категории.
Задачи:
Познавательные: воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека, формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству способствовать; формированию экономического мышления побуждать детей к экономии бережливости сдержанности;
Развивающие: формировать информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, общекультурные и учебно-познавательные компетенции;
Воспитательные: расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с ними.
Средства обучения:
- Презентация по теме
- Карточки с описанием ситуаций
- Материал для докладов по природе денег и по биографии Рокфеллера
- Листы, ручки, маркеры для индивидуальной и групповой работы.
- Класс рассаживается за столы, поставленные по квадрату, по 5-6 человек на стороне
Ход мероприятия
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Выход на тему разговора | 1-3 минуты 1-2 минуты | (включается презентация) Я предлагаю сегодня начать наш разговор с игры, которая, я думаю, вам хорошо известна. Я открываю картинку, вы должны отгадать по ней слово, если по одной картинке у вас отгадать не получится, я открою вторую, затем - третью, максимум будет 4 картинки. | Открывают слова «добро», «зло», «деньги» |
Над последним словом вы думали дольше всего. Согласитесь, ребята, что сейчас трудно представить, что когда-то в роли денег выступала, рыба и камешки. Итак, перед вами три слова, объединяя их, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора. | Формулируют тему, обмениваемся результатами. | ||
Целеполагание | 2-4 минуты | Ребята, подумайте и запишите на листочках те вопросы, на которые вы хотели бы найти сегодня ответ. | Записывают вопросы |
Давайте послушаем, что у нас получилось, понравившийся вопрос или вопросы вы можете себе дописать. | Затем слушают друг друга, дописывая те вопросы, которые покажутся очень интересными. | ||
Информационный блок | 7-10 минут | Чтобы продолжить разговор, нам нужна дополнительная информация. Сегодня нам в этом помогут….(сообщения раздать заранее). Они расскажут нам об истории возникновения денег и о самом известном богаче, миллиардере Рокфеллере. | Звучит сообщение об истории возникновения денег. (Материал в документе: Материалы для устных сообщений). |
Итак, вы видите, что ничего демонического в природе денег нет, их придумали люди. Деньги считаются одним из главных изобретений человечества, они стоят в одном ряду с колесом и письменностью. | Звучит второе сообщение о миллиардере Рокфеллере. (Материал в документе: Материалы для устных сообщений). | ||
Дискуссия | 7-10 минут | Вы услышали рассказ о непростой судьбе самого известного богача. Наблюдая за его возвышением, его соотечественник Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рокфеллера, моя рука тянется к карману, чтобы подать ему 15 центов». | |
Вопросы для дискуссии:
(заслушиваю ответы, подвожу к мысли, что парадокс состоит в том, что он хочет подать милостыню, самому богатому человеку) | Высказывают свои мысли по заданным вопросам. | ||
Как вы думаете, почему у М.Твена возникло такое желание? (заслушиваю ответы, принимаю все версии) | Высказывают свои мысли по заданным вопросам. | ||
(заслушиваю ответы, подвожу к мысли, что беден тот, кто хочет все большего и большего количества денег, тот, кто живет ради денег) | Высказывают свои мысли по заданным вопросам. | ||
(Заслушиваю варианты, предлагаю свой. Ребята, помните, мы в прошлом году читали комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль» и госпожа Простакова рассказывала о своем дядюшке, который умер на сундуке с золотом от голода. Про него мы можем сказать, что он был богат и беден одновременно. А вот еще примеры: мать Тереза, жены декабристов, Ю.П. Вревская,- они отказались от богатства, но были богаты душой, богаты своими поступками) | Высказывают свои мысли по заданным вопросам. | ||
(заслушиваю ответы, обобщаю варианты на слайде) | Высказывают свои мысли по заданным вопросам. | ||
Практическая работа | 3-5 минут | Вы у меня еще только дети, вы учитесь обращаться с деньгами. А учиться, как гласит народная мудрость, лучше на чужих ошибках, поэтому я вам предлагаю поработать в группах, разобрать предложенные ситуации, оценить их с точки зрения нравственности и с точки зрения права, предложить свой выход. (Карточки с ситуациями в документе: Карточки с ситуациями). | Обсуждение в группах, выработка решения |
Обмен результатами | 3 минуты |
Контролирую ход беседы | Предлагают решение ситуации, другие группы могут высказать свою точку зрения |
Рефлексия | 4-5 минут | Ребята, мы сегодня уже много говорили о деньгах, но давайте вернемся к вопросу нашего разговора: деньги это добро или зло? | |
(Заслушиваю все, подвожу некий итог беседы). Деньги - это бумажки, а вот добро они или зло, будет зависеть от каждого из нас, от нашего отношения к ним. Вы сами сказали, что при неправильном отношении они могут превратиться в страшное оружие и погубить человека. | Предлагают свои варианты ответа | ||
Посмотрите на слайд, там мудрец дает нам ответ. Попробуйте и вы в группах дать совет мне и своим товарищам, как нужно относиться к деньгам. | Работают в группах1-3 минуты, далее обмениваемся советами. | ||
Свободный выбор | 3 минуты | Возьмите свои листочки, на которых вы в начале занятия записали вопросы. Прочитайте их. На все ли вы сегодня получили ответы? Что полезного для себя вы узнали? (Заслушиваю по кругу). | Высказывают свои мысли, отвечая на любой вопрос или оба. |
Наше занятие я хотела бы закончить высказыванием известного древнегреческого баснописца Эзопа: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Будьте разумны Спасибо за интересную беседу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
д обро з ло деньги
Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Деньги: ДОБРО или ЗЛО ? Джон Дэ́висон Рокфе́ллер
Деньги: ДОБРО или ЗЛО ? «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рокфеллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов». Марк Твен
Мать Тереза Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Жены декабристов Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Ю. П. Вревская Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
–за деньги можно купить часы… (но не время) – за деньги можно купить книгу… (но не мудрость) – за деньги можно купить телохранителя … ( но не друга) – за деньги можно купить еду… (но не аппетит) – за деньги можно купить дом… (но не семью) – за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье) – за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь) – за деньги можно купить развлечения… (но не счастье) – за деньги можно купить икону… (но не веру) – за деньги можно купить континент … (но не Родину) – за деньги можно купить орден… ( но не честь) – за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение) Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Ситуация №1 Саше 15 лет. Ему срочно потребовались деньги на покупку нового гаджета, но родители отказались дать нужную сумму, так как, во-первых, посчитали этот гаджет абсолютно бесполезной игрушкой, во-вторых, в семье сложилась непростая финансовая ситуация. Саша нашёл интересный выход: он предложил одноклассникам в классном кабинете в школе после уроков играть в шашки на деньги, так как он играл великолепно, то очень скоро приобрел нужную сумму и купил то, что хотел, НО … Оцените данную ситуацию с точки зрения нравственных и правовых норм. Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Ситуация №2 Родители наняли сыну Денису (14 лет) репетитора по иностранному языку. Плату за занятия педагогу передавали через ребенка. Через несколько месяцев Денис блистал на уроках иностранного языка, но почему-то выглядел всегда очень усталым и невыспавшимся . Оказалось , что репетитора он давно бросил, язык учит самостоятельно по ночам, а деньги дает под проценты одноклассникам. Сумма уже приличная, НО…. Оцените данную ситуацию с точки зрения нравственных и правовых норм. Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Ситуация №3 Бабушка подарила Максиму на день рождения 15 тысяч. Бабушка предложила купить на эти деньги новый телефон (она это сделать не могла, так как не разбиралась в них). Сам Максим хотел бы положить эти деньги в банк под проценты. Родители предлагают ему помочь им, так как квартира, в которой они живут, куплена в кредит, и помощь им сейчас не помешает, так как в данный момент в экономике тяжелая кризисная ситуация. Как быть? Оцените данную ситуацию с точки зрения нравственных и правовых норм. Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Ситуация №4 Дима , учащийся 8 класса, в период летних каникул решил заработать на карманный расходы. У него есть 2 варианта. Его хороший знакомый предлагает расклеивать листовки кандидата в депутаты от какой-то партии и обещает неплохую зарплату, а дедушка предлагает пойти в агентство по трудоустройству и узнать там о вакансиях, но предупреждает, что работа эта будет на неполный рабочий день и с невысокой заработной платой. Как быть? Оцените данную ситуацию с точки зрения нравственных и правовых норм Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Новые возможности после исполнения 14 лет выбирать свое место жительство (с согласием родителей) совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими поступать на работу (на легкий труд не более четырех часов в день), с согласия одного из родителей обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге
Деньги: Добро или Зло?
Советы мудреца: 1.Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога. 2 . Зарабатывай честно. 3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу». 4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно. 5. Старайся не влезать в долги. Деньги: ДОБРО или ЗЛО ?
Деньги: ДОБРО или ЗЛО ? Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум Эзо́п — полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э.
Предварительный просмотр:
Выступление 1:
Деньги родились около 7 тысяч лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов, которые можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додумались наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег.
Роль первых денег у многих народов выполняли домашние животные. Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым. Слово капитал как раз и произошло от латинского caput, что значит «голова». Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и так далее.
При обмене возникали большие сложности. Например, лодка стоила полкоровы – не будешь ведь рубить скотину напополам!
И тут появились драгоценные металлы: золото и серебро – они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве. В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не разрежешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьём в руке.
А слово «деньги» произошло от «деньги» - это была серебряная монета времен Дмитрия Донского.
Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от императрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой – премия тянула на 3 с лишним тонны! А это – целый грузовик!
Вот тогда и появились бумажные деньги. Их придумали в Китае в VIII веке. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».
Выступление 2:
Многие богачи говорят, что деньги для них – не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами.
В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего детства: учится скромности, выдержке, самоограничению.
Вот, например история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.
Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку — потом давал в долг отцу под разумный процент.
Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели — обязательно разбогатеть.
Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился.
Все подчинённые боялись Рокфеллер как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса.
Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнувшись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?»
Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии.
Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов.
Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии Порой он вздыхал: «Богатство — или великое благословение, или проклятие».
Предварительный просмотр:
Ситуация №1
Саше 15 лет. Ему срочно потребовались деньги на покупку нового гаджета, но родители отказались дать нужную сумму, так как, во-первых, посчитали этот гаджет абсолютно бесполезной игрушкой, во-вторых, в семье сложилась непростая финансовая ситуация. Саша нашёл интересный выход: он предложил одноклассникам в классном кабинете в школе после уроков играть в шашки на деньги, так как он играл великолепно, то очень скоро приобрел нужную сумму и купил то, что хотел, НО …
Оцените данную ситуацию с точки зрения нравственных и правовых норм.
Ситуация №2
Родители наняли сыну Денису (14 лет) репетитора по иностранному языку. Плату за занятия педагогу передавали через ребенка. Через несколько месяцев Денис блистал на уроках иностранного языка, но почему-то выглядел всегда очень усталым и невыспавшимся. Оказалось, что репетитора он давно бросил, язык учит самостоятельно по ночам, а деньги дает под проценты одноклассникам. Сумма уже приличная, НО….
Оцените данную ситуацию с точки зрения нравственных и правовых норм.
Ситуация №3
Бабушка подарила Максиму на день рождения 15 тысяч. Бабушка предложила купить на эти деньги новый телефон (сама она это сделать не могла, так как не разбирается в них). Сам Максим хотел бы положить эти деньги в банк под проценты. Родители предлагают ему помочь им, так как квартира, в которой они живут, куплена в кредит, и помощь им сейчас не помешает, так как в данный момент в экономике тяжелая кризисная ситуация. Как быть?
Оцените данную ситуацию с точки зрения нравственных и правовых норм.
Ситуация №4
Дима, учащийся 8 класса, в период летних каникул решил заработать на карманный расходы. У него есть 2 варианта. Его хороший знакомый предлагает расклеивать листовки кандидата в депутаты от какой-то партии и обещает неплохую зарплату, а дедушка предлагает пойти в агентство по трудоустройству и узнать там о вакансиях, но предупреждает, что работа эта будет на неполный рабочий день и с невысокой заработной платой. Как быть?
Оцените данную ситуацию с точки зрения нравственных и правовых норм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Разработка классного часа по теме "Здоровый образ жизни"
Разработка содержит конспект классного часа и электронную презентацию....
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Конспект классного часа по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"
Конспект классного часа, посвященного неделе предпринимательства по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"...
Разработка классного часа по теме «Волонтерство -это мода или добро?»
Особое место в учебно-воспитательном процессе занимает классный час, на котором формируются морально-нравственные качества личности, гражданская позиция ,ученики учатся вза...
Методическая разработка классного часа "Дети и деньги"
Методическая разработка классного часа "Дети и деньги". Классный час, направленный на экономическое воспитание учащихся....
Разработка классного часа по теме: «Я творю добро»
Особое место в учебно-воспитательном процессе занимает классный час, на котором формируются морально-нравственные качества личности, гражданская позиция, студенты учатся взаимопониманию, умению ...