Программа Первичного отделения ООГДЮО "Российское движение школьников"
рабочая программа на тему
Программа Первичного отделения ООГДЮО "Российское движение школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pervichnogo_otdeleniya_rdsh.doc | 826 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Единая страна |
Разработчик Программы | Творческая группа МБОУ Богородицкой СШ |
Исполнители Программы | Педагогический коллектив обучающиеся |
Нормативно-правовая база: |
|
Цели и задачи Программы | Цель: совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Задачи:
|
Ожидаемые результаты | Программа направлена на формирование и на становление личностных характеристик детей:
|
Срок реализации Программы | 2017-2020гг. |
Этапы реализации Программы | I этап – организационно-мобилизационный, диагностический (2017) II этап – практический (2017 -2019 гг.): III этап - итогово-обобщающий (март-май 2020 г.): |
Пояснительная записка
В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу, Указом Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».
Изменения роли общественных объединений, существенный вклад, которые они вносят в социально-экономические условия региона, диктуют новые требования к самоорганизации жизни юных граждан.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять трудностям, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на ценностях и собственном приобретенном опыте.
Появление воспитательных возможностей вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения.
Становление общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации РДШ предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки инициатив обучающихся, с учетом сложившегося опыта и традиций воспитательной деятельности.
Современные дети и подростки активно включаются в общественные отношения, участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми.
Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети, развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения общественно-значимой цели в различных видах деятельности.
Российское движение школьников позиционируется как объединяющий формат, в который включены все существующие и создаваемые объединения обучающихся (детские общественные объединения, клубы, волонтерские центры, советы ученического самоуправления и пр.), с целью расширения их права на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Цели и задачи Программы
Целью является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо, в ходе работы пилотных площадок, определить условия воспитательной деятельности, способствующие развитию личности, в которых каждый ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
- Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
- Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
- Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования.
- Формирование единой информационной среды для развития и
масштабирования инновационной, проектной, социально-
преобразовательной деятельности РДШ.
- Разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений РДШ.
Принципы, на которых строится Программа:
- Принцип систематичности и научности в организации работы: постоянно осуществлять экспериментальную работу на основе выбора средств, доступных экспериментатору и соответствующих современным требованиям педагогической науки.
- Принцип персонифицированного подхода в организации работы. Этот принцип учитывает следующие общепедагогические положения:
-обращение внимания всех субъектов воспитательной деятельности на отношение старшего вожатого к данному виду работы;
-учет уровня работоспособности старшего вожатого и оказание ему всесторонней индивидуальной (персонифицированной) помощи;
-степень сложности каждого направления деятельности РДШ с учетом личностных психофизиологических особенностей старшего вожатого.
- Принцип самоорганизации: побуждение внутренней мотивации для реализации творческого потенциала.
- Принцип необходимости и достаточности информации для обеспечения реализации направлений деятельности.
- Принцип оптимистической перспективы: совокупности положительных представлений о реальном и прогнозируемом состоянии результата деятельности, о целях, способах его изучения и достижения на практике.
- Принцип гуманизации: приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др., которые необходимо учитывать в реализации направлений деятельности РДШ.
- Принцип демократизации: предоставление участникам деятельности определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
- Принцип кулътуросообразности: максимальное использование и развитие той среды, которую обуславливают культура региона, народа, нации, общества, страны.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников: знания о природе ребенка, состоянии его здоровья, физическом, физиологическом, психическом и социальном развитии.
- Принцип рефлексивности, нравственного осмысления обучающимся собственного жизненного опыта.
- Принцип динамизма: формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить эффективные решения в динамичных условиях.
- Принцип толерантности - терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни.
- Принцип индивидуализации: каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
- Принцип вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
- Принцип свободы выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимые условия самостоятельного, творческого развития, самореализации ребенка.
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей.
Сроки и этапы реализации Программы:
I этап – организационно-мобилизационный, диагностический (2017)
II этап – практический (2017 -2019 гг.):
III этап - итогово-обобщающий (март-май 2020 г.):
Кадровое обеспечение:
Директор школы – осуществляет общее руководство школой и отвечает за создание условий для деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.
Педагогический совет – разрабатывает стратегию развития школы, утверждает и определяет основные подходы к реализации программы по созданию воспитательной системы Школы гражданско-нравственного воспитания; проводит всесторонний анализ работы.
Заместитель директора по воспитательной работе – создаёт воспитательную работу, осуществляет руководство, контроль, методическое обеспечение и отслеживает результаты деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию; координирует деятельность образовательного учреждения и различных социальных институтов по данному направлению.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – организует работу по созданию учебных курсов по истории Отечества и праву, осуществляет контроль за внесением гражданско-патриотической направленности в курсы учебных дисциплин.
Педагог-организатор – организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальной школы, среднего и старшего звена, координирует деятельность образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования.
Библиотекарь – разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания, организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, осуществляет методическое обеспечение образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.
МО классных руководителей – обогащает содержание гражданско-патриотического воспитания, разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания; изучает и обобщает передовой опыт в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы школы; отслеживает уровень сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся.
МО учителей-предметников – корректирует учебные программы с целью включения в содержание учебных предметов элементов гражданско-патриотического воспитания.
Направления и Формы организации деятельности:
1. Личностное развитие
а) Популяризация ЗОЖ Цель: формирование позитивного отношения к ЗОЖ.
Формы: туристические походы, слеты, проекты и др.
б) Творческое развитие Цель: развитие творческого потенциала учащихся
Формы: творческие фестивали, конкурсы, праздники, тематические недели, игры, акции, флешмобы, культурно-образовательные и культурно-досуговые программы и др.
в) Популяризация профессий Цель: ориентация на расширение представлений учащихся о мире профессий
Формы: интерактивные игры, семинары, мастер-классы, встречи с интересными людьми, поддержка научно-изобретательской деятельности и др.
2. Гражданская активность
Цель: формирование позитивных духовно-нравственных ценностей Формы: волонтерство, акции, встречи с интересными людьми, тематические недели, игры, акции, флешмобы, культурно-образовательные и культурно-досуговые программы и др.
3. Военно-патриотическое
Цель: выработка системы мер, помогающей воспитывать у учащихся патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать интересы Отечества
Формы: спортивные соревнования, викторины, конкурсы, акции, оформление стендов, проведение тематических дней, мероприятий, уроки.
4. Информационномедийное
Цель: формирование базовых информационно-медийных компетенций учащихся
Формы: фотоотчеты о мероприятиях, создание видеороликов, презентаций, акции в социальных сетях и др.
Методы организации деятельности.
- Поисковая работа,
- метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов,
- метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям,
- использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свой город;
- организация экскурсий и встреч с почетными жителями;
- вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
- организация краеведческой работы;
- организация поисковой работы,
- социального проектирования.
- проведение патриотических уроков на базе школьного музея.
- приглашение воинов, выпускников школы для участия в Уроке Мужества с целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.
- Проведение военно-спортивных игр с привлечением воинов-шефов, Совета ветеранов.
- Проведение музыкальных фестивалей патриотической песни: Смотр строя и песни.
Ожидаемые результаты:
Сформированность единого воспитательного пространства, системы взаимодействия детского и взрослого коллектива (учителей и родителей), а также иных социальных партнёров.
Качественными показателями деятельности первичного отделения РДШ являются развитые личностные качества обучающихся направленные на :
- самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;
- смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
- ценностную и морально-этическую ориентацию: ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.
А именно:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, Смоенского края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью, и здоровью окружающих;
- самоопределение и саморазвитие своих способностей, профессиональное самоопределение;
- формирование ответственного отношения к природе, окружающей среде;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Количественные показатели результативности:
- Составление методического банка как фундамента для продуктивной работы детских объединений и организаций.
- Количество отрядных, школьных, районных, областных, всероссийских и международных мероприятий.
- Количество учащихся, охваченных деятельностью отрядов и кружков, секций, клубов и объединений;
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы образовательного учреждения и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации их деятельности.
К реализации Программы привлекаются учреждения дополнительного образования, воинские части, учреждения культуры и спорта, родители учащихся, общественные организации и объединения, институты государственные власти.
Основные условия реализации Программы:
- обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в процесс гражданско-патриотического воспитания;
- создание условий для активного участия семьи в системе гражданско-патриотической работы школы;
- вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме;
- проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;
- создание и сохранение традиций гражданско-патриотической работы в школе;
- формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, педагогов, общественности;
- повышение методической и профессиональной культуры всех участников воспитательного процесса;
- использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной работы школы.
Источники
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Указ президента РФ «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» от 29.10.2015 г. № 536
- Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области от 23.09.2014 № 1293-р/адм.
- Официальный сайт РДШ https://xn--d1axz.xn--p1ai/
- Морозюк С.Н., Левановой Е.А.,. Коршуновым А.В. Методические рекомендации адресованы старшему вожатому, организующему работу в условиях общеобразовательного учреждения по направлению деятельности российского движения школьников «Личностное развитие» («Популяризация здорового образа жизни среди школьников»).
- Арсеньевой Т.Н., Загладиной Х.Т., Коршуновым А.В., Менниковым В.Е. Проект методических рекомендаций по направлению деятельности
«Гражданская активность». М: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016
- Е.А. Леванова Т.В. Пушкарева С.Ю. Попова-Смолик М.И. Прокохина А.В. Коршунов Методические рекомендации для старшего вожатого образовательной М: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016
План дней единых действий
Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации
«Российское движение школьников»
Дата | Название события | Направление деятельности |
1сентября | День знаний. | Личностное развитие |
2 неделя сентября | Выборы в органы ученического самоуправления | Гражданская активность |
5 октября | День Учителя | Личностное развитие |
29 октября | День Рождения РДШ | Личностное развитие |
4 ноября | День Народного единства | Гражданская активность |
3 декабря | День неизвестного солдата | Военно-патриотическое |
9 декабря | День героев Отечества | Военно-патриотическое |
12 декабря | День Конституции России | Гражданская активность |
23 февраля | День Защитника Отечества | Военно-патриотическое |
8 февраля | День Российской науки | Личностное развитие |
4 марта | Неделя школьных информационно-медийных центров | Информационно—медийное направление |
19-24 марта | Единый день профориентации | Личностное развитие |
18 марта | День присоединения Крыма к России | Гражданская активность |
7 апреля | Всемирный День здоровья | Личностное развитие |
12 апреля | День космонавтики | Гражданская активность |
1 июня | День защиты детей | Личностное развитие |
9 мая | День Победы | Военно-патриотическое |
12 июня | День России | Гражданская активность |
22 июня | День памяти и скорби. | Гражданская активность |
8 июля | День семьи, любви и верности | Гражданская активность |
22 августа | День Государственного флага РФ | Гражданская активность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация первичного отделения "Российского движения школьников" в образовательных учреждениях.
Материал рассматривает два варианта интеграции первичного отделения РДШ в воспитательную систему школы....
Оказание методической помощи педагогам в деятельности первичных отделений "Российского движения школьников"
Анализ вопросов для подготовки методической поддержки педагогам, работающим с первичными отделениями РДШ....
Конспект занятия по теме: «Организационные и методические аспекты работы первичного отделения Российского движения школьников».
Современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения е...
Сценарий торжественного открытия первичного отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» МКОУ «СОШ №2 им.Инала Пшибиева» с.п.Нартан
Открытие РДДМ в МКОУ "СОШ №2" им. И.Пшибиева...
Сценарий открытия первичного отделения РДДМ "Движения первых" в ГБОУ №401 для учащихся 1-11 классов
Открытие первичного отделения РДДМ Движения первых в школе для учащихся 1-11 классов...