«ПРЕОБРАЖЕНИЕ» программа факультативного курса по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Бознякова Татьяна Владимировна

 В настоящее время остро ощущается необходимость духовного возрождения России, ее Преображения - постоянного внутреннего изменения человека, ведущего по пути добра и света. Но, стремясь к более совершенному человеческому образу, невозможно обойтись без Православной веры. Для воспитания высоконравственной личности гражданина и патриота особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием, ценности которого благотворно воздействуют  на преображение человека (уважение к старшим, почитание родителей, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие…). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ._programma.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования  «Вяземский район» Смоленской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

        (МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области)         

Ленина ул., д. 77, г. Вязьма, Смоленская область, 215119

т. (48131) 4-26-61.  E-mail: vschool_8@mail.ru

ОКПО 35375647, ОГРН 1026700851990, ИНН/КПП 6722012278/672201001

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

 программа факультативного курса

по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников

возраст детей - 13-15 лет    

 срок реализации данной работы   - 1 год

Автор:    Бознякова Татьяна Владимировна

учитель ОПК, ОРКСЭ

Вязьма

2017 г.    

СОДЕРЖАНИЕ

I.   Пояснительная записка                                                                                   Стр.  

1.1. Направленность программы факультативного курса "Преображение"          3

1.2. Актуальность, новизна, отличительные особенности,

       педагогическая целесообразность                                                                      4

1.3.  Основные идеи, условия и организация реализации программы                  6

1.4.  Цели и задачи программы. Ценностные ориентиры

       в преподавании курса                                                                                          7

1.5. Планируемые результаты освоения программы. Формы

       организации деятельности.                                                                                 9

1.6.  Формы подведения итогов реализации программы                                      10

II.  Календарно-тематическое планирование                                                         12

III. Содержание программы факультативного курса                                            13

IY. Материальное - техническое оснащение программы                                            21

Y.   Методы определения результативности программы                                      22

YI. Формирующее оценивание. Портфолио                                                           23

YII. Список литературы                                                                                           26

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  «Душа, просвещаемая светом Христовым,

                                                                   все видит на пути ко Спасению»

                                                    Иоанн (Маслов). Симфония по творениям

                                                                         Тихона Задонского, с. 314

                                              «Все, все чего ищет русский народ,

                                                    заключено для него в Православии,-

                                                                       в одном Православии и правда, и

                                                                            спасение народа русского»

                                                                          Ф.М. Достоевский

1.1. Направленность программы факультативного курса «Преображение».

 В настоящее время остро ощущается необходимость духовного возрождения России, ее Преображения - постоянного внутреннего изменения человека, ведущего по пути добра и света. Но, стремясь к более совершенному человеческому образу, невозможно обойтись без Православной веры. Для воспитания высоконравственной личности гражданина и патриота особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием, ценности которого благотворно воздействуют на преображение человека (уважение к старшим, почитание родителей, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие…).

На Руси с почтением и трепетом относились к вере, духовным традициям. Ведь именно Православие более тысячи лет было щитом русского народа во всех бедах и напастях. На его фундаменте сформировались лучшие черты его характера. И детям надо это знать. Ведь не зная прошлого, невозможно построить будущего. «…Отрыв от корней – большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной, лишенная корней душа – безбожной» (И. Ильин. "Книга раздумий". С. 62).

Поэтому необходимостью времени стала религиозная образованность  граждан, знание традиций Православия, национальной культуры родного края. Все это раскрывает перед учащимися духовно-нравственные идеалы, которые воспринимаются как надежный и верный ориентир в современном мире. Ведь будущее нашего Отечества зависит от степени духовности, нравственности молодого поколения.

Программа факультативного курса   «Преображение» разработана в соответствии с требованиями  «Закона об образовании в Российской Федерации», «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основании «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».      Авторская программа конкретизирует  также содержание предметных тем  учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», раскрывающих систему базовых ценностей, лежащих в основе православной традиции.

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования. 

Направление программы - духовно-нравственное, включающее следующие виды учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, социологию, литературу, искусство. Программа позволяет существенно повысить воспитательные возможности социально - гуманитарного образования, раскрывает для учащихся взаимосвязь всех сфер духовной культуры: науки и образования;  философии и идеологии; истории и духовного краеведения; литературы и искусства.

1.2. Актуальность, новизна, отличительные особенности, педагогическая целесообразность.

Актуальность данной программы обусловлена потребностью духовно-нравственного воспитания детей, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального самосознания. Для детей, несомненно, очень интересно увидеть, как за знакомыми земными вещами, событиями открывается иное содержание, иной, более высокий смысл, отчего и смысл своей личной жизни открывается совершенно по - иному. Осмысление своего места в жизни всегда актуально.

Новизна заключается в том, что данная программа отражает межпредметную интеграцию, что позволяет расширить тематику изучаемого материала, осуществить актуализацию знаний учащихся.

История и культура, русская литература и музыка, православное краеведение и народное творчество   становятся предметом познания  участников программы, источником их социального, личностного и духовного развития.

Содержание программы факультатива охватывает и проблемы развития индивидуальности и творческих способностей ребенка, что является основой самоутверждения. Учитываются запросы детей, потребности семьи, реализация школьной программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Укрепляются связи семьи и школы; программа помогает системе взаимоотношений внутри социальной среды города, объединяя – образование, культуру, церковь, различные общественные организации.

Наличие национально - регионального компонента в данной программе обеспечивает ее вариативность, т.е. дает возможность включать в программы общеобразовательных школ, использовать на уроках ОПК,  литературы, истории, классных часах, внеклассной работе.

Отличительные особенности воспитательной  программы в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, отделом по образованию и катехизации Вяземской и Гагаринской епархии РПЦ, Советом ветеранов, Центральной районной и детской библиотеками, городским клубом «Краевед».

Педагогическая целесообразность программы заключается в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения, как первостепенной задачи современной образовательной системы. Главный акцент программы   направлен на усвоение школьниками и претворение в практическую деятельность и поведение  высших духовных ценностей. Этот процесс происходит через сотворчество  на занятиях педагога и детей, формирование и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, создание условий для деятельного взаимодействия родителей и детей.

Общение школьников со сверстниками воспитывает коллективизм и ответственность за общее дело, понимание важности добрых взаимоотношений друг с другом. Ведь дополнительное образование  дает возможность  объединения в одну группу детей с разным потенциалом: одаренных, слабоуспевающих, с ограниченными  возможностями здоровья, но имеющих  одинаковые творческие интересы.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
  • в формах и методах обучения (индивидуальная, групповая работа, деятельность свободного общения, художественно-творческая деятельность); 
  • методах контроля (наблюдение; тестирование;  выполнение творческих, проектных  заданий;  анкетирование родителей и детей);
  • средствах обучения (кабинет, мультимедийное оборудование).

1.3. Основные идеи, условия и организация реализации программы.

Основные идеи программы: Программа факультативного курса предназначена для проведения дополнительных занятий в школе как культурологического цикла, являющегося реализацией прав будущего гражданина и просто человека получать необходимый объем знаний о национально-историческом и духовно-культурном наследии страны.

Рассчитана на детей 13-15 лет, обучающихся в группах от 14 до 25 человек. Программа реализуется в течение 1 года, 1 час в неделю, цикл обучения - 34 часа.                                      

Условия реализации программы: Реализация задач возможна при условии проведения систематических занятий с учащимися, последовательного изучения курса, использования разнообразных форм  и практических методов обучения, способствующих организации активной познавательной  и мыслительной деятельности ученика. Большая роль на занятиях отводится самостоятельной работе детей. Педагог должен создать такие условия, при которых у ребенка появилась бы потребность заниматься поиском дополнительного материала по теме занятия.

И как результат этой работы - самостоятельная подготовка отдельных сообщений, презентация своих творческих работ, участие  в  разработке  проводимого мероприятия, умение анализировать  ход прошедшего мероприятия, оценивать его эффективность, применять имеющийся запас знаний с учетом решаемых задач.

Основной принцип реализации данной программы: обучение через действие, понимание через познавание и освоение положительного духовного опыта.

Организация реализации программы: экскурсии в краеведческий музей, посещение святых мест родного города, паломнические поездки, участие в районных фестивалях «Рождественские колядки», «Веселая Масленица», «Пасхальные дни милосердия», участие в районных, областных, всероссийских конкурсах духовно-нравственного направления, создание экспозиции школьного музея «Семейная реликвия», сбор материалов по теме «Война в судьбе моей семьи», исследовательская работа, социальные практики.

1.4. Цели и задачи программы. Ценностные ориентиры в преподавании курса.

Цели:  духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям Православной культуры, осознание причастности к

судьбе  Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. 

Задачи:

•  воспитание патриотизма и гражданственности, знакомство с историко-культурным  наследием, приобщение учащихся к духовному наследию своего народа;

•  формирование ценностных ориентиров, способности видеть и понимать окружающий мир с духовно-нравственной позиции;

  • закреплению и сбережению традиционных  для русской жизни ценностных ориентиров и нравственных норм;
  • воспитание любви к родителям, близким, дому, изучение и сохранение семейных традиций;
  • выработка умений по ведению исследовательской работы в области духовного краеведения. Строить внеклассную и внешкольную работу как продолжение, дополнение и углубление работы по духовно- нравственному образованию, получаемому на уроках.

Ценностные ориентиры в преподавании курса:

  • ценность жизни и человека, живущего по заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»;
  •   ценность общения - понимание важности общения как одного из основополагающих элементов культуры;
  •   ценность добра и истины - осознания себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями;
  •   ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»;
  •  ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, доступной каждому в сфере его деятельности.

     1.5. Планируемые результаты освоения программы. Формы организации деятельности.

Личностные:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных  социальных ситуациях.

Метапредметные:

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение способностью определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  •  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • осознание значимости  православной культуры для личного развития;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
  • знание  святых мест Смоленского края, основных  храмов города Вязьмы.

Предполагаемые личностные, метапредметные, предметные результаты реализации программы "Преображение"  четко направлены на поэтапное достижение трёх уровней.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нравственных нормах в повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о Российских традициях; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):  развитие ценностных отношений школьника к истории, к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям; к людям иной этнической или культурной принадлежности; к своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник приобретает опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт охраны и заботы о памятниках истории и культуры; опыт проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других поколений; опыт добровольческой деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей.

Формы организации деятельности: 

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная
  • теоретическая: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, экскурсии, просмотр наглядных пособий
  • практическая: конкурсы, выставки творческих работ; праздники, викторины

Способы проверки планируемых результатов:

педагогическое наблюдение; тестирование;  выполнение творческих, проектных  заданий;  анкетирование родителей и детей, портфолио.

1.6.    Формы подведения итогов воспитательной программы: 

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник для учащихся школы, родителей, педагогов «Храни огонь родного очага», который включает презентацию творческих работ  учащихся, выставки  рисунков, поделок.

Формы подведения итогов промежуточного контроля: подготовка докладов и сообщений; работа по индивидуальным творческим проектам;   инсценировки, самостоятельная работа, создание презентаций, видеосюжетов, взаимозачет, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, участие в районных социально-значимых акциях «Рождественские колядки», «Пасхальные дни милосердия», фестивали детского творчества.

II.  Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Общее

кол-во

часов

В том числе

Аудиторная

деятельность

Внеаудиторная

Раздел I.    Введение. В добрый путь!

1

1

1.1.

Мы - дети России,  Руси Святой

1

1

Раздел II.  Истоки русской духовности

15

11

4

2.1.

Знакомство с православием.

Образ Христа - основа православного учения

1

1

2.2.

«Вход в храм подобен входу в вечность...». Значение храма  в жизни человека

1

1

2.3.

Андрей Рублев «Святая Троица»

1

1

2.4.

С материнским платком к Покрову Пресвятой Богородицы. О почитании икон Божией Матери

2

1

1

2.5.

Святые имена земли русской

3

2

1

2.6.

«Не в силе Бог, а в правде».  

О защитниках родной земли

4

3

1

2.7.

Прикосновение к  святыням Отечества

3

2

1

Раздел III. Духовно-нравственное

                    совершенствование человека

5

4

1

3.1.

Библия - вечная книга человечества

1

1

3.2.

Заповеди Закона Божия и как мы их исполняем

1

1

3.3.

«На любовь свое сердце настрою».

О православных ценностях в жизни человека

1

1

3.4.

Христианские добродетели.

Добродетели и пороки

2

1

1

Раздел IV.    Православный календарь

3

2

1

4.1.

Праздники

1

1

4.2.

Жизнь людей по православному календарю

2

1

1

Раздел V. Святой образ отчего дома

10

8

2

5.1.

Выдающиеся памятники духовности Смоленской земли  

2

2

5.2.

Город Вязьма над Вязьмою речкой

3

2

1

5.3.

«Живое слово земляков».

 Край родной  в стихах и прозе

1

1

5.4.

Что может быть семьи дороже

3

2

1

VI.

Заключение.  Итоговое занятие

1

1

Итого

34

26

8

                             

III. Содержание программы факультативного курса

I.  Введение. В добрый путь!

Теоретические знания:  Мы - дети России, Руси Святой. Человек и окружающий мир. Любовь к Родине и служение ей.  «Повесть временных лет» Нестора-летописца -  энциклопедия знаний по истории Древней Руси.

Творческое задание:    анализ стихотворений о Родине русских поэтов.

Ожидаемый результат: формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, осмысление того, что Святая Русь - хранительница православной веры.

Ценностные ориентиры блока: Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Бесценный дар - Слово. Благодарность. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие.

II.  Истоки русской духовности.

                                                                             «Внезапным светом озарен

                                                                             От лжи мой ум да отрешится

                                                                             И вместе с сердцем да стремится

                                                                             Постигнуть истины закон»

                                                                                                            Алексей Плещеев

2.1. Знакомство с Православием.

Теоретические знания: Понятие о Троице. Образ   Спасителя - основа православного учения.  Храм - Дом Божий. Первые русские храмы.    Внутреннее обустройство храма. Иконостас. Царские врата. Храмовая икона.  История главного храма страны - храма Христа Спасителя.

Творческое задание:  составление синквейна со словом храм.

Ожидаемый результат:  увидеть образ Святой Троицы в жизни, окружающем мире, искусстве; способствовать развитию понимания красоты и уникальности православной культуры русского народа (храмы, монастыри, святыни).

2.2. «Вход в храм подобен входу в вечность…».

 Теоретические знания: Значение храма в жизни верующего человека. Дорога к храму. Крест как символ веры. Образ креста в природе, в повседневной жизни. Святое Слово - молитва. Непрерывная связь прошлого, настоящего и будущего в  русском храме.

Творческое задание: рисунок православного храма; составление кроссворда по теме занятия; оформление странички рукописной книги «Мой храм».

Ожидаемый результат:  пробудить чувство любви и уважения у православным святыням; способствовать желанию детей самовыражаться в творчестве.

2.3. Андрей Рублев и его икона «Святая Троица».

Теоретические знания: Образ Троицы - символ единения, любви, согласия; красота образа. Преподобные Сергий Радонежский и Андрей Рублев.

Творческое задание: описание иконы Андрея Рублева «Троица», рассказ  Библейского сюжета «Троицы».

Ожидаемый результат: увидеть в иконе иной, Горний мир, без зла  и неправды;  учить читать язык православной иконы; осознать возможность общения с Образом.

2.4. «С материнским платком к Покрову Пресвятой Богородицы». Теоретические знания: Творение икон. Особый мир икон. Смысловой центр иконы - Лик, лицо как зримый символ свершившегося духовного преображения. Почитание икон. Образы Пресвятой Богородицы. Символ Покрова (заступничества, защиты, тепла, надежного крова). Символ Материнской любви. Материнское благословение.

Индивидуальное задание:  сообщения о святых образах Богородицы, подобрать рассказы, стихи, пословицы  о  Матери; написать эссе на тему "С материнским платком к Покрову Пресвятой Богородицы".

Промежуточное итоговое занятие:  внеклассное мероприятие "Святое милосердие материнской любви".

Ожидаемый результат: понять значение образа Богородицы в судьбе России; увидеть  мудрость материнской любви; уважение к матери; готовность к самопожертвованию.

2.5. Святые имена земли Русской.   

Теоретические знания: Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир (Крещение Руси, храм, просвещение, образование, мудрость). Святые князья Борис и Глеб (Патриотизм, совестливость, высочайшая нравственность). Святые первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий («Я буквы знаю, грамота добро есть»; «Свет разумения книжного»).

        «Великие Четьи Минеи» - единый свод житийной литературы о святых, памятник русской культуры XVI века.  Жития святых  как образец совершенствования духовно-нравственной жизни.

Творческое задание: христианские имена; подготовить рассказ о святом, именем которого ты назван; чтение духовных стихов о православных святых.

Промежуточное итоговое занятие:  литературно - музыкальная композиция "Слово о князе Владимире".

Ожидаемый результат: Оценивать с нравственной точки зрения духовные подвиги просветителей Руси,   составлять логический рассказ о житиях святых; усвоить смысл понятий «подвиг», «духовная высота», «сила духа», «святцы»; почувствовать радость от совместной творческой работы

2.6. «Не в силе Бог,  а в правде».  О защитниках родной земли. 

Теоретические знания: Преподобный Илья Муромец - храбрый воин,         «Богатырь Духа Святого». Борьба богатырей за Землю Русскую.

  • «Не в силе Бог,  а в правде».  Князь Александр Невский и духовное становление единой России.  Святой благоверный князь Дмитрий Донской - пример святой и спасительный любви к ближним и Отечеству.
  • Святой праведный воин Федор Ушаков - образец служения воинскому долгу и подлинного патриотизма. Генералиссимус Александр Суворов - жизнь ради Отечества. Защита Родины - святая честь любого человека.

Творческое задание:  поиск информации о новомучениках Российских.

Итоговое промежуточное  занятие:  "Война в судьбе моей семьи" - спектакль, составленный по страницам  Школьной книги памяти.

Ожидаемый результат: осознание преемственности нравственно-духовных традиций: от ратных подвигов и самопожертвования на благо родной земли, величия русского духа и красоты народного подвига  до воинской доблести солдат в годы Великой Отечественной войны и духовных подвигов наших современников.

       

2.7. Прикосновение к святыням Отечества. (Источники света и мудрости).

Теоретические знания: Золотое кольцо России. Московский Кремль. Храмы Кремля. Монастыри - острова христианской любви.    Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Значение  святых мест в жизни человека.

Творческое задание: Рассказы, стихи, пословицы о доброте, любви, самопожертвовании, милосердии. Подготовка к исследовательской работе «Судьба древней обители».

Ожидаемый результат: уметь  объяснять следующие понятия «духовное сердце России», «свет святости», «пример служения Христу».

Промежуточное итоговое занятие:  паломническая поездка по святым местам родной земли.

Ценностные ориентиры блока:  Жизнь. Образ. Святой. Чудо. Защитник. Уважение.  Почитание. Богатырская доблесть.  Защитник Отечества. Солнце Земли Русской. Образ Праздника. Великая Победа. Святая Память.

III. Духовно-нравственное совершенствование человека.

                                                                 «Человека определяет и ведет Любовь…»

                                                                                                                    А.И. Осипов

 3.1. Библия - «Вечная Книга человечества», величайший памятник истории и культуры.

Теоретические знания: Нравственные законы, данные человеку в Библии.   Истина (Искание духа, стремление докопаться до самой сути вопроса, решения.  Истина и ложь). Добро (Добро и зло).. Любовь ( Святая любовь, доброта истинная и ложная). Святость.

Творческое задание:  чтение Библейских историй; обсуждение нравственных идеалов христианства, выбрать одну из заповедей и проиллюстрировать ее.

Промежуточное итоговое занятие:  инсценированные страницы Библии.

3.2. О десяти заповедях Божьих.     

 Теоретические знания: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Суть учений Христа. Общечеловеческие нормы нравственности. Золотое правило нравственности. Поступки человека. Совесть.

Творческое задание: написать небольшое эссе на тему «Береги совесть как святыню».

Ожидаемый результат: понимать значение соблюдения нравственных заповедей в повседневной жизни человека.

3.3. На любовь свое сердце настрою. О значении  православных ценностей в жизни человека.

Теоретические знания: Христианское учение  о смысле и ценности человеческой жизни. Любовь к Родине, ее истории и культуре (патриотизм). Любовь к ближнему. Жертвенная любовь. Спасение человека в его духовном совершенствовании. Православные ценности в современном мире.

Творческое задание (на выбор):  рисунок на тему «Мои жизненные ценности», «Семья - хранитель духовных ценностей», по  притче «О мудреце и бабочке».

Промежуточное итоговое занятие:  «Когда твоя мама рядом с тобой» праздничный концерт ко Дню Матери.

Ожидаемый результат: понимание того, что православные  ценности - это наши  национальные ценности, без которых невозможно воспитание русского человека. В них никогда  не изменяют и не теряют своего значения  такие понятия как: Добро, Любовь, Долг, Семья, Отечество.

3.4. Христианские добродетели. Добродетели и пороки.

Теоретические знания: Вера (ступени веры - праведность, справедливость, правосудие). Любовь (любовь к ближнему, дружба, доброта, доброжелательность). Милосердие (сострадание, утешение, благотворительность, благое дело). Страх Божий («душевный свет» освещающий душу, мысли, дела и поступки), Смирение (исток духовного роста). Послушание - мать добродетели (послушание Вере, родителям, учителям, Совести). Надежда (уверенность в добрый исход дела, надежность, терпение, нетерпимость ко злу). Покаяние (путь к очищению, начало исправления, исток доброго дела). Терпение в скорбях  (рассудительность, решимость воли, доброта, снисходительность). Добродетели и пороки.

Творческое задание: осмысление жизни православного христианина                                 (откровенный  разговор).

Промежуточное итоговое занятие: Благотворительная акция «Подари дело и слово доброе»  для детей-инвалидов микрорайона «Восток».

Ожидаемый  результат: понимание того, что между всеми христианскими добродетелями существует тесная, неразрывная связь и, совершенствуя себя в одной, человек совершенствует всю совокупность добродетелей.

Ценностные ориентиры блока:  Творец. Книга книг. Библия. Добродетель. Добро и красота. Сад добродетелей. Золотое сердечко.  Сердечный дар.

IV.  Православный календарь.

                                «Праздники воспитывают дух благочестия и жизнь по вере»

                                                                                   Святитель Феофан Затворник

4.1. Праздники. Календарный год в Православии.

Теоретические знания: Понятие о православных праздниках. Юлианский и Григорианский календари.  Праздник и праздность. Духовный труд. Главные праздники православного календаря. Двунадесятые праздники. Рождество Христово.

Творческое задание: иллюстрация к Рождественскому рассказу или сказке (на выбор).

Ожидаемый  результат: осознание того, что православные праздники учат видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира.

4.2. Жизнь людей по православному календарю.

Теоретические знания: Пасхальный цикл. Заговенье. Прощенное воскресенье. Вербное Воскресение.  Светлое Христово Воскресение. Вознесение Господне. День Святой Троицы. Значение праздников в жизни православных христиан.

Творческое задание: подготовиться к выставке «Открытка к празднику Светлой Пасхи», составить словарь основных терминов по теме занятия.

Промежуточное итоговое занятие: «Нам поет Пасхальный звон песнь о жизни вечной» - праздник Великой Пасхи.

Ценностные ориентиры блока: Святые дни. Пасха.  Таинство. Торжество из торжеств. Пробуждение. Колокольный звон. Уважение к памяти предков. Единомыслие. Единоверие.

V.  Святой образ отчего дома.

                                                                              «О, вид, смиренный и родной,

                                                                              Березы, избы по буграм

                                                                              И, отраженный глубиной,

                                                                              Как сон столетний,  Божий храм.

                                                                                            Н. Рубцов «Душа хранит»

5.1. Выдающиеся памятники духовности Смоленской земли. 

Теоретические знания: Родной край - часть России, частица мира. Краеведение и  воспитание любви к Отечеству. Выдающиеся памятники духовности Смоленской земли. Смоленский Успенский собор. Храм Петра и Павла. Церковь Михаила Архангела. «В земле Смоленской просиявшие»: святые имена родного края.  «Заступница Земли Русской» - икона Смоленской Божией Матери Одигитрии.

Творческое задание: подготовка к выставке творческих работ «Запечатленная душа».

Промежуточное итоговое занятие:  Экскурсия в храм.

Ожидаемый  результат: знакомство и расширение знаний  о святых местах и святынях  родного края.

5.2. Город Вязьма над Вязьмою речкой.  (Первый исток духовности, чувство Родины, смысл жизни, гражданственность, патриотизм).

Теоретические знания: Святые и памятные места родного города. Троицкий собор - главный храм Вязьмы. Церковь Одигитрии - жемчужина древнерусского каменного зодчества. Иоанно - Предтеченский женский монастырь. Мемориал Славы на Екатерининском кладбище. Богородицкое Поле Памяти.  Аллея Героев - защитников Родины, выполнявших воинский долг в горячих точках. Культурное наследие родного края и возрождение православных традиций в 21 веке.

Творческое задание: подготовка к фотовыставке «Вязьма Православная».

Индивидуальная работа: сбор материалов для экспозиции школьного музея «Воинская доблесть наших земляков».

Промежуточное итоговое занятие:   «Там Иверское сердце червонное горит» литературно-музыкальная композиция о покровительнице  нашего города Иверской  иконе Божией Матери.

5.3. «Живое слово земляков». Край родной в стихах и прозе.

Теоретические знания: Связь литературного краеведения с русской литературой. Смоленск, воспетый в  творчестве А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Рыленкова. Один день в деревне: земля Смоленская и русский фольклор. Вяземское литературное объединение.

Творческое задание:  Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории родного края, литературного наследия.   

Промежуточное итоговое занятие:  участие в работе школьного литературно-поэтического клуба «Вдохновение».

Ожидаемый  результат: воспитание у детей любви к своей малой родине через изучение литературного творчества земляков; развитие интереса к устному народному творчеству, обычаям и традициям предков; формирование интереса к слову и русскому литературному языку в целом.

5.4. Что может быть семьи дороже. 

Теоретические знания: Мой дом – моя семья. Откуда пошел мой род. Воспитание в  русской православной семье.  Домострой. Судьба семьи в истории родного края, всей  страны. Духовные традиции семьи. Ответственность друг за друга. Нравственный климат семьи.

Творческое задание: составление  своей родословной, подготовка к выставке «Рушники Смоленского края».

Итоговое промежуточное задание:  Акция «Подарок маме своими руками».

 Ожидаемый  результат: Раскрытие роли семьи в жизни каждого человека; осознание ценности семейных отношений.

Ценностные ориентиры блока:  Родной край. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Дом. Слово о родителях. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Народная песня. Живое слово книги. Чтение. Библиотека.

VI. Заключение. Православие и современность. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.

Итоговое занятие: Литературно-музыкальная композиция для учащихся, педагогов и родителей «Колокола веков».

IY. Материальное - техническое оснащение программы: 

  • наличие компьютерного класса;
  • использование книжного фонда Центральной районной, детской

и приходской библиотек;

  • подборка видеосюжетов по темам занятий;
  • тексты для групповой и индивидуальной работы;
  • сценарии праздников и мероприятий;
  • презентации Microsoft PowerPoint по темам занятий;
  • разработки итоговых работ и тестов по программе факультатива;
  • архив детских творческих работ.  

Модели итоговых занятий по каждому разделу программы

  № раздела

Название раздела

Итоговое занятие

II

Истоки русской духовности

2.2.

«Вход в храм подобен ходу в вечность…»

«Мой храм». Страницы рукописной книги

Приложение 1

2.4.

«С материнским платком к Покрову Пресвятой Богородицы»

«Святое милосердие материнской любви»

Приложение 2

2.5.

Святые имена земли Русской

«Слово о князе Владимире»

Приложение 3

2.6.

«Не в силе Бог, а в правде».

О защитниках родной земли

«Война в судьбе моей семьи». Спектакль

Приложение 4

2.7.

Прикосновение к святыням Отечества

Отчет о паломнической поездке в Сергиеву Лавру

Приложение 5

III.

Духовно-нравственное совершенствование человека

Дидактические материалы к разделу

Приложение 6

3.3

«На любовь свое сердце настрою»

«Когда твоя мама рядом

 с тобой». Приложение 7

IV.

             Православный календарь

Праздник Великой Пасхи.

Видеосюжет

V.

             Святой образ отчего дома

5.2.

    Город Вязьма над Вязьмою речкой

«Там  Иверское сердце червонное горит»

Приложение 8

5.3.

              «Живое слово земляков»

Поэтический клуб «Вдохновение». Сценарий

Приложение 9

VI.

     Заключение

«Колокола веков» Литературно-музыкальная композиция. Прил. 10

Творческие работы детей

II.

2.5

Истоки русской духовности

Святые имена земли Русской

Творческие работы детей

Тихонова Наталья

«Чудотворец всея Руси»

Приложение 11

V.

Святой образ отчего дома

Творческие работы детей

Рассоленко Савелий «Святая Евфросиния из рода князей Вяземских»

Приложение 12

V.

Святой образ отчего дома

Творческие работы детей

Митрофанова Арина

«Исток Днепра - исток веры».  Приложение 13

5.4.

«Что может быть семьи дороже»

Творческие работы детей Вакхов Даниил.

«Реликвии моей семьи»

Приложение 14

Портфолио.

Раздел «Творческая мастерская»

Из детского Портфолио

Орлова Татьяна

«Я помню, значит, я живу»

Приложение 15

Y. Методы определения результативности воспитательной программы:

  • наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью на занятиях кружка и во внеурочной деятельности;
  • непосредственное общение с воспитанником (беседа, интервью), через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка;
  • доверительный опрос как метод диагностики личностного роста школьника;
  • карта наблюдений.

         

Карта наблюдений

№ п/п

Ф.И. учащегося

Мотива

ция к знаниям

(анкети

рова

ние)

Приоб

рете

ние поло

жительного опыта

Продуктивные результаты:

создание презентаций, докладов, участие в проектной деятельности, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах разного уровня

Уровни освоения воспитательной программы ( в начале уч. года)

Уровни освоения воспитательной программы (в конце уч. года)

I

интерес

II

погру

жение

III

освоение

I

интерес

II

погруже

ние

III

освое

ние

1

2.

YI. Формирующее оценивание. Портфолио.

Оценочно - рефлексивная деятельность по основам духовно - нравственной культуры является одним их важных направлений в работе и предполагает определенную систему проверки эффективности деятельности по освоению содержания факультативного курса и приобретению новых компетенций, главные из которых - личностные, состоящие в способности к позитивной социализации и интеграции в общество.  

Для организации оценивания существуют многочисленные формы и способы. Оценивание индивидуальных творческих способностей школьников  в рамках  данного факультативного курса проходит на основе Портфолио.

Цели Портфолио:  отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста учащегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности. 

Задачи:   

  • изучение и раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка, интересов, склонностей, способностей учащихся;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;  
  • развитие мотивации к творческому росту;
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
  • содействие успешной социализации учащихся.

        Требования к оформлению Портфолио:

  •      систематичность и регулярность ведения Портфолио;
  •      достоверность сведений, представленных в Портфолио;
  •      аккуратность и эстетичность оформления;
  •      разборчивость при ведении записей;
  •      целостность и эстетическая завершенность представленных материалов,

   наглядность. 

Структура Портфолио

1 раздел.  Титульный лист (фотография и анкетные данные ученика)

2 раздел.  Содержание (оглавление)

3 раздел.  Немного о себе. Мой портрет

  • ФИО учащегося
  • Почему при рождении дали именно это имя? Что оно означает?
  • В каких еще кружках, секциях занимаешься?
  • Что любишь читать в свободное время и на какие темы?
  • Мир моих увлечений
  • Жизненные  ценности человека. К чему стремлюсь я сегодня?

Жизненные ценности

Что является

 ценностью для меня

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги

Богатство

Дружба, верные друзья

Достижения в искусстве, спорте, музыке

Уважение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе, самоуважение

Хорошая еда, одежда

Власть, деньги

Хороший дом, квартира

Благополучие государства

Любовь, сострадание, милосердие

Авторитет у сверстников

4 раздел. Мои достижения (дипломы, грамоты, благодарственные письма. свидетельства об участии, результаты тестирования, анкетирования).

5 раздел. Творческая мастерская. В этом разделе помещаются творческие работы учащихся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом.

В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в подготовке и проведении занятий в рамках факультатива.  Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.

Экскурсии, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, акции милосердия также  находят здесь свое отражение.

6 раздел. Отзывы о моей внеурочной деятельности. Отзывы о деятельности ученика классного руководителя, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей. Комментарии к работе как самого ученика, так и педагога.  Рецензии. Статьи из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах. Информация из классных и школьных стенгазет. Отражение  деятельности на сайте школы.

7 раздел. Копилка (памятки, инструкции, полезная информация, конспекты занятий, записи личных впечатлений от увиденного и т.д.).

YII. Список литературы.

1.  Архипова Т. А., Макаренкова Т.Ю, Лукашенкова Ж.В. Не прерывая связь времён. Сборник методических рекомендаций и организационно-практических материалов по курсу "История православной культуры земли Смоленской". Вып.1-6. -  Смоленск: ГОУДПОС СОИУУ, 2007.

2.   Бородина А.В. Основы православной культуры. - М.: Покров, 2006.

3. Данилюк  А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. - М.,2009.

4.  Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б.-  «Изд-во «АСТРЕЛЬ», 2003

5. Довгий Т.П. Нормативно - правовая база и программно - методическое обеспечение региональной системы духовно - нравственного образования и воспитания школьников и учащейся молодёжи Смоленской области. Сборник  документов.- Смоленск, 2014.

6.  Духанин В.Н. Сокровенный мир Православия: современный человек на пути к Богу. - М.: Издательский  Совет РПЦ, 2006.

7. Духанин В.Н.  Во что мы веруем? 100 ответов современнику. М.: Издательский  Совет РПЦ, 2008.

8. Духовно-нравственная культура в школе: Учебно–методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб.1. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009.

9. "Духовно - нравственное воспитание»" -  научно-просветительский журнал (приложение к журналу "Воспитание школьников").

10. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского Чудотворца. Составитель Л.И. Денисов. Репринтное издание. - Русская Православная Церковь. Издательство Московской Патриархии, 1998.

11. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми дома и в школе.- М.: Издательский дом "Покров", 2008.

12. Избранные жития святых для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

13. Кириллова О.В. Интеллектуальная игра "Умники и умницы". Внеклассная работа по предмету "История православной культуры земли Смоленской". - Смоленск, 2008.

14. Молотков С. Практическая энциклопедия православного христианина. - СПб.: Сотис- Держава, 2003.

15. Наперстникова С.Э. Основы православной культуры и этики. Методическое пособие.- М.: 2006.

16. Народные праздники. Методологические разработки и сценарии.- Екатеринбург, 2008.

17. Хохлова М.С. История святости и главные святыни Земли Смоленской. Православное краеведение. - Смоленск, 2015.

18. Юдин Г.Н. Основы православной веры для всей семьи. Серия «Божий мир». В 7-ми книгах. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества

Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"

Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы....