Классный час на тему: «Нам нужно знать имена героев» (на примере героических поступков воинов-даманцев)
классный час (6 класс) на тему
Цель данного классного часа - воспитание гражданина-патриота нашей Родины; формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства эмпатии и гордости за свою страну на примере героических поступков воинов-даманцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_damanskiy.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Нам нужно знать имена героев»
Класс: 6 Б
Тема: «Нам нужно знать имена героев».
Форма: нравственный классный час
Цель: воспитание гражданина-патриота нашей Родины; формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства эмпатии и гордости за свою страну на примере героических поступков воинов-даманцев.
Результаты: Личностные:
- положительное отношение к школе;
- соблюдение традиций;
- стремление жить в гармонии с одноклассниками;
- представление о базовых ценностях жизни.
2. Регулятивные:
- жизненный оптимизм;
- развивать умение разрешать внутренние разногласия;
- развивать умение постановки вопроса;
- учиться высказывать предположение (версию).
3. Коммуникативные:
- связь поколений;
- взаимопонимание друг друга.
4. Познавательные:
- получать информацию о жизни людей в прошлом;
- умение сравнивать, сопоставлять прошлое и настоящее время;
- делать выводы в результате совместной работы.
Структура классного часа:
Вступительная часть:
- Самоопределение к деятельности, организационный этап
- Постановка проблемы
- Ребята, посмотрите на тему нашего классного часа. Подумайте, какие слова в начале названия темы пропущены? (Тема отражена на слайде « …. имена героев»). На следующем слайде варианты начала темы.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (предположения детей)
- Скажите, именем кого названа наша школа?
- В каких событиях 1969 года принимал участие Виталий Шамсутдинов?
- Значит, каким событиям будет посвящен наш классный час?
- Постановка целей и задач
- Попробуем определить цели классного часа по опорным словам:
Узнать…
Познакомиться…
Вспомнить…
Поразмышлять… (на слайде)
Основная часть:
- Актуализация знаний
- Ребята, скажите, а что вы уже знаете об о-ве Даманском? Что вы знаете о датах 2-е, 15-е марта 1969 г.?
- Сейчас мы вспомним события той весны, восстановим хронологию событий.
1. Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события?
Итак, мы начинаем.
2. Ведущий: 9 мая 1945 года закончились суровые испытания для нашего государства. Наступили мирные созидательные годы: советские люди восстанавливали города, заводы, школы. Стал развиваться Дальний Восток. И советские люди мечтали лишь о мирной и счастливой жизни. Но были силы, которые не могли жить спокойно и стремились захватить чужие земли и попрать мир. Чем же известен Остров Даманский, а даты - 2-е марта, 15 марта 1969-го года?
3. Ведущий: Этот островок на реке Уссури, входивший в состав Пожарского района Приморского края, располагался чуть ближе к китайскому берегу, чем к нашему. В первые годы после образования КНР Китай был нашим верным союзником. Но недальновидная политика привела к советско-китайскому расколу, а к концу 60-х годов отношения с Китаем настолько обострились, что наши две страны оказались на грани войны. Началом этой войны вполне мог стать конфликт на острове Даманский, произошедший в марте 1969 года.
4. Ведущий. В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 300 китайских военнослужащих в зимнем камуфляже, вооружённых автоматами АК и карабинами СКС, переправились на остров Даманский и залегли на западном берегу острова.
1. Ведущий. В 10:40 на 2-ю заставу «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда поступил доклад от поста наблюдения, что в направлении Даманского движется группа вооружённых людей численностью до 30 человек. К месту событий на автомобилях ГАЗ-69 и ГАЗ-63 и бронтранспортере БТР-60ПБ выехала тревожная группа из 32 советских пограничников под командованием начальника заставы старшего лейтенанта Ивана Стрельникова.
2. Ведущий. Приблизившись к китайцам, И.Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайских военнослужащих покинуть территорию СССР. Один из китайцев что-то громко крикнул своим солдатам, после чего солдаты, стоящие впереди расступились, а задние открыли автоматный огонь по нашим пограничникам.
Солдат России, чутче слушай -
Нарушен верности закон!
И пусть солдату трудно очень
На страже Родины ведь он!
И на Даманском неспокойно
Хоть плещет крыльями весна!
И вдруг - оскаленные лица
И рухнувшая тишина!
И рёв, и пляска автоматов,
И в грудь бойцов свинцовый град
Спокойно! Выдержка, ребята!
Ответных выстрелов не надо, -
В бой вступит фотоаппарат!
Щелчок. Второй… пусть мир узнает:
В братоубийстве, чья вина!
Героя пуля подсекает,
Он падает. Он умирает…
И красен снег. И кровь красна.
3. Ведущий. 2 марта 1969 года в бою у острова Даманский погибло до 250 китайских солдат и 31 советский пограничник, 14 получили ранения. (песня Кобзона «Двадцатая весна»)
Стихотворение «Здесь остров Даманский»
Слова Владимира Харитонова.
Зимою река Уссури молчалива,
Сменяется молча наряд…
Еще не улегся от вражьего взрыва
Взлетевший с земли снегопад.
О наших героях мы сложим былины,
Мы будем их славу хранить.
Здесь остров Даманский положен, как мина,
Чтоб враг не посмел наступить!
Когда на границе поднимут тревогу,
Мы вскинем к плечу автомат,
Доставим снаряды, доставим подмогу,
Ты помни об этом, солдат!
Солдаты за счастье за наше с тобою
Здесь жизнь отдавали свою…
Пусть новые песни поднимут героев,
Которые пали в бою!
4 Ведущий. 15 марта 1969г. китайцы учинили вторую вооруженную вылазку. Открыв огонь, нарушители пытались прорваться через нашу позицию. Им противостояло подразделение офицера Е.Яншина. Одна атака следовала за другой. Чувствовалось, что враг любой ценой хотел добиться успеха. Но и здесь он просчитался. Против них к плечу плечом встали воины - пограничники. Самоотверженно дрался старший лейтенант Маньковский. В критическую минуту боя он прикрыл раненых товарищей. Смертельно раненый офицер не допустил гибели боевых друзей. Мужественно до последнего сражались сержанты Головин, Малыхин, рядовой Бильдушкинов. Ю. Ахмедшин был ранен в бою и оказался окружён врагами. Притворившись убитым, он не застонал, когда те выстрелили ему в плечо.
1 Ведущий. В третью контратаку бойцов повёл замполит отряда подполковник Александр Константинов. Бой длился уже семь часов. Остров несколько раз переходил из рук в руки…
В 16 часов воздух содрогнулся от залпов нашей артиллерии. Когда стихли залпы наших орудий, бойцы 2-го батальона 199-го мотострелкового полка под командованием подполковника Смирнова вместе с пограничниками пошли на решительный штурм острова Даманский, проявляя героизм и отвагу.
Вечерело. Бой стих. Он закончился полной победой советских войск. В этом бою погибли с нашей стороны 21 человек, 42 пограничника получили ранения. Второй батальон Верхне-Удинского мотострелкового полка не досчитался семи человек. (песня В. Быкова «На Даманском»)
Здесь на границе приморской земли.
В бой рукопашный ребята пошли.
В сердце забилась тревога одна.
Люди проходят и шепчут: «Война».
Радость померкла мгновенно в груди.
У сотни девчонок, мальчишек страны.
В испуге глядели на взрослых они,
А если у дома будут враги?
И их быстроходные танки пойдут
По нашим дорогам, где их не ждут.
Они уничтожат лес и поля.
Раздавлена будет родная земля.
Ведущий 10: По окончании боевых действий 150 пограничников получили правительственные награды, в том числе пять - удостоены звания Героя Советского Союза:
Слайд 26 - полковник Демократ Владимирович Леонов (посмертно)
Слайд 27 – старший лейтенант Иван Иванович Стрельников (посмертно)
Слайд 28 – младший сержант Владимир Викторович Орехов (посмертно)
Слайд 29 – старший лейтенант Виталий Дмитриевич Бубенин
Слайд 30 – младший сержант Юрий Васильевич Бабанский.
Слайд 31
3 человека были награждены орденом Красного Знамени, 31 - орденом Красной Звезды, 10 - орденом Славы третьей степени, 63 – медалью «За отвагу», 31 – медалью «За боевые заслуги».
2 Ведущий. На Даманский, начиная с 1970г., не ступал русский человек. Остров словно перестал существовать и интересовать пограничников, чтобы там ни думали соседи. А китайцы весной того же года стали завозить на Даманский гравий и камни для укрепления берегов. К лету 1970г. остров основательно благоустроен и обжит. Каждый год 2 марта на бывшую заставу №2, которая теперь носит имя И.Стрельникова, приезжают матери, чтобы помянуть своих сыновей. А на острове, где остались китайские могилы, появился обелиск и музей с именами национальных героев КНР. По закону сердца и памяти сделать бы эту землю скорби ничейной… Нет и не может быть горше картины, чем мать над могилой погибшего сына. Осиротевшие матери… память о своих мальчиках непослушных и упрямых, внимательных и добрых - вот всё, что им осталось. До конца своей жизни они будут её хранить.
3 Ведущий.
Стихотворение «Героям Даманского»
Виктор Баранов.
На Уссури под солнцем тает лед,
Весна смешала золотые краски...
Но кто, скажите, кто же нам вернет
Тех, кто погиб на острове Даманском.
Земля рванулась и качнулся лед,
И громом тишина упала сверху...
На лед упал пятидесятый год
И навсегда остался в списках на поверке.
Но вот опять сменяются посты,
Молчат на лоб надвинутые каски.
Не воскресят наградные листы
Тех, кто погиб на острове Даманском.
Из них тогда не отступил никто,
Звенело солнце медными лучами...
Простите, парни, вы меня за то,
Что в этот час не я был рядом с вами.
3 Ведущий. На окраине Борзи по улице Горького стоит небольшой, аккуратный домик. Здесь 9 апреля 1949 года родился Виталий Шамсутдинов. Отсюда недалеко было бежать в степь, на озеро, на речку. И он вместе с соседскими ребятишками часами пропадал там. До поры Виталий рос, не зная хлопот, все в доме держалось на старшем, брате — Борисе. Но однажды Борис не вернулся домой- погиб в автомобильной катастрофе.
4 Ведущий. Окончив 8 классов, Виталий пошел работать и продолжал учебу в школе рабочей молодежи. Он пришел работать в Борзинскую дистанцию сигнализации и связи, в цех местной телефонной связи. Каждое утро, затянувшись туго широким кожаным поясом и привязав с боку «когти», он отправлялся на свою линию. Виталий собирался продолжить обучение в дорожной технической школе, но подошло время служить в армии.
1 Ведущий. Шамсутдинов был призван Борзинским военкоматом осенью 1968 года и направлен в учебную часть – школу сержантского состава 69 пограничного отряда Тихоокеанского пограничного округа. Молодой, жизнерадостный парень. Он был такой же, как тысячи юношей его возраста. Вместе с ними радовался жизни и его не стало. Человек вечно остается в сердцах людей, если он оставил, хотя бы частицу тепла в их груди. Виталий подарил людям больше, ценой собственной жизни он не позволил китайским авантюристам топтать нашу землю.
2 Ведущий. В. Шамсутдинов служил на дальневосточной пограничной заставе. В марте 1969 года китайские провокаторы нарушили рубежи нашей Родины. Виталия и других его товарищей перевели на Даманский после боя 2 марта в качестве пополнения. По традиции командир передал ему оружие павшего в бою солдата, место которого в строю занял Виталий.
3 Ведущий. Сперва казалось, что ничего не изменилось в жизни Шамсутдинова с переводом на Даманский. Но еще краснели на льду Уссури пятна солдатской крови, да на том берегу по ночам надсадно урчали тягачи, маячил свет автомобильных фар. И вот новое нападение маоистов на остров. 15 марта застава поднялась «В ружье!» В разгар боя на выручку товарищам ринулся бронетранспортер Виталия Шамсутдинова. Виталий увидел в тусклых лучах солнца остров Даманский, фонтаны взлетающей в небо земли. От прямого попадания снаряда бронетранспортер загорелся. Вытащив через боковой люк раненых, Шамсутдинов вместе с другими отстреливается от наступающих китайцев. При попытке вытащить из под огня раненого товарища – Леонида Просвирякова, Виталий получает смертельное ранение от разорвавшейся мины.
4 Ведущий. Похоронен Виталий 21 марта 1969 года в братской могиле в центре села Камень – Рыболов Приморского края. Посмертно награжден орденом Красной Звезды. Виталий был обыкновенным рабочим парнем. Он отдал свою молодую жизнь за Родину. Борзинские связисты навечно зачислили его в список бригады и выполняют за него ежедневное сменное задание. Именем В. Шамсутдинова названа одна из улиц в Залинейной части города, школа, где он учился. 1 сентября 1988 года на территории школы открыт памятник герою-пограничнику.
1 Ведущий. В 2009 году в музее нашей школы открыт зал памяти героев Даманского. Прошло уже 47 лет со дня кровавых боёв на острове Даманском. Память о тех эпохальных событиях XX в., поставивших мир на грань войны должна быть сохранена. Почтим память погибших солдат и офицеров, доблестно сражавшихся на о. Даманский, минутой молчания.
Чтоб стать мужчиной, мало им родится.
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавится, разбиться
И, как руда, пожертвовать собой.
Какие бури душу захлестнули!
Но ты солдат и всё сумей принять -
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти - тоже ведь оружие,
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают если нужно,
И потому живут в веках они!
- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
Практикум «Восстанови события»
На карточках даты и события. Вам нужно сопоставить дату и события, связанные с о-вом Даманский.
Дата | Событие |
2 марта 1969 г. | Вторая битва под командованием Е.Яншина |
15 марта 1969 г. | День рождения В. Шамсутдинова |
9 апреля 1949 г. | Первая битва под командованием И. Стрельникова |
Осень 1968 | В. Шамсутдинов призвался в армию |
Практикум «Письмо героям Даманского»
Напишите письмо одному из героев Даманской битвы (2-3 предложения). Отразите в нем свое отношение к подвигу, который совершил воин, защищая российскую границу.
Дискуссия на тему: «Есть ли место подвигу в современной жизни?»
Тест
- 1. Назовите дату первого нападения КНР на пограничников о. Даманский:
А) 3 марта Б) с 1 на 2 марта В) 5 марта
- 2. Назовите военную технику, использованную для защиты рубежей на о. Даманском:
А) БТР Б) МТЛБ В) РСЗО
- 3. Назовите дату второго нападения КНР на пограничников о. Даманский:
А) 10 марта Б) 15 марта В) 17 марта
- 4. Назовите имя нашего земляка, принимавшего участие в битве на о. Даманский:
А) В.Шамсутдинов Б) Ю.Ахмедшин В) Е. Яншин
- 1. Б
- 2. А
- 3. Б
- 4. А
- 4 верных ответа – вы капитан
- 3 верных ответа – вы старший лейтенант
- 2 верных ответа – вы лейтенант
- 1 верный ответ – вы младший лейтенант
Заключительная часть:
- Подведение итогов
- Рефлексия
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале классного часа?
- Что нового мы узнали? О чем размышляли?
- Прочитай фразу и продолжи ее (подсказки на слайде):
«Классный час……………………………………………………………»
Привлёк меня тем…
Показался интересным…
Взволновал…
Заставил задуматься…
Навёл на размышления…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Что означают наши имена"
У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали лю...
Классный час на тему "Что нужно знать о ВИЧ/СПИДе"
1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом. Проникновение вируса в организм. Основные меры профилактики....
Классный час на тему: "Что нужно для радости и счастья"
Разработка классного часа для обучающихся вечерней школы....
Классный час на тему: «Как нужно выбирать будущую профессию»
Данный классный час должен помочь учащимся осознать важность выбора будущей профессии; познакомить с основными критериями выбора профессии и объяснить значимость каждого из них; привлечь родителей уча...
Консультация для родителей на тему "Что нужно знать о связной речи".
ВпппВВ данной консультации раскрываются основные этапы становления связной речи дошкольников, а так же даются рекомендации, как развивать связную речь....
презентация к уроку природоведения 5 класс тема : "Что нужно знать, чтобы вырастить различные виды растений".
Данная презентация поможет познакомить обучающихся с особенностями вегетативного размножения растений. В презентации представлены красочные рисунки и небольшие тексты описательного характера. Презента...
Классный час по теме: "Что означают наши имена"
Беседа с детьми...