Консультация для родителей на тему "Что нужно знать о связной речи".
консультация на тему
Вппп
ВВ данной консультации раскрываются основные этапы становления связной речи дошкольников, а так же даются рекомендации, как развивать связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_proiskhodit_stanovlenie_svyaznoy_rechi.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
Краткое описание:
В данной консультации раскрываются основные этапы становления связной речи дошкольников, а так же даются рекомендации, как развивать связную речь.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.
На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослыми, закладываются основы будущей связной речи.
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь.
Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования.
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы.
! Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его со взрослым.
! Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.
На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.
Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл.
В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа.
Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети пользуются диалогической формой речи.
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни.
Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает «оречевлять» свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.
Детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения.
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь.
С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.
В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия.
В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Однако полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Как развивать связную речь у детей;
Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.
Приемы работы по формированию связной речи:
- Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
- Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п.
- Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
- Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам.
- Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей.
- Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы.
Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.
- Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
- При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
- Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.
Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.
- Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».
- При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
- Необходимо предложить ребенку придумать название картины.
- Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.
Соблюдая все эти советы можно добиться хороших результатов в освоении связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Какие игрушки нужны вашему ребенку"
Консультация для родителей" Какие игрушки нужны вашим детям?".Какие игрушки нужны вашим детям? Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозрева...
Консультация для родителей: "Использование технологии моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"
Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"...
Консультация для родителей первокласников: "Что необходимо знать о навыках письма".
Материал содержит советы педагога по формированию кинетической оранизации процесса письма....
Консультация для родителей.Для чего нужны пальчиковые игры?
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями....
Консультация для родителей по теме: «Нужно ли подросткам и детям знать о ВИЧ?»
Мы живем в мире, где эпидемия ВИЧ-инфекции является по-прежнему серьезной угрозой здоровью каждого человека. Эта консультация для родителей, которые готовы вместе с детьми обсуждать вопросы сохранения...