Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Педагогическая культура родителей
и условия эффективного
семейного воспитания
(беседа)
Сегодня наша с вами встреча посвящена краткому изложению теоретических основ современной семьи и семейного воспитания. Чтобы давать вам, родителям, рекомендации по воспитанию детей, организовывать какие-то работы с вами, нужно попытаться ответить на вопросы:
-Что такое семья?
-Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития?
-В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного? Каковы его противоречия, его плюсы и минусы?
В этимологическом словаре русского языка даются различные значения слова «семья», отражающие суть этого всеобъемлющего понятия, его исторический и национальный смысл. В современной литературе семья определяется как «малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».
В настоящее время семья выполняет различные функции, важнейшими из которых следует считать такие:
- Общения, возникающая задолго до образования семьи;
- Организации быта и ведения хозяйства;
- Поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
- Организации досуга;
- Создания условий для профессиональной деятельности;
- Продолжения рода: рождения и воспитания детей.
Изучение функций семьи выводит на осознание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна. Рассмотрим более подробно следующие функции.
Функции семьи и родителей:
-воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
- поддержка увлечений ребенка;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
- сотрудничество с родителями других школьников и школьными учителями.
Функции ребенка:
- получение навыков, необходимых для школьного образования;
- стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
- постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
- знакомство с правилами поведения;
- расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли;
- осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
Семья с ребенком старшего школьного возраста
Функции родителей:
- передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи;
- определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.
Функции подростка:
- положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
- прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению;
- достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
- выбор профессии, стремление к материальной независимости;
- подготовка к дружбе со сверстниками противоположного пола, браку и созданию семьи;
- постепенное формирование собственного мировоззрения.
В настоящее время современная семья характеризуется следующими особенностями:
- в основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке);
- преимущественное преобладание гражданских светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных церковью);
- равноправие мужчины и женщины в браке; защита всех прав членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье);
- свобода заключения и расторжения браков;
- тенденция демократизации семейно-брачных отношений; экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьи;
- потребность в свободе и самостоятельности молодых семей;
- семьи в основном одно-двухдетные, многодетной в настоящее время считается семья с тремя детьми; регулирование рождаемости (известно, что впервые подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение смертности над рождаемостью с 1992г.).
в последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого являются реалии последних трех-четырех лет, свидетелями которых мы являемся:
- болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной ненависти;
- развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
- расширение безнадзорности и даже появление беспризорности;
- рост детской и подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
- сокращение влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования;
- приобщение детей к алкоголю, никотину, наркомании и токсикомании; усиление бродяжничества детей и подростков;
появление подростковой и юношеской проституции; рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью;
- резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой.
Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечном счете, логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.
Прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувство долга… Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей…
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения… Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения…
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно- творческую, игровую, свободного общения.
Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать, следует считать такие:
- неадекватное воздействие фактором материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
- противоправное поведение взрослых.
Повышение педагогической культуры родителей – важный элемент в работе с родителями учащихся, ибо семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка, в единстве со школой и общественными организациями.
Разумеется, уровень педагогической культуры родителей зависит и от их образовательного, и от общекультурного уровня, от общественной направленности личности, от индивидуальных особенностей, богатства жизненного опыта, уровня воспитанности…
Однако немаловажную роль в повышении их педагогической культуры может играть и работа классного руководителя. Как профессионал, владеющий теорией и методикой воспитания, хорошо изучивший особенности конкретных детей конкретного класса, для бесед с родителями он отбирает материал с учетом конкретных возможностей родителей данного класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младших школьников".
Цель: научить родителей применять знания на практике....
Психолого-педагогическая культура родителей как фактор воспитания личности школьника в XXI веке.
Статья...
Презентация на родительское собрание по теме "Психолого-педагогическое просвещение родителей как метод коррекции семейного воспитания "
В данной презентации рассмотрены типы и функции семьи, педагогические технологии работы с семьей...
Формирование информационной культуры родителей обучающихся как условие эффективности семейного воспитание.
В статье описывается опыт повышения информационной культуры родителей обучающихся....
Педагогический артистизм как необходимое условие эффективного преподавания иностранного языка
Презентация содержит материалы для учителей иностранного языка. В ней рассматриваются такие аспекты деятельности педагога, как импровизация, умение владеть своим голосом, управлять своими э...
Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.
В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...