«Формирование патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»
методическая разработка (6 класс) на тему
Воспитание в Суворовском училище – это строго согласованная с общими началами государственного устройства, система формирования личности с целью подготовки воспитанников к служению Отечеству, прежде всего, на военном поприще, посредством передачи суворовцу знаний о личных, семейных и общественных добродетелях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Московское суворовское военное училище
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По теме:
«Формирование патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»
Исполнила:
воспитатель 2 взвода 1 роты
Юфанова Марина Ивановна
8 (963) 623-17-05
Дата отправки: 14.01.2016
Работа обсуждена воспитателями роты:
___________________________________________________
МОСКВА – 2015
ПЛАН
Введение …………………………………………………………………………………… 2
Основная часть
1. Формирование патриотических качеств и гражданственности у суворовцев
1.1. Структурные компоненты ……………………………………………..3
1.2. Основные направления…………………………………………………..4
2. Система формирования гражданственности учащихся и ее ступени:
2.1 Задачи основных направлений…………………………………………6
2.2. Технология мониторинга уровня воспитанности в МсСВУ………….7
Заключение ……………………………………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………………… 9
Введение
Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, селя только может быть ему полезен.
Николай Добролюбов
В Российском образование сегодня одним из приоритетных направлений является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, направленное на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Становление у подрастающего поколения модели гражданского сознания, обеспечивающего целостность и единство нашего многонационального государства. Это положение зафиксировано в основных документах, регламентирующих деятельность правительства в области образовательных технологий, в частности, в законе «Об образовании в Российской Федерации», в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Воспитание в Суворовском училище – это строго согласованная с общими началами государственного устройства, система формирования личности с целью подготовки воспитанников к служению Отечеству, прежде всего, на военном поприще, посредством передачи суворовцу знаний о личных, семейных и общественных добродетелях. Так, в пункте 26 Устава МсСВУ главными задачами училища провозглашаются:
- «воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества»;
- «формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе»;
- «развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости».
Пункт 81 данного нормативно-правового документа подробно раскрывает как, описанные выше, целевые компоненты работы должны проявляться в поведении воспитанников училища:
- «обучающийся обязан быть готов выполнить свой общественный и воинский долг, быть законопослушным гражданином»;
- «суворовец должен соблюдать внутренний порядок, распорядок дня и правила поведения, установленные учреждением»;
- «обучающийся обязан уважать руководителей, воспитателей, педагогов и старших, точно и в срок выполнять их поручения и распоряжения в пределах их полномочий, касающиеся образовательной и повседневной деятельности»;
Сегодня, воспитанию патриотизма и гражданственности педагоги МсСВУ уделяют, достаточно, продолжительную часть своего рабочего времени.
Структурные компоненты формирования патриотизма и гражданской позиции.
В структуре формирования патриотических качеств и гражданской позиции личности выделяются три компонента:
- познавательный,
- мотивационно-ориентировочный,
- поведенческий.
Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение суворовца к социальной действительности. Они определяют смысл жизни суворовца, что для него особенно важно, значимо, добросовестно, честно и так далее.
Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением суворовца, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Необходимость в социальном утверждении и признании своей личности ощущает каждый человек, что приводит его к поискам путей и средств для самоутверждения. Формы его могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, асоциальными и антисоциальными. В процессе самореализации проявляется и проверяется гражданская позиция личности, способность индивида сохранять и реализовать ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.
Гражданское становление суворовца определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтом так велика роль училища и воспитателя в формировании гражданской позиции воспитанников.
Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия суворовца мира и себя в нем. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение суворовцами социально ценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни.
Основные направления формирования патриотизма и гражданственности у суворовцев.
Воспитать патриота и гражданина без четкой организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а, следовательно, и социальной активности, личности, предполагают формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от суворовца наличия таких специфических морально-нравственных качеств как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Воспитывая субъекта - личность, в различных ее аспектах, необходимо помнить, что он будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что человек, в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности должен быть гражданином и патриотом. Следовательно, процесс формирования этих качеств является не обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа. Таким образом, целью системы воспитания, является необходимость формирования личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности и включающих высокие общечеловеческие и профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.
Все направления воспитательной деятельности училища, реализуемые в целостной воспитательной системе, способствуют формированию гражданина и патриота. Вот некоторые из этих направлений:
Воспитание Человека Культуры (по теории Е.В. Бондаревской): свободной личности, способной к самоопределению в мире, гуманной личности, духовной личности, личности творческой и адаптивной к любым жизненным изменениям, гражданина России. Это достигается путем привития суворовцу норм поведения культурного человека как на классных часах и все- училищных мероприятиях, так и личным примером воспитателя. Содержание образования (МХК, обществознание, литература) также способствует формированию этого аспекта личности ученика.
Воспитание чувства принадлежности к училищу, его традициям, истории и современности. Преследует цель: воспитание патриотических чувств по отношению к своему училищу. Патриотическое отношение к своему училищу формируется у воспитанников на протяжении всего обучения: это и участие в районных и Всеармейских олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать честь своего родного Московского суворовского военного училища, это и подготовка таких общеучилищных мероприятий как «День Знаний - 1 сентября», «Последний звонок», «День училища».
Направление «Профессия». Профориентационная работа является составной частью программы социальной адаптации и как результат - выработка активной гражданской позиции. Это направление реализуется не только воспитателем класса и классным руководителем, но и психологической службой училища и заместителем начальника училища по ВР. Ведутся спецкурсы, элективные курсы, проводятся анкетирования, тематические классные часы и родительские собрания, направленные помочь суворовцам и их родителям в определении будущей профессии ребенка. Ежемесячно проводятся классные часы по профориентации.
Направление «Интеллект» в училище ведется особенно активно на протяжении двух последних лет. Проводятся межпредметные, общие предметные недели, учебные декады, училищные олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.
Направление «Нравственность и эстетика» включает в себя как воспитательную среду, так и психологическую атмосферу на уроках и в самом училище. В училище проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых суворовцы активно принимают участие под руководством преподавателей. Здесь наиболее полно раскрывается творческий потенциал воспитанников. За время обучения суворовцев было проведено много классных часов, посвященных нравственному и эстетическому воспитанию подростков. Все эти мероприятия направлены воспитывать у них чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.
Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество. Участие суворовцев в Параде Победы на Красной площади проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравления ветеранов войны и труда, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни 8 и 9 мая в День великой Победы.
Воспитательная работа по формированию гражданственности и патриотических качеств у суворовцев должна привести к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций, что и требуют Федеральные государственный образовательный стандарт:
- любовь к Родине, гордость
- гражданский долг
- преемственность поколений, семейные традиции
- активность жизненной позиции
- соблюдение правил и норм поведения
- верность долгу
- профессиональное самоопределение и польза обществу
- призвание и успех в жизни
- роль коллектива
- уважение других людей
- сопереживание и участие
- лидерская позиция
- понятия основных социальных ролей – дочери, сына
Система формирования гражданственности учащихся включает следующие ее ступени:
- «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.
- «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
- «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.
- «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.
- «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.
- «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи каждого направления
«Я и я»: - формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; - воспитывать у суворовцев понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств.
«Я и семья»: - формировать уважение к членам семьи; - воспитание семьянина, любящего своих родителей .
«Я и культура»: - воспитывать у суворовцев чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус;- формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.
«Я и училище»: - формировать у суворовцев осознание принадлежности к коллективу училища, стремление к сочетанию личных и общественных интересов; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность воспитанников в постоянном пополнении своих знаний, ведении здорового образа жизни; - воспитывать сознательную готовность знать и соблюдать законы государства, выполнять Устав Московского суворовского военного училища.
«Я и мое Отечество»: - развивать общественную активность воспитанников, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
«Я и планета»: - воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом, природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
В конце 2014-2015 учебного года я провела мониторинг уровня воспитанности пятиклассников, который является основой формирования патриотизма и гражданственности, и пришла к выводу, что посредством использования четкой воспитательной работы, описанной в данной методической разработке у большинства воспитанников отмечается средний уровень воспитанности, что является нормой для данной возрастной группы.
Мониторинг уровня воспитанности
Долг и ответственность | Бережливость | Дисциплинированность | Ответственное отношение к учёбе | Отношение к общественному труду | Коллективизм, чувство товарищества | Доброта и отзывчивость | Честность и справедливость | Простота и скромность | Культурный уровень | Средний балл по всем показателям | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Результаты диагностики 2014-2015 уч. год | 0,56 | 0,73 | 0,74 | 0,72 | 0,74 | 0,71 | 0,71 | 0,69 | 0,77 | 0,72 | 0,71- средний |
Заключение
Одной из главных задач Московского суворовского военного училища является воспитание гражданина, готового служить Отечеству. В связи с этим педагоги МсСВУ уделяют этому много внимания. Это отражается на содержании и учебных планов и программ досуговой деятельности. Рассмотренные в работе подходы к воспитанию патриотических качеств и гражданственности, на мой взгляд, предоставляют возможность эффективно выстраивать педагогический процесс, который включает в себя три этапа.
На первом этапе (начальное образование с которым суворовцы 5 класса приходят к нам) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Второй этап (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Убеждена, что предлагаемый алгоритм работы позволит воспитателям Московского военного суворовского училища объективно и в полном объеме организовать индивидуально-воспитательную работу для успешного решения данной задачи.
Список литературы.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 от 26.12.2012.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: Академия, 1997. – 397 с.
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе./ Агапова И., Давыдова М. – М.: Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России / Адаменко С. - Народное образование – 2005 – №4 – с. 23.
- Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 – №5 – с. 52.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
- Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. / Лихачев Б.Т. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.
- План действий по модернизации общего образования на. 2011 – 2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 150–р.
- www.edu.ru («Российское образование» – Федеральный портал) / Глоссарий: статья «Принципы государственной политики в области образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогический потенциал музея в формировании патриотических качеств школьников
Социальное становление личности в поликультурном пространстве// Сборник научных статей по итогам Международной заочной научно-практической конференции Ульяновск, 17-18 мая 2011. С. 228-232...
Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, за...
Методический проект "Формирование патриотических качеств у воспитанников суворовского училища"
В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.В основе данной работы лежит патриотический подход. Этот подход отражае...
Формирование патриотических чувств и гражданственности
Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие...
Социальное проектирование - один из путей формирования патриотических качеств личности
В статье описан социальный проект "Мы помним, мы гордимся", посвященного победе в Великой отечественной войне...
Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев.
О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. Нормативно-правовые аспекты патриотического восп...
«Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»
Без гражданина – патриота, без осмысления своей роли в истории государства, своего личного вклада в развитие Отечества мы обречены на духовные и нравственные скитания, борьбу интересов и толкова...