«Формирование патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»
методическая разработка (6 класс) на тему

Юфанова Марина Ивановна

Воспитание в Суворовском училище  – это строго согласованная с общими началами государственного устройства, система формирования     личности с целью подготовки воспитанников к служению Отечеству, прежде всего, на военном поприще, посредством передачи суворовцу знаний о личных, семейных и общественных добродетелях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Московское суворовское военное училище

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По теме:

«Формирование патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»

                                                                           Исполнила:

                                                                воспитатель 2 взвода 1 роты

                                                                Юфанова Марина Ивановна

                                                                8 (963) 623-17-05

                                                                Дата отправки: 14.01.2016

Работа обсуждена воспитателями роты:

___________________________________________________

                                             

МОСКВА – 2015

ПЛАН

Введение …………………………………………………………………………………… 2

Основная часть

1.        Формирование патриотических качеств и гражданственности у суворовцев

1.1.         Структурные компоненты  ……………………………………………..3

1.2.        Основные направления…………………………………………………..4                                          

2.        Система формирования гражданственности учащихся и ее ступени:

2.1     Задачи основных направлений…………………………………………6

2.2.        Технология мониторинга уровня воспитанности в МсСВУ………….7

Заключение ……………………………………………………………………………………8

Список литературы……………………………………………………………  9

                                                                

Введение

 

Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, селя только может быть ему полезен.

                                                                                           Николай Добролюбов

В Российском образование сегодня  одним из приоритетных направлений является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, направленное на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.  Становление  у подрастающего поколения модели гражданского сознания, обеспечивающего целостность и единство нашего многонационального государства. Это положение зафиксировано в основных документах, регламентирующих деятельность правительства в области образовательных технологий, в частности, в законе «Об образовании в Российской Федерации»,  в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Воспитание в Суворовском училище  – это строго согласованная с общими началами государственного устройства, система формирования        личности с целью подготовки воспитанников к служению Отечеству, прежде всего, на военном поприще, посредством передачи суворовцу знаний о личных, семейных и общественных добродетелях. Так, в пункте 26 Устава МсСВУ главными задачами училища провозглашаются: 

  • «воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества»;      
  • «формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе»;
  • «развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости».                                  

Пункт 81 данного нормативно-правового документа подробно раскрывает как, описанные выше, целевые компоненты работы должны проявляться в поведении воспитанников училища: 

  • «обучающийся обязан быть готов выполнить свой общественный и воинский долг, быть   законопослушным гражданином»;
  • «суворовец должен соблюдать внутренний порядок, распорядок дня и правила поведения, установленные учреждением»;
  • «обучающийся обязан уважать руководителей, воспитателей, педагогов и старших, точно и в срок выполнять их поручения и распоряжения в пределах их полномочий, касающиеся образовательной и повседневной деятельности»;

Сегодня, воспитанию патриотизма и гражданственности педагоги МсСВУ уделяют, достаточно, продолжительную часть своего рабочего времени.

Структурные компоненты формирования патриотизма и  гражданской позиции.

          В структуре формирования патриотических качеств и гражданской позиции личности выделяются три компонента:    

  • познавательный,
  • мотивационно-ориентировочный,
  • поведенческий.

            Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение суворовца к социальной действительности. Они определяют смысл жизни суворовца, что для него особенно важно, значимо, добросовестно, честно и так далее.

           Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением суворовца, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Необходимость в социальном утверждении и признании своей личности ощущает каждый человек, что приводит его к поискам путей и средств для самоутверждения. Формы его могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, асоциальными и антисоциальными. В процессе самореализации проявляется и проверяется гражданская позиция личности, способность индивида сохранять и реализовать ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.

           Гражданское становление суворовца определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтом так велика роль училища и воспитателя  в формировании гражданской позиции воспитанников.

           Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия суворовца мира и себя в нем. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение суворовцами социально ценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни.

Основные направления формирования патриотизма и гражданственности у суворовцев.

Воспитать патриота и гражданина без четкой организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а, следовательно, и социальной активности, личности, предполагают формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от суворовца наличия таких специфических морально-нравственных качеств как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Воспитывая субъекта - личность, в различных ее аспектах, необходимо помнить, что он будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что человек, в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности должен быть гражданином и патриотом. Следовательно, процесс формирования этих качеств является не обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа. Таким образом, целью системы воспитания, является необходимость формирования личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности и включающих высокие общечеловеческие и профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.

Все направления воспитательной деятельности училища, реализуемые в целостной воспитательной системе,  способствуют формированию гражданина и патриота. Вот некоторые из этих направлений:

Воспитание Человека Культуры (по теории Е.В. Бондаревской): свободной личности, способной к самоопределению в мире, гуманной личности, духовной личности, личности творческой и адаптивной к любым жизненным изменениям, гражданина России. Это достигается путем привития суворовцу норм поведения культурного человека как на классных часах и все- училищных мероприятиях, так и личным примером воспитателя. Содержание образования (МХК, обществознание, литература) также способствует формированию этого аспекта личности ученика.

Воспитание чувства принадлежности к училищу, его традициям, истории и современности. Преследует  цель:  воспитание патриотических чувств по отношению к своему училищу. Патриотическое отношение к своему училищу формируется у воспитанников на протяжении всего обучения: это и участие в районных и Всеармейских олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать честь своего родного Московского суворовского военного училища, это и подготовка таких общеучилищных   мероприятий как «День Знаний - 1 сентября», «Последний звонок», «День училища».

Направление «Профессия». Профориентационная работа является составной частью программы социальной адаптации и как результат - выработка активной гражданской позиции. Это направление реализуется не только воспитателем класса и классным руководителем, но и психологической службой училища и заместителем начальника училища по ВР. Ведутся спецкурсы, элективные курсы, проводятся анкетирования, тематические классные часы и родительские собрания, направленные помочь суворовцам и их родителям в определении будущей профессии ребенка. Ежемесячно проводятся классные часы по профориентации.

Направление «Интеллект» в училище ведется  особенно активно на протяжении двух последних лет. Проводятся межпредметные, общие предметные недели, учебные декады, училищные  олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.

Направление «Нравственность и эстетика» включает в себя как воспитательную среду, так и психологическую атмосферу на уроках и в самом училище. В училище проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых суворовцы активно принимают участие под руководством преподавателей. Здесь наиболее полно раскрывается творческий потенциал воспитанников. За время обучения суворовцев было проведено много классных часов, посвященных нравственному и эстетическому воспитанию подростков. Все эти мероприятия  направлены воспитывать у них чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.

   

Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество. Участие суворовцев в Параде Победы на Красной площади проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,  поздравления ветеранов войны и труда, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни 8 и 9 мая в День великой Победы.

Воспитательная работа по формированию гражданственности и патриотических качеств у суворовцев должна привести к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций, что и требуют Федеральные государственный образовательный стандарт:

  • любовь к Родине, гордость
  • гражданский долг
  • преемственность поколений, семейные традиции
  • активность жизненной позиции
  • соблюдение правил и норм поведения
  • верность долгу
  • профессиональное самоопределение и польза обществу
  • призвание и успех в жизни
  • роль коллектива
  • уважение других людей
  • сопереживание и участие
  • лидерская позиция
  • понятия основных социальных ролей – дочери, сына

Система формирования гражданственности учащихся включает следующие ее ступени:

  1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.
  2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
  3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.
  4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.
  5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.
  6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.

 

Задачи каждого направления

«Я и я»: - формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; - воспитывать у суворовцев понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств.

 «Я и семья»: - формировать уважение к членам семьи; - воспитание семьянина, любящего своих родителей .

«Я и культура»: - воспитывать у суворовцев  чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус;- формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.

         «Я и училище»: - формировать у суворовцев осознание принадлежности к коллективу училища, стремление к сочетанию личных и общественных интересов; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность воспитанников в постоянном пополнении своих знаний, ведении здорового образа жизни; - воспитывать сознательную готовность знать и соблюдать законы государства, выполнять Устав Московского суворовского военного училища.

«Я и мое Отечество»: - развивать общественную активность воспитанников, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

«Я и планета»: - воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом, природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

 В конце 2014-2015 учебного года я провела мониторинг уровня воспитанности пятиклассников, который является основой формирования патриотизма  и гражданственности,  и пришла к выводу, что посредством использования четкой воспитательной работы, описанной в данной методической разработке у большинства воспитанников отмечается средний уровень воспитанности, что является нормой для данной возрастной группы.

        

Мониторинг уровня воспитанности

Долг и ответственность

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное отношение к учёбе

Отношение к общественному труду

Коллективизм, чувство товарищества

Доброта и отзывчивость

Честность и справедливость

Простота и скромность

Культурный уровень

Средний балл по всем показателям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Результаты

диагностики

2014-2015

уч. год

0,56

0,73

0,74

0,72

0,74

0,71

0,71

0,69

0,77

0,72

0,71- средний

Заключение 

        Одной из главных задач Московского суворовского военного училища является воспитание гражданина, готового служить Отечеству. В связи с этим педагоги МсСВУ уделяют этому много внимания. Это отражается на содержании и учебных планов и программ досуговой деятельности.         Рассмотренные в работе подходы к воспитанию патриотических качеств и гражданственности, на мой взгляд, предоставляют возможность эффективно выстраивать педагогический процесс, который включает в себя три этапа.        

На первом этапе (начальное образование с которым суворовцы 5 класса приходят к нам) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Второй этап (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

          Убеждена, что предлагаемый алгоритм работы позволит воспитателям Московского военного суворовского училища объективно и в полном объеме организовать индивидуально-воспитательную работу для успешного решения данной задачи.

Список литературы.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»  № 273 от 26.12.2012.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: Академия, 1997. – 397 с.
  4. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе./ Агапова И., Давыдова М. – М.: Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
  5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / Адаменко С. - Народное образование – 2005 – №4 – с. 23.
  6. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 – №5 – с. 52.
  7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. / Лихачев Б.Т. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.
  9. План действий по модернизации общего образования на. 2011 – 2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 150–р.
  10. www.edu.ru («Российское образование» – Федеральный портал) / Глоссарий: статья «Принципы государственной политики в области образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический потенциал музея в формировании патриотических качеств школьников

Социальное становление личности в поликультурном пространстве// Сборник научных статей по итогам Международной заочной научно-практической конференции Ульяновск, 17-18 мая 2011. С. 228-232...

Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, за...

Методический проект "Формирование патриотических качеств у воспитанников суворовского училища"

В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.В основе данной  работы лежит патриотический подход. Этот подход отражае...

Формирование патриотических чувств и гражданственности

Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие...

Социальное проектирование - один из путей формирования патриотических качеств личности

В статье описан социальный проект "Мы помним, мы гордимся", посвященного победе в Великой отечественной войне...

Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев.

О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. Нормативно-правовые аспекты патриотического восп...

«Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»

Без гражданина – патриота, без осмысления своей роли в истории государства, своего личного вклада в развитие Отечества мы обречены на духовные и нравственные скитания, борьбу интересов и толкова...