Социальное проектирование - один из путей формирования патриотических качеств личности
статья на тему
В статье описан социальный проект "Мы помним, мы гордимся", посвященного победе в Великой отечественной войне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_po_patriotizmu.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Автор: И.В. Соколова, учитель обществознания высшей категории, Почетный работник общего образования
Метод проектов зародился в начале XX века. Вот как писал о нем один из основоположников Уильям Килпатрик: «Представьте себе девушку, которая самостоятельно придумала фасон платья, сделала выкройку и сшила его, работала охотно, с любовью. Это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». [1]
Основой метода проектов является идея об организации практической деятельности школьников, результат которой достигается благодаря решению значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний – это опыт, который станет бесценным достоянием учащегося.
Метод проектов можно успешно применять в практике воспитательной работы, в том числе для формирования патриотических качеств личности. Как известно, патриотизм – это чувство любви к своей Родине, к её истории и традициям. Современные школьники – дети, «зараженные» компьютерными технологиями, не отрывающие глаз от экранов своих телефонов или планшетов, проводящие время за виртуальными играми, к сожалению, очень плохо знающие историю страны, в которой живут.
Как заинтересовать их событиями давно минувших лет, пробудить желание самостоятельно искать и находить исторический материал, рассказывать другим о своих находках? Вот проблема, которая стоит как перед учителями истории, так и перед классными руководителями.
Здесь на помощь приходит метод проектов. Класс, где я была классным руководителем, участвовал в школьном конкурсе социальных проектов. Идея нашего проекта «Мы помним, мы гордимся» была очень простая: рассказать об одном из самых значимых событий в истории страны - Великой Отечественной войне.
Но рассказать так, чтобы вызвать эмоциональный отклик у ребят, которые, возможно, и не знают о том, что пришлось пережить нашему народу в военное время. А для этого подобрать музыку, стихи, фотографии. В осуществление проекта включился почти весь класс. Мы разделились на группы по 2-3 человека, определили темы выступлений и начали собирать материал.
Было найдено и изучено очень много интересных фактов о участии детей и женщин в войне, о блокадном Ленинграде, Бресте, Хатыни, Курской дуге, Сталинграде, о людях, получивших высокое звание Героя Советского Союза. Ребята сами составляли презентации и делали видеофильмы, подбирали музыку и тексты, которые было бы интересно слушать.
Накануне празднования Дня Победы, я объявила учителям, что наши ребята могут провести серию классных часов, посвященных этой великой дате. Весь апрель ребята проводили беседы в начальных классах, в среднем и в старшем звене. Было проведено 45 бесед. Сначала было страшно, но внимательные, а иногда и заплаканные глаза слушателей придавали уверенности в том, что мы делаем действительно хорошее и важное дело. Многие писали в своих отзывах о наших выступлениях, что они раньше не знали и даже не задумывались о том, какой страшной может быть война, и как много сделали простые воины, чтобы одолеть врага. Особенно трогал рассказ о людях, прошедших концлагеря, который сопровождался множеством фотографий и музыкой великого Бетховена.
В итоге при помощи родителей были созданы и размножены электронные диски, содержащие все презентации и тексты выступлений. Обложку для диска разрабатывал ученик нашего класса. Результатом проекта стал богатейший материал, который мог использовать в дальнейшей работе любой классный руководитель. Но самое главное – это тот опыт, который приобрели участники проекта и те эмоции, которые они испытывали, разрабатывая темы выступлений. Я считаю, что прикосновение детей к живой истории, к воспоминаниям участников тех событий, сотни пересмотренных фотографий военных лет надолго останутся в их памяти, придавая чувство гордости за свою страну и её народ, победивший страшного врага. А это и есть воспитание патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )
Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...
Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково
Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково...
Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....
Социально-педагогический потенциал музея в формировании патриотических качеств школьников
Социальное становление личности в поликультурном пространстве// Сборник научных статей по итогам Международной заочной научно-практической конференции Ульяновск, 17-18 мая 2011. С. 228-232...
Участие в сетевом проекте как один из способов формирования метапредметных качеств личности.
Согласно требованиям ФГОС, обучающихся необходимо научить учиться и развить у них так необходимые в современной жизни навыки САМОобучения, САМОрегуляции, САМОорганизации. Одним из способов...
Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...
Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...