Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании
методическая разработка по теме
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Своей ведущей идеей считаю создание условий для развития, становления высоконравственного человека-патриота, которые определены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).
Целью своей работы считаю создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Для достижения указанной цели мною решаются следующие задачи:
формировать эмоционально-волевые качества гражданина-патриота России;
повышать уровень физической подготовки подрастающего поколения;
воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью, способной к самореализации.
Что значит патриотом быть?
Беречь природу и людей любить,
Здоровым, сильным, добрым быть,
Безмерно Родине служить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_po_gpv.docx | 114.19 КБ |
plan_mesyachnika_po_vpv_2012_god.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательной учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Рожки Малмыжского района Кировской области
Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании
Перемечева Наталья Михайловна, учитель основ безопасности жизнедеятельности, 1 категория
с. Рожки
2013 год
России не станет тогда,
когда не станет последнего патриота.
Н.М. Карамзин
Свою тему «Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании» считаю актуальной, так как формирование и развитие гражданско-патриотических качеств – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.
Мой опыт позволяет решать такие противоречия как возможность использования полученных знаний, умений и навыков в самореализации и низким уровнем нравственных качеств учащихся.
Необходимость реализации противоречия определяет мою тему, проблема которой формулируется следующим образом: как сформировать гражданско-патриотические качества на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной деятельности.
Своей ведущей идеей считаю создание условий для развития, становления высоконравственного человека-патриота, которые определены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).
Целью своей работы считаю создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Для достижения указанной цели мною решаются следующие задачи:
формировать эмоционально-волевые качества гражданина-патриота России;
повышать уровень физической подготовки подрастающего поколения;
воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами: гуманности, научности, самостоятельности и активности в обучении, связи теории с практикой, доступности, единства обучения, воспитании и творчества, системно-деятельного подхода к ребенку.
Основными направления моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются:
Военно-историческое (постановка юношей допризывного возраста на воинский учет, День Защиты детей; День России и День Государственного флага Российской Федерации, конкурс на лучшее знание государственной символики России, работа зала «Боевой Славы», дни воинской славы, уроки мужества, уроки памяти, месячник оборонно-массовой военно-патриотической работы, парад юнармейцев; учебные военно-полевые сборы).
Малая родина/Моя родословная (экскурсии, походы по родному краю, встречи в краеведческом музее, составление родословной своей семьи, акция «Вахта памяти», встречи с ветеранами и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне).
Трудовая деятельность (помощь ветеранам и работникам тыла, акция «Вахта памяти»).
Физкультура, спорт, здоровье (спортивные соревнования «Армейские забавы», «Зарничка», «Зарница», Дни здоровья, «Школа безопасности»)
Эстетическо-художественное направление (оформление тематических выставок; конкурс рисунков и презентаций «Мой папа в армии служил», фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», создание сборников о юных героях-антифашистах, о великих полководцах, выпуск специального номера газеты «Школьный МАЯК», конкурс чтецов «Защитники Отечества», праздник пап).
Все направления органически взаимосвязаны, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными мировоззренческими основами гражданско - патриотического воспитания.
Новизна моего опыта состоит в том, что условия для формирования гражданско-патриотических качеств создаются в тесном сотрудничестве с социумом (администрация сельского поселения, районный военный комиссариат, сельская библиотека, районный краеведческий музей г. Малмыжа).
На основании результатов диагностик была сформулирована рабочая гипотеза. Если в системе формировать гражданско-патриотические качества в учебно-воспитательном процессе и в социальной среде, то выпускники будут готовы к успешной самореализации себя как гражданина и патриота в обществе.
Свою систему работы я представляю в виде пятиконечной звезды- символа патриотизма:
Военно-историческое
Малая родина/ Эстетическо-
Моя родословная художественное
Физкультура, спорт, Трудовая деятельность
здоровье
Все направления гражданско-патриотического воспитания между собой пересекаются и взаимосвязаны, образуя единую систему. Мною ведётся работа не только на уроках, но и во внеурочной деятельности в тесной взаимосвязи с родителями и организациями социума.
Организованные мною мероприятия способствуют сплочению классных коллективов, помогают выявить лидерские качества ребят, воспитывают патриотизм и активную гражданскую позицию учащихся, педагогов и родителей. Я считаю, что создавая определенные условия в учебно-воспитательном процессе можно воспитать настоящих граждан-патриотов своей страны, способных любить Родину и защищать Отечество.
Свои успехи оцениваю успехами своих учеников:
- Ежегодно мои ученики становятся победителями и призёрами предметной олимпиады на муниципальном уровне.
- Учащимися под моим руководством успешно реализуются социальные проекты («Нужны дорожные знаки» «Профилактика гриппа и простудных заболеваний», «Твоё здоровье – в твоих руках», «Нет сквернословию».)
- Юноши 10-х классов показывают высокие результаты на учебных военно-полевых сборах.
- Юноши с желанием идут служить в ряды Российской армии, остаются работать там по контракту.
- Мой выпускник Арзаев Станислав Сергеевич дважды участвовал в Параде победы в.г. Москве.
- Ежегодно выпускники школы выбирают профессии связанные со службами, обеспечивающими безопасность человека и сохранение здоровья – это будущие военные, полицейские, врачи, пожарные, спасатели. После окончания учёбы они возвращаются на малую родину и успешно трудятся.
- В последнее время у девушек возрос интерес к профессии военного и полицейского (Голубева Анна обучается в Нижегородской академии МВД).
Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью, способной к самореализации.
Что значит патриотом быть? Беречь природу и людей любить,
Здоровым, сильным, добрым быть,
Безмерно Родине служить.
Внеклассная и внешкольная работа является связующим звеном между теорией, преподаваемой на уроках ОБЖ и практикой, когда школьники имеют возможность проверить на прочность усвоенные ими знания и зрелость военно- патриотических убеждений.
Комплекс внеклассных и внешкольных мероприятий:
- Кружок «Школа безопасности»;
- День Защиты детей;
- День России и День Государственного флага Российской Федерации
- Работа зала «Боевой Славы»;
- Дни воинской славы;
- Уроки мужества, уроки памяти;
- Месячник обороно-массовой военно-патриотической работы
- Военно- спортивная игра «Зарничка» и «Зарница»;
- Дни здоровья;
- Спортивные соревнования и эстафеты;
- Митинг к Дню Победы;
- Акция «Вахта памяти»
- конкурс на лучшее знание государственной символики России
- конкурс военно-патриотической песни; фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»;
- парад юнармейцев;
- Учебные военно-полевые сборы и другие,
Технологии:
- Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
- Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
- Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
- Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;
- Проектная деятельность.
Формы работы:
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- Деловые игры;
- Классные часы;
- Беседы, диспуты, викторины;
- Исследовательская деятельность;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Соревнования;
- Экскурсии, поездки, походы;
- Трудовые дела;
- Тренинг
\
Цель: создание необходимых организационно – педагогических условий для формирования гражданственности и патриотизма как значимых качеств личности у всех членов школьного сообщества.
Задачи: воспитание чувства патриотизма;
- развитие гражданской ответственности;
- обучение навыкам безопасного поведения;
- подготовка к военной службе и гражданской защите;
- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учеников;
- содействие занятости детей и подростков в свободное время, предупреждение беспризорности и правонарушений.
Патриотизм – это система отношений человека к:
- истории страны: историческому прошлому героическому и настоящему, истории и традициям российской армии:
- национальной культуре; обычаям, традициям, литературе, музыке и т.д.;
- стране на карте мира: ее природе, экономике, «малой Родине»;
- государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка;
- гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять ее мощь и независимость;
- ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбу народа в целом.
Направления работы по военно-патриотическому воспитанию школьников:
- духовно- нравственное;
- политико- правовое;
- патриотическое;
- профессионально-деятельностное;
- психологическое.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рожки Малмыжского района Кировской области
Утверждаю Директор школы ________Г. Н. Толмачева Приказ №____ от ____ 2012 г.
ПЛАН проведения месячника по военно-патриотическому воспитанию
Дата проведения | Мероприятие | Классы | Ответственный |
30.01.12 | Линейка – открытие месячника | 1-11 | ЗДВР |
30.01 – 27.02 | Конкурс рисунков «Солдатом быть – Родине служить!» | 1-4 | Классные рук. 1-4 кл. |
30.01 – 27.02 | Классные часы, посвященные памятным датам России. | 1-11 | Классные руководители |
31.01.12 | Постановка юношей 1995 года рождения на военный учет в Малмыжском ВК | 9-11 | Учитель ОБЖ |
31.02 – 10.02 | Турнир по шахматам и шашкам | 1-6 | Учитель физ.культуры |
03.02 – 06.02 | Проведение акции: «Вахта памяти» (уход за памятником), в память о героях, отдавших свою жизнь за освобождение Родины. | 9-11 | ЗДВР, классные руководители |
06.02 – 20.02 | Конкурс стенных газет, посвященный Дню защитников Отечества | 5-11 | Классные руководители |
06.02 – 10.02 | Турнир по мини – футболу | 5-8 | Учитель физ.культуры |
06.02 – 17.02 | Соревнования по баскетболу (юноши) | 9-11 | Учитель физ.культуры |
06.02 – 17.02 | Соревнования по пионерболу (девушки) | 9-11 | Учитель физ.культуры |
08.02. | Организация мероприятий, посвященных Дню юного героя – антифашиста «Маленькие герои большой войны» | 1-8 | Классные руководители |
13.02 | Конкурс стихов «Мужчинам посвящаем эти строки…» | 1-11 | ЗДВР, учителя русского языка и литературы |
15.02 | Военно-спортивная эстафета «Армейские забавы», посвященная Дню защитников Отечества | 9-11 | ЗДВР, учитель физ.культуры |
17.02 | Общешкольный День здоровья | 1-11 | ЗДВР, учитель физ.культуры, классные рук. |
17.02 | «Сильные, смелые, ловкие» - спортивная эстафета | 1-4 | Учитель физ. культуры |
20.02 | Классные часы, посвященные Дню защитника Отечества «Славные страницы военной истории нашей страны». | 1-11 | Классные рук. |
20.02 | Выпуск школьной газеты со стихами об армии | Министерство печати и информации ШД | |
По планам классов | Поздравительные мероприятия по классам. Чествуем наших мальчиков и юношей | 1-11 | Классные руководители |
27.02.12 | Линейка по подведению итогов | 1-11 | ЗДВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково
Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково...
Возможности краеведческого компонента в формировании гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.
Материал рассказывает об особенностях формирования патриотических и гражданских качеств через краеведческий материал, приводятся примеры из педагогической деятельности, приемы использования краеведчес...
Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны...
Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»
В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...
Презентация проекта "Оценка качества образования на основе системно-деятельностного подхода"
В презентации представлены итоги работы над проектом муниципальной базовой площадки по теме "Оценка качества образования на основе системно-деятельностного подхода"...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ на основе инновационных технологий всестороннего физического развития.
Практический опыт...
Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника.
Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника....