Программа "Доброе сердце"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ekologovolonterskogo_dvizheniya.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение НАО
«Средняя школа п. Харута»
Программа
Волонтёрского отряда «Доброе сердце»
направление программы - эколого- биологическое
срок реализации программы –1 год
(кружок для обучающихся 10-14 лет)
Авторы программы:
Учитель биологии
Хатанзейская И.Н.
учитель экономики
Сидорова С.Н.
Пояснительная записка.
В современном мире экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный социально- педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и с взрослыми в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Все это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся- потребности заботливо относится к окружающей среде.
В школьной программе экологию изучают в 10-11 классах и частично в 9-ом классе. Кружок способствует сохранению здоровья школьников. Как известно причинами многих заболевания людей является экологическая безграмотность. Поэтому ребятам необходимо приобрести навыки экологической безопасности. Кроме того, кружок способствует углублению и развитию того материала, который изучается на уроках биологии, изучению и охране природы.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе кружковой работы, экологическое краеведение дают материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями. В условиях села школьники сталкиваются с конкретными экологическими проблемами, позволяя школьникам не только осознать, но и прочувствовать экологическую опасность, убедится в необходимости личного участия в деле охраны природы.
Изучая окружающую среду на внеклассных занятиях, дети на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде. И, наоборот, известные им нормы и отношения сопоставляют с реальной экологической ситуацией, убеждаясь в их целесообразности и необходимости.
Кружок создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: можно ли шуметь в лесу, рвать дикорастущие растения, как и где, проложить тропу, нужно ли экономить воду.
Основная форма работы на кружке – индивидуально- групповая. Она способствует приобщению школьников к самостоятельной работе, которую они могут выполнять с той скоростью усвоения, которая им более свойственна. При этом школьник может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению с фиксацией результатов на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает проведение исследований природной среды и ее охраны привлекательным и интересным.
Цель программы:
Повышение экологической грамотности обучающихся, формирование знаний и навыков природоохранной деятельности, активной гражданской позиции в вопросах взаимоотношения общества и природы.
Задачи:
В обучении
- знакомство с флорой и фауной родного края
- изучение глобальных и региональных экологических проблем
- приобретений знаний по выращиванию и уходу за декоративными культурами
- расширение знаний о влиянии условий среды на здоровье человека, экологических факторов на рост и развитие организмов
- подготовка к олимпиадам и конкурсам
В развитии
- приобретение навыков экологической безопасности, поведения в природе
- развитие умений выращивать и ухаживать за декоративными культурами
- развитие навыков проведения исследований, опытов и наблюдений, работы с дополнительной литературой и интернет ресурсами
- развитие одаренности и творческих способностей.
В воспитании
- воспитание бережного отношения к природе, своему здоровью
- формирование потребностей соблюдения чистоты и порядка в родном городе
- пробуждение интереса к приобретению экологических знаний
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте 10-14 лет.
Количество детей 15 человек.
Занятие проводится один раз в неделю 1 час.
Набор осуществляется по желанию детей. Группа может состоять из учащихся разных возрастов. В этом случае осуществляется дифференцированный подход в обучении.
Направление программы - эколого- биологическое.
Направления реализации программы.
- Трудовая деятельность, направленная на озеленение школы и пришкольной территории.
- Практико-исследовательская деятельность, направленная на изучение растительного и животного мира родного края, влияния экологических факторов на организмы.
Темы практических и исследовательских работ, проводимых под руководством учителя экологии:
- Познавательные экскурсии, позволяющие расширить знания в области охраны окружающего мира, сохранение здоровья горожан.
- Тематические мероприятия, воспитывающие бережное отношение к природе родного края.
5. Лекции и беседы об экологических проблемах родного края, страны с применением готовых презентаций, виртуальных экскурсий.
6.Участие в школьных и городских олимпиадах и конкурса.
7. Работа научного общества учащихся.
Формы реализации программы.
Обучение проводится в следующих направлениях: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков. Основная форма работы индивидуально- групповая, дистанционная.
Так же для реализации программы применяются следующие формы:
- проекты
- беседы
- экскурсии
- игры
- исследования
- викторины
- практические работы
Учебно - тематический план (34 часа).
№ № | тема | теория | практика | всего |
1 | Введение. | 2 | 2 | |
2. | Деятельность школьников, способствующая сохранению окружающей среды. | 2 | 1 | 3 |
3. | Роль зеленых растений в улучшении состояния окружающей среды. | 6 | 8 | 14 |
4 | Флора и фауна родного края. | 5 | 1 | 6 |
5 | Глобальные и региональные экологические проблемы. | 3 | 3 | 6 |
6 | Окружающая среда и здоровье человека. | 3 | 3 | |
Итого: | 21 | 13 | 34 |
Календарно- тематический план.
№ п. | № темы | Тема занятия | Содержание. | дата |
1 | 1 | Введение. | Роль экологических знаний в современном мире. | |
2 | 1 | Проектно- исследовательская работа школьников (оформление, выбор тем, актуальность, план работы) | ||
3 | 1 | Деятельность школьников, способствующая сохранению окружающей среды. | Влияние экологических факторов на живые организмы. | |
4 | 1 | Практическая деятельность школьников, направленная на улучшение состояния окружающей среды. | ||
5 | 1 | Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. П.Р.1 | ||
6 | 1 | Роль зеленых растений в улучшении состояния окружающей среды. | Влияние зеленых насаждений на состояние окружающей среды. | |
7 | 1 | Способы размножения и уход за декоративными культурами. | ||
8 | 1 | Знакомство с основными видами декоративных растений и правилами ухода за ними. | ||
9 | 1 | Лес- главное богатство нашей страны. | ||
10 | 1 | Правила ухода за комнатными растениями. | ||
11 | 1 | Химические и биологические методы борьбы с насекомыми- вредителями П.Р. 2 | ||
12 | 1 | Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке, селе. | ||
13 | 1 | Классификация комнатных растений.П.Р.3 | ||
14 | 1 | Определение растений по определительным карточкам. П.Р.4 | ||
15 | 1 | Черенкование комнатных растений. П.Р.5 | ||
16 | 1 | Размножение комнатных растений П.Р.6 | ||
17 | 1 | Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка П. Р.7 | ||
18 | 1 | Экологическая игра: «Лес-чудес». | ||
19 | 1 | Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка П. Р.8 | ||
20 | 1 | Флора и фауна родного края. | Редкие виды растений и животных НАО. | |
21 | 1 | Лекарственные и ядовитые растения родного края. | ||
22 | 1 | Правила сбора лекарственных растений. | ||
23 | 1 | Способы охраны флоры и фауны. | ||
24 | 1 | Роль школьников в сохранении видового разнообразия растительного и животного мира. Правила поведения в природе. | ||
25 | 1 | Экологическая игра: «Эти забавные животные» | ||
26 | 1 | Глобальные и региональные экологические проблемы. | Влияние роста численности населения на состояние окружающей среды. | |
27 | 1 | Экологические проблемы п. Харута НАО | ||
28 | 1 | Причины изменения климата. | ||
29 | 1 | Выращивание рассады. П.Р.2 | ||
30 | 1 | Оформление клумб. П.Р. 3 | ||
31 | 1 | Уход за рассадой. П.Р.4 | ||
32 | 1 | Окружающая среда и здоровье человека. | Влияние химических, электромагнитных, биологических загрязнений на здоровье человека. | |
33 | 1 | Определение качества питьевой воды. П.р.4 | ||
34 | 1 | Итоговое занятие | ||
ИТОГО | 34 часа |
Содержание программы.
- Введение.
Роль экологических знаний в современном мире.
Проектно- исследовательская работа школьников (оформление, выбор тем, актуальность, план работы)
- Деятельность школьников, способствующая сохранению окружающей среды.
Влияние экологических факторов на живые организмы.
Практическая деятельность школьников, направленная на улучшение состояния окружающей среды.
- Роль зеленых растений в улучшении состояния окружающей среды.
Влияние зеленых насаждений на состояние окружающей среды.
Озеленение школы и пришкольной территории.
Способы размножения и уход за декоративными культурами.
Знакомство с основными видами декоративных растений и правилами ухода за ними.
Лес- главное богатство нашей страны.
- Флора и фауна родного края.
Редкие виды растений и животных НАО.
Лекарственные и ядовитые растения родного края.
Правила сбора лекарственных растений.
Способы охраны флоры и фауны.
Роль школьников в сохранении видового разнообразия растительного и животного мира.
Правила поведения в природе.
- Глобальные и региональные экологические проблемы.
Влияние роста численности населения на состояние окружающей среды.
Экологические проблемы села
Причины изменения климата.
Основные экологические проблемы родного края.
- Окружающая среда и здоровье человека.
Влияние химических, электромагнитных, биологических загрязнений на здоровье человека.
Полезное и вредное вокруг нас.
Сохранение здоровья в условиях современного мира.
Практические и лабораторные работы.
- Правила ухода за комнатными растениями.
- Химические и биологические методы борьбы с насекомыми- вредителями.
- Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке и городском парке.
- Классификация комнатных растений.
- Определение растений по определительным карточкам.
- Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка
- Черенкование комнатных растений.
- Размножение комнатных растений.
- Изучение химического состава снежного покрова города.
- Определение качества пищевых продуктов.
- Определение качества питьевой воды.
- Изучение экологических проблем региона.
- Способы обработки почвы.
- Выращивание рассады.
- Оформление клумб.
Формы представления результатов деятельности.
- Участие конкурсах, олимпиадах, научных конференциях учащихся.
- Проведение открытых мероприятий (бесед, дискуссий, игр, конкурсов).
- Накопление презентаций, рефератов, исследовательских работ учащихся.
- Озеленение школы и пришкольной территории.
Ожидаемые результаты.
- научится навыкам экологической безопасности в условиях современного мира,
правилам поведения в природе
- изменить мировоззрение по отношению к природе
- воспитать чувство прекрасного, приобрести навыки дизайнерского творчества
- научится проводить исследования, делать выводы
-уметь ухаживать за декоративными культурами
Литература:
- И. П. Голубев «Окружающая среда и ее охрана» Просвещение 1995г.
- Красная книга НАО.
- Живая природа Ненецкого автономного округа / науч. ред. И. Лавриненко, О. Лавриненко. – Нарьян-Мар, 2004.
- Лавриненко О. В. Лавриненко И. А. Жизнь ненецкой тундры. Научно- популярный и образовательный материал по географическому краеведению. СD – диск.2009.
- Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь / гл. ред., сост. Л. Ю Корепанова. – М.: Дом книги «Аванта +», 2001.
- Энциклопедия растений России. Растения тундры / Ю. А. Алексеев, С. А. Баландин, М. Г. Вахрамеева. – М.: «Классик стиль», 2003
- Ботанические экскурсии в окрестностях Нарьян – Мара / Л. Царькова. – 2005
- Общая биология. / Н. Степановских. Издательство ЮНИТИ. М.:- 2002
- Изменение климата. / Всемирный фонд дикой природы, М.: 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Не жалейте сердца...Добру откроются сердца".
Занятие на тему: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"Цель: воспитание потребности в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм ...
От сердца к сердцу
Эта работа привитие любви к учебе....
"Мост доверия - От сердца к сердцу"
Тренинг для налаживания взаимоотношения между родителя и детьми...
Родительское собрание совместно с учащимися Мост доверия «От сердца к сердцу»
Цель: научить родителей и учащихся умению вести диалог (одно из условий развития личности в семье); поиск вариантов решений проблем взаимоотношений родителей и детей в семье.Источник: Внеклассные меро...
"Не жалейте сердца... Добру откроются сердца"
Классный час для 7 класса по теме "толерантность". В начале урока можно включить видио "всё оставляе свой след"...
Классный час в 7-м классе "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"
Цель: воспитание потребности в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоцио...
Социальный проект "От сердца к сердцу"
Творческая работа воспитанников Дома детского творчества, напрвленная на решение социальных проблем...