Исследовательская работа "Птицы нашего двора"
материал на тему
Исследовательская работа "Птицы нашего двора", проведенная в рамках районного конкурса "Покормите птиц зимой!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Птицы нашего двора" | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Безлепкинская основная общеобразовательная школа»
Мантуровского района Курской области
Птицы
нашего двора
(исследовательская работа)
ВЫПОЛНИЛИ: обучающиеся 5-7 классов
Руководитель : Оболенских Алла Анатольевна
2015год
Содержание
I Введение
II .Основная часть
1. Видовой состав птиц
2 Сезонные изменения в жизни птиц
3. Помощь птицам в зимний период
III. Экспериментальная часть
Констатирующий этап
Формирующий этап
Контрольный этап
IV Заключение
V Список литературы
VI Приложение
I Введение
Птицы... Пожалуй, нет человека, который хотя бы раз не заслушивался их пением, не наблюдал их весенние хлопоты, не провожал их полет восхищенным взглядом.
Птицы, пожалуй, самые заметные из диких обитателей природы. Звери редко попадаются на глаза, а они то и дело оказываются на виду, хотя многие стороны их жизни не так-то просто подсмотреть. Видимо, и летать люди стали во многом потому, что захотелось однажды взмыть в небо как птица! Кто они, эти наши соседи? Какие они? Как они уживаются с нами? Какое влияние оказывают на нас?
В течение двух месяцев творческая группа занимались исследовательской деятельностью, посвящённой проблеме зимующих птиц Курской области, а именно их образа жизни на основе справочной и детской художественной литературы, как человек может им помочь и как птицы помогают человеку. Для работы над проектом были выбраны (по желания) 7 обучающихся, задания между которыми были распределены с учётом их индивидуальных особенностей. Реализация исследовательской работы осуществлялась во внеклассной деятельности после изучения соответствующих тем.
В ходе работы реализовывались следующие цели:
-изучить видовой состав зимующих птиц прилетающих к кормушкам;
-воспитывать у детей положительное отношение к ним;
-определить по видовому составу экологическое состояние микрорайона села Безлепкино.
Задачи исследования:
-узнать как можно больше сведений о зимующих птицах нашего двора из энциклопедий, справочников, художественной литературы
-систематизировать литературу по теме работы;
-понаблюдать за повадками птиц, выявить характерные особенности поведения птиц на кормушках, питания в зимнее время;
-изготовить с ребятами своего класса кормушки, подкармливать птиц;
Методы исследования: анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг,журналов, газет; эксперимент.
Объект исследования: птицы, прилетающие к кормушкам.
Предмет исследования: поведение и питание птиц на кормушках.
Участники: обучающиеся 5-7 класса.
II.Основная часть
1. Видовой состав птиц
Мир птиц очень красочный и разнообразный. За их совершенство, красоту, неутомимость и скорость полета именуют властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури.
Птицы – часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. В природе птиц очень много В лесу, на реке, в поле – кругом живут птицы. Но в нашей заботе больше нуждаются зимующие птицы, так как во время метелей и сильных морозов много птиц погибает.
Чтобы наблюдать птиц зимой, надо знать, где их искать. Мы искали там, где есть их зимний корм. Каждая птица отыскивает и поедает корм по-своему, и зимой все такие особенности можно изучить легче, чем летом, так как птицы не могут спрятаться в листве деревьев и вообще менее осторожны.
Короткое светлое время суток целиком идет на добывание пищи, так как расход сил и тепла в морозы очень велик. Поэтому, естественно, что зимние кочующие стаи или птицы-одиночки держатся постоянно близ своих пищевых источников, перелетают с одной кормежки на другую. На этих-то кормежках, кормовых станциях, мы вели свои наблюдения Здесь увидели птиц представителей семейства вороньих, различных мелких синиц — гаек, хохлатых, лазоревок, иногда более редких московок и длиннохвостых. На кустах с ягодами видели снегирей. Из более крупных птиц зимой встретили большого пестрого дятла. Иногда он кочует вместе с синицами. Зимой держится около домов Некоторые хищники, например, ястреба, совы-неясыти, также держатся недалеко от жилья, питаясь мелкими птицами и мышами.
Зимой попадаются на глаза сороки, галки и вороны. Они сразу же летят обыскивать помойки, на которых находят различные отбросы: корки хлеба, кусочки картошки и т.п.
2. Сезонные изменения в жизни птиц
Грань между осенью и зимой незаметна. Различия нарастают постепенно, осень переходит в зиму, но удобнее считать гранью время установления снежного покрова. Для многих птиц этот момент действительно важен, так как лишает их пищи (например, семян на земле). Многие птицы зимой ищут укрытие от холода в постройках человека – под крышей, на чердаке. В сельской местности птицам выжить легче, потому что многие держат дома птиц - кур, гусей, индюков, а значит и лесным птицам может тоже достаться зерна. Поэтому воробьи сбиваются в большие шумные стайки и совершают «набеги» на дворы
Главное стремление у птиц в эту пору - прокормиться до весны.
У меня дома развешены кормушки – общая столовая, где кормятся голуби, воробьи, а специально для синиц – бутылки – кормушки.
Наблюдая за поведением птиц в зимнее время могу отметить, что домовые воробьи проявляют к человеку бесстрашие, ночуют на чердаках, в вентиляционных трубах. И на мои кормушки чаще других прилетают.
Воробей - маленькая, подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным – давно за то, что стаи полевых воробьёв могли опустошить огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей !» Так и остались они воробьями. Зимой воробьи питаются пищевыми отходами, брошенным зерном. Их можно встретить возле мусорных контейнеров, во дворах, возле мусоропроводов.
Еще к моим кормушкам прилетают синицы, они бывают также часто, как и воробьи. Грудь у неё ярко-желтая, с продольной черной полосой. Спина зеленоватая, щеки ярко – белые , окаймленные черным, на голове – черная шапочка. Оседлая, зимой –кочующая птица. Держится в парках, садах, в населенных пунктах. Часто гнездится в скворечниках и дуплянках. Первая песня слышится очень рано – со второй половины февраля (иногда в конце января ), чаще всего – в начале марта. Летом питается насекомыми, причем только на лиственных деревьях, зимой с удвоенным усердием обыскивает хвойные деревья, кусты, траву, лесную подстилку, пока снег не спрятал ее до весны. На деревьях добирается до самых тонких веточек, повисает на них, если надо, даже вниз головой. Уверенно извлекает насекомых из зимних убежищ. Едят синицы и семена, и плоды. В общем, основательно меняют свои привычки, приспосабливаются к новым условиям. Осенью обычно объединяются с синицами - лазоревками, московками ,гаичками в смешанные стайки. Поведение у них суетливое, пищат на разные голоса.
У большой синицы на голове шапочка черная, а у лазоревки – голубая. Московка и гаичка - обе в черных шапочках, но снизу эти птички не желтые, а белые. У московки верх голубовато – серый, а у гаички – бурый. У московки издалека заметны белые щеки. Синицы – гаичка, московка, хохлатая ( у нее действительно имеется на голове симпатичный хохолок ) – запасают осенью еду.
Однажды в середине января я увидел снегирей. Снегирь- самец красногрудый, с черной шапочкой, серой спинкой и черными крыльями и хвостом. Самка серая, с серой шапочкой. Зимние кочевки начинаются с выпадением снега и продолжаются до начала апреля. Первый снег - и первый снегирь. За это свойство- появляться с первым снегом -и назвали снегиря снегирем.. Стайки держатся на рябинах, ясенях, иногда на торчащих из – под снега стеблях трав. При кормежке ягодами съедают только семена, бросая мякоть на землю. Я находил под деревом такие выеденные плоды, значит, кормились здесь именно снегири. ( Дрозды и свиристели тоже пируют в эту пору на рябине, но глотают плоды целиком) Насытившись, снегири отдыхают на высоких деревьях.
Мне известно, что ближе к весне снегири возвращаются на север, в глухие хвойные леса или смешанные, но такие, в которых много елей, где людей почти не бывает. Там, в гуще ветвей, сооружают снегири гнезда. Живут парами, очень скрытно потому и не видим снегирей летом.
Недалеко от моего дома растет сосновый бор, я часто там бываю и не раз встречал большого пестрого дятла. Ростом он покрупнее скворца. Свое название вполне оправдывает – действительно пестрый. Самца от самки легко отличить: у него красное пятно на затылке, а у самки такого пятна нет. Подобно синицам и поползням дятел меняет к зиме свои привычки. Если летом он кормится насекомыми, то зимой ест семена сосны и ели, а также желуди, орехи. Это и понятно: такой корм зимой гораздо легче найти. Дятел - едок бережливый. Однажды я был в сосновом бору и наблюдал , как извлекает из шишки семена. Обрабатывает дятел шишку в особой « кузнице » - в трещине или щели на дереве. Забивает туда шишку и начинает по ней стучать – выколачивать семена. Покончил с одной, полетел за другой. Сорвал ее, принес к « кузнице ». Старую выпотрошенную шишку клювом из щели вытащил и в сторону откинул, а новую в это время в лапах держит, за ствол цепляется. Укрепил в щели новую шишку и опять принялся долбить.
3.Помощь птицам в зимний период
Зимой для наших пернатых друзей настают самые тяжелые времена: голод и холод Зимняя подкормка птиц - уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типично лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности. Где зимой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей решают по – разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена. Из каждых десяти зимующих птиц 9 погибает от голода. А птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых. Насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня.
В лесу птицы могут поесть только семена из шишек ели и сосны и почки деревьев, а также ягоды рябины. В поисках корма многие лесные птицы и птицы луга, не улетевшие в теплые края, стараются держаться ближе к человеческому жилью. Здесь им проще найти корм – на помойках, в личных дворах, в специально подготовленных кормушках.. На помойках ищут корм серые вороны, галки, сороки. Насколько важна подкормка для самих птиц? Зимние лишения пищи , конечно, не угрожают вымиранию птиц, они смогут прокормиться и в природе. Но значительная часть зимующих птиц погибает. Особенно опасны для них обледенение и налипание мокрого снега. Естественный корм для многих видов становится практически недоступным. А пару дней совсем без корма, да еще в холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель, не говоря уже об ослабленной..
Многие птицы зимой держатся стаями, которые перелетают с места на место в поисках пищи. Иногда такие зимние кочевки уводят птиц довольно далеко от их летних мест обитания. Стайность зимой особенно заметна у мелких птиц, например, синиц, щеглов, овсянок, снегирей, щуров, свиристелей. Крупные птицы, более осторожные, а поэтому и менее заметные, держатся зимой стаями. Так, например, живут тетерева, скрывающиеся зимой в глухих участках леса. Стайность зимующих птиц можно отчетливо наблюдать, например, у галок. Каждый вечер, в сумерки, большие стаи этих птиц, стремящиеся на ночлег в сады или парки, выбирают высокие деревьями, невольно привлекают внимание.
Благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше.
Ребята нашей школы знают, что птицы полезны. Для чего нужны птицы лесу? Как они помогают лесу?
- Птицы – санитары леса, они уничтожают вредных насекомых. По-разному вредят эти насекомые: одни грызут листву деревьев, другие подгрызают корни, третьи забираются под кору дерева и точат его изнутри. Одни летают, ползают, но птицы находят их везде.
- На ветвях ловят вредителей насекомых пеночка, славка, синица. На стволах дерева – поползень. Но самым интересным способом уничтожает вредителей дятел – он передвигается по стволу, опираясь на свой жесткий хвост. Своим длинным и крепким клювом он долбит кору дерева и потом своим необыкновенно длинным языком с зазубренной костяной иголочкой на конце достает личинок древесных жуков.
- В воздухе ловят насекомых мухоловки, стрижи, ласточки. У стрижа широкий рот, он им как сачком ловит насекомых. У одного стрижа нашли во рту 372 мелких насекомых, он изловил их для своих птенцов. А одна ласточка уничтожает за лето до миллиона насекомых.
- «Рабочий день» птиц длится от самого рассвета и до вечерних сумерек. Летом, выкармливая насекомых, они ловят насекомых по 18 часов в сутки. Птицы очень прожорливы. Вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. А пеночка, крапивник съедают насекомых в два раза больше собственного веса. Это связано с тем, что птицы очень активны и расходуют много энергии, поэтому пищеварение у птиц проходит очень быстро.
- Пара больших синиц при выкармливании птенцов прилетает к гнезду с кормом 250-300 раз в день. За один раз синица приносит в клюве не одну, а несколько гусениц. За 10 секунд синица разыскивает и съедает 10 гусениц.
- Много пользы приносит кукушка, которая поедает мохнатых, покрытых щетинками гусениц непарного, кольчатого и других шелкопрядов, среди которых есть опасные вредители леса и сада и которых не трогают другие птицы.
- На одном гектаре леса иногда живет несколько десятков, а то и больше птичек. Значит, каждый день они уничтожают несколько килограммов вредителей.
- Очень полезно также привлекать птиц в плодовые сады. Если прикармливать птиц зимой с кормушек в саду, то они летом «отработают» свой корм сторицей. Даже воробьи будут все лето уничтожать злейшего врага садов – яблоневого долгоносика.
Неоценима роль птиц в жизни леса. Лес, наполненный звуками, это, прежде всего, лес птиц. Именно птицы уничтожают в лесу самых опасных вредителей – различных видов бабочек Но летом огромное количество птиц «лечат» лес и уничтожают вредителей, поэтому мы должны поддержать их зимой, помочь дожить до лета.
Мы решили:
- Нужно продолжить подкормку птиц, так как весной для них еще мало корма.
- Необходимо делать для птиц скворечники, дуплянки, охранять гнездовья от разорения и тем самым привлекать птиц – санитаров леса. Нельзя ни в коем случае ловить и убивать птиц.
- Не разорять птичьи гнезда. Не ловить и не убивать птиц.
- Не трогать яйца и птенцов, не подходить близко к обнаруженным гнездам и не беспокоить птиц.
- Подкармливать птиц в зимнее время, главное – защитить птиц от голода.
- Делать кормушки, не забывать рассыпать в них корм.
- Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена деревьев, зерновых растений, подсолнечника, арбузов, дынь, ягоды рябины, калины)
- Наблюдая за птицами в природе, нельзя их пугать, беспокоить. Результаты наблюдений надо записывать в дневник наблюдений: величину птицы, окраску, повадки, подвижность, характерные позы, стайность, настороженность, птичью песню. Можно схематично зарисовать птицу. Надо описать место, где обитает птица, корм. По сделанным записям потом можно определить вид птицы.
Богаче будут наши леса и парки. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки! Тем более, что зимой они легко идут на контакт с человеком, можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.
Чтобы помочь птицам мы решили сделать кормушки
Учащимися нашей школы были изготовлены кормушки для школьного сада. Мы их делали не только из дерева и фанеры, но и из вторичного материала – пластмассовых бутылок, коробок из-под тортов, упаковок из-под молока. Для подкормки птиц мы раскладывали корма – пшеницу, ячмень, нежареные семена подсолнуха, просо и пшено. Мы также раскладывали корма в кормушки, которые остались с прошлого года. А потом мы подсчитывали, сколько птиц, и каких, прилетали на наши кормушки. Кормушки мы развешивали в школьном саду. А еще каждый из нас сделал кормушки и повесил дома.
Нужно помнить, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и тоже время, а еще лучше - 2-3 раза в день.
Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц (агрессивные и мирные). Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле.
Все кормушки следует регулярно чистить, чтобы в них не распространялась инфекция, так как за кормом слетаются и больные птицы и те, которые внешне выглядят здоровыми, но на деле являются переносчиками инфекции.
Рекомендуется передвигать кормушки на небольшие расстояния, чтобы освободить землю от мусора, который образуется естественным образом вокруг кормушки – упавший корм, испражнения птиц.
При устройстве кормушек не стоит гоняться за слишком сложными и причудливыми конструкциями. Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. Важно только, чтобы у них, по возможности, корм был защищен от непогоды и голубей. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить.
В конце зимы в жизни многих птиц можно заметить перемены. Среди них начинается оживление, указывающее на приближение весны. Даже при наблюдении на кормушках это оживление можно видеть, особенно в ясные, теплые дни. Птицы становятся драчливее, голосистее, изредка уже слышится даже тихая песенка; в солнечные дни и оттепели самцы ухаживают за самками.
III. Экспериментальная часть
1.Констатирующий этап
Экспериментальная работа была проведена во 2-4 классах
МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа».
В классах 8 человек. Чтобы выявить, что ребята знают о зимующих птицах нашего двора и как к ним относятся, проведено анкетирование по вопросам:
1.Каких зимующих птиц ты знаешь?
2.Каких зимующих птиц ты видел (а) в своем дворе?
3.Зачем подкармливать птиц зимой?
4.Какой корм предпочитает воробей, синица, голубь?
5.Какой корм нужно заготовить для зимующих птиц?
6.Какие виды кормушек ты знаешь?
7.Как ты думаешь, почему так мало видов птиц прилетают к нам во двор?
Нами были выделены следующие уровни знаний:
1уровень - количество детей, которые подробно и полно ответили на вопросы.
2уровень – количество детей, которые дали неполные ответы.
3 уровень – количество детей, которые совсем не знают о повадках птиц.
1уровень – 49,8%
2уровень – 36,7%
3 уровень – 13,5%
Анкетирование показало, что не все ребята знают виды зимующих птиц, чем они питаются и какой корм предпочитают и почему их надо подкармливать.
2.Формирующий этап
Вместе с учительницей Аллой Анатольевной мы продумали, какие мероприятия провести с ребятами, чтоб повысить уровень знания детей о зимующих птицах нашего двора и научиться заботиться о них.
Составили план, куда включили:
1.) Классный час: «Птицы нашего двора»; «Поел сам, покорми птиц!»
2.) Посещение библиотеки: чтение энциклопедий, справочников, художественной литературы; сбор познавательного, занимательного и иллюстративного материала о зимующих птицах нашего двора.
3.) Наблюдения за повадками, поведением птиц на кормушках, питание в зимнее время;
4.) Акция «Крошки»
(сбор семена подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, плоды рябины, сухофрукты, крупы):
5.) Рисунки кормушек;
6.) Изготовление кормушек;
Была проведена большая работа. Ребята с большим интересом слушали беседы, сами принимали активное участие в поиске дополнительной литературы.
Ребята следили за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм. Птицы в основном подлетали к кормушкам с 11 до16 часов дня, чаще всего подлетали: воробьи, синицы.
В различную погоду поведение птиц неодинаково, и даже места кормежки иногда меняются. Наблюдая за птицами, мы обнаружили много интересного для себя, к примеру, синицы очень пугливы и осторожны. На кормушку синицы садятся по одной, а остальные дожидаются своей очереди на деревьях.
Ребята подкармливали птиц, наблюдали за их повадками и определили любимый корм зимующих птиц:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы.
- Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда воробьев.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц.
Сало и мясо подвешивают на ниточках и на кормушках-иголочках.
В результате исследований я пришел к выводу, что жизнь птиц в зимний период сильно затруднена различными экологическими факторами. В первую очередь это недостаточное количество пищи, ее трудная доступность в связи с очень снежной зимой, низкие температуры в зимний период.
Наблюдая за птицами, мы сделали такой вывод: к каким кормушкам и какие птицы прилетали, какой корм предпочитали и как его употребляли
3.Контрольный этап
После проделанной работы с ребятами провели повторное анкетирование по вопросам.
Результаты анкетирования показали, что уровень знаний о зимующих птицах повысился и изменилось отношение ребят к пернатым.
IVЗаключение.
Наблюдая за птицами, мы научились различать их по внешнему виду, узнали много нового и интересного о поведении птиц и их повадках. Зная, какую огромную пользу птицы приносят летом, каждый из нас должен помочь им пережить холодную и снежную зиму. Ребята нашей школы стали совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробушка или голубя, мы не пройдем мимо. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо подкармливать.
Наша задача максимально облегчить зимовку птицам и обеспечить их выживание.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слететься, как домой,
Стайки на крыльцо
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
V Список литература
Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К. Мишиной, А Зыковой. – М.: Эксмо, 2009. – 512с.
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 2004 – 256с.
Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,2006.
Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: «Дрофа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребята с нашего двора
Сценарий школьной агитбригады по здоровому образу жизни...
Сказки нашего двора
Методическое пособие для детей как правильно и с пользой провести свободное время во дворе....
Герои нашего двора
Презентация о воинах-афганца и об участниках локальных воин моего поселка Гостеприимный...
"Сказочные домики нашего двора" (урок-исследование)
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся в рамках ФГОС НОО. Урок носит исследовательский характер. Ребята исследуют свойства пластилина различного вида (обычный, зернистый, восковой...
Масленица-праздник нашего двора!
для педагогов - организаторов подростковых клубов...
Открытое занятие "Птицы нашего двора"
Открытое занятие "Птицы нашего двора"...
"Праздник нашего двора"
Цель: организация веселого творческого досуга детей, создание у детей праздничного настроения....